реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Тревожность и экзаменационные испытания у человека

реферат

ответов, например, пп. 2«Б» или 2«В». Формулировка вопросов была такая:

2. Как долго вы испытывали состояние нервно-

психического напряжения (выбрать вариант):

А. Задолго до экзамена.

Б. Только накануне экзамена.

В В ходе экзамена.

3. Когда вы чувствуете в себе уверенность (если

вообще ее

чувствуете):

А. Задолго до экзамена.

Б. Только накануне экзамена.

В В ходе экзамена.

Общее состояние во время экзамена:

4. Каким является ваше настроение во время экзамена:

А. Обычным

Б. Повышенным

В. Пониженным

5. Умственная работоспособность в ходе экзамена:

А. Обычная умственная работоспособность;

Б. Значительное снижение умственной

работоспособности, быстрая умственная

утомляемость.

В. Повышенная умственная работоспособность

6. Наличие физического или физиологического

дискомфорта:

А. Обычное состояние

Б. Тошнота, рвота

В. Другие ощущения

7. Температурные ощущения:

А. Обычная температура

Б. Понижение температуры (холодные руки, озноб)

В. Повышение температуры (горячая голова, жар)

8. Координация движений:

А. Обычное состояние

Б. Замедленность в действиях и движениях

В. Учащенность движений (судорожные движения

рук и ног, дрожание пальцев и кистей рук)

9. Ощущения со стороны сердечно-сосудистой

системы:

А. Обычное состояние

Б. Слабый пульс

В. Учащенный пульс, сердце бьется учащенно

10. Состояние потоотделения:

А. Обычное состояние

Б. Понижение потоотделения (сухость рук,

сухость

во рту)

В. Повышение потоотделения (влажные руки)

11. Восприимчивость к внешним раздражителям:

А. Обычная

Б. Повышенная

В. Пониженная

12. Состояние памяти во время экзамена:

А. Обычная

Б. Повышенная

В. Пониженная

Мы предположили, что при средних показателях уровня тревожности,

являющихся нормой для индивида, некоторыми из респондентов их обычная

реакция будет восприниматься столь привычно, не проявляя себя, что

опрашиваемые будут склонны определить ее как «отсутствие» всякой реакции:

отсюда и объединение в «А» двух возможных вариантов ответа, что мы

специально оговариваем в анкете.

В каждом пункте имеются 3 варианта ответа, из которых надо было выбрать

один, характеризующий наиболее типичное состояние респондента:

А) Обычная реакция (или ее отсутствие)

Б) Пониженная реакция

В) Повышенная реакция (резко выраженный дискомфорт)

Анализ результатов выявил, что из 40 респондентов

16 студентов (40 % к числу опрошенных) обнаружили низкие показатели

уровня тревожности.

15 человек (37,5 %) – средний показатель уровня тревожности.

9 человек (22,5 %) - обнаружили высокий уровень тревожности.

Интересно сравнить эти цифры с данными, приведенными в работе Н.Б.

Пасынковой [28, с.171], которая проводила тестирование 35 подростков,

обучающихся в престижных учебных заведениях (т.е. обладающими мотивацией к

учебе). Психолог выявила в своей работе, что низкий уровень тревожности - у

10 % опрошенных, средний уровень –у 50 %, высокий уровень тревожности

показали 40 % учащихся.

Можно сделать вывод о том, что цифры несколько не сходятся, но есть

определенные общие тенденции, которые можно уточнить в дальнейших

исследованиях.

Полученные в данном исследовании количественные результаты обобщены в

сводной таблице (Приложение-2 и позволяют сделать следующие выводы:

1. У студентов, уверенных в себе, выносливых, спокойных, не

склонных к нервозности отмечается значительно более низкий уровень

тревожности до экзамена (82,5% в сумме пп. А и Б), чем у студентов,

проявляющих задолго до экзаменов неуверенность в себе (17,5 %). Поэтому

относительно низкий уровень тревожности можно считать одним из основных

показателей психологической готовности к успешной сдаче экзамена.

2. Составленная нами СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА процентных

показателей уровня качества учебной деятельности тревожности говорит о

выявленной некоторой зависимости качества учебы и уровня тревожности, в

частности, мы установили, что с повышением качества учебы падает,

ослабевает показатель тревожности. Это достаточно объяснимо, ведь учеба-

это основная деятельность студентов, и от ее качества зависит общее

положение личности в социуме:

Качество учебной деятельности (общий ср.балл)

----------------------------------------------------------------------------

--------------

удовл.успеваемость хор. успевавемость отл. успеваемость

----------------------------------------------------------------------------

--------------

3 4

5

----------------------------------------------------------------------------

--------------

Выявленный уровень тревожности

в приведенных выше группах

33,3% 29 % Респоденты

с высок ур. трев не выявлены.

----------------------------------------------------------------------------

-----------------------

3. Вопросы, связанные с выявлением общего состояния респондентов в ходе

экзамена, а также проведенный анализ ответов показал, что «обычным»

определили свое состояние на экзамене 12 человек (30 %) и около 70 % (28

человек) посчитали его «повышенным» или «пониженным», что можно соотнести

с выявленным нами уровнем тревожности (33,3 %) для группы студентов,

имеющих «удовлетворительную» успеваемость, т.е. можно сделать вывод о

зависимости качества учебы от уровня тревожности: с повышением уровня

тревожности понижается качество учебы (видимо, и качество учебы влияет на

уровень тревожности, и уровень тревожности в свою очередь сказывается на

учебе).

4. Фактически по всем показателям, по которым мы просили респондентов

дать свои ответы, можно выявить некоторую их зависимость от уровня

тревожности:

5. Умственная работоспособность в ходе экзамена повышена у

55% респондентов

6. Наличие физического или физиологического дискомфорта

присутствует у 65%

7. Температурные ощущения отличаются от нормы у 32,5 %

8. Координация движений нарушена у 30%

9. Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы -- у

45%

10. Состояние потоотделения – у 37,5%

11. Восприимчивость к внешним раздражителям -- 57,5 %

12. Состояние памяти во время экзамена изменяется у 70%

Все эти показатели в разной степени, но ухудшаются с повышением уровня

тревожности (См. приложение 2) (от 50% до 77,7 % по вопросу № 6 и от 31,25%

до 55,5% по вопросу № 10 и т.д.).

3.2 Способы выражения тревожности во внешнем

проявлении и в поведении студентов.

У студентов с высоким уровнем тревожности наблюдались:

а) Резко выраженный дискомфорт (у 77 %): студенты беспокойны, их не

покидает дурное предчувствие, не могут найти себе место, задают вопросы

каждому выходящему из экзаменационного класса.

б) Некоторые респонденты (15 %) отмечали наличие болевых ощущений:

головные боли, боли в области живота, сердца, у некоторых наблюдались

небольшие судороги конечностей.

в) Температура нередко повышена, наблюдается усиленное потоотделение

(33 %)независимо от окружающей температуры.

г) Координация движений нарушена (33 %), они хаотичны, наблюдается

дрожь в руках, ногах.

д) Учащённое сердцебиение определили 45 % респондентов.

Общая оценка респондентов с выявленным высоким уровнем тревожности

характеризуется: напряжённостью и беспокойством, сильной возбудимостью,

усиливающимися накануне экзаменов страхами, что как правило проходит после

сдачи экзамена.

Заключение.

Чувство тревоги, выраженное в показателях уровня тревожности,

неизбежно сопровождает учебную деятельность человека.

Более того, активная познавательная деятельность учащихся и студентов

не может не сопровождаться тревогой. Ведь сама ситуация экзамена, когда

нужно приложить усилия, всегда таит в себе неопределённость,

противоречивость, а следовательно, и повод для тревоги. Полностью снять

тревогу можно лишь устранив все трудности познания, что в принципе

невозможно, да и не нужно. И учение, и развитие личности учащегося

наилучшим образом протекают не тогда, когда тревога близка к нулю, а когда

она находится на оптимальном (не слишком высоком) уровне, и когда ученик

(студент) обучен адекватным способам борьбы со стрессами и тревожностью.

Повышение самооценки - один из самых эффективных приёмов борьбы в

обучении. Надо отметить, что во всех без исключений передовых системах

обучения обязательно содержатся элементы, направленные на повышение

самооценки учащегося.

Из всех проводимых исследований (см.9,14,20,28) видно, что для

плодотворной работы, для гармоничной, полноценной жизни определённый

уровень тревоги просто необходим, уровень, который не изматывает человека,

а задаёт тонус его деятельности. Такую тревогу называют конструктивной, и

именно она присуща "успешным" учащимся.

Важнейшее качество, придающее тревоге конструктивность, - умение

анализировать тревожную ситуацию спокойно, без паники разобраться в ней. С

этим качеством тесно связано умение анализировать и планировать собственные

поступки.

Тревога становится конструктивной, если человек понимает, что любая

ошибка, совершена ли она на экзамене или в реальной жизни - это не

катастрофа, а стимул для дальнейшего поиска. Опыт ошибок и неудач в жизни

человека играет не меньшую роль, чем опыт побед и радостных переживаний.

Конструктивная тревога, в отличие от деструктивной, то есть мешающей,

разрушающей деятельность, всегда направлена на преодоление чётко

обозначенного препятствия.

Факты показывают, что учащиеся, обладающие хорошо развитыми навыками

саморегуляции, при наличии тревожности выполняют сложные экзаменационные

задания не только не хуже, но даже лучше, нежели когда тревога или

тревожность отсутствует.

Чувство тревожности из препятствия может превратиться в источник

успеха. Однако это возможно, во-первых, только при наличии какой-то

прочной, надёжной основы - глубинной уверенности в себе, а во-вторых, при

владении определёнными знаниями, навыками и умениями в саморегуляции.

Критерием конструктивности тревоги служат не экзаменационные отметки, а

умение дать себе отчёт в её причинах тревожности, не растеряться, не впасть

в отчаяние в сложной ситуации, а наметить разумные пути к выходу из

положения.

Литература.

1. Актуальные проблемы современной психологии. Материалы

международной конференции. - М.: МГУ, 1987.

2. Анохин П.К. Эмоции. \ Психология эмоций. - М.: Педагогика, 1984,

с.214-276.

3. Байметов А.К. Некоторые обусловленные силой возбуждения факторы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.