Германия, несмотря на то, что она находилась в оковах послевоенного
бремени, являлась в 20-е годы государством, чья экономика развивалась
относительно быстрыми темпами, и следовательно создавались все необходимые
предпосылки и условия для необходимых и взаимовыгодных внешнеполитических
контактов.
В политическом развитии первая половина 20-х годов для Германии
характеризуется крайней неустойчивостью. Внешнеполитический курс
государства был подчинен целям выхода из политической и экономической
изоляции, а так же стремлению обрести собственную независимость в
корректировке курса и принятия решений на международной арене. Послевоенная
слабость Германии обусловила необходимость поиска союзника для реализации и
осуществления экономических проектов и внешнеполитической борьбы (за
пересмотр Версальского мира). Лишенная всех своих колоний, Германия
усматривала в Советской России в первую очередь неплохую сырьевую базу и
широкий рынок сбыта своей продукции. В тоже время Россия, нуждавшаяся в
оборудование и технике, специалистах и всякого рода технических
разработках, видела большую выгоду для себя в сотрудничестве с Германией. В
политическом плане для обеих сторон это был шаг к выходу из международной
изоляции. Кроме того, для Германии сотрудничество с Советской Россией стало
«прессом», давившем на страны-победительницы, и возможностью с помощью
такого нажима корректировать курс международных отношений в наиболее
угодном русле.
Отношения между Германией и Советской Россией в 1919 году трудно
назвать дружественными, поскольку побежденная Германия включалась
правительствами Англии, США, и Франции в борьбу против России. Используя
огромную власть, правительства держав-победительниц принуждали другие
страны присоединится не только к интервенции, но и к блокаде Советской
России. Такое предложение правительства Антанты сделали Германии в ноте от
21 августа 1919 г. Названным в ноте странам, среди которых была и Германия,
прелагалось: воздерживаться от посылки кораблей в Советские порты,
запретить банкам осуществлять операции с Россией, прекратить с ней
почтовую, телеграфную и радиотелеграфную связь. В свою очередь Советская
Россия должна была помешать Антанте сплотить вокруг неё ряд государств, и,
тем самым оккупировать её границы, не давая возможности осуществлять
внешнеполитические связи. В рамках этой цели Советское правительство
передало по радио 20 октября 1919 г., адресованную германскому
правительству ноту, в которой оно решительно предупреждало Берлин о
серьезных последствиях для Германии, в случае её присоединения к блокаде. В
заключении в ноте указывалось, что советское правительство будет считать
присоединение блокаде сознательно враждебными действиями и оставляет за
собой право принять соответствующие мероприятия, которые оно найдёт
нужными.[25]
Германское правительство не могло не считаться с этим предупреждением.
Оно пыталось лавировать, выбирая для себя наиболее выгодные обстоятельства.
Сами страны Антанты не проявляли слаженного и конструктивного подхода в
определении места и роли Германии, давая ей возможность, пользуясь
послаблениями, возникающими в результате разногласий, прибавлять в
политическом весе, за счёт постепенно появляющихся уступок. Зависимость
Германии от стран Антанты проявилась и в её взаимоотношениях с Советским
государством. Именно этим объясняется враждебный характер
внешнеполитического курса германского правительства в начале 20-х годов.
Антанта боялась сближения Германии и РСФСР, которая могла заразить широкий
слой германского пролетариата ещё большим радикализмом. Находившееся у
власти правительство Ференбаха осуществляло враждебную Советской стране
политику, хотя и всячески её маскировало. 20 июля 1920 года президент
Германии Эберт издал декларацию о нейтралитете в советско-польской войне.
Это шаг был лишь внешней демонстрацией нежелания Германии принимать
дальнейшее участие в общей интервенции против Советской России. Фактически
же германия не соблюдала нейтралитет, оказывая помощь интервентам и
содействуя комплектованию в Германии белогвардейских отрядов. Немецкое
правительство позволило Антанте перевезти через свою территорию военное
снаряжение для интервентов.[26] В начале 1921 года один из крупных
германских монополистов Рехберг в соответствии с планами военщины и
юнкерства выступил при поддержке правящих кругов Германии с предложением о
совместной интервенции Германии и Антанты в Советскую Россию. Однако
активная антисоветская политика становилась все более опасной и ничего не
обещающей, к тому же в самой Германии наблюдался рост революционного
движения. Рабочие Германии в 1920 году выступали с лозунгом «Руки прочь от
Советской России!»[27] Ещё в 1920 году в германском рейхстаге стали
раздаваться голоса в пользу возобновлений отношений с Советской Россией.
Кроме депутатов от КПГ, в рейхстаге выступили в июле 1921 года и
представители буржуазных партий (министр иностранных дел Симонс, Шпаан,
Штреземан и др.) в поддержку возобновления отношений с РСФСР. 12 марта 1921
года фракция КПГ внесла специальный проект резолюции о восстановлении
торгово-экономических и политических отношений с Советской Россией.
Правительство Ференбаха начало в феврале 1921 года в Москве переговоры
о военнопленных и по торгово-экономическим вопросам. 18 февраля 1921 года
был подписан советско-германский протокол, дополнивший соглашения о
военнопленных от 19 апреля 1920 года и 7 июля 1920 года и расширивший
функции миссий по делам военнопленных за счёт передачи им полномочий
заниматься и вопросами экономических отношений между обеими странами.
Одновременно эти миссии получили и некоторые консульские права.
К марту 1921 году внутриполитическое положение в германии обострилось.
Вместе с тем обострился и репарационный вопрос. Германии был предъявлен
ультиматум, где указывался срыв репарационных выплат, невыдача Германией
военных преступников, срыв разоружения. В случае отклонения ультиматума
союзники угрожали оккупацией городов Дюссельдорф и Дуйсбург. 8 марта 1921
года союзники оккупировали эти города. Германия обратилась с жалобой в Лигу
Наций и, кроме того, стала искать союзников в борьбе за пересмотр
репарационного вопроса. Первоначально таким союзником германия для себя
избрала США. Однако смена правительства в Германии изменила ход
развивающихся событий. Усиление внешнеполитической изоляции в связи с
Лондонским ультиматумом, экономический кризис обозначили крах правительства
Ференбаха, ничего не сделавшим, в том числе и для урегулирования, в тот
период востребованных германо-советских отношений. Правительство Вирта, да
и сам Иозеф Вирт – лидер партии Центр, пришедший к власти 10 мая 1921
года, понимали необходимость и потребность в союзнических отношениях с
Россией.
В Советской России предчувствовали и осознавали вынужденное движение
Германии в сторону сближения, что доказуемо словами Ленина, который в конце
1920 года говорил: «Версальский мир создал такое положение, что Германия
мечтать о передышке, мечтать о том, чтобы её не грабили, чтобы у неё не
отнимали средств к жизни, чтобы не осуждали её население на голодовку и
вымирание, - мечтать об этом Германия не может, и естественно, что
единственное для неё средство спасти себя только в союзе с Советской
Россией, куда она и направляет свой взгляд… Немецкое буржуазное
правительство бешено ненавидит большевиков, но интересы международного
положения толкают его к миру с Советской Россией, против его собственного
желания».[28]
Уже после объявления об отставке в последние дни своей деятельности,
правительство Ференбаха сделало крупный шаг в направлении соглашения с
Советской Россией. 6 мая 1921 года в Берлине было подписано советско-
германское соглашение о военнопленных, оформившее в юридическом порядке
юридический протокол от 18 февраля 1921 года.[29] Соглашение, хотя и
носившее временный характер имело большое как экономическое так и
политическое значение. оно создавало условия для возобновления нормальных
торгово-экономических отношений между РСФСР и Германией. Соглашение
заменяло миссии по делам военнопленных официальными представительствами,
которые должны были функционировать как дипломатические (ст.1 соглашения).
Представительство РСФСР в Берлине признавалось германской стороной
единственным представительством России. Статья 2 соглашения устанавливала
для глав представительств права официально аккредитованных миссий.
Соглашение так же устанавливало, что кроме данных представительств, на
взаимной основе должны были быть созданы специальные торговые миссии.
Соглашение 6 мая 1921 года означало переход германского империализма к
политике соглашений с Советской страной.
Новое обострение репарационного вопроса 1922 года свидетельствовало о
неразрешимости серьёзных противоречий существовавших между Германией и
державами–победительницами. Внешнеполитическое положение Германии
становилось всё более и более неустойчивым. В создавшейся обстановке
Германия вновь обратила взоры к Советской России. В начале апреля 1922 года
в Берлине состоялись германо-советские переговоры. Были обсуждены вопросы
об экономическом взаимоотношении Советской России и Германии, включая
вопросы о концессиях и отказе Германии от претензий на возмещение убытков
от национализации, проведённой в РСФСР. Делегация РСФСР предложила
достигнуть соглашения на основе полного и безоговорочного отказа Германии
от требования о возмещении убытков. Данные переговоры, начатые в Берлине,
не были оформлены документально. Германское правительство надеялось
использовать свои переговоры с советской Россией для торга с державами-
победительницами на Генуэзской конференции. Однако представители этих
держав не пошли Германии на встречу, но Советская Россия стала важным
фактором международной политики, с чем не могли не считаться
правительственные круги Германии. Именно с эти связано многие уступки и
компромиссы, на которые было обречено правительство Германии. Кроме того,
разгром интервентов и уверенная позиция российской делегации в Генуе
убедило германское правительство в том, что РСФСР является достаточно
надежным гарантом и противовесом в переговорах со странами Антанты. Таким
образом, для Германии союз с Советской Россией давал реальную возможность
улучшить свое международное положение и усилить позиции в переговорах с
державами-победительницами.
Экономические связи Советской России также имели для Германии
чрезвычайное значение ёмкость и близость советского рынка, хорошие сырьевые
источники были целью для немецких промышленников и сулили для неё большие
выгоды. Германские монополисты надеялись даже, по возможности,
монополизировать. Кроме того, сама Россия сделала Германии подобное
предложение ещё в Берлине, и теперь, для немецкого капитала было глупо
упускать такую возможность. Таким образом, рейхсканцлер Вирт, сам выступил
инициатором возобновления прерванных в Берлине переговоров с делегацией
РСФСР. В результате этих переговоров было достигнуто соглашение, и 16
апреля 1922 года в Рапалло (близ Генуи) был подписан советско-германский
договор[30].
Рапалльский договор[31] устанавливал дипломатические и консульские
отношения между Германией и РСФСР (ст. 3). Германия отказывалась от своих
претензий по национализированной в РСФСР капиталистической собственности
(ст. 2), хотя в договоре по настоянию немецкой стороны и была сделана не
имевшая практическое значение оговорка о том, что этот отказ будет иметь
силу лишь при условии, если правительство РСФСР не будет удовлетворять
аналогичные претензии других государств. Рапалльский договор устанавливал
принцип наибольшего благоприятствования в советско-германских торговых и
экономических отношениях (ст. 4), что, безусловно, создавало благоприятную
основу для развития этих отношений. По Рапалльскому договору стороны
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|