реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Особенности операциональной стороны мыслительной деятельности у детей с нарушением зрения

реферат

с дефектом зрения. В принципе мы можем встретиться с фактом лучшего

развития у слабовидящих той или иной функции или процесса, но они

доказывают только то, что во-первых уровень развития является следствием

качества обучения и воспитания. Здесь скрывается подлинная природа

возможных неравномерностей развития. И во-вторых, необходимо поставить

слепых и нормальновидящих в одинаковые условия обучения и воспитывать с

учетом специфики дефекта зрения, для того, чтобы объективно судить о темпе

развития.

Самое же главное заключается в том, что слабовидящий ребенок в

развитии интеллектуальной деятельности ни потенциально, ни по возрастному

уровню не отличается от нормального. Об этом в частности свидетельствует

работа С.М. Хорош. Несмотря на существенный недостаток этого исследования

(min количество испытуемых), автор показывает полную идентичность овладения

приемами решения задач слепыми и нормальновидящими школьниками.

Значительно шире и полнее в экспериментальном плане в тифлопсихологии

представлена концепция согласно которой нарушение зрения отрицательно

сказывается на возможностях развития мышления у детей. Правда суждения

тифлопсихологов, разделяющих эту концепцию, характеризуется наибольшей

противоречивостью, нечеткостью в решении вопроса о зависимости развития

мышления от дефекта зрения.

Поскольку защищать концепцию о неизбежном влиянии дефекта зрения на

развитие мышления становится все труднее, а практически при объективном

суждении и интерпретации накапливающихся фактов невозможно, появляется все

больше работ, где глобальная оценка потенциальных возможностей развития

мышления у лиц с дефектами зрения не признается зависимой от нарушения

зрения. В то же время эта зависимость фактически признается при решении

конкретных вопросов развития мыслительной деятельности слабовидящих

школьников.

Ссылаясь на целый ряд авторов, М.И. Земцова в 1973 году четко

формирует положение: «Мышление может быть высоко развито даже у абсолютно

слепых и слепоглухих». ( )

При коррекционной работе следует учитывать особенности развития

мышления при нарушениях зрения. Эти особенности:

- у детей с нарушениями зрения затруднено развитие образного мышления

«страдает конкретность мысли», что затрудняет формирование понятий.

- у них встречается расширение или сужение объема понятий,

недостаточная обоснованность суждений, формальность умозаключений.

Здесь мы встречаемся с суждением: «анализ решения задач слабовидящими

школьниками показывает, что если они уяснили смысловое и конкретное

содержание условия, то их рассуждения, умозаключительно не отличаются от

рассуждений нормальновидящих школьников». [12, 77]

В сущности, автор не может еще окончательно признать, что нарушение

зрения не приводит к неизбежным «вторичным» отклонениям в психическом

развитие, в сферу которых попадает и образное мышление, и способы общения.

Для полной характеристики второй концепции необходимо добавить тот

факт, что различные аспекты мыслительной деятельности слабовидящих

школьников пришли к выводу о независимости уровня овладения школьниками

изучаемыми параметрами мышления от остроты зрения. Этот вывод четко

прослеживается во всех работах Т.П. Назаровой. Значение этого вывода

заключается в том, что он сразу же ставит под сомнение неизбежность

«вторичных» отклонений.

Концепция замедленности развития мышления у лиц с дефектами зрения и

ее противоречивость во многом обусловлена самой концепцией обучения и

воспитания. С одной стороны, специальные школы, принимают контингент детей

с разным уровнем готовности к школьному обучению. Помимо детей, страдающих

комбинированным дефектом, среди них нередко встречаются дети с ярко

выраженной педагогической запущенностью. Причиной такой запущенности

является как недостаточный культурный уровень семьи, так и

неразработанность приемов, методов семейного воспитания детей с нарушением

зрения. Недостатки психического развития таких детей долгое время

связывались непосредственно с дефектом зрения. Между тем дифференцированный

подход к слабовидящим школьникам, поступающим в школу, показал возможность

полноценного обучения части детей без прохождения 0-го класса. Не меньшее

значение имеет и то, что слабовидящие дети, прошедшие детский сад, приходят

с более высоким уровнем готовности к обучению, нем не прошедшие через него.

Практика обучения и воспитания вместе с тем доказывает, что

слабовидящие школьники овладевают программой массовой школы. При

отклонениях в умственном развитие, обусловленных непосредственно дефектами

зрения, усвоение новых программ было бы невозможно. Сама практика

побуждает, с одной стороны, к необходимости признания полноценного

умственного развития детей с дефектами зрения; с другой – она же побуждает

к поискам специфики этого развития.

Вся проблема заключается в том, что понимается под спецификой развития

мышления при дефекте зрения, какова природа, сущность и каковы пути и

средства развития полноценного мышления.

И первая, и вторая концепция, при всей их противоречивости сходятся в

одном: специфика мышления слабовидящих детей заключается в отклонении

уровня развития от нормального. Обе концепции объективно ориентируют на

приспособление к дефекту, т.е. на приспособление обучения и воспитания

заведомо к понижению или повышению уровня мыслительной деятельности, хотя в

задачах исследований и отмечена необходимость поиска путей повышения

эффективности умственного развития.

Развитие тифлопсихологии в русле выделенных концепций не могло быть

достаточно продуктивным, как для развития тифлопсихологии, так и для

эффективного влияния на разработку тифлопедагогики, частных методик и для

существенного изменения практики обучения и воспитания.

Причиной низкой продуктивности исследований мышления является прежде

всего, то, что в них не раскрывалась подлинная, объективная природа

возможного отставания в умственном развитии слабовидящих, а следовательно

односторонне и ошибочно понималась сущность специфики мышления. Результаты

таких исследований тормозили разработку эффективных приемов формирования

мышления у детей с дефектами зрения и не могли служить обоснованием для

определения сущности, содержания и направления коррекционной работы в ходе

обучения и воспитания.

Возникновение, формирование и развитие нового направления в

исследованиях мышления слабовидящих было необходимостью, объективно

обусловленной как состоянием этой проблемы тифлопсихологии, так и

актуальными запросами практики. Это направление возникло и сформировалось в

результате создания специального коллектива тифлопсихологов проблемной

лаборатории при кафедре тифлопедагогики ЛГПИ им. А.И. Герцена под

руководством профессора А.И. Зотова. Помимо сотрудников лаборатории, в

исследованиях принимала участие группа аспирантов и сотрудников кафедры:

А.М. Арнаутова, Л.В. Егорова, С.П. Ильина, Л.А. Зотов, А.Г. Литвак, Р.Ф.

Малых, И.Л. Первова, А.В. Политова, В.А. Феоктистова и другие.

Благодаря этому были созданы предпосылки для широкого, комплексного

изучения различных аспектов познавательной деятельности, а позднее и

личности слабовидящих школьников с нормальным и нарушенным интеллектом.

Одной из главных задач, вставших перед коллективом, являлось повышение

теоретического и методического уровня тифлопсихологических исследований.

Центральной теоретической установкой новой концепции в подходе к

исследованию мыслительной деятельности являлось признание независимости

уровня ее развития от дефекта зрения. Из нее вытекает второе положение:

уровень развития мыслительной деятельности слабовидящих школьников

определяется качеством программирования и управления процессом

формирования. Определение содержания и структуры программы формирования

того или иного параметра мыслительной деятельности, а так же разработка

новых эффективных методик.

Разработка нового направления в исследованиях психического развития

лиц с дефектами зрения не могла быть достаточно эффективной без внедрения в

экспериментальные исследования личностного подхода.

Зарождение и развитие излагаемой концепции происходило в ходе

комплексного изучения процессов чувственного познания слабовидящих. Отметим

ряд принципиальных положений, вытекающих из этих исследований и имеющих

непосредственное отношение к разработке направления исследования мышления:

I. Нарушение зрения не приводит неизбежно к глобальным нарушениям,

искажению «чувственного опыта», схематизму. При соответствующей

организации и управлении процессом познания у слабовидящих детей

формируются адекватные образы. Следовательно, слабовидение не

может быть непреодолимым препятствием для полноценного развития

мышления.

II. Успешность мыслительной деятельности предполагает необходимость

целенаправленной разработки программы и способов управления,

реализации программы в ходе формирования мышления. При этом

четко выделяются факторы. К таким факторам относятся: возраст и

индивидуальные особенности психического развития личности

школьника и особенности дефекта зрения в их соотношении со

спецификой объекта познания, его конкретное предметное

содержание.

III. Уже в ходе формирования системы представлений различного

предметного содержания и сложности при правильной организации и

управлении процессом формируются объективно закономерные

предпосылки и сама необходимость формирования мыслительной

деятельности.

IV. В ходе исследований отчетливо проявляются групповые различия как

по характеру динамики формирования понятий, так и по уровню их

сформированности в зависимости от качества обучения при

однозначных дефектах.

В ходе исследования различных аспектов мыслительной деятельности

применяются 2-е формы эксперимента: констатирующий и формирующий.

Констатирующий эксперимент выполняет диагностическую функцию. В нем

отражается уровень сформированности процесса в целом или же отдельные

психологические компоненты, которые не будучи хорошо развиты приводят к

затруднениям при решении задач.

В связи с этим, центральным звеном последующих исследований являлась

проблема произвольности оперирования представлениями и понятиями, а

конкретнее – формирование тех механизмов умственной деятельности, которые

обуславливают эту способность школьников.

Недостаточно эффективное обучение и воспитание в дошкольный период

является причиной, обуславливающей искусственную задержку в психическом

развитие ребенка с дефектом зрения. Но поскольку эта задержка не связана с

нарушением зрения или нарушением в развитии высшей нервной деятельности,

она быстро преодолевается в условиях учебно-воспитательного процесса. Это

проявляется в том, что темп развития группы школьников с низким уровнем

готовности к обучению, достаточно высок и уже в начальной школе

слабовидящий ребенок преодолевает это отставание и развивается в

соответствии с общими закономерностями.

Если же низкий уровень готовности обусловлен нарушением общемозговой

деятельности или связан с серьезными сопутствующими соматическими

заболеваниями, то, как показывает сравнение результатов исследований,

слабовидящих школьников с нормальным и нарушенным интеллектуальным

развитием, то такого выравнивания по уровню развития психических процессов

либо не происходит (при умственной отсталости), либо оно предполагает

специальную организацию учебно-воспитательного процесса для детей с

задержкой психического развития (ЗПР).

Качественные различия в развитии личностных качеств ребенка и их

соотношения с его способностями являются ведущими по сравнению с дефектами

зрения, факторами определяющими динамику и уровень достижений формируемого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.