средствами массовой информации. До августа 1993 одна из двух главных
мексиканских телевизионных сетей принадлежала правительству. Другая сеть
надёжно управлялась Эмилио Азеарага Милмо ( один из лидеров ПРИ).
Мексиканское правительство продало сеть Рикардо Салинасу Плиего, который
продолжит про правительственный и про ПРИ уклон. Фактически после получения
контроля над сетью, Салинас Плиего заявил, что он будет продолжать про
правительственную политику, потому что Мексика еще не готова к демократии.
Хотя в Мексике и существуют независимые газеты и журналы, которые
олицетворяют свободную печать, Государственный Департамент накладывает
«значительные ограничения на эти свободы».
Огастин Легоретта, видный бизнесмен и бывший президент Banamex (один
из ведущих банков в Мексике), искренне оценил функционирование мексиканской
экономики: «небольшая группа из 300 человек решает все наиболее важные
экономические вопросы в Мексике».
Всё это означает, что на протяжении всей истории Мексика платила
огромную цену за достижение суверенитета. Политический суверенитет был
прикрытием Мексиканских политических деятелей для сохранения и накопления
богатств и власти. Экономический суверенитет ошибочно использовался как
оправдание правительственного вмешательства, контроля, протекционизма.
Истинный экономический суверенитет возрастает с благосостоянием и
общим богатством нации. В политике (по крайней мере при демократии) один
человек означает один голос. В экономике одно песо (или один доллар)
означает один голос: чем большее количество денег имеется, тем большее
количество голосов или влияние на экономическое принятие решения
оказывается. В этом смысле только богатый в Мексике может обладать любым
уровнем экономического суверенитета. Так как идёт экономический рост, то
дистрибуция дохода ухудшается, экономический суверенитет теряется для
большей и самой бедной доли населения.
В этом смысле экономический суверенитет для нации в целом должен быть
исследован наряду с размерами дистрибуции дохода. Прежде чем начать
говорить об истинном расширении суверенитета (способность людей принимать
их собственные экономические решения) должно произойти увеличение в общем
благосостоянии, должна улучшиться относительная дистрибуция дохода и
должен снизиться абсолютный уровень бедности. Иначе, в стране
экономическим суверенитетом будут обладать только определённые группы
(политическая и экономическая элита).
Любая система, которая борется за сохранение политического
суверенитета для определенной элиты за счет непрерывно ухудшающейся
дистрибуции дохода в целом многое теряет в экономическом суверенитете.
Наконец, экономическое благосостояние для большой части населения едва
увеличивается, что в свою очередь подразумевает сужение суверенитета для
низших слоёв населения. Таким образом, экономический суверенитет потерян по
тем самым причинам по которым политические деятели утверждают, что
политический суверенитет должен сохраниться: свобода самоуправления для
нации - действительно причина для сохранение власти, а не повод для того,
чтобы улучшить общее благосостояние. Мексика это весьма хорошо
иллюстрирует.
Исторические Корни
Нужно сказать, что опасение потери суверенитета - и связанного с ним
недоверия к Соединенным Штатам - имеет глубоко корни в истории Мексики.
Многократные вторжения и вмешательства Соединенных Штатов изучаются на
уроках истории в мексиканских школах. (Все начальные школы Мексики должны
использовать официальные учебники, изданные и распределенные мексиканским
правительством.) Например, в учебнике по истории для пятого класса есть
глава "Американские Вмешательства", в которой рассказывается как
Соединенные Штаты захватили Мексику и аннексировали половину её
территории.
Хотя мексиканское правительство и запретило американским семьям
поселяться на мексиканской территории в начале девятнадцатого столетия,
Соединенные Штаты игнорировали это положение. Семьи, осваивавшие Штат
Техас, воспользовались дезорганизованностью мексиканского правительства и
его несостоятельностью проводить законы в жизнь в северной части
территорий. Тогда Соединенные Штаты приняли "Manifest Destiny", который
явно нарушил мексиканский суверенитет и использовали его как средство для
оправдания территориального расширения. В то время как американская
история изображает техасскую оборону Alamo в 1836 как героическую защиту от
вторгающейся армии Мексики, мексиканская история изображает тот же самый
случай как явное нарушение мексиканского суверенитета, абсолютное
игнорирование мексиканских законов и героическую попытку мексиканской армии
защитить собственную территорию.
Мексиканские учебники истории изображают американское вторжение 1846
как пример того, что Соединенные Штаты не имеют никакого уважения к
суверенным правам других стран и как пример того, что американцы готовы
вторгнуться в другие страны по желанию, когда угодно. Учебники изображают
мексиканское гражданское население, включая женщин и детей, на улицах,
защищая город, когда Президент Джеймс Полк приказал американской армии
вторгнуться в Мексику и занять Мехико - столицу Мексики. Когда американские
солдаты заняли замок в близлежащем Chapultepec в 1847, они вырезали главным
образом молодых мальчиков, меньше чем 12 летнего возраста, которые учились
в военной школе. Мексиканская история повествует о том как "герои мальчики"
обернули себя в мексиканский флаг и прыгнули со скалы, совершая
самоубийство, чтобы предотвратить захват врагом знамени. Сегодня один из
наиболее важных праздников в Мексике - " день героев мальчиков". Наконец,
Мексика потеряла более половины территории, которая сегодня известна как
Штат Техас, Нью Мексико, Аризона, Калифорния и части других американских
штатов. Мексиканские учебники заканчивают эту главу, заявляя, что это было
"самое худшее и наиболее оскорбительное военное и моральное поражение в
истории нации".
Уроки истории американского вмешательства, однако, не заканчиваются
Американо - мексиканской войной. Почти все периоды мексиканской истории
испытали на себе периодические инциденты, вовлекающие Соединенные Штаты и
их абсолютное игнорирование суверенитета Мексики. Другой явный пример -
американская поддержка Victoriano Huerta, "злодея" Мексиканской революции
1910.
Революция 1910 была запутанной гражданской войной, вовлекшей
многочисленные группировки, в которой все стороны, казалось, боролись друг
против друга. Однако, только лидер одной группировки бесспорно "плохой
парень" - Victoriano Huerta. Революция началась как восстание против 30-
летней диктатуры Порфирио Диаса.
«Революция, - пишет американский исследователь У. Перри, - превратила
Мексику в левое, по некоторым определениям, революционное, однопартийное
государство. Сразу же после революции оно национализировало иностранную
собственность и поддерживало сильно протежируемую, политизированную
экономику. Мексиканская внешняя политика, пропитанная крутым национализмом
и антиамериканизмом, была явно не расположена к сотрудничеству и нередко
включалась в противодействия использованию Соединенными Штатами своей силы,
особенно в западном полушарии». На протяжении десятилетий здесь (не без
идейной и политической поддержки со стороны СССР) превалировала стратегия
опоры на собственные силы и сотрудничества с другими странами Латинской
Америки.
Francisco Madero Gonzales занял пост президента после выборов 1911г.,
он был убит Huerta с полной поддержкой Генри Лан Вилсона, американского
посла в Мексике.
Президент Вудро Вилсон полагал, что демократическая Мексика будет
слишком независима и сможет таким образом противостоять американским
интересам. В результате Вилсон поддержал Huerta в заговоре убийства Madero,
Pino Suarez (вице-президента), и Gustavo Madero (брата президента). Эта
подтолкнуло Мексику далее к революции и к десятилетию политического и
экономического хаоса. Снова учебники истории указывают, что война принесла
с собой голод и эпидемии, что стоило более миллиона жизней. "Злодеями" были
Huerta и Вилсон. Мексиканская история подразумевает, что Соединенные Штаты
ответственны за этот миллион жизней.
После того, как революция закончилась, Соединенные Штаты отказались
признавать мексиканское правительство и новую конституцию, которая в статье
27 указывала, что Мексика имеет суверенное право распоряжаться своими
землями, включая разработку всех полезных ископаемых и нефти. Американское
правительство хотело, чтобы Мексика освободила американские нефтяные
компании от этой статьи конституции. Наконец, в 1923 было подписано
секретное соглашение (Соглашение Bucareli); в нём мексиканское
правительство давало гарантии американским нефтяным компаниям, и
Соединенные Штаты формально признали Мексику. Историки рассматривают это
соглашение как ещё один пример полного игнорирования Соединенными Штатами
суверенитета Мексики.
Однако напряженность между двумя странами увеличилась с проблемой
нефти. Мексиканские учебники указывают, что в 1925 Соединенные Штаты почти
захватили Мексику для поддержки американских и английских нефтяных
компаний. Наконец, в 1938 Мексика национализировала нефтедобывающую
промышленность. Вероятно только Вторая Мировая Война и спасла Мексику от
очередного вторжения, поскольку американское правительство наконец решило
поддерживать Мексику для того чтобы избежать большого конфликта на границе,
в то время как международные условия требовали внимание в других местах.
Всем мексиканцам знакомы эти уроки, в которых Мексика перенесла
большие потери в суверенитете, почти всегда благодаря Соединенным Штатам.
Таким образом, история даёт объяснение непреодолимому стремлению Мексики к
защите суверенитета. Вот почему нефтедобывающая промышленность стала
национальным образом, олицетворяющим суверенитет и независимость; символ
намного более важен для большинства мексиканцев, чем выгоды, которые могли
бы быть получены от приватизации.
Многие историки и политические деятели указывают на недавние
американские вмешательства в различные страны (Панама, Ливия, Босния,
Гаити, Ирак, Сомали и Гренада) чтобы подчеркнуть, что американские
отношения и убеждения не изменились и показать, что Мексика - все еще
находится под серьезной опасностью американского вмешательства.
Многоликость Мексики
Географическая интеграция Мексики еще не закончена, социальный состав
населения сильно различается, уровень образования - причина для глубокого
беспокойства, а переход от сельскохозяйственного общества к индустриальному
и ориентируемому на услуги всё ещё не завершён.
Неоднородность - основная отличительная черта Мексики. Согласно
переписи 1990 года, 70 процентов населения проживает в городах, но
большинство этих "городских" мексиканцев живут в недавно созданных городах
и являются либо крестьянами, которые находятся в процессе приобретения
городской культуры, либо мигрантами второго поколения. В этом смысле, так
называемый мексиканский средний класс, составленный в большой степени из
семейств, которые находятся в процессе перехода от одного образа жизни к
другому. Как политический фактор эта группа только начинает приобретать
свой голос.
В отличие от Соединенных Штатов и Канады, где средний класс
традиционен и устойчив, индустриализация и урбанизация в Мексике находится
все еще в процессе становления. В течение выборов 1994 года более 35
миллионов Мексиканцев голосовали, по сравнению только с 19 миллионами,
голосовавшими на выборах в 1988 году и почти 40 миллионов человек наблюдали
за теледебатами, проходящими среди кандидатов в президенты, первыми такими
дебатами в Мексике.
Также больше четырёх миллионов мексиканцев пришли к избирательным
урнам впервые в жизни. Очевидно, что гражданские ценности еще не
полностью получили признание. Из 90 миллионов мексиканцев 40 миллионов
живут в бедности и около 17 миллионов живут в чрезвычайной бедности;
средний уровень образования - менее пяти классов.
Относительная молодость населения будет решающим фактор в
политической жизни страны. Почти 36 процентам населения меньше 15 лет.
Инвестиции в образование, таким образом, в течение ближайших десятилетий
должны сильно возрасти. Но тот факт, что в стране более 25 миллионов
школьников, подразумевает, что нынешнее поколение имеет беспрецедентную
возможность приобрести уровень образования намного выше, чем их родители.
Что бы там ни было, эти Мексиканцы, в отличие от их родителей, имеют
свободный доступ к информации, связанной с мировыми событиями. Для них
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|