p>4. Роль социальных и деятельностных детерминант в формировании личности? 5. Отличие социально-психологического анализа проблем личности от социологического и обще психологического?
6. Социально-психологическая структура личности? 7. Основные социально- психологические проблемы личности?
Значение социально-психологической концепции личности для деятельности социального работника?
Литература: Обязательная:
Архангельский Л. И. Социально-этические проблемы теории личности. М. , 1974. Бодалев А. А. Личность и общество. М. , 1995.
Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб. , 1999. Дополнительная: Козлов В. И. Типы личностей. М. , 1999. Крысько В. Г. Социальная психология М. , 2001.
Росс Л. , Нисбетт Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. М. , 1999. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л. , 1979. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М. , 1999. Социальная психология личности. М. , 1979.
Хьел Л. , Зиглер Д. Теория личности. М. , 1998.
Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М. , 1998. Ядов В. А. Социальная идентичность личности. М. , 1994.
Тема 8. Социализация личности.
Вопросы: 1. Сущность и содержание процесса социализации личности. 2. Основные стадии, институты и закономерности социализации. Понятие социализации личности (вхождение индивида в социальную среду, усвоение индивидом социальных влияний, приобщение к системе социальных связей). Зависимость решения вопросов о природе социализации от решения широких методологических вопросов: о соотношении личности и общества, об активности личности и т. д. Сущность процесса социализации личности: усвоение социального опыта, преобразование его в собственные ценности, установки, ориентации, воспроизведение социального опыта через деятельность в системе социальных связей и отношений. Сферы социализации личности: деятельность, общение, самосознание. Периоды социализации личности в деятельности: подготовительный (знакомство со сферой деятельности, ориентировка в ней, корректировка и уяснение смысловых аспектов деятельности); определение центральной сферы деятельности и соподчинение ей других сфер; ролевой период (освоение и осмысление социальных ролей). Социализация личности в общении. Реализация потребности общения на микроуровне (акты содействия и противодействия), мезауровне (обмен мнениями, планирование совместной деятельности, эмоциональное общение) и макроуровне (как образ жизни в обществе, через общественные институты). Возможность обособления личности в общении (в коммуникации, во взаимодействии, в восприятии, в эмотивной сфере). Самосознание, как сфера социализации личности (становление образа “Я”): самооценка, самоконтроль, самоопределение. Специфика возрастных самооценок. Самоконтроль, как соотнесение своего поведения с нормами общества, или группы. Самоопределение, как выбор собственной позиции (рассогласование между притязаниями и возможностями людей). Взаимосвязь основных сфер социализации личности. Основные этапы социализации индивида. Различные подходы к их определению в психологической литературе. Роль социализации в становлении и развитии социально-психологических особенностей личности. Содержание социализации, ееосновные стадии: дотрудовая (ранней социализации, стадия обучения); трудовая (профессиональные границы); послетрудовая(точки зрения на социализацию в послетрудовой период). Зависимость между стадиями и периодами социализации, неравномерность социализации на различных стадиях. Социально-психологические механизмы социализации и их характеристика. Зависимость социализации личности от её членства в группе. Институты социализациии их особенности функционирования на современном этапе: семья, дошкольные учреждения, школа, трудовой коллектив, СМИ, и др. Закономерности социализации: 1. Взаимосвязь и зависимость в процессе социализации тенденций типизации и индивидуализации социально-психологических качеств личности; 2. Зависимость социализации от потребности в индивидуальном социальном опыте; 3. Зависимость результативности социализации от социального контроля. Социальный контроль, как способ саморегуляции социальной системы. Система социального контроля: социальная шкала оценок, социальная категоризация, общественное самосознание, социальное действие, индивидуальная шкала оценок, индивидуальная категоризация, индивидуальное самосознание, индивидуальное действие. Состояние системы социального контроля в современных Российских условиях. Социальные санкции по отношению к личности в группе. Социально-психологические условия и пути оптимизации социализации личности. Основные категории: социализация личности, сущность социализации личности, сферы социализации, социализация в деятельности, в общении, в самосознании, стадии социализации, институты социализации, социальный контроль.
Контрольные вопросы: 1. Что включает процесс социализации личности? 2. Сущность процесса социализации личности? 3. Основные сферы социализации личности и их специфика? Периоды социализации личности в деятельности? Уровни социализации личности в общении? Содержание социализации через самосознание? Основные стадии социализации личности, их особенности? Роль общественных институтов в социализации личности? Основные закономерности социализации личности? Система социального контроля? Пути оптимизации процесса социализации личности? Литература: Обязательная: Зимбардо Ф. , Ляйппе М. Социальное влияние. СПб. , 1999.
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. , 1981. Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб. , 1999.
Узнадзе Д. Н. Теория установки Москва-Воронеж, 1997. Дополнительная:
Котова И. Б. , Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997. Крысько В. Г. Социальная психология. М. , 2001. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М. , 1979. Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983. Шиллер Г. Манипулирование сознанием. М. , 1990.
Ядов В. А. Социальная идентичность личности. М. , 1994. Тема 9. Социальная установка и роль личности в группе
Вопросы: 1. Социальная установка как регулятор поведения личности. 2. Роль личности в группе. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Внешнее и внутреннее в детерминации поведения. Понятие социальной установки (проявление усвоенного социального опыта в действиях и поступках людей). Проблема возможности совпадения и рассогласования между социальной и индивидуальной установками. Значение исследований социальной установки в психологической школе Д. Н. Узнадзе для изучения социальных установок. Исследование социальной установки (аттитюда) У. Томасом, Ф. Знанецким, М. Смитом, Г. Олпортом, Р. Лапьером, М. Рокичем. Психологическая теория отношений личности в работах В. Н. Мясищева. Диспозиционная концепция В. А. Ядова о регуляции социального поведения личности (взаимосвязь социальной установки с потребностями и ситуациями). Иерархия потребностей, иерархия ситуаций, иерархия социальных установок(элементарные фиксированные; аттитюды-социальные фиксированные; базовые; социальные ценностные ориентации (экономические, политические, правовые, идеологические и др. ). Структура социальной установки. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты социальных установок. Закономерности формирования и смены социальных установок: 1. Зависимость социальных установок от конкретных ситуаций по валентности (положительные, отрицательные, нейтральные) и степени (слабые, средние, сильные– методики Терстоула, Лаперта, Осгуда); 2. Закономерность соответствия и несоответствия ситуаций социальным установкам (контрастный эффект, ассимиляция, адекватность личностной социальной установки и предлагаемой позиции); 3. Закономерность смены и устойчивости социальных установок (от неприемлемой к приемлемой, от неприемлемой к приемлемой, неизменность внутренней социальной установки, но внешне не афишируемой, устойчивость крайних социальных установок); 4. Зависимость взаимодействия личности с группой от социальных установок личности по отношению к группе (конформные, антиконформные). Положение личности в группе в условиях социализации и формирования социальных установок. Зависимость положения личности от уровня и качества развития группы. Взаимосвязь проблем: группа– личность; личность в группе. Оценка личности в группе: интериоризация; социальное сравнение; самоатрибуция (завышенная, заниженная, адекватная); оценка и самооценка в зависимости от группового мнения; групповой контроль. Зависимость роли личности в группе от социально-психологических качеств личности. Зависимость роли личности в группе от потребностей, целей мотивов, умений и навыков, от ролевых ожиданий со стороны социума. Проблемы“ролевого ожидания” и “ролевого согласования”. Основные типы ролей личности в группе: институционные; социально-психологические, не затрагивающие интересов группы; межличностные; конвенциональные; активные и латентные. Проблема обособления личности в группе. Механизм перцептивной защиты, эффект “ожиданий”, феномен когнитивной сложности. Типы поведения людей: с внешне лёгким и внутренне простым жизненным миром; с внешне трудным и внутренне простым жизненным миром; с внутренне сложным и внешне легким жизненным миром; с внутренне сложным и внешне трудным жизненным миром. Не решенные социально– психологические проблемы личности. Основные категории: социальная установка, индивидуальная установка, аттитюд, иерархия социальных установок, закономерности формирования социальных установок, роль личности в группе, обособление личности.
Контрольные вопросы: Что такое социальная установка? Соотношение социализации и социальной установки? Социальная и индивидуальная установки? Основные направления исследования аттитюда? Аттитюд и социальная установка?
Сущность диспозиционной концепции социального поведения В. А. Ядова? Уровни социальных установок?
Закономерности формирования и смены социальных установок? Положение и роль личности в группе? Направления оценки личности в группе? Закономерности поведения личности в группе? Основные типы поведения людей, их детерминированность? Литература: Обязательная:
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. , 1981. Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб. , 1999.
Узнадзе Д. Н. Теория установки. Москва-Воронеж, 1997. Дополнительна: Зимбардо Ф. , Ляйппе М. Социальное влияние. СПб. , 1999. Крысько В. Г. Социальная психология. М. , 2001. Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб. , 1999.
Психологические механизмы регуляции социального поведения. М. , 1979. Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983. Ядов В. А. Социальная идентичность личности. М. , 1994.
Семинар. Тема 9а. Социальная психология личности
Цель: закрепить и углубить знания по социально-психологическим проблемам личности. Осуществить контроль за степенью усвоения материала т. т. 7-9. Вопросы для обсуждения:
1. Социально-психологическая структура личности.
2. Социализация и социально-психологическая адаптация личности. 3. Регуляция социального поведения личности. 4. Соотношение социальных установок и реального поведения личности в группе.
Темы докладов:
“Основные зарубежные социально-психологические теории личности”. Литература: 1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М. : Аспект Пресс, 1998. - Главы 15, 16, 17, 18. 2. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического анализа. - М, 1988. 3. Богданов В. А. Социально-психологические свойства личности. - Л. ,1983. 4. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1976. 5. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М. , 1975. 6. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М. , 1984. 7. Парыгин Б. Я. Основы социально-психологических теорий. - М. , 1971. 8. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М. , 1982. 9. Платонов К. К. Личность как социально-психологический феномен. //Социальная психология. - М. , 1979.
10. Психология развивающейся личности. - М. , 1987.
11. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. - М. , 1992. 12. Ядов В. А. Социальная идентификация личности. - М. , 1994. Тема 10. Общие проблемы малой группы в социальной психологии. Вопросы: 1. Понятие малой группы в социальной психологии и их классификация. 2. Динамические процессы в малой группе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|