реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Тревожность и экзаменационные испытания у человека

реферат

Тревожность и экзаменационные испытания у человека

Министерство общего и профессионального образования РФ

Камчатский государственный педагогический институт.

Кафедра психологии

Тревожность и экзаменационные испытания у человека.

Курсовая работа

студента 3 курса

физико-математического фак-та

дневного отделения

группы ИНФ-970

Авилова Виталия Евгеньевича

Научный руководитель

доцент, к.н.п. Киселёва О. О.

"___"_________________2000 г.

оценка_______________

Петропавловск-Камчатский

2000 г.

Содержание:

Введение................................................................

.....................……..…………..2.

Глава 1. Изучение эмоциональных состояний человека

1.1 Виды и роль эмоций в жизни

человека..........................………….7.

1.2 Изучение природы тревожности и уровней

тревожности...........11.

1.3 Влияние самооценки на экзаменационные переживания...…….16.

1.4 Зависимость тревожности от психических свойств

личности....19.

Глава 2. Психокоррекционная работа с учащимися и

студентами, имеющими различные уровни тревожности

2.1 Психокоррекционная работа с учащимися

...................................22.

2.2 Психокоррекционная работа со студентами………………..........30.

Глава 3. Эксперимент по выявлению самооценки уровня личностной

тревожности в предсессионный период и в стрессовой

ситуации экзамена

3.1

3.2 Способы выражения тревожности во внешнем поведении…......38

Заключение..............................................................

....................…….….………40.

Литература……………………………………............................................….42.

Приложение 1………………………………………………………………….45.

Приложение 2………………………………………………………………….46.

Приложение 3………………………………………………………………….

Введение.

Исследование психических состояний тревожности человека является

актуальной проблемой современной психологической науки.

Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности,

посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. В

частности, причины тревожности, уровни тревожности рассматриваются в

изученных нами трудах таких авторов, как:

Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы

диагностики и реабилитации// Школьная дезадаптация. Эмоциональные и

стрессовые расстройства у детей и подростков. М.: Педагогика, 1995,с.8-11.

Заваденко Н.Н., А.С. Петрухин и др. Школьная дезадаптация:

нейропсихологическое исследование

// Вопросы психологии, 1999, № 4, с. 21-28.

Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их

интеллектуальной деятельности

// Психологический журнал, т. 17, 1996, № 1, с.169-174.

Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при

расхождении уровней самооценки и притязаний

/ /Вопросы психологии, 1993, № 1, с. 104-113.

Диагностика школьной дезадаптации/ Под ред. С.А.Беличевой. М.:

Педагогика, 1993.

Лебединская К.С., Райская М.М. Подростки с нарушениями в аффективной

сфере. М.: Педагогика, 1988.

Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматическиезаболевания//

Психология.Учебник. под ред.А.А. Крылова.- М.:Проспект,1999 с.442-453.

Творогова Н.Д. Тревожность .\Психология. Лекции для студентов

медицинских вузов.- М.: ВУНМЦ, 1998, с.271-275.

Естественно, что работа по профилактике школьной или, тем более,

студенческой тревожности, связанной с учебной деятельностью, должна

проводиться прежде всего преподавателями, учителями и родителями и

начинаться с первого дня пребывания обучающегося в учебном заведении.

Чрезвычайно важным в этой связи исследователи считают коррекцию

ожиданий родителей по отношению к учебной деятельности своего ребёнка,

поскольку, как показали специальные исследования, именно повышение ожидания

родителей - основной источник тревожности, в частности, у младших

школьников [14, с.26].

С одной стороны, психические состояния тревожности выступают в качестве

важнейшего субъективного фактора, определяющего успешность и продуктивность

деятельности человека в сфере труда, общения и познания, оказывают

существенное влияние на эффективность и качество различных видов трудовой

деятельности. С другой стороны, как признают сами ученые, “эта проблема в

современной психологии недостаточно разработана” [28, с.169].

В отечественной науке отсутствует единое мнение об определении,

структуре и функции, механизмах и детерминантах, классификации и методах

исследования психических состояний тревожности. Причина подобного положения

заключена в самой природе такого явления, как психическое состояние,

занимающего как бы промежуточное положение между психическими процессами-

с одной стороны, и психическими свойствами личности - с другой. Это

проявляется в относительности границ, отделяющих психическое состояние от

психических процессов, черт характера и свойств личности [40, с.385-386].

Особенно актуальна проблема изучения состояний и уровней тревожности

применительно к учебной деятельности и процессу воспитания, где понимание

психических состояний и управление ими в процессе познания и общения

является одной из существенных сторон деятельности. Развитию этой темы, в

частности, посвящены работы Р.Х. Габдреевой [10, с.112-146], К.С.

Лебединской [20, с.54-157], А.М. Прихожан [31, с.5-26], Н.Д. Твороговой

[39, с.271-275], А.С. Спиваковской [37, с.44-136].

В наиболее общем виде проблема тревожности может быть сформулирована

как проблема изучения психологических механизмов адаптации и

закономерностей влияния психических состояний на обучение, воспитание и

развитие личности.

В нашей работе мы рассматриваем изучение психических состояний в

условиях познавательной и учебной деятельности, для которых свойственны

состояния напряжённости и тревожности у обучающихся.

Некоторые зарубежные исследователи (Х. Хеккаузен, З. Хелус) в своих

работах подчёркивают связь тревожности с определённой сферой деятельности и

общения, с типом ситуации, например, выделяя при этом экзаменационную

тревожность.

Предмет исследования в нашей работе стала готовность студентов вузов к

действиям в экстремальной ситуации экзамена. Мы прослеживаем возможную

зависимость успеваемости от эмоционального благополучия респондентов в

процессе обучения, трудности и проблемы студенческого возраста, связанные,

в частности, с личностной самооценкой и управлением процессом тревожности

в стрессовой ситуации экзамена.

Объектом исследования является анализ таких психических состояний

личности, как напряжённость, тревожность в экстремальной ситуации экзамена,

а также возможная соотнесенность показателей уровня тревожности (низкий,

средний и высокий) с качеством учебы респондентов.

Целью работы стало изучение влияния показателей уровня тревожности,

напряжённости общего состояния респондентов (студентов) на продуктивность

процесса обучения.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были

сформулированы следующие задачи:

1) Выявить условия и факторы, влияющие на показатель уровня

тревожности тревожности студентов в экстремальной ситуации экзамена.

2) Исследовать методы управления тревожностью, а также её проявления в

виде интенсивности, уровня, глубины воздействия на физиологию и психику

студентов.

3) Определить возможную зависимость уровня тревожности от качества

учебной деятельности студентов.

4) Описать способы выражения тревожности во внешнем поведении

респондентов исходя из их оценки своего состояния накануне экзаменов и в

ходе экзаменов.

Для решения поставленных задач использовались следующие

методы исследования:

1. Изучение и анализ теоретической и экспериментальной

литературы по психологии, педагогике, медицине, тематических

сборников трудов Академий психологических и педагогических

наук по проблемам исследования.

2. Проведение анкетирования и наблюдений.

3. Анализ изученного и собранного в результате проведенного

опроса материала и его графическое обобщение в виде таблицы

(Приложение-2)

Базой исследования стал Камчатский государственный педагогический

институт, 50 студентов которого (2 и 3 курсы физмата) приняли участие в

проведенном эксперименте.

Практическое значение работы состоит в том, что в нашей работе в ходе

эксперимента мы выявили уровень самооценки личностной тревожности

студентов вуза и проследили зависимость тревожности от успешности учебной

деятельности. Кроме того, в ходе анализа полученных результатов, мы

попытались выявить возможную зависимость уровня личностной тревожности в

стрессовой ситуации экзамена от ее уровня в предсессионный период.

Наше предположение состояло в том, что высокий уровень тревожности,

зафиксированный в личностной самооценке респондентов из числа студентов

вузов, ощутимо связан с общей успеваемостью. Мы предположили, что чем выше

уровень тревожности, тем более негативно он влияет на общее состояние во

время экзамена и на получаемый конечный результат (в виде оценки), и

наоборот, чем меньше уровень тревожности (или в силу хорошей

подготовленности к экзамену, или в силу умения управлять своим

состоянием), тем выше результат, оценка, получаемая в ходе экзамена.

Иными словами - чем ближе общее состояние студента к оптимальному

уровню тревожности, тем выше результат, успеваемость во время экзамена.

Проведенные нами наблюдения и сделанные на основе собранного материала

выводы могут заинтересовать родителей, учителей, преподавателей,

непосредственно занятых практической психологической работой в учебных

учреждениях (школах, интернатах, техникумах, училищах, ВУЗах), а также

студентов психологических и педагогических специальностей, изучающих

вопросы влияния показателей уровней тревожности на качество обучения и

экзаменационную ситуацию.

Наша работа состоит из Введения, трех глав и Заключения, а также из

Приложения и Списка изученной и использованной нами научной литературы.

Во Введении нами описаны актуальность изучаемой проблемы, объект и

предмет исследования, задачи, конкретизирующие цель, методы исследования,

база исследования, его практическое значение и структура курсовой работы.

В первой главе "Изучение эмоциональных состояний человека" мы

раскрываем основные используемые нами в работе понятия о таком психическом

состоянии как тревожность (в частности, стресс, тревога, тревожность,

явления тревожного ряда), показываем историю изучения этого вопроса

зарубежными и отечественными психологами, раскрываем вопросы связи

экзаменационных переживаний с самооценкой.

Во второй главе “Психокоррекционная работа со студентами, имеющими

различные уровни тревожности” описаны методы психологической коррекции

тревожности у детей школьного возраста и студентов вузов.

В третьей главе “ЭКСПЕРИМЕНТ по выявлению самооценки уровня личностной

тревожности в предсессионный период и в стрессовой ситуации экзамена”

описывается проведенный нами эксперимент, показаны способы выражения

тревожности во внешнем поведении студентов, делаются выводы о зависимости

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.