реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Анализ социального учения Католической церкви

реферат

Анализ социального учения Католической церкви

Введение
         Уровень жизни людей на сегодня сильно возрос. Человек стал жить дольше, лучше, более полно удовлетворять свои потребности, появилось чувство безопасности. У каждого есть право на медицинское обслуживание, образование, работу, социальное обеспечение и др.. Если сравнить временное общество с обществом пару веков назад, то заметим, что оно в корне изменилось. В мире сегодня нет узаконенного рабства и других форм бесчеловечности. Все люди равны по закону, и никто не имеет права ущемлять достоинства другого человека.

         Наряду с этими высочайшими достижениями человечества, существует множество проблем, которые мешают человеческому развитию и его жизни. Некоторые из этих проблем: экологический кризис, войны и военные конфликты, рабство во всех его видах, нигилизм, несправедливость в рыночной экономике и др.. Эти проблемы необходимо решать немедленно. Существуют множество путей решения тех или иных проблем современности, и каждый из них эффективен по-своему.
         Один из таких путей - социальное учение католической церкви. Оно предлагает обществу комплекс мер, которые способны помочь ему в решении социальных, а также других проблем современности (духовных, экономических и политических). Это учение представляет собой как философию, так и практические действия. Католическая церковь и её учение эволюционировало на протяжении двух тысяч лет. Оно имеет огромный опыт в решении в решении социальных вопросов. Церковь развивалась в большинстве стран мира, и имеет колоссальные возможности, чтобы помочь человеку и обществу в развитии.

             Т. к. католическая церковь развивалась преимущественно на Западе, то она внесла огромный вклад в развитие демократии, прав человека, а также стремилась внедрить эталоны общественного и человеческого развития (пример: свобода, равенство и братство).

Программа развития социального учения католической церкви стремится дойти и помочь каждому государству, которое её примет. Пути развития общества и идеологии должны дополнять друг друга.

Глава l

Суть социального учения католической Церкви

1.1.Понятие и содержание социальной доктрины католической Церкви.

            Под социальным учением католической Церкви, вкратце, мы понимаем представление о должном состоянии общества, которое базируется на христианских принципах. Если же брать более широкое понятие, то под этим определением мы понимаем: совокупность идей, представлений и ожиданий по решению социальных проблем. Это учение затрагивает все сферы жизнедеятельности людей, т. к. каждая из них влияет на жизнь человека. Его основная цель заключается в повышении уровня жизни людей, основываясь на христианском учении. Следующим мотивом учения является призыв к сплочению народов для утверждения достоинства человеческой личности, чтобы человек стал главной целью всего человеческого прогресса.   Социальное учение католической Церкви предлагает решение социальных кризисов, которые тормозят развитие общества. Сегодня перед человечеством стоит ряд  вопросов, требующих своего решения. Это связано с различными проблемами современного общества, такими как: кризис семьи, несправедливость, проблема мира, экологический кризис, антикультура и др.. Церковь предлагает решать эти проблемы, ссылаясь на Евангелие, на христианское учение.
         Только путём интенсивной работы и стремления - достижение желаемых результатов в социальной сфере становится возможным. Если смотреть в историю, то бесспорно, что католическая Церковь внесла огромный вклад в разработку и применение на практике социального учения. Но, как и любому социальному организму, Церкви суждено ошибаться. В процессе своей деятельности, католическая Церковь допускала ошибки, за наиболее серьёзные из которых, впоследствии, приносила извинения. Яркой из которых является инквизиция, которая была распространена в период Позднего средневековья, а особенно в период Нового времени. За инквизицию, Папа Иоанн Павел ll, попросил прощения от имени всей Римско-католической Церкви.
         Тем не менее, история показывает, что социальное учение католической Церкви является прогрессивным. Одно из самых очевидных доказательств этого является множество высокоразвитыми стран Запада, где самая многочисленная Церковь - это католическая.
        

1.2. Понятиеморали и нравственности в христианстве

 
1.1.1. Нравственность в христианстве.
Понятие нравственности в религиозном учении занимает одно из главных мест. Нравственность одной религии имеет отличия от нравственности в другой, совокупностью норм, обычаев, запретов и др.. Например, в мусульманской религии нравственность включает в себя строго регламентированные отношения внутри семьи, отношения между старшими и младшими, определенные религиозные нормы, которых нет ни в одной другой религии (например: паломничество в Мекку).
         В христианской нравственности главный смысл заключается в любви к Богу и человеку: «Возлюби господа Бога своего всем сердцем, всей душой, всеми мыслями и со всех сил своих[1]», «Люби ближнего как самого себя[2]».
Основные течения в христианстве (католицизм, православие и протестантизм) исходят в своих учениях именно из христианской любви к Богу и человеку. Из этой нравственности проистекают многие учения, связанные с учением церкви, её отцов.
            Нравственность в аспекте христианской морали понимается, как необходимость человека действовать на основе христианских принципов, на основе тех нравственных норм, которые создало христианство. Эти нормы имеют общее происхождение с религиозной моралью и воспринимаются человеком  как нечто само собой разумеющееся.
Нравственность в социальном христианстве воспринимается, как отношения человека с Богом, как должное выполнение религиозных норм. Источником христианской нравственности является по своей сути церковь, которая проповедует христианские догмы, религиозное учение и в то же время разрабатывает его.
Ориентирование общества на нравственное поведение дарит обществу социальный порядок и спокойствие.
         Всё социальное учение христианства базируется на таких признаках, как любовь к Богу и ближнему, уважение и помощь окружающим, вера в Бога. Через христианство происходит сплочение социального и нравственного, а связующим звеном является Церковь. Стремление человека жить, выполняя все Божьи заповеди, приводит к тому, что он должен постоянно производить выбор: между добром и злом, между правдой и неправдой, между совестным и нечестным, между человеколюбием и эгоистичным. Таким образом, мы видим, что христианская нравственность опирается на принцип свободы. Получается, что человек, не являясь свободным, не может проявить своей нравственности в полной мере, т. к. он не всегда может сделать выбор по собственной воли.       
 
1.2.2. Религиозная мораль
Проникая в религиозную идеологию современности, социально-политические проблемы получают моральную трактовку, и поэтому параллельно с эволюцией социально-политических воззрений в католицизме, идёт пересмотр аргументаций и популяризация социально-экономических положений.
Понятие “религиозная мораль” широко используется в литературе писателями, публицистами и учёными.
Чаще всего под “религиозной моралью” понимают нравственные ценности, которые выражают религиозные идеи.
“Религиозная мораль”  и нравственность не одно и то же. Нравственность подразумевает собой произвольный выбор между добром и злом. “Религиозная мораль” же предполагает приобщение человека к конкретным нормам, принципам, которые человек не должен нарушать. Существует точка зрения, что мораль никак не относится к религии, т. к. они, по сути, разные элементы мировоззрения. Такие общественные деятели как (А. Бебель, Г. В. Плеханов) разделяли это мнение. Они утверждали, что мораль строится на основе “внутреннего голоса”, в то время как религия на основе следования правилам, законам, которые были созданы ею самой.
Исходя из того, что религия сама по себе даёт человеку чёткие установки, религиозные законы на их исполнение - можно сделать вывод, что сегодня идёт процесс замещения религиозных норм, религиозного способа контроля поведения людей на контроль над деятельностью людей с помощью морали или так называемого “внутреннего голоса”. На примере христианства можно увидеть, что в Старом Завете есть религиозный принцип, который отражается в словах  В. Н. Шердакова “Бог предписал, а мы должны  выпол­нять”.  То с появлением Нового Завета, людям была дана возможность более либерального, более мягкого подхода к совершению выбора в том или ином решении, говоря иными словами, человек, обрёл намного больше свободы, нежели он имел до этого. Человек получил основу для размышления, что ударило по общему принципу религии о должном. Возможно именно поэтому на Западе (почти во всем развитом западном мире) распространилось именно христианство. Тем не менее, этот либерализм, разумный и обдуманный  подход к вещам, который столь сильно процветает на Западе, он дал основу для развития секуляризации в Европе. Нельзя сказать, что воля и демократия даёт секуляризацию, но можно отметить стремление Запада к этому явлению.
Именно сегодняшнее общество чересчур тяготится свободомыслием, свободой выражения своих интересов, что приводит ко многим отрицательным, с моей точки зрения последствиям: маразм в законодательстве Западных стран, нигилизм, появление множества сект, течений, нетрадиционных семей, что не соответствуют человеческой нравственности, и т. д.. Нельзя обвинять в этом демократию или другие современные течения Запада, но можно сделать вывод о тех результатах, к которым привела, в том числе секуляризация.
Возможно, именно религиозный вопрос лежит в основе нравственных проблем как Запада, так и всего человечества. Можно привести в доказательство ситуацию в мусульманских странах, где нравственный кризис, такой как в Европе или Америке вообще невозможен из-за религиозных принципов.
Религии формировались на протяжении тысячелетий. Они являются сильнейшим источником контроля над общественными отношениями. Свобода, которая дана религией, безусловно, абсолютно положительное явление, но необходимо этой свободой научиться пользоваться, иначе особенности религии могут превратиться в те пороки, которые толкают человека к нравственному кризису, говоря иначе, к “злу”.
По мнению Роберта Шпемана (современный немецкий философ), человек делает множество вещей, исходя только лишь из чувства собственного достоинства. Например: когда человеку сделали сюрприз, подарили подарок, то человеку сразу хочется обсыпать положительными эмоциями того, кто его порадовал. Это происходит не из-за того, что человек добрый или коммуникабельный, а из-за того, что ему хочется показать чувство собственного достоинства: мне подарили – я отблагодарил. Намного труднее сделать хорошее человеку, который сделал нам зло. Христос говорил, чтобы люди любили врагов своих, делали добро тому, кто их ненавидит и гонит, если мы делаем добро только тем людям, которые нас любят, то какая от этого награда в Божьем Царстве. Человеческое достоинство устремляется как на добро, так и на зло, в зависимости от того, в каком случае наше достоинство будет повышаться: делая положительные или отрицательные деяния.
Проанализируем отношение Церкви к самому жестокому преступлению против человечества – геноциду.
          Церковь утверждает, что только один Бог вправе решать судьбу человека, а тем более решать вопрос о сохранении или лишении человеческой жизни. С христианской точки зрения, человечество не имеет никаких прав на истребление людей и нарушение главного естественного права человека – права на жизнь. Помним режим “Красных кхмеров” Пол Пота в Кампучии. При этом режиме была уничтожена вся интеллигенция, а также люди, поддерживающие старый режим. Геноцид стал политически нормальным состоянием государства. Уничтожение диктовалось, как стремление к поставленной цели, чтобы создать коммунизм.
Церковь призывает, чтобы люди, нации, государства объединились на равных условиях  для предотвращения геноцида в современном мире. Если геноцид существует и сегодня, то о каком цивилизованном развитии может идти речь. Пусть это явление остаётся пережитком прошлого, а в дальнейшем будет уроком о необходимости человеколюбия и рассмотрения человека, как высшей цели и ценности!

 

1.3. Этика Интернета и СМИ

 
Очень важно правильно оценить положение СМИ в сегодняшнем обществе. С помощью технических средств информация распространяется за считанные секунды по всему миру. Это воздействует на человека, как на его психику, так и на его духовное состояние.
В послании Иоанна Павла llк XXXVlВсемирному дню средств массовой коммуникации говорится, что Интернет должен сохранять ту этическую основу средств массовых коммуникаций, которая заложена Церковью. Средства массовой коммуникации должны стать благом для людей. Они должны приносить информационную пользу. Но кроме информационной пользы, они также могут приносить и духовную пользу. СМИ не должны наносить вред моральным устоям человека, его внутреннему миру. Наоборот, СМИ и их цель должна заключаться в повышении уровня культуры, духовного состояния человека. Сегодня в Интернете существуют масса проблем, угрожающих разладу в обществе. Интернет по многим причинам нарушает гармонию в обществе. Наряду с положительной, он также содержит и отрицательную для внутреннего мира человека информацию. Порнография, насилие, непроверенная информация, несут сегодняшнему обществу опасность для сохранения гармонии в обществе.
Сегодняшний пользователь Интернетом должен быть избирательным, уметь проанализировать информацию, обладать навыками по правильному использованию Интернета, чтобы не попасть в поле отрицательного воздействия от него.
В послании “Этика и Интернет” Архиепископа Джона П. Фоули, председателя Папского Совета по вопросам СМИ, Церковь призывает к тому, чтобы обучение в учебных заведениях пользования Интернетом было не только технического содержания, как совершить ту или иную операцию, но и морального, чтобы человек, особенно ребёнок, который пользуется Интернетом, мог сделать выбор необходимой ему информации.
 Церковь выступает за контроль над Интернетом с помощью закона. Но выбор информации осуществляет сам пользователь Интернетом. Сегодня ведутся дискуссии по поводу того, на сколько нужно распространять свободу в Интернете, и нужен ли там контроль вообще. По этому вопросу существуют две точки зрения. Первая точка зрения утверждает, что контроль за Интернетом не нужен, т. е. что хочу, то и делаю. Вторая позиция гласит, что контроль за Интернете необходим, чтобы защитить людей от угрозы со стороны Интернета. Если пойти по первому пути – это значит, идти на поводу у крайних анархистов, которые являются защитниками распространения порнографии, непроверенной информации, а также распространения насилия в СМИ.
Интернет сегодня является самым быстрым средством распространения информации. Весь мир объят электронной сетью, которая информирует людей о тех или иных событиях наиболее быстрым способом. Уже нет тех барьеров времени и пространства, которые были у телевидения раньше. Церковь также выступает за то, чтобы доступ к информации был равным для всех слоёв населения. Появление Интернета повлекло за собой появление новой информационной элиты. Суть этой элиты в том, что она имеет больший доступ к информации, нежели бедные слои населения. Этот процесс необходимо контролировать. В сфере распространения информационных технологий необходим принцип справедливости, чтобы информация была доступна всем в равной степени.
Ватикан регулярно организовывает совместную молитву по Интернету, это свидетельство того, что католическая Церковь и христианство в целом выступают за Интернет. Сеть должна служить человеку как благо, которое будет приносить человеку большую пользу. Но эту пользу человек сможет получить только после того, как решит все проблемы, связанные с Интернетом.  
Интернет тесно связан с процессом глобализации. Именно она оказывает огромное влияние на благо и солидарность между народами. Глобализация обхватила весь мир. Она объединила всех людей в одну информационную семью. Этот фактор имеет наряду с положительными, также и отрицательные черты. Глобализация повышает уровень благосостояния человечества, уровень производства, но, тем не менее, она даёт большую неравномерность в распределении материальных ресурсов. Страны третьего мира, которые вытеснены на периферию глобализации, были вовлечены в этот процесс не по собственному желанию, а из-за отсутствия возможности выбора.     
Интернет, являясь средством сплочения людей, может также являться средством эгоцентризма и отчуждения. Потому что он может пропагандировать расовые, религиозные, этнические, политические и др. конфликты. Человек, пользуясь Интернетом, имеет возможность повысить свой кругозор в различных сферах знаний. Тем не менее, Интернет не должен стать ареной конфликтов, каким он был изначально во время холодной войны. Так называемый “кибертерроризм” должен быть вычеркнут из него.
Католическая Церковь выступает за обучение в использовании Интернетом. Даже иерархи (люди, занимающие различные должности в Церкви), должны, по мнению Церкви, обучаться пользованию Интернетом.
Кроме иерархов, Церковь отдельно призывает в документе “Церковь и Интернет”[3]обучению использованию Интернета священников, т. к. Интернет может помочь Церкви в её пропаганде Евангилизации. Особенно, это средство коммуникации,  будет приносить пользу в будущем. Церковь призывает молодёжь и взрослых к моральному пользованию Интернетом.
         В документе указано, что Интернет не должен быть только материальным средством, т. к. сегодня намечается тенденция, которая охватывает даже религиозную сферу. На многих сайтах продаются церковные принадлежности. Но это, в свою очередь, может привести к пресыщению церковной утвари.
В документе “Церковь и Интернет” упоминается, что Церковь должна участвовать в деятельности Интернета. Также отмечается, что Интернет, как и другие СМИ должны существовать на пользу человеку, способствовать его развитию. Церковь должна воздействовать на Интернет, приобщая его к христианской морали. Интернет должен стать источником вдохновения для человека, где пользователь может найти любую нужную для него информацию, которая являлась бы адекватной с точки зрения христианской морали. Интернет – это будущее нашей цивилизации. Это будущее должно быть построено таким образом, чтобы Интернет и другие СМИ служили на благо человеку, а не против него.
В послании Иоанна XXlll“Мир на земле”, Папа затрагивает научно-технический прогресс,  к которому человек должен относиться разумно. Иоанн утверждает, что каждый человек имеет право на уважение своей личности и своих прав. Человек имеет: права пользоваться благами культуры, на начальное образование и профессиональную подготовку, соответствующую уровню развития государства, на свободный выбор образа жизни. Среди экономических прав Папа выделяет право на труд, на безопасные условия труда. Личность имеет право передвигаться в любую страну. Среди политических прав отмечается право на участие в общественной жизни. Иоанн утверждает существование прав на питание, одежду, жилище, отдых  и необходимое социальное обеспечение, медицинское обслуживание.
Папа Иоанн XXlllтакже изучает вопросы наций, народов, которые получают всё больше и больше свобод. По мнению Папы, свобода даёт человечеству больше справедливости и более высокий уровень жизни людей.
Жизнь в государстве не может быть вполне организованной и устроенной, если нет соответствующей власти.
Власть сама по себе является нравственной. Не должна власть базироваться на терроризме, страхе и агрессии. Так же как не должна базироваться на пустых и нереальных обещаниях. Иногда такие обещания должны побудить человека к ещё большей работе в своей сфере. Такое обманчивое обещание не заставляет людей работать усердней, а если и заставляет, то в таком случае попирает достоинство личности. Человеческая власть может быть нравственной, только если она находится в связи с авторитетом Бога и является частью его.
 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.