p>Основные этапы исследования малой группы: коакционный подход, интеракционистский подход, деятельностный подход. Актуализация проблемы малой группы в ХХ веке: увеличение роли малой группы в принятии решений; возможность проведения эксперимента в малой группе; малая группа как предметное поле социально-психологических исследований. Понятие “малой группы” в зарубежной и отечественной социальной психологии. Основные признаки малой группы: социальный и деятельностный. Проблема нижнего (диада, или триада) и верхнего пределов малой группы (Дж. Миллер, произвольные подходы, Морено, отечественная концепция). Классификации малых групп: лабораторные и естественные, организованные и стихийные, открытые и закрытые, формальные и неформальные, первичные и вторичные группы, группы членства и референтные группы и т. д. Значение различных типов малых групп для детерминации поведения индивида. Основные теоретические подходы к изучению малых групп в зарубежной и отечественной психологии: социологический подход (хоторнские эксперименты Э. Мэйо), групподинамический подход (школа К. Левина), интеракционистский подход, психоаналитический подход (В. Байон), социометрическое направление, деятельностный подход. Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива в работах М. Г. Ярошевского. Понятие динамических процессов в малой группе: процесс образования малой группы; феномен группового давления; процесс групповой сплоченности; организация руководства и лидерство в группе; процесс принятия групповых решений; процесс развития групповой жизни в совместной деятельности. Образование малой группы: как потребность общественного разделения труда и превращение группы в психологическую общность (включение в группу нового члена, вступление в группу многих индивидов). Феномен “группового давления”, явление конформности (подчинение группе). Мера конформности: внешняя, внутренняя, “конформность наоборот” (относительно независимая позиция). Зависимость типов поведения в группеот меры конформности (А. В. Петровский): принятие мнения группы; конформность, коллективизм. Специфика давления на группу нормативного большинства и информационного меньшинства. Групповая сплоченность. Критерии групповой сплоченности: по Морено - большее число положительных выборов; по Л. Фестингеру– частота и прочность коммуникативных связей; по Т. Ньюкому – согласие, сходность ориентаций к значимым ценностям; по А. Бейвеласу –взаимосвязь операциональных и символических целей группы; стратометрическая концепция деятельностного опосредования межличностных отношений в коллективе (школа А. В. Петровского). Проблема организации руководства и лидерства в группе. Отличия лидера от руководителя: по регуляции социальных отношений; по природе; по уровню стабильности; по санкциям; по решениям; по сфере деятельности. Проблема единства руководства и лидерства. Основные концепции природы личности: “теория черт”, “ситуационная теория”(варианты Хартли); системная теория лидерства. Стили лидерства и руководства: авторитарный, демократический и популистский. Процесс принятия групповых решений. Эффективность групповых решений через групповую дискуссию (совещания, диспуты, “мозговая атака”, генерирование и критика идей, метод “синектики” У. Гордона). Феномен “группового духа”. Критерии эффективности групповой деятельности: производительность труда, удовлетворенность членов группы совместной деятельностью. Основные категории: малая группа, признаки малой группы, нижний и верхний пределы малой группы, формальные и неформальные группы, первичные и вторичные группы, группы членства и референтные группы, динамические процессы в малой группе, феномен“группового давления”, руководство и лидерство в группе, групповое решение, эффективность групповой деятельности.
Контрольные вопросы: 1. Сущность основных направлений исследования малой группы? В чем проявилась актуальность проблемы малой группы? Основные признаки малой группы? Концепции нижнего и верхнего пределов малой группы? Динамические процессы в малой группе? Типология малых групп? Сущность процесса образования малой группы? Процесс “группового давления”? Основные критерии групповой сплоченности? Лидерство и руководство в группе? Процесс принятия групповых решений? Критерии эффективности групповой деятельности? Литература: - Обязательная: Берн Э. Трансактный анализ в группе. М. , 1994. Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб. , 1999.
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. , 1981. Дополнительная:
Гришина Н. В. Взаимоотношения в коллективе. Л. , 1989. Донцов А. И. Психология коллектива. М. , 1984.
Коломинский Я. Л. Психологические взаимоотношения в малых группах. М. , 1976. Петровский А. В. Личность, деятельность, коллектив. М. , 1982. Петровский А. В. , Шпалинский В. В. , Социальная психология коллектива. М. , 1982. Психологическая теория коллектива. М. , 1979. Росс Л. , Нисбетт Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М. , 1999. Тема 11. Социально-психологические особенности функционирования малых групп и межгрупповые отношения Вопросы: 1. Развитие групповой жизни в совместной деятельности. 2. Психология межгрупповых отношений. Психоаналитические концепции развития малых групп. Теория развития группы Л. Бенниса и Г. Шепарда о двух фазах в развитии группы, реализации модели развития (отклонение, или распад группы). Идея развития группы Р. Морленда и Дж, Ливайна о“социализации группы”, стадиях развития группы (оценивание групповых целей, обязательства группы, преобразование ролей в группе), о периодах развития группы и роли членов группы. “Системно-процессуальная модель” развития группы М. Чемерса (стадии развития группы –смена состава группы, смена ролей; социализация группы через привнесение индивидом общественных ценнностей; соотнесение фазы развития группы с изменениями в обществе). Индивидуализм и коллективизм как цивилизационные ценности, зависимость развития группы от типа общества. Двух факторная модель развития группы Б. Такмена: в межличностной сфере (стадия поиска взаимоприемлемого поведения в группе; стадия взаимодействия, в том числе конфликта; стадия групповой сплоченности; стадия образования ролевой структуры); в сфере деловой активности (поиск оптимального решения задач, личные намерения и групповые предписания, понимание намерений друг друга, принятие решений. Социально –психологическая концепция коллектива: коллектив как стадия развития группы; социально-психологические черты коллектива; социально-психологическая концепция коллектива А. С. Макаренко. Основные признаки коллектива: наличие социально значимой цели, добровольный характер объединения, целостность коллектива, обеспечение условий для развития личности. Модель развития группы А. В. Петровского: реализация непосредственных контактов Межличностные отношения); межличностные отношения опосредованные совместной деятельностью; ценностно-ориентационное единство. Совместная социально-позитивная деятельность как критерий уровня развития группы. Типология группА. В. Петровского: максимальная социальная значимость деятельности и высокий уровень межличностных отношений; высокий уровень значимости социальной деятельности и невысокий уровень развития межличностных отношений; антиобщественная направленность деятельности и высокий уровень межличностных отношений; антиобщественная деятельность и низкий уровень межличностных отношений; слабая выраженность социально-значимой деятельности и низкий уровень межличностных отношений. Основные направления исследований межгрупповых отношений. М. Шериф о групповом взаимодействии как источнике межгрупповых отношений (сотрудничества или враждебности). А. Тэджфело взаимосвязи межгрупповых отношений и осознания принадлежности к своей группе. Проблема групповой сплоченности и межгрупповых отношений в отечественной и зарубежной социальной психологии. Детерминация характера межгрупповых отношений социально-значимой по целям и задачам деятельностью. Значение деятельностной концепции межгрупповых отношений: для регуляции межгрупповых отношений; для развития внутригрупповых отношений; для регуляции межгрупповых отношений по вертикали и горизонтали. Основные категории: психоаналитические теории развития малых групп, индивидуализм, коллективизм, модель развития группы, типология групп, межгрупповые отношения, групповая сплоченность, групповое взаимодействие, деятельностная концепция межгрупповых отношений.
Контрольные вопросы: Сущность концепции развития группы Л. Бенниса и Г. Шепарда? Идея развития группы Р. Морленда и Дж, Ливайна? Системно-процессуальная модель развития группы М. Чемерса?
Сущность социальной детеминированности индивидуалистического и коллективистского характера межлгрупповых отношений?
Модель развития группы в межличностной и деловой сферах? Сущность социально – психологической концепции коллектива? Основные признаки коллектива? Модель развития группы А. В. Петровского? Типология уровня развития групп? М. Шериф о групповом взаимодействии?
Когнитивистская концепция межгрупповых отношений А. Тэджфела? Деятельностная концепция межгрупповых отношений и ее значение?
Литература: Обязательная: Берн Э. Трансактный анализ в группе. М. , 1994. Гришина Н. В. Взаимоотношения в коллективе. Л. , 1989. Леонтьев А. А. Психология общения. М. , 1999. Дополнительная: Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. М. , 1990. Донцова А. И. Проблемы групповой сплоченности. М. , 1979. Майерс Д. Социальная психология. СПб. , 1997. Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб. , 1999.
Петровский А. В. Личность, деятельность, коллектив. М. , 1982. Петровский А. В. Психологическая теория коллектива. М. , 1979. Психологическая теория коллектива. М. , 1979. Семинар. Тема 11а. Социально-психологическая сущность и содержание явлений и процессов в малых группах Цель: расширить и углубить знания по социально-психологическим проблемам малых групп и межличностных отношений в них. Осуществить контроль за степенью усвоения знаний т. т. 10 - 11.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие малой группы в социальной психологии. 2. 2. Классификация малых групп. 3. Динамические процессы в малых группах и специфика их протекания. 4. Межгрупповые отношения и проблема групповой сплоченности.
Темы докладов:
“Основные направления исследования малых групп и межгрупповых отношений”. Литература: 1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М. : Аспект - Пресс, 1998. -Главы 11, 12, 13, 14. 2. Агеев В. С. Перцептивные процессы межгруппового взаимодействия. //Межличностное восприятие в группе. - М. , 1981. 3. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. - М. , 1990. 4. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. - М. , 1968. 5. Донцов А. И. Психология коллектива. - М. , 1984. 6. Кричевский Р. Л. , Дубовская Е. М. Психология малой группы. - М. , 1991. 7. Крысько В. Г. Секреты психологической войны. – Минск, 1999. 8. Крысько В. Г. , Саракуев Э. А. Введение в этнопсихологию. – М. , 1996. 9. Парыгин Б. Я. Основы социально-психологической теории. - М. , 1971. 10. Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения. //Общение и оптимизация совместной деятельности. - М. , 1987. 11. Тихомиров О. К. Психологические механизмы целеобразования. - М. ,1977. Тема 12. Большие социальные группы и их психологические особенности. Вопросы: 1. Социально-психологическая характеристика социальных групп. 2. Большие социальные группы и особенности их функционирования. Общности и группы. Психологические признаки общности. Группы и организации. Параметры группы: композиция группы по типу деятельности (бригада, школьный класс, фирма, и т. д. ); структурагруппы (структура власти, структура коммуникации, структура межличностных отношений); групповые процессы (групповые интересы, групповые потребности, групповые мнения); групповые нормы и ценности (эталоны поведения, обычаи, нравы, традиции); положение индивида в группе (статус индивида, смена ролей, система “групповых ожиданий”- ожидаемое поведение индивида; система групповых санкций (поощрительные, запретительные, позитивные, негативные). Значение параметров группы для социально-психологических исследований. Проблема больших групп в социальной психологии. Виды больших социальных групп: социальные слои и классы, профессионально-производственные группы, группы-организации, национально-этнические группы, территориальные (региональные) группы, религиозные, социально-демографические, стихийные группы (толпа, масса, публика) и массовые социальные движения (стремящиеся к организации - глобальные, локальные и анархистские, преступные группы) и др. Социально – психологические проблемы больших социальных групп: соотношение больших и малых групп(посредническая роль малых групп в доведении до личности опыта больших групп, формирование социально–значимых черт личности на макросоциальном уровне, специфические регуляторы поведения в больших группах– нравы, обычаи, традиции, образ жизни –особые формы общения, особый тип контактов, особые интересы, потребности, ценности, наличие специфического языка); структура психологии больших социальных групп (механизм влияния – через общение и личный опыт, статический элемент – психический склад, динамический элемент – эмоциональная сфера, т. е. потребности, интересы, настроения); соотношение психологии больших социальных групп и психологии индивида (типичное и индивидуальное в личности). Методы исследований больших социальных групп: методы этнографии (нравы, традиции, обычаи, сравнительные исследования различных культур и различных социальных групп); методы языкознания (анализ знаковых систем); метод исследования“социальных представлений” С. Московичи. Особенности социально –психологических процессов в нашей стране: сплочение определенных групп к единым действиям; сдвиги в мотивационно-волевой сфере; неустойчивое равновесие; когнитивный диссонанс в массовом сознании между социальным стереотипом и реальным образом жизни; рост социальных ожиданий; глубокое социальное расслоение и переживания с ним связанные; размывание границ групповой принадлежности; увеличение числа пассивных людей. Возрастание роли социально – психологического фактора в общественных преобразованиях. Стихийные группы (толпа, масса, публика). Особенности толпы: быстрый сбор, возбуждение и переход к действиям, возможность элементов организации, лидер и толпа; возможность агрессивных действий; преобладание эмоциональных реакций. Особенностимассы: стабильность образования, организованность, разнородность, неустойчивость. Особенностипублики: сбор для совместного времяпрепровождения, возможность неуправляемости. Специфика аудитории: управляемость. Побудители действий в стихийных группах (слухи, сплетни), действие личности без ощущения личного контроля над ситуацией. Способы воздействия в стихийных группах: заражение (психоз, экстаз) –передача эмоционального состояния, механизм многократного эмоционального взаимовоздействия; внушение (сообщение, убеждение, внушение), его персонофицированность, вербальность, доказательность, эмоционально–волевое воздействие; подражание как воспроизведение поведения других (концепцияТарда –подражание как фундаментальный принцип, как унификатор поведения, как источник прогресса). Виды подражания: логическое, вне логическое, внутреннее, внешнее, мода, обычай, этническое и классовое. Социальные движения: глобальные, локальные. Общие черты социальных движений: базирование на общественном мнении; наличие цели –изменение ситуации; формирование программы; определение средств достижения целей; реализация в массовом поведении (митинги, демонстрации, съезды). Основные социально – психологические проблемы социальных движений: причины присоединения индивида к социальным движениям (теория относительной депривации– сравнение своего положения с положением других; теория мобилизации ресурсов –потребность включения в группу); соотношение позиций большинства и меньшинства (необходимость учета мнения меньшинства); проблема лидера социального движения (имидж лидера, прочность позиции и авторитет лидера, умение удержать движение в рамках стратегии и тактики); проблема изменений в социально–психологическом укладе стихийных групп и массовых движений (проблема ощущения бессилия, безысходности, размытость групповой принадлежности, молчаливый протест). Положение больших социальных групп: ориентирующихся на идейно-нравственные ценности; патриотически - настроенных; нормативно– комфортных; коньюнктурно – приспособительных; “новых русских”; переставших быть субъектами общественной жизни. Проблема фрустрации больших социальных групп. Социально – психологические механизмы действия социальных движений: механизм “эскалации ситуации” (упрямое следование ошибочному решению – наращивание ущерба); механизм “групп – мышления”- групповой конформизм лиц, принимающих ответственное решение. Значение социально–психологической теории больших социальных групп для общественных преобразований, для деятельности социальных работников. Основные категории: группа, параметры группы, большие социальные группы, регуляторы социального поведения в больших группах, психология больших социальных групп, толпа, масса, публика, заражение, внушение, подражание, социальные движения, фрустрация больших социальных групп, социально– психологические механизмы действия социальных движений.
Контрольные вопросы: 1. Основные параметры группы?
2. Значение параметров группы для социально – психологических исследований? 3. Виды больших социальных групп? 4. Социально – психологические проблемы больших социальных групп? 5. Специфические регуляторы социального поведения в больших социальных группах? Как соотносятся большие и малые социальные группы? Соотношение психологии больших социальных групп и психологии индивида? Методы исследования больших социальных групп? Особенности протекания социально – психологических особенностей в нашей стране в настоящее время? особенности поведения в толпе?
Способы воздействия в стихийных группах? Причины присоединения к социальным движениям? Общие черты социальных движений?
Основные социально – психологические проблемы социальных движений?
Литература: - Обязательная: Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб. , 1999. Психология масс: Хрестоматия. Самара, 1998. Дополнительная:
Багрецов С. А. , Оганян К. М. , Львов В. М. Диагностика социально-психологических групп с внешним статусом. СПб, 1999. Крысько В. Г. , Саракуев Э. А. Введение в этнопсихологию. М. , 1996. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1997.
Московичи С. Век толп. М. , 1996. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М. , 1966. Проблемы социальной психологии и пропаганды. М. , 1971.
Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983.
Примерный перечень вопросов к зачету и экзамену по социальной психологии (для ФСР).
1. Место и роль социальной психологии в системе научного знания. 2. Предмет и задачи социальной психологии. 3. Особенности и тенденции развития отечественной социальной психологии на современном этапе. 4. Позиции и типы трансакций во взаимодействии (по Э. Берну). 5. Общая характеристика основных методов социальной психологии и их значение для деятельности социальных педагогов (социальных работников). 6. История становления и развития социально-психологических идей. 7. Методы взаимовоздействия в общении.
8. Механизмы перцептивного процесса в общении. 9. Типы стихийных групп и их общая характеристика.
10. Основные направления современной зарубежной социальной психологии (их сущностная характеристика).
11. Способы воздействия, реализуемые в стихийных группах.
12. Значение теории общения для деятельности социального педагога (социального работника). 13. Эффекты межличностного восприятия в общении и пути их преодоления. 14. Понятие малой группы в социальной психологии.
15. Социально-психологические модели развития малой группы.
16. Закономерности формирования и смены социальных установок. 17. Общая характеристика динамических процессов в малой группе. 18. Модель развития малой группы А. В. Петровского.
19. Групповая сплоченность в малой группе (ее уровни).
20. Феномен “группового давления” в малой группе и типы индивидуального поведения в ней. 21. Основные направления исследований личности в социальной психологии. 22. Значение изучения социально-психологических качеств личности для деятельности социального педагога (социального работника). 23. Специфические регуляторы социального поведения больших социальных групп. 24. Место и природа межличностных отношений.
25. Сущность процесса социализации личности.
26. Взаимосвязь межличностных, групповых и общественных отношений. 27. Социальные установки личности.
28. Сущность, структура и функции общения.
29. Сущность диспозиционной концепции регуляции социального поведения В. А. Ядова. 30. Изменения в социально-психологическом укладе жизни стихийных групп и массовых движений в современных условиях в России. 31. Общение как коммуникативный процесс. Вербальная и невербальная информация. 32. Взаимосвязь личности и группы. 33. Основные социально- психологические барьеры на пути прохождения информации. 34. Основные сферы социализации личности.
35. Общение как социальное взаимодействие и его способы.
36. Общение как восприятие и взаимопонимание людьми друг друга. 37. Возрастание роли социальной психологии в деятельности социального педагога (социального работника).
38. Механизмы взаимодействия в общении. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ:
Социально-психологическая характеристика личности человека как представителя современного общества (в нашем государстве). Политико-психологический статус личности в условиях переходного общества. Роль личности в условиях роста напряженности во взаимоотношениях в различных группах. Влияние общественных отношений на характер и содержание взаимодействия между людьми при решении социальных проблем в государстве. Социально-психологическая характеристика наиболее значимых типов и способов взаимодействия людей в современном обществе. Психологический анализ отношений людей в много социальном коллективе. Социально-психологические особенности межличностного общения в условиях современного общества. Общение как средство повышения эффективности межличностных отношений при решении производственных и иных задач. Социально-психологический портрет современного менеджера (руководителя). Образ руководителя в современном сознании общества. Развитие общительности человека средствами социально-психологического тренинга. Социально-психологический тренинг как средство повышения эффективности деловых и иных отношений. Общение как средство психологического воздействия на людей в современных условиях. Межличностная аттракция как механизм формирования привязанностей людей в различных условиях общественных отношений. Психологическая характеристика малой группы в условиях различных видов трудовой и политической активности. Социально-психологическая характеристика процесса взаимопонимания людей в современном обществе. Влияние стиля руководства на внутригрупповые настроения Психологические предпосылки повышения эффективности взаимопонимания людей в различных условиях. Социально-психологические особенности воздействия на людей в современных условиях. Психологическая характеристика социального самочувствия людей. Изучение социально-психологических особенностей представителей различных социальных групп как средство учета настроений людей в развитом обществе. Психологические особенности различных представителей религиозных групп. Социально-психологический анализ факторов формирования общественного мнения у представителей различных социальных групп. Социально-психологический анализ настроений людей в современном обществе. Психологические предпосылки повышения сплоченности людей в малой группе (коллективе). Социально-психологические особенности возникновения и функционирования традиций в различных социальных группах. Морально-психологический климат в обществе и его различных социальных группах. Влияние межличностных отношений на характер формирования группового мнения. Специфика межгрупповых и межконфессиональных отношений в современных условиях. Стратегия и тактика изучения социально-психологических особенностей представителей различных классов и наций. Влияние национально-психологических особенностей людей на их поведение и деятельность.
Психология семейных отношений. Психология политического лидерства.
Психология политической власти и властных отношений в современном обществе. Социально-психологическая подготовка политического лидера. Психологические предпосылки вовлечения людей в политику и отхода от нее. Социально-психологические особенности политических и избирательных кампаний. Особенности психологического воздействия на людей в процессе политических и избирательных кампаний.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|