реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Курс лекций по социальной психологии - (лекции)

реферат
p>Культурологические социально-психологические концепции(С. Московичи, Г. Тэджфел, Р. Харре), как стремление к созданию общей социально-психологической теории: 1. Концепция социальных представлений С. Московичио предмете социальной психологии (совокупность социально-психологических представлений о социальном процессе), о структуре социальных представлений (информация, поле представлений, установка субъекта), детерминирующих поведение индивида; 2. Теория “межгрупповых отношений” Г. Тэджфелаоб опосредованности взаимодействия индивида с социальной средой через групповое взаимодействие; 3. “Этогенетический подход” Р. Харре - модель человека (мотив-борьба за репутацию, счастье человека в обретении репутации, борьба за репутацию способствует общественному развитию, необходимость программы поведения в борьбе за репутацию и создания для этого необходимых условий).

    Особенности развития отечественной социальной психологии:

1. Стремление к созданию общей социально-психологической теории; 2. Преемственность от зарубежной социальной психологии всего позитивного; 3. Определение социальной и деятельностной детерминированности социально-психологических явлений; 4. Разработка методологических основ социально-психологических исследований; 5. Исследование новых социально-психологических явлений; 6. Возрастание роли прикладных и практических социально-психологических исследований; 7. Проблема использования результатов исследований социальных психологов в различных областях профессиональной деятельности людей.

Основные категории: описательный этап возникновения социально –психологического знания, этап относительно самостоятельного развития социально– психологических идей, этап экспериментально –теоретического развития социальной психологии, западная социальная психология, отечественная социальная психология.

    Контрольные вопросы:

Основные этапы и периоды возникновения и развития социально – психологического знания? Назовите основные направления описательного этапа социально – психологических идей. Назовите основные социально – психологические школы 2–го этапа развития социально – психологического знания. Назовите основные направления 1–го периода 3 – го этапа развития социально – психологического знания. Какими направлениям представлена современная зарубежная социальная психология? Особенности и тенденции развития отечественной социальной психологии?

    Литература:
    Обязательная:

Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. СПб. , 2000.

    Шихарев П. Н. Современная социальная психология. М. , 1999.
    Дополнительная:

Андреева Г. М. , Богомолова Н. Н. , Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М. , 1989.

    Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М. , 1966.

Петровский А. В. , Ярошевский М. Г. История психологии. М. , 1995. Шихарев П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М. , 1984. Шихарев П. Н. Современная социальная психология США. М. , 1979.

    Тема 3. Общение как социально-психологическое явление.
    Вопросы: 1. Социально-деятельностная природа общения.
    2. Сущность, типология и функции общения.

Закономерности возникновения, формирования, функционирования, изменения и развития социально-психологических явлений. Соотношение и взаимодействие социально-психологических феноменов.

Социальная природа общения. Общение, как проявление всей системы отношений (общественных, групповых и главным образом межличностных отношений). Методологические проблемы исследования взаимосвязи общественных и межличностных отношений. Безличный характер общественных отношений. Понятие социальной роли. Межличностные отношения как “реализация”безличных отношений в деятельности конкретных личностей. Персонофицированность и эмотивность межличностных отношений на основе: конъюнктивных, дизъюнктивных, амбивалентных, или индифферентных чувств. Деятельностная природа межличностных отношений. Сущность концепции деятельностного опосредования межличностных отношений (Рубинштейн, Леонтьев, Петровский). Социальное действие и социальное взаимодействие. Структура ситуации социального взаимодействия. Общение и совместная деятельность как формы социального взаимодействия в системе отношений человека. Общение как особая форма взаимодействия и межличностных отношений людей. Влияние общения на жизнь и деятельность людей.

Основные подходы к определению сущности общения: интеракционистский – общение как социальное взаимодействие, коммуникация посредством символов; когнитивистский – общение как коммуникация, проявление познавательных процессов, восприятий и аттитюдов; неофрейдистский – общение как реализация бессознательной мотивации посредством идентификации и психологической защиты; трансактный – общение как обмен трансакциями, эго состояниями; необихевиористский – общение как обмен подкреплениями, как диадическое взаимодействие, как реализация мотивации; персоналистический – общение как личностная самоактуализацияэкзистенциональной сущности личности, как поиск взаимопонимания личностного смысла; отечественный –общение как процесс взаимодействия, коммуникации и перцепции, как средство реализации в совместной деятельности, в межличностных отношениях общественных и групповых отношений.

Динамика общения: потребность в общении, уяснение цели; вхождение в коммуникацию; ориентация в общении, в личности коммуниканта; определение содержания и средств общения; выбор позиции в общении; коммуникация и взаимодействие; восприятие, контроль эффективности; корректировка стиля и методов общения, взаимоотключение и выход из контакта (их взаимосвязь). Аффиляция (стремление к сотрудничеству, дружбе, общению) как потребность общения.

Типология общения. Формы общения: а) по средствам: непосредственное, опосредованное; б) по содержанию: материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное, деятельностное. Типы общения: межличностное (императивное, манипулятивное, диалогическое; личностно-групповое; межгрупповое; массовое; внутри личностное. Виды общения: деловое, интимно-личностное, формально-ролевое, инструментальное, диагностическое, воспитательное, светское.

Классификация функций общения в социальной психологии: социальная, инструментальная, информационная, перцептивная, психологическая, синдикативная, самовыражения, побудительная, эмотивная социального контроля, социализации. Основные стороны процесса общения: интерактивная, коммуникативная, перцептивная, эмотивная, их взаимосвязь и обусловленность совместной деятельностью.

Основные категории: социальная природа общения, общественные, групповые и межличностные отношения, деятельностная природа межличностных отношений и общения, сущность общения, формы общения, типы и виды общения, потребности общения, функции общения.

    Контрольные вопросы:
    В чем проявляется социальная природа общения?

Назовите основные отличия межличностных отношений от общественных. В чем проявляется деятельностная природа общения?

    Основные точки зрения на сущность общения,

Специфика отечественного подхода к определению сущности общения? Назовите основные типы, виды и функции общения.

    Основные стороны общения и их взаимосвязь?
    Литература:
    Обязательная:
    Бодалев А. А. Личность и общение. М. , 1995.
    Леонтьев А. А. Психология общения. М. , 1999.
    Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб, 1999.
    Дополнительная:

Андреева Г. М. , Яноушек Я. Взаимосвязи общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. М. , 1985.

    Крысько В. Г. Социальная психология. М. , 2001.

Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М. , 1984.

Петровский А. В. Личность, деятельность, коллектив. М. , 1982. Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983. Психология воздействия. Проблемы теории и практики. М. , 1989.

    Семинар. Тема 3а. Социальная психология общения

Цель: закрепить и углубить знания по проблемам социально - деятельностной детерминации общения, его сущности, типологии и функциям.

    Вопросы для обсуждения:
    1. Место и природа межличностных отношений.

2. Взаимосвязь в общении межличностных, групповых и общественных отношений. 3. Общение и деятельность.

    4. Сущность, структура и функции общения.
    Темы докладов:

“Методологическое значение социально-психологической теории общения для деятельности социального работника”

    Литература:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. -М. : Аспект Пресс, 1998. - Глава 4.

2. Андреева Г. М. , Яноушек Я. Взаимосвязи общения и деятельности. // Общение и оптимизация совместной деятельности. М. , 1985.

3. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. -М. , 1967. 4. Леонтьев А. А. Психология общения, - Тарту, 1973.

5. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования. //Методологические проблемы социальной психологии. - М. , 1975. 6. Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии. //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -М. ,1976.

7. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. -М. : Мысль, 1971. -Глава 7.

    8. Платонов К. К. О системе психологии. - М. , 1974.

Хараги А. У. К определению задач и методов социальной психологии в системе принципа деятельности. // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. -М. , 1977.

    Тема 4. Общение как процесс взаимодействия и его способы.
    Вопросы: 1. Роль взаимодействия в системе общения.
    2. Основные механизмы, стили и методы взаимодействия.

Проблема интерактивной стороны общения в социальной психологии. Теории межличностного взаимодействия: теория обмена (Дж. Хоманс) на основе опыта и учета вознаграждений и затрат; теория управления впечатлениями (Э. Гоффман) путем создания и поддержания благоприятных впечатлений; теория взаимодействия символического интеракционизма (Дж, Мид, Г. Блумер) на основе символов, значений; психоаналитическая концепция взаимодействия по представлениям и конфликтному опыту раннего детства, концепция трансактного взаимодействия (Э. Берн) на основе совпадения, или пересечения трансакций, позиций (Рб, В, Рд). Структура взаимодействия по Я. Щепанскому: социальные отношения, пространственный контакт, социальный контакт, взаимные действия.

Попытки построения “анатомии” акта взаимодействия в зарубежной социальной психологии. Методика Бейлса для наблюдения за процессом социального взаимодействия: в области позитивных эмоций (солидарность, снятие напряжения, согласие); в области негативных эмоций (несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма); в области постановки проблем (просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об указании); в области решения проблем (предложение, мнение, ориентация других).

Проблема взаимодействия в общении в отечественной социальной психологии. Концепция деятельностного опосредования межличностных отношений в общении, как основа теории взаимодействия. Взаимодействие, как организация всех сторон общения, как организация совместной деятельности, всеобщий характер взаимодействия, как средство взаимной корректировки поведения, как взаимовоздействие.

Ситуации взаимодействия: (социально-ориентированное, предметно-ориентированное, личностно-ориентированное). Варианты взаимодействия (Андреева, Богомолов, Петровский), “дилемма узника”.

Стратегии взаимодействия: противодействие, сотрудничество, компромисс, избегание, уступчивость. Стили взаимодействия: ритуальный, манипулятивный, гуманистический. Типы взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт). Формы взаимодействия: индивидуальная деятельность, совместно- последовательная деятельность, совместное взаимодействие.

Основные признаки совместной деятельности (взаимодействия) (А. Л. Журавлев): общая мотивация, единая цель, согласованность действий, индивидуальная деятельность и ее координация, управление индивидуальными действиями, пространственно-временное единство действий, конечный результат совместных действий.

Механизмы взаимовоздействия в общении: заражение, убеждение, внушение, подражание. Способы взаимодействия: творческий, продуктивный, дружеский, дистанционный, подавляющий, популистский, заигрывающий, требовательный, деловой, позиционный. Методы взаимовоздействия в общении: “регрессии”, “погружения в неопределенную ситуацию”, “усыпления бдительности”, “контрастного сравнения”, прием “канализации”. Проблема оптимизации взаимодействия в зарубежной и отечественной социальной психологии.

Основные категории: интеракция, теории взаимодействия, деятельностное опосредование межличностных отношений в общении, ситуации взаимодействия, стратегии взаимодействия, типы взаимодействия, механизмы взаимодействия, методы взаимовоздействия, оптимизация взаимодействия.

    Контрольные вопросы:
    Назовите основные теории межличностного взаимодействия.
    Методика наблюдения за процессом взаимодействия Бейлса?

Особенности определения сущности взаимодействия в отечественной социальной психологии?

    Взаимодействие и общение?
    Основные ситуации взаимодействия?
    Основные стратегии взаимодействия?
    Основные механизмы взаимодействия?
    Основные типы и формы взаимдействия?
    Основные методы взаимовоздействия?
    Основные направления оптимизации взаимодействия в общении?
    Литература:
    Обязательная:
    Бодалев А. А. Личность и общение. М. , 1995.
    Леонтьев А. А. Психология общения. М. , 1999.
    Дополнительная:
    Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. М. , 1990
    Андреева Г. М. Социальная психология. М. , 1998.
    Ковалев Г. А. Психологическое воздействие. М. , 1989.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.