реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Проблемы и перспективы участия Мексики в НАФТА

реферат

будет невозможно не сравнивать Мексику и остальной частью мира. Влияние,

которое это будет иметь на политическую и социальную сознательность будущих

поколений, не известно, но ясно, что эти новые граждане вырастут в

беспрецедентных условиях.

Мексика входит в двадцать первый век, испытывая недостаток полной

национальной интеграции. Ежедневная правовая норма, с которой граждане

постоянно сталкиваются, не является проблемой в Канаде и Соединенных

Штатах, но продолжает быть проблемой в Мексике. Роль главной силы

(гегемонии) - все еще является актуальным вопросом в Мексике.

Принцип «непереизбрания», например, был установлен в Конституции 1917

как реакция на разочарование диктатором Порфирио Диасом, который находился

у власти более 30 лет. Строгое применение «непереизбрания» привело к

недостатку профессионализма и к слабости законодательных органов,

отсутствию систематической оценки общественной линии поведения. Отсюда

следует хаос и неоправданная трата ресурсов. Этот конституционный принцип и

многие другие, например, отношение между штатами и Федерацией (особенно в

отношении финансовых вопросов), имеют большую значимость и уместность.

Мексика фактически находится в состоянии глубокого переопределения.

Постоянные поправки к конституции и избирательным кодексам подразумевают

глубокое переопределение юридического устава. Мексика испытывает переход от

экономики с автократическими намерениями, нелиберальной политической

системы к открытой и взаимозависимой экономике, реальной плюралистической

партийной системе (почти 25 процентов населения уже управляется оппозицией,

и конкурентоспособность существует приблизительно в 64 процентах

муниципалитетов страны) и беспрецедентной культурной и информационной

либерализации.

Это отклонение могло бы казаться бесполезным, но это помогает

устранить различия между Мексикой, Соединенными Штатами и Канадой. В

Мексике трудности географической, расовой и этнической интеграции делают

идею нации как политического сообщества гораздо менее важной чем это в двух

соседних северных странах.

Путь Мексики к НАФТА

Мировой энергетический кризис 70-х годов, создавший импульс

для быстрой структурной трансформации, условно разделил страны на

две группы: одну побудил перейти на новый технологический виток, на

интенсивное ресурсосберегающее производство; другой позволил

«упиваться» своим богатством. Взлет мировых цен на нефть подтолкнул

Мексику, обладающую этим ценнейшим ресурсом, да еще в больших

размерах (входит в пятерку главных мировых продуцентов), наращивать

ее добычу (открытие и освоение в середине 70-х годов новых нефтяных

месторождений внесло перелом в ход всех этих эволюционных

процессов.) Неожиданный «валютный дождь» породил в стране эйфорию,

иллюзию возможности - без особых интеллектуально-трудовых затрат -

«процветания» в современной, быстро меняющейся и усложняющейся

экономике.

С одной стороны, резко возрос объем мексиканского экспорта и

экспортных доходов, что позволило увеличить вложения в

многочисленные экономические программы, с другой - к мексиканской

экономике стали проявлять повышенный интерес иностранные инвесторы,

в том числе североамериканские.

В условиях оживления конъюнктуры усилился приток в страну

зарубежных капиталов, главным образом американских (свыше 2/3

общего объема), которые в основном имели спекулятивный характер.

Диспропорции в экономике, краткосрочность приоритетов развития

оборачивались нарастанием внешней задолженности (с 3,8 млрд. долл.

в 1970 г. до 39 млрд. в 1979), причем свыше 4/5 ее суммы

приходилось на частные «ТНБ с их более жесткими условиями

кредитования. Потенциально богатая страна «жила в кредит».

Предгрозовым оказался 1981 г., когда администрация Рейгана,

реагируя на кризисные явления в американской экономике и желая

привлечь зарубежные капиталы для смягчения своих макродефицитов,

резко повысила учетные ставки. Платежи Мексики по долговым

обязательствам возросли примерно втрое в обстановке инфляционной

экономики, когда становится невыгодно делать долгосрочные

инвестиции, мексиканские капиталы устремились в американские банки.

В отсутствие надлежащего валютного контроля все призывы

правительства и президента Л. Портильо приостановить бегство

капиталов в сложное для страны время оставались тщетными.

Пробуждение от иллюзий началось в 1982 г., когда «неожиданно»

(в 1979-1981 гг. темпы роста достигали примерно 8% ежегодно)

произошел резкий спад. Принятые «пожарные» меры девальвация песо,

частичные, а затем расширенные валютные ограничения, оказались

запоздавшими и не дали должного эффекта. В августе 1982, г.

Мексика, стремившаяся до того момента быть аккуратным плательщиком,

внезапно объявила о приостановке выплат в счет внешнего долга.

Чтобы поставить шлагбаум на пути утечки капиталов, правительство в

сентябре того же года приняло решение о национализации частных

банков. Страна оказалась в тисках глубокого финансово-

экономического кризиса; падение производства в 1983 г. превысило

5%, чего Мексика не знала со времен «великой депрессии». Взрывная

волна от этого события прокатилась по другим странам региона.

В столь неблагоприятной ситуации избранный в 1982 г. новый

президент М. де ла Мадрид обратился за помощью к МВФ, без «зеленого

света» которого должник не может рассчитывать на возобновление

кредитования со стороны других банков, и в конце года обнародовал

«Хартию намерений» с обязательством изменить экономический курс.

Суть перемен сводилась к сужению госсектора посредством

приватизации, отмене валютного контроля, уменьшению бюджетного

дефицита и реализации ряда других рекомендаций супербанка-

координатора. Конкретизация этих намерений, призванных преодолеть

финансово-экономический кризис, была официально оформлена в

Национальном плане развития 1983-1988 гг. (срок полномочий

президента).

Первый этап неолиберальной политики в Мексике, как и ряде

других латиноамериканских стран (Чили, Аргентина, Уругвай и др.),

характеризовавшийся недооценкой системного подхода, не увенчался

успехом. Замораживание зарплаты - ее реальное содержание только за

один 1983 г. уменьшилось почти на 1/4 обернулось сокращением

внутреннего платежеспособного спроса. Если к этому добавить желание

Мексики восстановить свой традиционный образ исправного должника

(только ежегодные выплаты процентов достигли 10 млрд. долл.), что

привело к свертыванию инвестиционной деятельности (в 1984 г. почти

на 40%), станет понятным повторный спад производства (в 1986 г. на

4%). Управление экономикой выходило из-под контроля, и тогда

начались поиски новых экономических ориентиров.

Между тем на мировом небосклоне в 80-е годы ярко засверкали

восходящие звезды Южной Кореи, Тайваня, других новых индустриальных

стран Юго-Восточной Азии, которые добились феноменальных экономических

успехов, не отгораживаясь от стран Запада, а, напротив, активно

привлекая их капиталы, создавая условия для совместного с иностранными

фирмами производства и освоения внешних рынков. Да и в самой Южной

Америке впечатляющих успехов добилась Чили. Эти примеры, опровергшие

классово ограниченные, полумарксистские концепции противостояния

«империалистическим акулам», а главное - неудачи собственной внутренней

и внешнеэкономической политики побудили президента Мигеля де ла Мадрида

в середине 80-х годов круто изменить курс.

Начались немыслимые еще несколько лет назад преобразования:

широкая приватизация предприятий и децентрализация управления

промышленностью, полная перестройка экономических отношений в

деревне, отмена ограничений участия иностранных капиталов в

мексиканских компаниях и т.д. Параллельно и в тесной увязке с этим

происходила либерализация внешних связей. В июле 1986 г. Мексика

вступила в ГАТТ, что повлекло за собой резкое сокращение

количественных ограничений импорта и существенное снижение тарифных

барьеров. Одним из ключевых направлений ее внешнеэкономической

политики становится зондирование перспектив участия в тройственном

североамериканском блоке НАФТА, формируемом по инициативе США. В

нем она видит инструмент решения своих все более сложных проблем.

Идея торгового союза США с Латинской Америкой, прежде всего с

Мексикой - их непосредственным соседом, имеет давнюю историю. Она

активно обсуждалась американскими конгрессменами еще в 50-е годы,

но дальше дискуссий дело не продвинулось. Ее претворению в жизнь

препятствовала взаимная настороженность партнеров: США, крупнейший

экспортер аграрной продукции, опасались чрезмерного притока

мексиканских товаров (мировой экономический кризис 1957-1958 гг.

давал тому основания) и нежелательной иммиграции; Мексика,

проводившая протекционистскую политику, боялась вторжения более

сильного и динамичного бизнеса, способного подмять под себя

становившийся на ноги национальный капитал.

Реально вопрос о торговом союзе стал обсуждаться в 80-х годах,

особенно после того, как в 1988 г. было заключено соглашение США с

Канадой. Расчеты Мексики строились главным образом на получении

доступа к современной технологии для осуществления своей программы

модернизации экономики. При нехватке собственных средств приток

инвестиций в ключевые отрасли хозяйства помог бы повысить

конкурентоспособность мексиканской экспортной продукции и, что не

менее важно, смягчил бы столь острую для страны проблему занятости.

С приходом к власти в декабре 1988 г. президента Салинаса де

Гортари реформирование мексиканской экономики еще более углубилось.

Выпускник Гарвардского университета, он повел страну по пути

неолиберализма. Освобождение цен из-под государственного контроля в

сочетании со снижением налогов, либерализацией финансовой системы, а

главное - широкой приватизацией дало впечатляющие результаты.

Среднегодовые темпы инфляции упали с 52% в 1988 г. до 9,5% в 1993 г.;

бегство капиталов из страны сменилось их притоком, масштабы которого в

последние два года достигли 24—25 млрд. долл. в год; положительное

сальдо баланса текущих операций повысилось с 2,2 до 8,3% ВВП. С 1990 г.

в стране возникли 24 тыс. новых предприятий. Большую роль в этом

процессе играют прямые иностранные инвестиции. Особенно активно пошел в

Мексику капитал из США: за 1987 г. балансовая стоимость прямых

американских капиталовложений возросла здесь на 6,3%, за 1988 г. - на

15,9, за 1989 г. - на 24,3, за 1990 г. - на 32,2, за 1991 г. - на 31,0%.

Завершающий правление К. Салинаса 1994 год в экономическом

плане вроде бы не сулил никаких особых осложнений, тем более

потрясений. В результате «салинастройки» инфляция снизилась до 7% -

наименьший уровень с начала 70-х годов. Проводившаяся с конца 80-х

приватизация около 270 компаний принесла казне 13 млрд. долл.

Президенту удалось добиться списания долгов на сумму 9 млрд. долл.

Несколько сократился уровень безработицы. Первый год действия НАФТА

закончился сравнительно успешно: оборот внешней торговли вырос на

1/5, что, по мнению министра финансов X. Серра, могло дать

дополнительный импульс экономическому росту. Страна казалась одной

из самых процветающих в мире. Сам президент после передачи власти

Э. Седильо 1 декабря 1994 г. готовился к возможному новому посту —

руководству во Всемирной торговой организации, заменившей ГАТТ. В

дальнейшем, из-за политического скандала внутри страны, К. Салинас

был вынужден снять свою кандидатуру и уехать в США.

Мексиканский кризис

Финансовая буря, разразившаяся в декабре 1994 г., оказалась для многих

громом среди ясного неба. Девальвация мексиканского песо менее чем за год

после того, как торговый договор вступил в силу, отбросила много ожиданий

НАФТА. Это событие потрясло международные финансовые рынки и вовлекло

Мексику в один из самых худших периодов.

В декабре 1994, девальвация понизила Мексиканское песо c 3.5 за доллар

до приблизительно 6.5. Это составило в среднем приблизительно 7.5 песо за

доллар в течение 1996. За первую неделю марта курс песо упал до 8 за

доллар.

По горячим следам уже был проведен анализ экономических и

политических причин, вызвавших финансовую бурю и резкий

экономический спад в Мексике, которая считалась на Западе одной

из наиболее стабильных латиноамериканских стран и витриной

неолиберальных реформ. Сегодня, по прошествии нескольких лет,

истекших после начала массового бегства иностранного капитала

из Мексики, обрушившего ее экономику, можно более полно оценить

его региональные и глобальные последствия («эффект текилы»).

Масштабы потрясений в середине 90-х годов в этой стране

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.