оснований ответ-сти являются любые правомерные международно-правовые акты
(договоры), предписания которых фиксируют юридически обязательные для гос-
ств правила поведения; межд.обычай; решения межд.судов и решения межд.
организаций, имеющие обязательную силу; односторонние акты, адресованные
другим государствам, положения которого устанавливают обязательные правила
поведения для гос-тва, издавшего этот акт. Нематериальная и материальная
ответ-сть могут возникать одновременно в результате одного и того же
правонарушения: нематериальная - за сам факт нарушения права, материальная
- за возникший при этом ущерб.
27.Правовое положение иностранцев. Иностранцы – лица, которые находятся на
территории какого-либо гос-тва, но не являются его гражданами и имеют
гражданство другого гос-ства. Единого для всех гос-ств межд.договора,
определяющего прав.статус иностранцев, не существует. Каждое гос-тво
самостоятельно решает все вопросы, касающиеся условии допуска иностранцев
на свою тер-рию (система виз), их пребывания и деятельности в стране.
Вместе с тем на прав.статус иностранцев оказывают влияние межд.договоры в
области прав и свобод человека. Прав.статус иностранцев, определяющий обьем
их прав и обязанностей на тер-рии какою-либо гос-тва, часто обозначается
термином "режим иностранцев". Наиболее распространенными режимами
иностранцев являются: национальный режим (уравнивание иностранцев в правах
с собственными гражданами с изьятиями, установленными законом); режим
наибольшего благоприятствования (иностранцам предоставляются такие же
права, которые представляются гражданам любого третьего гос-тва). Объем
прав и обязанностей иностранцев при таком режиме одинаков для граждан всех
иностр. гос-ств, хотя он меньше, чем при нац-ном режиме; спец.режим,
устанавливаемый в договорном порядке между заинтересованными гос-твами и
касающийся, например, правового статуса военнослужащих одного гос-тва,
размещенных на тер-рии др. гос-ства на договорной основе. При первых двух
режимах общегражданские права иностранцев мало чем отличаются от прав
собственных гражцан гос-тва, за исключением некоторых ограничений,
касающихся запрещения занимать определенные должности или заниматься
отдельными профессиями (командира корабля или капитана судна, командира
летательного аппарата, начальника радиостанции, судьи, члена выборного
органа), заниматься изыскательскими работами и др. Иностранцы обязаны
соблюдать законы и правила (и обычаи) гос-тва пребывания, не вмешиваться в
его внутренние дела, платить установленные законом сборы и налоги. За
нарушение законов и правил иностранец может быть привлечен к уголовной,
гражд-кой или админ-вной ответ-сти по законам гос-тва пребывания с
извенеием об этом консула страны гражданства иностранца, которая
обеспечивает своему гражданину диплом.защиту и в любое время может отозвать
его обратно. Правовое положение иностранцев в РФ определяется Конституцией
и др. фед.законами. "Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются
в РФ и несут обязанности на равне с гражданами РФ, кроме случаев,
установленных фед.законом или межд.договором РФ" (ст. 62 Конституции).
36. Гос.границы: установление и правовой режим Гос.граница – это линия и
проходящая по ней плоскость вертикально вверх и вертикально вниз, которая
ограничивает гос.территорию. Гос.границы: 1. сухопутные (ограничение одного
государства от другого. Установлением границ является международный
договор. Делимитация – установление границы на основе договора и нанесение
ее на карту. Демаркация - перенос границы с карты на местность. Эти
границы учитывают рельеф местности и называются орографические.
Геометрические – границы, которые проходят по прямой линии. Астрономические
– границы, которые проходят по меридианам и параллелям). 2. водные (речные
(которые разделяют: а) пограничные стороны и составляются соглашением
(граница по Тальвичу, т.е. по самому глубокому месту) б). по судоходным
рекам (граница по форватору, т.е. по пути корабля); озерные (по прямой
линии, которые соединяют 2 точки выхода сухопутной границы); морские (это
внешние пределы территориального моря, либо линии соединяющие территории
смежных или противолежащих государств (пример: Балтика). Ширина
территориального моря не может превышать 12 морских миль (отчет с точки
наибольшего отлива); воздушные (это боковые и внешние пределы. Воздушные
пределы = 100 – 110 км)). Наряду с договорными границами существует
признание исторически сложившихся границ (т.е. ни один договор не
«скреплял» это границы, а они просто исторически сложились). Режим
гос.границ может устанавливаться: - соглашением гос-тв, - внутренним
законодательством государств, - соглашением сторон (стороны согласовывают
установление режим ограничения для жителей; кто будет «ухаживать» за
пограничным знаком и т.д.). Пограничные комиссары принимают меры для
предотвращения перехода гос.границы; принимают меры для соблюдения порядка
гос.границы. Если серьезное нарушение, то подключается дипломатия. В
одностороннем порядке договор о прекращении границ не может быть прекращен.
Межд.реки – это реки, которые протекают или разделяют территорию 2-х или
более государств. Судоходство по пограничной реке 3-ей стороной в том
случае, если такое судоходство отрегулировано конвенцией.
28. Классификация и общая харкт-ка мирных средств разрешения международных
споров. В соответствии с Уставом ООН (п.3, ст.2) в Декларации о принципах
МП 1970 г. сформулированно: “Каждое гос-тво разрешает свои межд.споры с
другими гос-твами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать
угрозе мир и безопасность и справедливость”. Межд.спор - специфическое
политико-правовое отношение, возникающее между двумя или большим числом
субъектов МП и отражающее противоречия, существующие в рамках этого
отношения. Спор имеет место в том случае, если государства взаимно
предъявляют претензии по поводу одного и того же предмета спора. Ситуация
же имеет место тогда, когда столкновение интересов гос-ств не
сопровождается взаимным предъявлением претензий, хотя и порождает трения
между ними. “Ситуация” - более широкое понятие. Мирное разрешение в виде: -
переговоры; - консультации сторон; - обследование (используется в тех
случаях, когда спорящие расходятся в оценке фактических обстоятельств,
вызывающих спор или приведших к спору. В этом случае назначается на
паритетных началах межд.следственная комиссия иногда во главе с
представителем третьего гос-тва); - примирение; - добрые услуги (действия
не участвующей в споре стороны, направленные на установление контактов
между спорящими сторонами); - посредничество (непосредственное участие
третьей стороны в мирном разрешении спора для содействия); - межд.арбитраж
(добровольно выраженное согласие спорящих передать свой спор на
рассмотрение третьей стороны (третейское разбирательство), решение которой
является обязательным для сторон в споре); - судебное разбирательство
(главное сходство с арбитражем - в обязательности выносимых решений,
различия касаются главным образом порядка образования, способа
формирования, численного и персонального состава, функционирования и т.д.
Основной суд - МС ООН). Важную роль в урегулировании международных споров
играют международные организации, прежде всего ООН по сердством: -
миротворчество (действия, направленные на то, чтобы склонить спорящих к:
оглашению с помощью мирных средств); - поддержание мира (обеспечение
присутствия ООН в районе международного конфликта, которое может быть
связано с развертыванием военного, полицейского или гражданского персонала
ООН); - постконфликтное миростоительство (предупреждение рецидива подобного
спора); - превентивная дипломатия (действия, направленные на предупреждение
споров между сторонами, недопущение перерастания их в конфликты и
ограничение масштабов возникших конфликтов); - использование в случае
возникновение юр.споров МС ООН.
39. Нейтралитет и неприсоединение в МП. Неприсоединение - внешнеполит.курс
гос-тва не учавствющего в воен.блоках; совокупность норм определяющих
конкретные обязательства гос-тв в обалсти: проведения назависимого
полит.курса, основанного на мирном сосуществовании гос-тв и неприсоединении
к военным коалициям; поддержания антиколониальной национально-
освободительной борьбы народов и наций; борьба с геноцидоам, расизмом,
дискриминации; укрепление мира, безопасности, полит.стабильности.
Нейтралитет (в войне) – правовой статус гос-тва не участвующего в войни и
воздерживающегося от оказания помощи и содействия как одной так и другой
воюющей стороне. Гос-ва объявляют о своем нейтралитете (в спец.декларации
или заявлении), они обязаны строго соблюдать правила нейтралитета; имеет
право отказаться от нейтралитета. Права: отражать военной силой любые
попытки воюющих нарушить статус нейтрального гос-ва; предоставлять убежище
войскам, военным кораблям; оказывать посредничество в переговорах;
использовать морские, воздушные пространства принимая во внимание зоны
военных действий; предоставлять доступ воен.кораблям воюющих сторон в свои
порты на срок не более 24ч.для исправления последствий аварий; Гос-тва
обязаны: не предоставлять свою тер-рию для формирования воен.отрядов
воюющих и их военных баз; не передавать им боеприпасы, технику,
препятствовать и не разрешать воюющим задерживать, осматривать и обыскивать
в своем тер-ном море суда под люыми флагами; препятствовать тому чтобы
раненые ибольные воюющих гос-тв по выздоровлении могли снова участвовать в
военных действиях; приниматьмеры для зациты и охраны культурных ценностей
воюющих сторон.
29. Межд.сотрудничество гос-тв по ограничению случаев дву- и
безгражданства. Двойное гражд. – пребывание лица одовремешю в гражд-ве двух
или более гос-ств. Такое положение может возникнуть при натурализации или
при рождении ребенка на тер-рии гос-ства, применяющего принцип "права
почвы", у родителей, являющихся гражданами гос-ства, применяющею принцип
"права крови", а также в силу закона. Согласно ст. 62 Конституции РФ
гражданин РФ может иметь гражд-во иностранного гос-тва при этом это не
исключает его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из
рос-кого гражд-ва, если иное не предусмотрено фед.законом или
межд.договором России. С точки зрения нац-ного права для гос-тва 2-ое гражд-
тво его гражданина не имеет значения, так как применяется принцип
эффективного гражд-тва: лицо с двойным гражд-вом признается гражд-ном гос-
тва, на тер-рии кот-го оно постоянно проживает, имеет жилье, работу,
имущество и пользуется всеми правами чел-ка. Безгражд-во – положение лица,
которое не состоит в гражд-ве никакого гос-тва: не имеют устойчивой
правовой связи ни с одним гос-твом и не могут рассчитывать на диплом.защиту
какого-либо гос-тва. Безгражд-тво возникает в случаях: лицо вышло из гражд-
ва своего гос-тва и еще не приобрело гражд-ва др. гос-тва и др. Права
апатридов защищают Конвенция о статусе апатридов 1954 г. и Конвенция о
сокращении безгражданства 1961 г. (РФ не участвует). Имеются два вида
межд.дог-ров, посвященных вопросам двойного гражд-тва: - дог-ры,
направленные на устранение последствий двойного гражд-тва (в связи с
оказанием диплом.защиты или с воен.службой - Гаагская конвенция о некоторых
вопросах, относящихся к коллизии законов о гражд-тве, 1930г, глава II
Страсбургской конвенции о множественном гражд-тве 1963г и ряд двусторонних
дог-ов; - дог-ры, направленные на ликвидацию двойного гражд-тва –
соглашение СССР по вопросам гражд-тва с Монголией 1937г (соглашение
устраняло возможность возникновения двойного гражданства в результате
натурализации). Имеются две многосторонние конвенции, посвященные лицам без
гражданства: Конвенция о статусе апатридов 1954 года и Конвенция о
сокращении безгражданства 1961 года. Целью Конвенции 1954 года является не
ликвидация самого безгражданства, а установление на территории стран-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|