реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Анализ социального учения Католической церкви

реферат

Глава lll

Социальная деятельность Римско-католической Церкви в мире

К числу традиционных религий в Беларуси относится также одна из крупнейших по количеству последователей римско-католическая церковь (РКЦ). Католицизм начал активно распространяться на землях Беларуси с конца XIV в. среди местного балтского и славянского (белорусского) населения — в соответствии с тогдашней политикой великих князей литовских (один из которых — Ягайло, благодаря этому шагу стал королем Польши под именем Владислава в 1386-1434 гг. и основателем династии Ягеллонов в Польше, Чехии, Венгрии и др. странах Европы). Этому же процессу содействовал Ватикан, ряд монашеско-рыцарских орденов, а также польский католический костел.                                                                   Пропольски настроенная местная католическая знать и польский костел играли в процессе распространения католичества в Беларуси на протяжении XIV — начала XIX в.в. одну из самых ведущих ролей. Этому же процессу способствовали также миграции некоторых соседних мазовецких, мазовшанских и др. групп поляков на западные земли Беларуси в период средневековья и в последующие времена.                                                   В периоды с 30-х гг. XIX в. — по начало XX в. и с 1918 по 80-е г.г. нашего столетия РКЦ подвергалась преследованиям и дискриминации со стороны царских, а потом — советских властей. Позитивные перемены в отношении к католикам Беларуси (также и к верующим других религий) начались с 1988 г., когда началась регистрация ранее закрытых властями парафий (общин) и организация новых. Первоначально на законной основе развернули свою деятельность те парафии, которые работали в нелегальных условиях. Одновременно регистрировались парафии, которые были закрыты в послевоенные и годы хрущевского наступления на церковь. Это происходило, главным образом, на западных землях Беларуси.                         
Новым явлением в жизни белорусских католиков явилась регистрация парафий в восточных областях республики. Фактически, началось становление специфического белорусского костела на территориях, где он был полностью закрыт с конца 30-х гг. XX в.. Несмотря на определенные сложности с регистрацией, в 1992 г. в Гомельской области уже действовало 9 костелов, в Могилевской 4. Много новых парафий было зарегистрировано в Витебской области.                                                                   
Деятельность католических парафий в восточных регионах Беларуси разворачивалась в несколько других условиях, чем в западных. Если в последних костел сориентирован на удовлетворение давно сформировавшихся потребностей католического населения (например, богослужение на польском языке), то в восточных областях римско-католической церкви приходится налаживать деятельность в социальной среде русскоязычного городского населения. Поэтому становление парафий на востоке Беларуси проходит в условиях все возрастающей белорусизации костела. Это позволяет расширить влияние на все более широкие социальные слои белорусского населения.                                                                          
В целом, последнее десятилетие явилось благоприятным для развития общин РКЦ в Беларуси. Так, если в 1988 г. насчитывалось 124 парафии, главным образом в Гродненской области, в 1996 г. — 389. Только в 1996 г. начали действовать 17 новых общин, а общее количество парафий достигло уровня 1940 г. Сейчас в Республике Беларусь зарегистрировано более 400 римско-католических общин, около половины, которых приходится на Гродненскую область с польским населением. В приходах Беларуси служат свыше 200 ксендзов (более половины, из которых являются гражданами Польши). За 1988-1997 г.г. РКЦ были возвращены 192 храма. За последние годы около 60 костелов реставрированы и функционируют.                                
Важным событием в жизни РКЦ на Беларуси явилось восстановление кафедрального костела в Минске в 1994 — 1997 г.г., которую проводили польские реставраторы в содружестве с белорусскими специалистами. В торжественном освящении обновленного храма приняли участие кардинал К. Свёнтэк, специальный посланник Папы Яна Павла II кардинал Э.Шока, примас Польши Ю.Глемп, митрополиты — Рижский и Львовский, апостольский администратор для католиков европейской части России Т.Кондрусевич, другие видные представители католической церкви. После торжественного богослужения иерархи РКП были приняты Президентом страны А.Г. Лукашенко. Впервые за многие годы представители руководства РКЦ смогли посетить Беларусь, и встретится на таком высоком уровне. Кардинал Э.Шока передал от Папы поздравление и благословение Президенту Беларуси, а также вручил ему памятную медаль в честь 19-летия апостольского служения Папы Яна Павла II на престоле Ватикана.                     Рост количества католических общин за последнее десятилетие обусловил реорганизацию структуры управления РКЦ на Беларуси. В 1991 г. с благословления Папы в Беларуси были созданы три епархии — Гродненская, Пинская и Минско-Могилевская. В 1999 г. образована Конференция Католических Епископов в Беларуси, которую возглавляет кардинал К. Свёнтэк. Минско-Могилевская епархия охватывает восточные регионы Беларуси, где РКЦ оказывается под значительным влиянием местных этнических особенностей и поэтому в меньшей степени, чем в западных регионах, выступает носителем польской культуры и самосознания. С целью активизации и координации деятельности всех приходов с 1996 г. проводятся сессии Синода РКЦ в Беларуси.                         С первых дней деятельности католические парафии столкнулись с проблемой кадрового обеспечения. В 1990 г. Совет по делам религий при Совете Министров СССР принял постановление о разрешении приглашения из Польши 50 ксендзов для работы в парафиях Беларуси. С целью подготовки собственных кадров в 1990 г. в Гродно открылась Высшая духовная католическая семинария. Обучение там осуществляется на польском языке. В 1996 г. семинарию окончили первые 25 священнослужителей. В 1997 г. на пяти курсах семинарии обучались около 150 клириков. Учитывая остроту проблемы кадров, право на религиозную деятельность не территории республики получили также священнослужители из Литвы, Германии, США, Австрии.                                                      Многие католические храмы Беларуси в последние годы возродили свою былую славу религиозных центров и мест паломничества. Например, костел бернардинцев XVI в. в поселке Будслав Мядельского района Минской области, где находится чудотворная икона Божией Матери. В 1995 г. Папа Иоанн Павел II выдал декрет о коронации Будславской, а также Брестской и Логишинской икон Божией матери. Торжественные коронации икон состоялись в 1996 г. в Логишине Брестской области и Бресте, а в 1998 г. — в Будславе.                                                                                                   Многие католические храмы Беларуси — это центры не только религиозной, но и культурно-просветительской жизни. Одним из таких центров стал костел св. Симона и Елены в Минске. При храме функционирует воскресная школа для детей и взрослых, молодежное общество “Свет жизни”, организованы детский хор “Голос души”, театры одного актера “Знiч” и “Анёл” (“Ангел”). Костелом основан католический журнал “Вера и жизнь”. Издательским центром печатается многочисленная христианская литература на белорусском и польском языках. С 1995 г. стало действовать католическое “Христианское общество милосердия”. Людям, которые живут в недостатке, оказывается гуманитарная и врачебная помощь, действуют бесплатные столовые.                                                                        
По инициативе римско-католической парафии г. Могилева с 1993 г. здесь стал проводиться международный фестиваль духовной (христианской) музыки “Магутны Божа”. Его цель — возрождение и взаимообогащение музыкальной культуры народов Европы, объединение христиан различных конфессий. В фестивале часто принимают участие музыкальные коллективы из Украины, Польши, России, Германии, Франции и др. стран.
Римско-католическую религию в Республике Беларусь исповедуют представители различных наций и этнических групп. Однако значительное количество католиков Беларуси считают себя поляками, что частично подтверждает традиционную концепцию об отождествлении этнической и религиозной принадлежности.
Переход Беларуси на рыночную экономику привёл к глубокому социальному кризису. Особенно сильно этот кризис отразился на уровне жизни людей пенсионного возраста, инвалидах, сиротах, семьях, воспитывающих детей. Возросла незащищённость трудящихся, пенсионеров и молодёжи в сфере оказания услуг по медицинскому и санаторно-курортному лечению и обслуживанию, по воспитанию детей в  дошкольных и внешкольных учреждениях, по социальному обслуживанию инвалидов и стариков.
         Кризис семьи, который выразился демографической проблемой, продолжается и сегодня. Высокая смертность населения и низкая рождаемость, привели к старению населения. Это также касается и других постсоветских стран, где после развала, начался демографический кризис.   
         Указывая на основные меры,  которые необходимо провести  для решения социальных вопросов – это совершенствование законодательства и создание благоприятных условий жизни. Необходима возможность бесплатного медицинского обслуживания, а также бесплатного образования.
         В мире ощутима деятельность католических социальных организаций. Множество приходов, особенно в городах имеют свои церковные движения, которые занимаются проблемами бедных, семьи, абортов, духовного кризиса и др..   
В мировом масштабе действует организация Мальтийский крест. Эта организация занимается материальной благотворительностью. В неё могут входить только “богатые” люди, которые способны сделать существенные пожертвования. Мальтийский крест – это монашеский орден, который сам по себе живёт очень скромно, но имеет большое состояние за счёт пожертвований. Орден использует эти деньги для помощи нищим и нуждающимся. В Мальтийский крест, в своё время входили Радивил и другие известные люди Беларуси, где этот орден также едйствует. Мальтийский крест  материально помогает минской клинике №5.
         Ещё один монашеский орден – Селезьяне. Он действуют во многих странах мира. К примеру, в Беларуси минский ксёндз Игорь Лашук организует в своём городе работу Селезьянов, так и в других странах организуется такая деятельность для помощи бедным, чем этот орден и занимается.
         Всемирно известный  орден – Каритас (от греч. любовь). Этот орден действует по всему миру. Он, как и другие вышеуказанные ордена, занимается оказанием помощи бедным.
         Другой всемирно известный орден - Назаританский  крест. Этот орден действует во всём мире. Он также занимается оказанием помощи бедным.
         Один из активных участников социальной деятельности Церкви был брат Альберт (Адам Хмелёвский). Он создал орден Альбертинцев. Но до этого вёл активную социальную благотворительность. Альберт видел страдания народа. Люди не имели ночлега, для них доступ к богатству был закрыт, да и работу им было найти почти нереально.Он предложил создать дом Милосердия, куда смогли бы войти все, не смотря на социальный и материальный статус, и все были бы “своими”. Альберту удалось создать такой дом. Но первоначально денег на новый и благоустроенный приют не было. У Альберта имелись несколько очень дорогих картин, которые он продал. Деньги от картин он отправил на ремонт дома Милосердия, который находился в крайне тяжёлом состоянии. Он сделал из старого захолустья новый благоустроенный дом, где имелись все необходимые условия для достойной жизни. Св. Альберт отдал всю свою жизнь служению Богу и людям. Помощь бедным стала целью его жизни.   
В 1946 г. общественный деятель Кьяра Любич создала движение фоколяров. Цель этого движения – борьба за мир. В нынешнем свете постоянно идут войны и военные конфликты. Предотвращение войны и установлению мира и есть то, к чему стремятся фоколяры. Движение распространилось во многих странах мира. В 1996 г. Кьяра Любич получила премию ЮНЕСКО за вклад в дело мира. Сегодня фоколярами являются 2 млн. чел.. Движение стремится к объединению, к совместным усилиям в борьбе за мир. Лозунг фоколяров – «да будет всё едино».
В каждой крупной парафии создаются свои духовные организации, которые занимаются социальными проблемами.
Примером этого является парафиальное движение Легион Марии. Это движение занимается проблемой семьи, в частности проблемой абортов. Любой совершеннолетний человек может вступить в это движение. Орден пропагандирует сохранение жизни не рождённых детей. Его участники навещают женщин, которые хотят совершить аборт, но ещё не совершили, и пытаются отговорить будущих матерей от задуманного.
         Все монашеские ордена создаются для выполнения социальной благотворительности. Каждый орден имеет свою цель в области социальной деятельности.     
Наше дело состоит в том, чтобы сделать первый шаг, тогда возможно другой человек сделает второй. И таким образом будут решаться социальные проблемы.

Заключение

Написав эту работу можно прийти к выводу, что вклад в социальную сферу жизни общества со стороны католической церкви огромен. Социальное учение католической церкви прогрессивно. Это учение является звеном на пути к будущему. Католическая церковь борется за расцвет и развитие каждого  народа, каждого государства. Она толкает всё общество к развитию, подготавливает его к будущему. Католическая церковь стремится защитить общество от кризиса, как морального, нравственного, так и социального, экономического и политического. Церковь выступает за то, чтобы сохранить в обществе те идеалы общественного развития, которые формировались веками. 
         Католическая церковь борется с нигилизмом, во всех его формах. Она призывает всё человечество к тому, чтобы распознавать это явление во всех его проявлениях. Сегодня в Европе происходит кризис нравственности. Он грозит, прежде всего, Западному миру. Учёные бьют тревогу о “закате” Европы.
Церковь сосредотачивает все силы на то, чтобы остановить нигилизм, чтобы дать толчок к развитию всего мира. Необходимо прислушаться на те оклики, которые грозят сегодняшнему свету. Решение многих проблем современности, особенно наиболее острых проблем и  их решение предлагает социальное учение католической церкви. Необходимо прислушаться к путям решений этих проблем. Сегодня, когда в мире присутствует свобода слова и плюрализм мнений, нужно сделать правильный выбор дальнейшего развития человека и общества. Пусть социальное учение католической церкви будет воспринято христианскими странами мира, как выход из сложившихся и сохранившихся проблем человечества. 
         
 
 Список используемой литературы
 
1.     Компендиум социального учения католической Церкви. Vatican, 2004, с. 37-52.
2.     Ks. Jozef Majka. KATOLICKA NAUKA SPOLECZNA. Rzym, 1987, с. 12-22.
3.     Йозеф Ратценгер. Введение в христианство. Munchen, 1968, с. 32-36.
4.     Роберт Шпеман.  Основные понятия морали. Munchen, 1992, с. 7-8.
5.     Луиджи Джуссани. Сущность христианской нравственности. Milano, 1980, с. 5.
6.     Послание Иоанна Павла llна Всемирный день молодёжи. 13.04.2003, Catholic.ru, с. 27.
7.     Размышления Иоанна Павла llв связи с 90-летием выхода в свет RerumNovarum. Ватикан, 1 июня 1992, Catholic.ru, с. 27.
8.     Документ Папского совета. Церковь и Интернет. Архиепископ Джон П. Фоули. Ватикан, 22.02.2002, Catholic.ru, с. 11.
9.     Документ Папского совета. Этика Интернета. Архиепископ Джон П. Фоули. Ватикан, 22.02.2002, Catholic.ru, с. 9-10.
10.            Послание Иоанна Павла llк XXXVlВсемирному дню средств массовой коммуникации. Интернет – новый форум для благовестия. Ватикан, 22.02.2002, Catholic.ru, с. 9.
11.            Послание Иоанна Павла llк Всемирному дню мигрантов и беженцев. 2003, Catholic.ru, с. 29.
12.            Папская комиссия .ProRussia. Общие принципы и практические нормы католической Церкви в России и в других странах СНГ, Catholic.ru.
13. Энциклика Иоанна XVl. Совершая Труд. 14.09.1981, Catholic.ru.
14. ЛевXlll. Rerum Novarum. 15.05.1981, Catholic.ru, с. 31.
         15. Иоанн XXlll. Послание. Послание Мир на земле, Catholic.ru, с. 11.
         16. Библия. Новый Завет.
        

 

[1] Новый Завет.1-ый закон любви.

[2] Новый Завет. 2-ой закон любви.

[3] Документ апостольского престола. Джон П. Фоули. Ватикан, 22 февраля 2002.

[4] Томизм – ( от лат. Thomas – Фома) учение в схоластической философии и теологии католицизма, основанное Фомой Аквинским.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.