реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Анализ социального учения Католической церкви

реферат

Глава ll

Эволюция социального учения католической Церкви

 
2.1. ОТЦЫ ЦЕРКВИ ПОСЛЕ ПРАВЛЕНИЯ КОНСТАНТИНА
Новое политическое положение христианства в начале lVв. сделало необходимым создание его теоретической основы. Христианская Церковь получила право участия в решении общественных проблем, и даже влияния на политику государства. Нужна была оценка для таких общественных институтов, как труд, кредит, рабство во всех его формах и т. п.. В то время социальное учение существовало в виде проповеди священников. Оно развивалось эпизодически с какими-либо событиями. Только св. Августин смотрел на вещи шире, но это ему не всегда удавалось.
         Первые видения христианского облика государства пытается объяснить Афанасий (архиепископ Александрийский, известный под именем «Великого» или «Отца православия»). Он сравнивает гармоничное государство с Вселенной, а также разделяет идею св. Павла о том, что все сословия и представители всех классов образуют один социальный организм.
         Глубокое общественное расслоение на Востоке и распространяющийся там дух стяжательства заставляет так наз. Каппадокийских (христианские идеологи lVв., которые боролись с еретическим учением).  Отцов Церкви заняться в первую очередь проблематикой отношений между бедными и богатыми. Первым из каппадокийцев былГригорий Богослов (329-389,Константинопольский Патриарх, святой). Он призывал представителей высших классов делиться с бедными и помогать им. Особенно известна его 14-ая речь “О любви к бедным”. Он также напоминает об обязанности трудиться и рассматривает вопрос труда. Эту идею разделял также Григорий Нисский (334-394, епископ Ниссы, отец Церкви, святой).
         Наибольшее значение имели сочинения Василия Великого (епископ и учитель Церкви, святой) и Иоанна Златоуста (епископ и учитель Церкви, святой). Св. Василий Великий рассматривал идею собственности в соответствии с Ветхим Заветом. Человек является лишь арендатором, а вся собственность принадлежит Богу. Тем не менее, человек имеет право на неё, т. к. он разумное существо и может быть субъектом собственности.
         Василий выступал за право владения, но осуждал алчность, страсть к обладанию. Он считал, что человек должен иметь столько, сколько необходимо для удовлетворения его потребностей. Если же человек имеет излишек, то это, по мнению Василия, ни что иное, как обкрадывание других.
         Наряду со св. Иеронимом самым радикальным среди отцов Церкви был св. Иоанн Злотоуст. Его радикализм был вызван знанием общественных проблем того времени, царивших в столице и во всей провинции. Дважды лишённый своего епископского престола, он умер в изгнании.
Златоуст констатирует деление на богатых и бедных, которое в то время в империи было настолько велико, что по существу это два разных мира. Златоуст борется за права бедных.  Он описывает их тяжёлую жизнь. В то же время он осуждает жизнь за чужой труд, утверждая, что каждый должен жить своим трудом.
         Он выступал против имущественного расслоения. За тон и силу своих выступлений историки называли его демагогом (А. Альберти) или народным трибуном, сравнивая с Гракхами (А. Тьери).
Не правы те, кто усматривал в идеях Злотоуста коммунизм. Но его учение о собственности радикально. Злотоуст не оспаривал индивидуальной собственности, как формы существования материальных благ, но выступал всё решительнее против злоупотребления собственностью.
Злотоуст высказывался за общественную собственность, как идеальную форму существования собственности. Ибо как только произносится слово “моё - твоё”, - считал он, начинается вражда среди людей. Но существуют высказывания, что Иоанн Злотоуст был реалистом и осознавал невозможность существования этого идеала.
В 15-ой проповеди на lПослание к Корифянам, Злотоуст выступал против рабства. Он призывал, чтобы к рабу обращались, как к полноценному человеку. Чтобы человек, который купил раба, обучил его, к примеру, ремеслу, чтобы тот мог помогать работать, и тем самым содержать себя. А впоследствии, чтобы подневольный был освобождён. Таким образом, он создал определённую программу освобождения это социального слоя из рабства.
Это время в Римской империи было подобно сегодняшнему дню. Капитализм, со всеми его стремлениями к богатству, сильное расслоение общества. Нищета усугубилась распространением эпидемий и варваров.
Чуть менее остро стояли проблемы на Западе империи. Здесь Амвросий (Римская империя, епископ и учитель Церкви, святой), как и Иероним (340-420,  родился на границе между Паннонии и Далмации, современная Югославия, святой), борются против чрезмерного накопления богатств и злоупотребления ими.
Анализируя учения отцов церкви, очевидно, что Церковь боролась за сохранения своего статуса Церкви обездоленных. Эта борьба оказалась безнадёжной, и отцы церкви высказывали лишь своё опасение. Но всестороннего анализа и программы действия они дать не могли. Прежде всего мы не находим христианской теории решения данных проблем. Эту теорию впервые внедряет св. Августин. А продолжают развивать решения проблем христианской любви и пастырской деятельностиВенедикт и Григорий Великий (Папа, учитель Церкви, святой).    
 

2.2. Политические, социальные и экономические взгляды                Аврелия Августина и Фомы Аквинского.

2.2.1. Социальные взгляды Аврелия Авгутина.
 
            Аврелий Августин – один из самых блистательных умов того времени, которое можно назвать христианской античностью. Он создатель многих идей, которые связаны со временем, экономикой, политикой, социальными воззрениями  и др..
В этой работе мы рассмотрим социальные воззрения воззрения Аврелия Августина. 
            Социальное учение Августина сильно повлияло на становление социальных концепций средневекового общества. Можно даже сказать, что это учение было воспринято и использовано не меньше, чем  влияние идей христианского государства на политические концепции.
         Большое значение Августин придавал семье. Основа семьи – брак. Существуют три основных блага брака: 1 верность и духовная суть самого брака, 2 деторождение, 3 таинства, мистический смысл брака, как институт спасения. Причём Август утверждает, что все три блага равны между собой.
            Августин утверждает, что супруги в семье, по своей сути, равны. Но, исходя из психологических особенностей, например, мужчина в браке должен быть главней.
Августин придаёт большое значение собственности. Он признаёт, что право на собственность было дано человеку Богом, только не непосредственно, а опосредованно. Это право вытекает из сущности человека. В то время (Vв.) против частной собственности выступали пелагиане (сторонники пелагианства, ереси британского монаха Пелагея) и донатисты (последователи раскола в сев. Африке IV в., прозванные по имени епископа карфагенского Доната, 311 избранного после свержения епископа Цецилиана). Донатисты требовали вторичного крещения лиц, вступивших в их общество, отвергали вмешательство свет. Власти в дела церкви, на преследования властей отвечали восстаниями, убийствами и насилием.  Пелагиане высказывали взгляды, схожие с коммунизмом. Донатисты высказывались также против частной собственности, особенно владельцы латифундий, которых к тому времени в Африке было большое количество. Августин же твёрдо отстаивал свою точку зрения на счёт собственности.
         Проповедник, конечно же, не упускал проблемы массового обнищания, которое было свойственно для того времени. Он видел опасность, которую несло в себе богатство: гордыня, пренебрежительное отношение к бедным, алчность и, добавил к тому же, глупость. Он утверждал, что богатые будут наказаны не из-за своего богатства, а из-за того, что не помогают и не замечают бедных; таким образом, богатые не замечают своих ближних (нарушают заповедь). Августин признавал частную собственность необходимой и подчёркивал, что ею может владеть не только отдельный человек, но и государство, церковь.
         Подаяние, по мнению Августина, не является лучшим способом помощи бедным, иногда лучше дать взаймы. Потому что, при займе не затрагивается достоинство человека, а также это побуждает заёмщика к большей хозяйственности. Роль по работе с бедными должно взять на себя государство. Но Августин утверждал, что государство, как правило, не желает заниматься проблемами такого рода. Августин осуждал коррупцию, распространяющуюся в правящих кругах.
         Во время Августина остаётся актуальной проблема рабства. Но к тому времени рабы получили ряд прав. Фактически было признано право этого социального слоя на собственность. Декретом Константина была введена процедура отпуска раба на свободу в присутствии епископа.  
         Августин требует, чтобы к членам семьи раба относились не как к невольным, но как к свободным людям. Рабство не есть естественное право, а следствие греха. Тем не менее, рабство являлось нормой права. А само право, по мнению Августина, искажено. Поэтому, когда право отожествляет рабство с естественным правом человека, то это означает, что мир поник в грехах и заплата за грехи и есть рабство.  
         Августин уделял много внимания труду. Он считал труд общей обязанностью. Проповедник утверждал, что христианство сделало труд  великой ценностью (и в этом он был прав). Также свой вклад в утверждение труда, как великой ценности внесли стоики (философское учение, которое сочетало в себе элементы материализма и идеализма, атеизма и деизма).
Августин рекомендовал совмещать интеллектуальный труд с физическим. Физический труд не является умалением достоинства личности. Не верно утверждение, что такой вид труда - последствие греха. Этим последствием является только принудительный труд, который выплывает из насилия. Трудиться, по мнению Августина, необходимо всегда, а не только, чтобы обеспечить существование, т. к. труд является всеобщей обязанностью. 
            Августин выделял три источника существования: земледелие, ремесло и торговлю. К последнему, он относился с недоверием. Священник выступал против нетрудовых доходов, особенно против процента по вкладам. Это, по его мнению, является несправедливым по отношению к бедным.
         Св. Августин поддерживал традицию первых христианских общин. Но он понимал, что такие идеи в период господства частной собственности являются утопическими. Поэтому общество, базирующееся на частной собственности, он называл «идеальным государством».

 

2.2.2. Социальные взгляды Фомы Аквинского.

ФомаАквинский (1226-1274) - представитель средневекового католического богословия и схоластики.
Положения, высказанные Аврелием Августином, были признаны официальной церковью и просуществовали до Xlllв.. Фома Аквинский модернизировал доктрину католицизма на частную собственность, утверждая, что она необходима. Он считал, что право владения частной собственности не вытекает из человеческой сущности. Поэтому он вывел два понятия: управление частной собственностью и пользование ею. Он признаёт как индивидуальное управление, так и коллективное пользование, отдавая предпочтение второй форме. Частная собственность сохраняется до тех пор, пока она будет давать пользу «всему обществу» и не является самоцелью, а только социальной функцией. Следовательно, владелец ограничивается только «bonenecesseria» (удовлетворение жизненных потребностей). Излишки «bonasuperflua» не принадлежат собственнику и должны быть переданы нуждающимся. Фома Аквинскй допускает даже насилие к тем, кто не желает «лишнее» передавать обществу, делает вывод о необходимости вмешательства государства в рациональное регулирование материальных благ.
         Но ни Фома Аквинский, ни позднее церковь не определили, где те критерии и границы, которые определяют это «bonasuperflua».
         Отношение католицизма к частной собственности очень чётко определил Папа Лев Xlllв «RerumNovarum». Ликвидируя её, говорится в энциклике, и рабочим невыгодно, и несправедливо, т. к. право собственности дано от природы. Это положение Лев Xlllпревратил в догмат католической церкви.
            Фома, рассматривая социальную философию, стремится показать взаимозависимость четырёх порядков бытия: физического, метафизического, нравственного и духовного.  Узловым звеном этого является Бог, создатель всех порядков.
         По мнению Фомы, совершенство проявляется в духовном. Оно зависит от четырёх моментов (род действия, исходный принцип, предмет действия и его способ). Это говорит о динамичности действительности, а также о нравственной структуре мира.
         Совершенство подвержено развитию. Следовательно, всё находится в этом процессе. Разумные существа наиболее способны к совершенству. Потому что оно существует как в физическом (факт), так и нравственном порядке. Субъектом совершенствования является человеческая личность, которая способна к нравственному развитию.
         Насчёт бытия, Фома считал, что главной его причиной является целесообразность. По его мнению, она исходная и конечная причина всякой вещи. В конечном счёте, цель является источником и мотивом всякого действия.      
         Томистским[4]взглядам присущ позитивизм на мир и на всё творение. Это доказывалось тесной связью между целью и сущностью каждой вещи.  Существование вещи не является её совершенством, но она призвана к совершенству. 
         Сущность общества Фома Аквинский видел в целесообразной причинности. Для понимания томистской действительности, нужно уяснить основу томистского теоцентризма. В центре него стоит утверждение, что любое философское мышление должно стремиться к познанию Бога. А также причастность всякого  блага  к совершенству, т. к. оно имеет связь с Творцом, с совершенством. Фома утверждал, что всякий закон – это проявление воли Бога.
Весь мир является единством многообразного – universum. Идее многообразного соответствует идея порядка (ordo). Ordoможет быть рассмотрен с двух сторон: во-первых то, что находится вне мира, а во-вторых во взаимном соотнесении частей universum.
    Этот двойной порядок существует в каждом множестве ( в universum), и представляется нам как система целей: мотивом каждого творения является собственное совершенство; низшие творения созданы для высших, а все они для человека; все создания должны заботиться о совершенстве всего universum; конечная цель всего universum– Бог; разумные создания занимают в этой иерархии особое место.
         Эквивалентом universomявляется всё человечество (universitashumana), в которой также имеется дифференциация функций и задач, что даёт возможность для существования упорядоченности (ordo).
         Фома утверждает о необходимости социальной жизни. Она, стало быть, заключается в самой природе человека, которая выражается в потребностях, желании помощи со стороны других людей, без которых человек не мог бы существовать.  Человек нуждается в социальной среде для поддержания своей жизни (adipsumvivere) и достижения совершенства (adbeneetvirtuosevivere).
         Из учения Фомы выходит, что каждый человек должен стремиться к совершенству, следовательно к Богу, т. к. идеал исходит именно от него. Нужно повышать свой духовный мир, пересматривать свою жизнь, меняя самого себя, потому что мир изменчив, и, следовательно, особа должна меняться также. В современном мире существует проблема, состоящая в том, что человек не успевает угнаться, измениться в соответствии с окружающей действительностью. Также речь может  идти о целых странах.
         Необходимо создать такие условия труда, где человек смог бы  полностью раскрыть свои способности. Исходя из учения Фомы, мы можем сказать, что необходимо создать справедливое и надёжное законодательство, которое защищало бы права человека, его личность и достоинства. Также необходимо существование различного рода организаций, которые выражали бы интересы различных слоёв населения. В первую очередь следует защищать интересы бедных слоёв. Экономика должна действовать таким образом, чтобы разрыв между богатыми и бедными был небольшим.
         Человек господствует на Земле, а, следовательно, несёт ответственность за развитие действительности. Т. к. человек по своей природе стремится к совершенству, то это значит, что он должен нравственно обогащаться, ибо без этого, по мнению Фомы, нельзя достичь идеала. Только путём совмещения физического и нравственного порядка, возможно совершенствование. Если анализировать сегодняшний мир, исходя из учения Фомы Аквинского, можно заметить, что современному развитию мешает нравственный  кризис. Развивая физический порядок, к чему так интенсивно стремится общество сегодня, забывается нравственный. А это, по мнению Фомы Аквинского, останавливает развитие.  

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.