p>Культурологические социально-психологические концепции(С. Московичи, Г. Тэджфел, Р. Харре), как стремление к созданию общей социально-психологической теории: 1. Концепция социальных представлений С. Московичио предмете социальной психологии (совокупность социально-психологических представлений о социальном процессе), о структуре социальных представлений (информация, поле представлений, установка субъекта), детерминирующих поведение индивида; 2. Теория “межгрупповых отношений” Г. Тэджфелаоб опосредованности взаимодействия индивида с социальной средой через групповое взаимодействие; 3. “Этогенетический подход” Р. Харре - модель человека (мотив-борьба за репутацию, счастье человека в обретении репутации, борьба за репутацию способствует общественному развитию, необходимость программы поведения в борьбе за репутацию и создания для этого необходимых условий).
Особенности развития отечественной социальной психологии:
1. Стремление к созданию общей социально-психологической теории; 2. Преемственность от зарубежной социальной психологии всего позитивного; 3. Определение социальной и деятельностной детерминированности социально-психологических явлений; 4. Разработка методологических основ социально-психологических исследований; 5. Исследование новых социально-психологических явлений; 6. Возрастание роли прикладных и практических социально-психологических исследований; 7. Проблема использования результатов исследований социальных психологов в различных областях профессиональной деятельности людей. Основные категории: описательный этап возникновения социально –психологического знания, этап относительно самостоятельного развития социально– психологических идей, этап экспериментально –теоретического развития социальной психологии, западная социальная психология, отечественная социальная психология.
Контрольные вопросы:
Основные этапы и периоды возникновения и развития социально – психологического знания? Назовите основные направления описательного этапа социально – психологических идей. Назовите основные социально – психологические школы 2–го этапа развития социально – психологического знания. Назовите основные направления 1–го периода 3 – го этапа развития социально – психологического знания. Какими направлениям представлена современная зарубежная социальная психология? Особенности и тенденции развития отечественной социальной психологии?
Литература: Обязательная:
Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. СПб. , 2000.
Шихарев П. Н. Современная социальная психология. М. , 1999. Дополнительная:
Андреева Г. М. , Богомолова Н. Н. , Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М. , 1989.
Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М. , 1966.
Петровский А. В. , Ярошевский М. Г. История психологии. М. , 1995. Шихарев П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М. , 1984. Шихарев П. Н. Современная социальная психология США. М. , 1979.
Тема 3. Общение как социально-психологическое явление. Вопросы: 1. Социально-деятельностная природа общения. 2. Сущность, типология и функции общения.
Закономерности возникновения, формирования, функционирования, изменения и развития социально-психологических явлений. Соотношение и взаимодействие социально-психологических феноменов. Социальная природа общения. Общение, как проявление всей системы отношений (общественных, групповых и главным образом межличностных отношений). Методологические проблемы исследования взаимосвязи общественных и межличностных отношений. Безличный характер общественных отношений. Понятие социальной роли. Межличностные отношения как “реализация”безличных отношений в деятельности конкретных личностей. Персонофицированность и эмотивность межличностных отношений на основе: конъюнктивных, дизъюнктивных, амбивалентных, или индифферентных чувств. Деятельностная природа межличностных отношений. Сущность концепции деятельностного опосредования межличностных отношений (Рубинштейн, Леонтьев, Петровский). Социальное действие и социальное взаимодействие. Структура ситуации социального взаимодействия. Общение и совместная деятельность как формы социального взаимодействия в системе отношений человека. Общение как особая форма взаимодействия и межличностных отношений людей. Влияние общения на жизнь и деятельность людей. Основные подходы к определению сущности общения: интеракционистский – общение как социальное взаимодействие, коммуникация посредством символов; когнитивистский – общение как коммуникация, проявление познавательных процессов, восприятий и аттитюдов; неофрейдистский – общение как реализация бессознательной мотивации посредством идентификации и психологической защиты; трансактный – общение как обмен трансакциями, эго состояниями; необихевиористский – общение как обмен подкреплениями, как диадическое взаимодействие, как реализация мотивации; персоналистический – общение как личностная самоактуализацияэкзистенциональной сущности личности, как поиск взаимопонимания личностного смысла; отечественный –общение как процесс взаимодействия, коммуникации и перцепции, как средство реализации в совместной деятельности, в межличностных отношениях общественных и групповых отношений. Динамика общения: потребность в общении, уяснение цели; вхождение в коммуникацию; ориентация в общении, в личности коммуниканта; определение содержания и средств общения; выбор позиции в общении; коммуникация и взаимодействие; восприятие, контроль эффективности; корректировка стиля и методов общения, взаимоотключение и выход из контакта (их взаимосвязь). Аффиляция (стремление к сотрудничеству, дружбе, общению) как потребность общения. Типология общения. Формы общения: а) по средствам: непосредственное, опосредованное; б) по содержанию: материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное, деятельностное. Типы общения: межличностное (императивное, манипулятивное, диалогическое; личностно-групповое; межгрупповое; массовое; внутри личностное. Виды общения: деловое, интимно-личностное, формально-ролевое, инструментальное, диагностическое, воспитательное, светское. Классификация функций общения в социальной психологии: социальная, инструментальная, информационная, перцептивная, психологическая, синдикативная, самовыражения, побудительная, эмотивная социального контроля, социализации. Основные стороны процесса общения: интерактивная, коммуникативная, перцептивная, эмотивная, их взаимосвязь и обусловленность совместной деятельностью. Основные категории: социальная природа общения, общественные, групповые и межличностные отношения, деятельностная природа межличностных отношений и общения, сущность общения, формы общения, типы и виды общения, потребности общения, функции общения.
Контрольные вопросы: В чем проявляется социальная природа общения?
Назовите основные отличия межличностных отношений от общественных. В чем проявляется деятельностная природа общения?
Основные точки зрения на сущность общения,
Специфика отечественного подхода к определению сущности общения? Назовите основные типы, виды и функции общения.
Основные стороны общения и их взаимосвязь? Литература: Обязательная: Бодалев А. А. Личность и общение. М. , 1995. Леонтьев А. А. Психология общения. М. , 1999. Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб, 1999. Дополнительная:
Андреева Г. М. , Яноушек Я. Взаимосвязи общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. М. , 1985.
Крысько В. Г. Социальная психология. М. , 2001.
Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М. , 1984. Петровский А. В. Личность, деятельность, коллектив. М. , 1982. Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983. Психология воздействия. Проблемы теории и практики. М. , 1989.
Семинар. Тема 3а. Социальная психология общения
Цель: закрепить и углубить знания по проблемам социально - деятельностной детерминации общения, его сущности, типологии и функциям.
Вопросы для обсуждения: 1. Место и природа межличностных отношений.
2. Взаимосвязь в общении межличностных, групповых и общественных отношений. 3. Общение и деятельность.
4. Сущность, структура и функции общения. Темы докладов:
“Методологическое значение социально-психологической теории общения для деятельности социального работника”
Литература:
1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. -М. : Аспект Пресс, 1998. - Глава 4. 2. Андреева Г. М. , Яноушек Я. Взаимосвязи общения и деятельности. // Общение и оптимизация совместной деятельности. М. , 1985. 3. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. -М. , 1967. 4. Леонтьев А. А. Психология общения, - Тарту, 1973. 5. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования. //Методологические проблемы социальной психологии. - М. , 1975. 6. Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии. //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -М. ,1976. 7. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. -М. : Мысль, 1971. -Глава 7.
8. Платонов К. К. О системе психологии. - М. , 1974.
Хараги А. У. К определению задач и методов социальной психологии в системе принципа деятельности. // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. -М. , 1977.
Тема 4. Общение как процесс взаимодействия и его способы. Вопросы: 1. Роль взаимодействия в системе общения. 2. Основные механизмы, стили и методы взаимодействия.
Проблема интерактивной стороны общения в социальной психологии. Теории межличностного взаимодействия: теория обмена (Дж. Хоманс) на основе опыта и учета вознаграждений и затрат; теория управления впечатлениями (Э. Гоффман) путем создания и поддержания благоприятных впечатлений; теория взаимодействия символического интеракционизма (Дж, Мид, Г. Блумер) на основе символов, значений; психоаналитическая концепция взаимодействия по представлениям и конфликтному опыту раннего детства, концепция трансактного взаимодействия (Э. Берн) на основе совпадения, или пересечения трансакций, позиций (Рб, В, Рд). Структура взаимодействия по Я. Щепанскому: социальные отношения, пространственный контакт, социальный контакт, взаимные действия. Попытки построения “анатомии” акта взаимодействия в зарубежной социальной психологии. Методика Бейлса для наблюдения за процессом социального взаимодействия: в области позитивных эмоций (солидарность, снятие напряжения, согласие); в области негативных эмоций (несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма); в области постановки проблем (просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об указании); в области решения проблем (предложение, мнение, ориентация других). Проблема взаимодействия в общении в отечественной социальной психологии. Концепция деятельностного опосредования межличностных отношений в общении, как основа теории взаимодействия. Взаимодействие, как организация всех сторон общения, как организация совместной деятельности, всеобщий характер взаимодействия, как средство взаимной корректировки поведения, как взаимовоздействие. Ситуации взаимодействия: (социально-ориентированное, предметно-ориентированное, личностно-ориентированное). Варианты взаимодействия (Андреева, Богомолов, Петровский), “дилемма узника”. Стратегии взаимодействия: противодействие, сотрудничество, компромисс, избегание, уступчивость. Стили взаимодействия: ритуальный, манипулятивный, гуманистический. Типы взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт). Формы взаимодействия: индивидуальная деятельность, совместно- последовательная деятельность, совместное взаимодействие. Основные признаки совместной деятельности (взаимодействия) (А. Л. Журавлев): общая мотивация, единая цель, согласованность действий, индивидуальная деятельность и ее координация, управление индивидуальными действиями, пространственно-временное единство действий, конечный результат совместных действий. Механизмы взаимовоздействия в общении: заражение, убеждение, внушение, подражание. Способы взаимодействия: творческий, продуктивный, дружеский, дистанционный, подавляющий, популистский, заигрывающий, требовательный, деловой, позиционный. Методы взаимовоздействия в общении: “регрессии”, “погружения в неопределенную ситуацию”, “усыпления бдительности”, “контрастного сравнения”, прием “канализации”. Проблема оптимизации взаимодействия в зарубежной и отечественной социальной психологии. Основные категории: интеракция, теории взаимодействия, деятельностное опосредование межличностных отношений в общении, ситуации взаимодействия, стратегии взаимодействия, типы взаимодействия, механизмы взаимодействия, методы взаимовоздействия, оптимизация взаимодействия.
Контрольные вопросы: Назовите основные теории межличностного взаимодействия. Методика наблюдения за процессом взаимодействия Бейлса?
Особенности определения сущности взаимодействия в отечественной социальной психологии?
Взаимодействие и общение? Основные ситуации взаимодействия? Основные стратегии взаимодействия? Основные механизмы взаимодействия? Основные типы и формы взаимдействия? Основные методы взаимовоздействия? Основные направления оптимизации взаимодействия в общении? Литература: Обязательная: Бодалев А. А. Личность и общение. М. , 1995. Леонтьев А. А. Психология общения. М. , 1999. Дополнительная: Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. М. , 1990 Андреева Г. М. Социальная психология. М. , 1998. Ковалев Г. А. Психологическое воздействие. М. , 1989.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|