реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Значение имени Бога в Библии и его произношение

реферат
p align="left">Обратимся к еврейскому (МТ) тексу.

На вопрос Моисея о имени Бог отвечает: «eHеYeH aSHeR eHеYeH» - «Я буду, Кем Я буду» имя Мое (Исх.3,14а) и скажи так сынам Израилевым «eHеYeH» - «Я буду» послал меня к вам (Исх.3,14b). Что же означают эти загадочные слова? Если мы обратимся к Исх.3,12 то увидим, что Бог дает Моисею обетование присутствия с ним «Я буду с тобою» и это обетование звучит то же как «eHеYeH iMMaK». Вот что главное узнает Моисей, Бог будет с ним и с сынами Израилевыми, и выведет их из Египта.

В Исх.6,2-8 впервые мы видим, что в контексте истории призвания Моисея стоит имя Божьего самораскрытия - YHWH. Поскольку в древнееврейском языке на письме не использовались гласные, это имя записывалось в древних библейских рукописях в виде четырех согласных: «йод», «хе», «вав», «хе», которые транскрибируются латинскими буквами как YHWH. Это обозначение в библеистике называют «Тетраграмматон» (греч. «четырехбуквенное имя»). Согласно Писанию, имя YHWH начинают призывать во времена внука Адама Еноса (см. Быт.4,26), однако чуть дальше говорится, что это имя не было известно Аврааму, Исааку и Иакову (см. Исх.6,3). Это вероятно, означает, что исходя из сложившийся ситуации новый смысл Своего имени Господь впервые сообщает именно Моисею. Это объяснение можно подтвердить тем, что до Исх.3гл. мы нигде в Библии не находим подобного истолкования имени YHWH, какое дано Самим Богом в Исх.3.13,14.

В основе слов «eHeYeH aSHeR eHeYeH» - «Я буду, Кем Я буду», «HeYeH» - «Я буду» или «Я есмь» и «YHWH» - «Господь» стоит глагол «есмь» HaYaH употребленный в Исх.3,14 в несовершенной форме («Я буду, Кем Я буду», хотя еврейские несовершенные глаголы могут передавать как будущее, так и настоящее время «Я есть, Кто Я есть»), который содержит, в общем, более полное и динамичное высказывание о сущности личности или вещи, сущности, которая проявляется по отношению к другим в действиях, поведении, судьбе и общении. Поэтому в этом слове выражена не только историческая действенность Бога. В нем также подчеркивается, что Божественное «бытие» - всегда «присутствие» (parousia) для тех, к кому Бог обращается.

Итак, в строгом смысле слова мы видим, что «eHeYeH aSHeR eHeYeH» это не имя Божие, а Божие обетование активного присутствия с Моисеем и израильтянами: «Я с вами», «Я иду с вами», «Я буду присутствовать с вами». Однако избранники YHWH не могут предписывать Ему, как Он им должен быть близок, ибо Он остается свободным и непостижимым. Его близость и присутствие могут проявляться совсем иначе, нежели они от Него ожидают. Обетование «Я буду с вами» может быть опытно пережито только теми, кто готов расторгнуть свои привычки и связи, чтобы следовать только голосу Божию (см. Быт.28,15; Ис.43,2-5). Это обещание Божьего присутствия стало в Моисееву эпо-ху решающим фактором и послужило пред-метом разногласия в Исх.33гл., где YHWH пер-воначально откликнулся на эпизод с покло-нением золотому тельцу заявлением, что израильтяне будут лишены Его присутст-вия на пути в Ханаан. Тогда Моисей стал умолять YHWH идти вместе с ними или вовсе не выводить их в Ханаан.

Моисею дается обетование, что YHWH будет всегда с ним и сынами Израилевыми и Сам будет бороться за них. Однако Моисею в буквальном смысле Бог не открывает Своего Личного имени, как уже было сказано имя YHWH это Божье обетование активного присутствия. Конечно, Моисей пережил величайшее Откровение Божие и он узнал о Боге нечто новое чего не знали праотцы Авраам, Исаак, Иаков (см. Быт.6,3), но сказать что Бог открыл Моисею Свое личное имя мы вряд ли можем. Да в ветхозаветной религии Израиля имя YHWH становится собственным именем Божиим. Но это Откровение не было абсолютным, вечным и совершенным, ибо как утверждает Новый Завет ветхозаветная религия в ожидании будущего откровения была лишь детоводителем ко Христу, в Котором Божественное Откровение достигло совершенста (см. Ин.1,18; 14,9-14; Гал.3,23-26; Кол.1,15; 2,9).

Имя YHWH, как мы уже сказали, было раскры-то Моисею в качестве нового откровения; новая вера ассоциировалась с именем YHWH и, хотя сохранила преемственность с верой патриархов, отличалась от нее. Вера Моисея в YHWH отличалась от религии пат-риархов тем, что в религии Моисея акцент делался, среди прочего, на божественном вмешательстве в опасных ситуациях и на святости Бога, а это не было главными чер-тами в религии патриархов.

Богословские оттенки смысла, связанные с именем YHWH разнообразны. По этимологии, и по по контексту, в ко-тором раскрывается это имя (см. Исх. 3,12,14; 6,2-8), оно означает «присутствие». Бог -- с израильтянами, Он близок к Своему наро-ду, присутствует среди него. Это обетование присутствия усиливаются за счет того, что святилище во время странствий в пустыне называется «скиния» (буквально «оби-тель»), а также благодаря обетованному имени Емману-Эль («с нами Бог», Ис.7,14; Мф.1,23). YHWH присутствует, Он доступен и близок ко всем, призывающим имя Его (см. Пс.144,18) ради спасения (см. Пс.106,13), проще-ния (см. Пс.24,11) и наставления (см. Пс.30,4). Яхве близок для обращений, но в качестве Бога ЕLОHIM Он также, парадоксальным образом, непознаваем (трансцендентен).

Имя YHWH определяет Его как участни-ка в борьбе человечества за существование. Благодаря событиям Исхода имя YHWH на-всегда связано со спасением и освобождени-ем (см. Исх. 15:1-13; 20:2-3). Обетование спасе-ния, данное в Исх. 6:6-8, обширно и вклю-чает в себя близость с Богом и все благосло-вения изобилия, однако решительно обо-соблено в начале и в конце фразами «Я Гос-подь». Имя YHWH имеет существенное значение в пророчествах о спасении (см. Соф.3,14-17) и в мольбах (см. Пс.85,1). За-ключенная в этом имени грань спасения повторяется в пророчествах о воплощении: родившийся Сын будет назван Иисусом (евр. Иехошуа или Иешуа, что значит «Яхве - спасение»), ибо (подобно эху к имени YHWH) «Он спасет лю-дей Своих от грехов их» (Мф.1,21). В имени YHWH раскрывается характер Бога как спасителя людей.

С богословской точки зрения имя YHWH созвучно с заветом, отчасти и потому, что в разъяснении имени в Исх.6,6-8 упомина-ется формула завета («Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом», Лев.26,12). Имя YHWH -- это имя, к которому Израиль может предъявлять особые претензии. В за-вете ряд вопросов, таких как справедли-вость (см. Ис.61,8) и святость (см. Лев.19,2), обри-сован с чрезвычайной остротой.

Каково же взаимоотношение между Богом, Его именем, присутствием и славой. Наиболее важны в этом отношении стихи 12-23 из 33 главы книги Исход. Здесь одновременно описаны четыре разли-чных «проявления» Бога: Его присутствие, Его слава, Его имя и Его благоволение. В ответ на обещание Бога, что Израиль не будет лишен Его присутствия, Моисей про-сит показать ему Божью славу (см. Исх.33,14,18). Господь, однако, отклоняет эту просьбу и вместо нее предлагает: «Я проведу пред тобою всю славу Мою, и провозглашу имя YHWH пред тобою: и кого помиловать, -- помилую, кого пожалеть, -- пожалею... лица Моего (присутствия) не можно тебе увидеть; потому что человек не может уви-деть Меня и остаться в живых» (Исх.33,19-20).

Этот разговор происходит после эпизо-да с поклонением Израиля золотому тель-цу, то есть в такой момент его истории, когда глубокую обеспокоенность вызывал вопрос, останется ли святой Бог с этим на-родом или же извергнет на него Свой гнев. Как может святой Бог присутствовать сре-ди греховного народа? В ответе на этот воп-рос Самим Богом проведено четкое различие между Божьим присутствием/славой и Его именем/благоволением. Божьи присутст-вие и слава святы, вызывают благоговение, к ним нельзя приблизиться; грешный чело-век должен быть прикрыт от них (см. Исх.33,22). Однако Моисей сможет встретиться с именем и благоволением Бога, в которых выражается склонность Бога по природе Своей проявлять милосердие (см. Исх.33,19). Тем, кто поклоняется Богу, становится из-вестно Его имя (см. Исх.3,14; 6,2-3).

Предполагаемое здесь различие точно так же прослеживается и в остальной части Ветхого Завета. Слава Божья остается Его святым, грозным, неприступным и опас-ным проявлением. Когда слава Его появля-ется перед народом, это есть заключенный в облако огненный столп -- облако закры-вает и защищает людей от вида испепеляю-щей пламенем Божьей славы (Исх. 16:10; 24:16; 40:34; 3 Цар. 8:11; 2 Пар. 7:2). В от-личие от этого, имя Божье -- то, что Изра-иль может узнать и испытать, к чему может приблизиться -- подразумевает Его благо-воление и милосердие. Псалмопевец не призывает Божью славу и не вручает себя ей, но проделывает это с именем Божьим. Величественные проявления Бога в виде Его славы обычны при драматической и приуроченной к особым случаям теофании, сопровождаемой огнем, громом и землетря-сением, но имя Его -- это способ, которым Он раскрывает Себя в контексте повседнев-ного, текущего поклонения. Слава -- это форма богоявления в драматических собы-тиях истории искупления -- при исходе, у Синая, при освящении скинии и храма. А имя свидетельствует о доступности Бога и Его милосердии, и это форма поклонения, когда Израиль приближается к святилищу, к месту, которое Бог избрал, «чтобы пребы-вало там имя Его» (см. Вт.16,2).

Но даже с учетом этого более нюансиро-ванного подхода как Божья слава, так и Его имя являются божественными самопрояв-лениями и обязаны обнаруживать свою те-сную взаимосвязь. Этот шаг наиболее явст-венно делает Исайя: «Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя его сильно» (Ис.30,27). Здесь в виде огненного столпа представлено Имя. Хотя имя и слава вполне различимы благодаря присущим им немаловажным нюансам, в конечном счете они суть проявления одного и того же Гос-пода, Бога, Который судит и все же склонен к милосердию.

Внебиблейские тексты также могут спо-собствовать выявлению того, что означает фраза о месте, которое Бог избрал, «чтоб положить там имя Свое» (Вт.14,24). Сход-ное выражение дважды встречается в пись-мах Амарны, относящихся к последней по-ловине второго тысячелетия до Р.X. Царь Абду-Хеба «положил свое имя в земле Ие-русалимской». Это выражение подразуме-вает одновременно и владение, и завоева-ние. Для Бога дать Свое имя некоему месту или народу тоже означает утвердить Свое право собственности -- над миром, Израи-лем или его землей. Во Второзаконии, где делается акцент на владении землей и на завете Израиля с Богом, проявление Божь-его присутствия в виде Его имени напоми-нает народу о праве собственности и влады-честве Бога. Не принижая и не исправляя представлений об имманентном присутст-вии Бога, Божье имя во Второзаконии под-тверждает самое что ни на есть реальное присутствие Бога во всей полноте Его хара-ктера и верности завету с теми, на кого Он возложил Свое имя.

Произношение имени YHWH

До падения Иерусалима и разрушения Первого Хра-ма в 587/586 г. до н. э., произношение Тетраграмматона, по-видимому, допускалось. Однако по крайней мере с III в. до н. э., в силу ограничительной интерпретации третьей заповеди (см. Исх.20,7; Втор.5,11: «Не произноси Имени Господа, Бога твоего, напрасно (всуе или ложно)»; ср. также Лев.24,11,16), а также, вероятно, из благоговения, евреи стали избегать произносить имя YHWH, говоря вместо него АDONAY, т. е. Господин (букв, «мои Господа»), что явствует из Септуагинты, пере-дающей YHWH через слово КYRIOS - Господин, Господь. Когда же в Библии встречалось комбинированное обозначение АDONAY-YHWH, то оно читалось как Адонай-Элохим, т. е. «Господь Бог». В раннем средневековье при огласовке кон-сонантного (написанного только согласными буквами) текста Библии масореты (еврейские библеисты VIII-IX вв.), вокализируя Тетраграмматон, ставили гласные значки, используемые при огласовке слова Адонай, с одним отличием -- под пер-вой буквой «йод» в имени YHWH они ставили значок «шва» (обозначающий ультракраткий звук, близкий к «э») вместо значка «шва пэттэк» (обозначающего ультракраткий звук с оттенком «а»), стоящего под «алефом» в слове АDONAY. Эта масоретская огласовка указывала (естественно только людям посвященным - раввинам) на то, что вместо YHWH следует читать АDONAY. Когда же само имя АDONAY предшествует Тетраграмматону, то, чтобы избегнуть повторения этого имени, масореты снабжали его гласными значками имени ELOHIM так что в этих случаях вместо YHWH читают (обратно таки люди посвященные в эти нюансы) ELOHIM (букв. «Бог»). Средневековые христианские ученые, не по-няв истинного смысла вокализации имени YHWH гласны-ми значками от слова АDONAY, транслитерировали его как Иегова. Обычно считается, что первым данную транслитерацию использовал в 1518 г. исповедник папы Льва X Петр Галатин. Имя «Иегова» использовалось христианскими богословами, библеистами (см. Синодальный перевод), учеными и литераторами вплоть до середины XIX в., когда Г. Эвальд показал, что YHWH сле-дует читать не как Иегова, а как YAHWEH (Яхве). Эта вокализация подтвержда-ется, в частности, передачей Тетраграмматона ран-нехристианскими авторами Епифанием Саламинским (315--403) и Феодоритом Киррским (390--466) как IAPE. Огласовку первого слога подтверждает и сокращенная фор-ма имени Бога YAH, встречающаяся в поэтических текстах (см. Исх.15,2; Пс.67,5) и окончания -yahu и -yah во многих еврейских теофорных именах (например, Элийаху, Ишайаху, Ирмийаху), а также такие греческие транскрипции имени, как Yashu, Yaouai (Климент Алексан-дрийский 150 -- 215 гг.) и Yafu (Ориген 185 -- 253/254 гг.). Особого внимания заслуживает тот факт, что аморейские теофорные антропонимы содержат элемент Ya, Yawi, вероятно связанный с именем YHWH.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.