реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психологическая характеристика трудностей возникающих при изучении иностранного языка на среднем этапе

реферат

отнести ошибки инерции действия, которые связаны с тенденцией учащегося

действовать стереотипно. Например, всегда читать окончание en в немецких

прилагательных слабого склонения.

Очень часты ошибки, связанные с неправильным восприятием контекста

фразы или всего текста. И, наконец, последний, седьмой тип ошибки — ошибки

внеконтекстного восприятия. Эти ошибки объясняются тем, что слово

воздействует при чтении не как часть сложного раздражителя (фразы), а как

самостоятельная единица, взятая вне контекста. Слово не осмысливается в

контексте всей фразы. Типичным примером ошибок такого рода являются

указанные нами выше «неожиданные» чтения, например river вместо winter,

bathroom вместо birthday.

Учитель должен отчетливо представлять психологическую и языковую

природу ошибок чтения с тем, чтобы более эффективно их исправлять.

Осознание учащимся причин ошибок также будет способствовать преодолению

ошибочного действия.

ОШИБКИ ЧТЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ [23]

Этап овладения речезвуковой символикой. В процессе овладения чтением на

родном (русском) языке выделяют четыре основных этапа, из которых овладение

речезвуковой символикой является первым.

На этом этапе обучения учащийся, прежде всего, уясняет себе, что речь

состоит из звуков. Далее он овладевает положением, что звуки речи ''имеют

своих представителей в зрительной области'', и эти представители — буквы.

Теперь перед учащимся стоит задача овладеть этой символикой как средством

чтения. Основная задача учащегося на данной ступени — прочесть слово или

коротенькие фразы. Решение этой задачи включает три момента:

а) узнавание отдельных букв как символов определенных звуков,

б) слияние воспринятых букв, т. е. произнесение их вместе в таком виде,

в каком они встречаются в живой речи,

в) осознание прочитанных слов как некоторого смыслового целого.

Каждый из указанных моментов требует усилии учащегося на этой первой,

начальной ступени. ''Цель этих усилий—прочесть напечатанное или написанное,

т. е. понять то, что изображено графическими символами''. В основе

узнавания символов, как мы уже указывали выше, лежат прочно установившиеся

связи между буквой и ее звучанием. Для образования таких связей необходимо

умение выделять отдельные звуки из слов и соотносить их с определенными

буквами.

Выделение звуков из слов на начальном этапе обучения представляет для

учащихся большие трудности. Возникают первые ошибки, а именно: замена одной

буквы другой. ''Психологически природа этого вида ошибок заключается в

недочетах запоминания и различения зрительных образов. Чаще всего эти

ошибки проявляются как колебания в узнавании оптических образов, реже— как

полное их смещение''.

Второй вид ошибок, характерный для рассматриваемого этапа, - это ошибки

синтеза звуков. Их психологическая природа очень сложна. Учащиеся научились

выделять звуки. Теперь задача изменилась; из аналитической (выделить звук)

стала синтетической (слить звуки). Причем эта задача решается на новой

сенсорной основе. В процессе выделения звуков учащиеся опирались только на

слуховые образы, теперь они оперируют зрительными образами как символами

звуковых образов. Однако еще существует как бы разрыв между глазом, голосом

и языковым значением. Оптический образ не связывается сразу с

речезвукодвигательным образом и языковым значением. Очень часты на этом

этапе ошибки слияния звуков в обратном или хаотическом порядке. Ошибки

преодолеваются при понимании учащимся основной задачи обучения

чтению—поиска смыслового содержания читаемого. За каждым прочитанным словом

учащийся хочет видеть смысловое содержание, и если такого осмысленного

сочетания не получилось, учащийся неудовлетворен и перечитывает слово.

''Этап овладения речезвуковой символикой на иностранном языке

отличается от этапа овладения ею на родном языке, прежде всего тем, что

учащимся не надо уяснять себе, что речь состоит из звуков, что письменная

речь—это та же звуковая речь, но изображенная буквами, что буквы замещают

звуки речи, что они читаются не так, как называются, и т. д.'' [23,56].

Однако перед учащимся стоит задача овладеть новой для него символикой как

средством чтения. Основная задача остается той же: прочесть слово и

короткую фразу. Для решения этой задачи необходимо: а) узнавание отдельных

букв, б) слияние воспринятых букв и осознание прочитанных слов как

некоторого смыслового целого. Все эти операции решаются на основе новой

буквенно-звуковой системы, овладение которой требует от учащихся не меньших

усилий, чем овладение буквенно-звуковой системой родного языка. Причем при

овладении этой новой системой, кроме всего прочего, учащемуся предстоит

преодолевать интерферирующее влияние родного языка. Отсюда возникают

ошибки, о которых говорилось выше. Задача учителя на этом этапе состоит в

том, чтобы не только научить учащихся оперировать с новой для них системой

символов, но и предотвратить возможные ошибки этого оперирования.

Сенсорно-аналитический этап. ''Для этого этапа характерно ярко

выраженное слоговое чтение. На данной ступени обучения учащиеся относятся к

слогу не как к самостоятельной единице, а как к части более сложного

целого—слова. Последовательность системы «глаз—голос» - языковое значение»

претерпевает на этом этапе изменения. Иногда языковое значение

предвосхищается до того, как глаз и голос закончили работу. Отсюда ошибки

ложного домысливания''. Однако эти моменты антиципации характеризуют в

основном чтение доступных пониманию учащегося слов и предложений. Основной

же, типичной, остается последовательность от глаза к языковому значению. И

чем длиннее слово, чем менее оно понятно, тем труднее оно читается.

Согласно наблюдениям, среди правильно прочитанных слов в среднем на одно

слово приходится 3,8 буквы, среди же ошибочно прочитанных—7,4 буквы.

Этот этап характеризуется полным отсутствием выразительности. Элемент

выразительности появляется только при повторном чтении. Причину этого Е.Г.

Егоров видит в поглощенности учащимся сенсорным моментом [14;45].

Основными ошибками этого этапа является повторение слов и слогов. При

этом учащиеся часто повторяют хорошо известные и легкие слова. Как

полагают, это связано с трудностью понимания всего текста. Короткие,

доступные по содержанию и форме слова повторялись учащимися тогда, когда с

них начинались новые мысли, не связанные с ранее прочитанными.

Иногда встречались ошибки-догадки и среди них больше всего ошибочных

замен окончаний. Этот вид ошибок был достаточно малочисленным, что

свидетельствует о направленности внимания на оптический образ слов.

''Для этого этапа характерными являются также ошибки-замены, связанные

со стремлением упростить трудное по произношению или непонятное слово. При

этом может даже исказиться смысл фразы. Ошибки типа подмены словом, не

имеющим общих оптических элементов, на этом этапе очень редки. Редко

встречаются и ошибки пропуска и добавления буквы. Это еще раз

свидетельствует о том, что учащиеся на этом этапе внимательно следят за

зрительным восприятием текста'' [14;47].

При чтении на иностранном языке этот этап не обязательно связан со

слоговым чтением. Все определяется спецификой изучаемого языка. Так, для

английского языка не характерно слоговое чтение, в то время как при

обучении чтению на немецком языке слоговое чтение имеет место.

Специфическим же для обоих языков остается аналитическое восприятие фразы и

путь «глаз-голос-языковое значение». Даже при устном опережении, которое

имеет сейчас распространение, психологический механизм чтения остается тем

же: целостное восприятие фразы на основании восприятия ее составляющих.

Ошибки в чтении на иностранном языке аналогичны ошибкам в чтении на родном

(русском) языке.

Этап угадывающего чтения. Характерной чертой третьего этапа —

угадывающего чтения — является ''переход от аналитических форм восприятия к

синтетическим, целостным формам при опоре на содержание текста и на

некоторые опознавательные признаки в его целом''.

Происходит дальнейшая перестройка системы «глаз-голос-языковое

значение». Деятельность глаза и голоса в большей степени определяется

теперь механизмом предвосхищения. Многие слова и фразы сразу же читаются

учащимся правильно. Однако при малейшем затруднении синтетическая

деятельность указанной системы нарушается. Длина слова и на этом этапе

является тем препятствием, которое нарушает правильность чтения.

Характерным для этого этапа является также резкий разрыв между формой и

содержанием в ошибках-догадках, которые становятся очень многочисленными.

При этом наблюдается такое угадывание, которое нарушает языковые правила.

Часто угадывающее чтение характеризуется упрощением слов, заменой их

словами, более близкими учащимся, чем теми, которые употреблены автором.

Разница в показателях при сопоставлении ошибок-догадок допущенных учащимися

на сенсорно-аналитической ступени чтения и на ступени угадывающего чтения,

разительна: 20% и 80% соответственно. Эти ошибки выступают в виде замен,

добавлений, пропусков. При этом наиболее многочисленны замены. Наблюдаются

два вида замен: а) замены далекие, расходящиеся довольно резко с оптическим

образом и языковым значением слова и б) близкие по смыслу и форме к словам

текста замены, представляющие по существу только изменения окончаний слова.

Очень редко встречаются замены, ничего общего не имеющие со словом,

встречающимся в тексте. Психологическая природа этих ошибок различна.

Первый вид ошибок встречается тогда, когда мысли автора для читающего ясны.

Смысловое содержание в таких случаях нарушается частично. Стремления

проверить правильность чтения не наблюдается. Второй вид ошибок связан с

прогнозированием, которое опирается на восприятие некоторых опознавательных

признаков слова как оптического образа. Скорость реализации догадки в этом

случае зависит от выраженности установки на восприятие последующей мысли.

''Для этапа угадывающего чтения характерно большее число ошибочных

отсроченных догадок, чем для предыдущего этапа. Это говорит о том, что

учащиеся начинают контролировать догадку через восприятие всего текста,

поскольку механизм чтения достаточно развит; у учащихся наблюдается

увеличение поля чтения, распределение на форму и содержание текста''

[23;56].

Замечается изменение и в ошибках-повторениях. Они объясняются

стремлением чтеца установить более ясную связь читаемого с уже прочитанным

и с тем, что последует далее.

''Сопоставление ошибок сенсорно-аналитического и угадывающего этапов

чтения показало, что ошибок восприятия на последнем в полтора раза меньше,

чем ошибок осмысления. Типологически ошибки чтения остаются теми же, но

качественно они меняются. На сенсорно-аналитическом этапе они обусловлены

влиянием смысла фразы, на этапе угадывающего чтения—влиянием всего текста.

На этапе угадывающего чтения сохраняются некоторые языковые ошибки. Однако

они появляются только при чтении трудных по конструкции предложений. Это

позволяет высказать предположение, что под влиянием повышения трудности

чтения создается резкий разрыв между формой и содержанием. То, что ошибки

встречаются на этом этапе в трудных по конструкции предложениях, требует от

авторов учебников особого внимания к подбору текстов'' [23;67].

Этап угадывающего чтения характерен и для чтения на иностранном языке.

Причем он наступает довольно скоро при интенсивном чтении. Поэтому учителю

необходимо заботиться о дополнительном чтении посильной для учащихся

литературы. Ошибки этого этапа при обучении чтению на иностранном языке

аналогичны ошибкам чтения на родном языке учащихся. Однако чаще, чем на

родном языке, происходят нарушения в синтетической деятельности восприятия,

преимущественно наблюдаемые в случае употребления длинных слов или слов с

усложненной структурой. Именно в этих случаях у учащихся возникает

противоречие между восприятием формы и осмыслением всего содержания текста.

Этап синтетического чтения. Этот этап чтения распадается на ряд фаз,

которые при чтении вслух отличаются друг от друга постепенным возрастанием

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.