всеобщего образования, развитию культуры, сохранению всемирного природного
и культурного наследия, межд.научному сотрудничеству, обеспечению свободы
прессы и коммуникации), Всемирная организация здравоохранения (Координирует
осуществление программ, нацеленных на решение проблем охраны здоровья и
укрепление здоровья всего населения Земли. Ведет работу по таким
направлениям, как иммунизация, санитарное просвещение и снабжение основными
лекарственными средствами), Всемирная организация интелект.собственности
(Поощряет межд.охрану интел-ной собственности и содействует развитию
сотрудничества в вопросах, авторских прав, товарных знаков, промышленных
образцов и патентов), ООН по промышленному развитию, Продовольственная и
сельскох. организация Объединенных Наций (Направляет усилия на повышение
продуктивности сельского хозяйства и укрепление продовольственной
безопасности, а также на улучшение условий жизни сельского населения),
Всемирная метеорологическая организация (Поощряет научные исследования,
связанные с изучением атмосферы Земли и климатических изменений, и
содействует всемирному обмену метеорологическими данными), Межд.фонд
сельскохоз.развития (Занимается мобилизацией финансовых ресурсов в целях
увеличения производства продовольствия и улучшения положения с питанием
бедных групп населения в развивающихся странах), Межд.агентство по атомной
энергии. МАГАТЭ (Межд.агентство по атомной энергии (Вена, 1956) действует
под эгидой ООН. Контролируетвсе ядерыне объекты по проектам, осуществляемым
с помощью МАГАТЭ. Причина образования - создание системы
межправительственных институтов, для которых ООН выступала координационным
центром.
23. Вспомогательные источники МП в области прав человека: их общая
характеристика. Всеобщая декларация прав человека 1948; Международный пакт
об эконом., социальных, культурных правах; Межд-ый пакт о гражданских и
полит.правах 1966, Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном
возрасте и регистрации брака 1962г, Конвенция о предупреждении преступления
геноцида и наказании за него 1948г., Межд-ная конвенция о ликвидации всех
форм расовой дискриминации 1966г, Конвенция против пыток и других жестоких
бесчеловесных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984г.
Закрепили основные права человека: право на жизнь; право народов на
самоопределение и свободное установление своего полит. статуса, свободное
обеспечение своего эконом., социального и культурного развития; равноправие
женщин и мужчин; право на оърану семьи, на достаточный жизненный уровень
для человека и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище;
право на свободу и личную неприкосновенность; право на судебное
разбирательство и гуманное обращение; право на свободное предвижение и
выбор места жительства; право на труд и др.права. все документы запрещают
геноцид, расовую дискриминацию, пыткиапартеид (политика цель которой
установление господства одной расовой группы над другой и ее угнетения).
25. Региональное сотрудничество в области защиты прав человека.
Весь межд.механизм защиты прав и свобод человека, действующий как в системе
ООН, так и в рамках региональных организаций и отдельных международных
соглашений, в общих чертах предусматривает; обсуждение на Ген.Ассамблее ООН
любых вопросов по правам человека с принятием рекомендаций членам ООН и
Совету Безопасности; предоставление гос-вами докладов Ген.секретарю ООН
(ЭКОСОС, спец.учреждениям ООН, комитетам и комиссиям) о принимаемых ими
законах в области прав человека и приведения национал.законод-тва в
соответствие с межд. соглашениями, участниками кот-х они явл-ся;
рассмотрение докладов (или их частей) в ЭКОСОС (спец. учреждениях,
комитетах, комиссиях) с выработкой проектов конвенций и рекомендаций;
урегулирование в соответствующих комитетах споров между гос-вами
относительно применения или толкования конвенций; рассмотрение споров в
области прав человека Межд.судом ООН, Европ-ким судом (принимает жалобы от
физ. и юр.лиц). Отдельные контрольные функции выполняют ООН и ее
специализированные учреж-ления МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО и др.), комитеты и комиссии
(например, комитеты по правам человека, против пыток, по ликвидации
расовой дискриминации в отношении женшин, по правам ребенка; комиссии по
положению женщин, социального развитии, Комиссия ООН по правам человека,
еворопейская комиссия по правам человека и др.),межд.ООН. Верховный
комиссар ООН по правам человека назначается Ген.секретарем ООН и
утверждается Ген.Ассамблеей 00Н сроком на 4 года (с возможностью продления
еще на 4 года). Верховный комиссар ООН по правам человека: действует в
рамках Устава ООН, Всеобщей Декларации прав человека, других
межд.документов в области прав человека и МП. Комитет по ликвидации
дискриминации в отношении женщин, образованный в рамках Конвенции о
ликвидации всех форм дискриминации женщин 1979 г. состоит из 23 экспертов,
избирающихся гос-вами – участниками Конвенции сроком на 4 г. Комитет
рассматривает все вопросы дискриминации в отношении женщин, поступающие
жалобы, сотрудничает с государствами-участниками в разрешении этих жалоб и
представляет ежегодный доклад Ген. Ассамблее ООН о проделанной работе, с
предложениями и рекомендациями общего характера на основе изучении докладов
и информации, получаемой от гос-ств. Комитет по правам ребенка,
образованный в рамках Конвенции о правах ребенка 1989 г.(ст. 43-45),
состоит из 10 экспертов, избирающихся гос-вами – участниками Конвенции
сроком на 4 года (с правом переизбрания) с учетом справедливого
географического распределения и главных правовых систем. Комитет может
запрашивать у государств-участников информацию о выполнении ими требований
Конвенции, о фактическом положении детей в стране, собирает и анализирует
информацию о положении детей в различных странах, вырабатывает соответ-щие
рекомендации и один раз в два года через ЭКОСОС представляет доклад
Ген.Ассамблее ООН со своими предложениями и рекомендациями. Комитет
работает в тесной связи со специализированными учреждениями ООН (особенно с
МОТ, ВОЗ и др.).Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и другими органами ООН, правит-
ными и общ-ными организациями. К региональным актам защиты прав человека
относятся Европейская конвенция прав и основных свобод человека,
подписанная в Риме в ноябре 1950 г., Американская декларация прав и
обязанностей человека, принятая в Боготе в марте 1948 г., Американская
конвенция прав человека, подписанная в ноябре 1969 г., Африканская хартия
прав человека и народов, принятая совещанием глав государств и правительств
стран-членов ОАЕ 28 июня 1981 г. в Найроби
19. Соотношение межд. договора и международно-правового-обычая: Это
основные источники МП: имеют и сходные черты и различия. Сходные: 1
результаты взаимодействия субъектов МП; 2 одинаковые правовые последствия;
3 правила поведения в договоре и обычае обязательно для субъектов МП; 4
если возникают нарушения, вытекающие из договора или обычая, они имеют
правовые последствия; механизм реализации одинаков и создается самими гос-
твами. Различия: по способу образования: - договорная норма создается в
конкретное время (пример: с момента подписания); - обычная норма может
возникнуть в результате активных или пассивных действий; - договорная норма
формирует практику, а обычная норма создает практику; - договорная норма
создается в конкретное время, а обычная норма в течение длительного периода
времени и нигде не определяется; - договор выступает в письменной форме, а
обычай – в устной; - если договорную норму можно кодифицировать, то обычную
норму – нет. По способу выражения: письменная (договор) подлежит
толкованию, фиксирует практику и создает такую; предполагает кодификацию.
26. Международные региональные организации их общая характеристика.
Разновидность межд.организаций. Регион-ые, членами которых могут быть гос-
тва одного региона (напр. Организация африканского единства, Организация
американских гос-тв). Обладают определенным объемом правосубъектности,
пределы которой определены в учредительном акте. Европ.союз (ЕС) – договор
подписан в Маастрихте (Нидерладны) в 1992г Цель: образование тесного союза
народов Европы; усиление социального и эконм. соедйствия; образование
эконм. и валютного союза, создание единой валюты; сохранение и приумножение
общего достояния. Достижение целей: отмена таможенных пошлин, ограничение
на экспорт и импорт; общая торговая политика, свободное перемещение
товаров, общая тарнспортная политика и т.д. Цели внешней политики: защита
общих ценностей, онсовных интересов и незавимости ЕС, укрепление
безопасности Союза и входящих в него гос-тв, мира. Страны ЕС должны
предоставлять друг другу и Совету все иноформация по любому вопросу,
представляющему взаимный интерес. Органы: Европ.парламент, Комиссия,
Совет, Суд, Палата аудиторов, Европ.совет. РФ заключила с ЕС соглашение о
партнерстве 1999. Организация Североатлантического договора (НАТО договор
1949г). Цль: обеспечение свободы и безопасности всех членов полит. и
воен.средствами в соответствии с целями и принципами Устава ООН, призвана
осуществлять всестороннее сотрудничесвто с целью укрепления безопасности
государств-членов; обеспечивать справедливый и прочный мир в Европе на
основе общих ценностей. Участники обязуются разрешать все межд.споры
мирными средствами, воздерживаются от угрозы или применения силы.
Вооруженное нападение против участника НАТо расценивается как нападение
против всех стран-членов. Органы: Североатлантический совет, Комитет
оборонного планирования, Группа ядерного планирования, Ген.секретарь.
Воен.структура: Воен.комитеты, Постоянный воен.комитет, Межд.воен.штаб.
Состав: 19 гос-тв. У РФ и НАТО подписан Основополагающий акт о взаимных
отношениях, сотрудничестве и безопасности (1997)Штаб-квартира – Брюсель.
Совет Европы. Основан Уставом в 1949г. Цель: достижение больего единства
между его членами для защиты и осуществления общепризнанных принципов,
содействие экономич. и соц.прогрессу. Деят-сть сконцентрирована: правовое
обеспечение прав человека; поиск совместных решение соц.проблем; развитие
полит.партнерства. Разрабатывает конвенции, рассматривает вопросы,
представляющие общий интерес, заключает соглашение.Органы: Комитет
министров (министры МИД гос-тв членов; высший орган; принимает решенияпо
программе работы организации; одобряет рекомендации Консулььаьивной
ассамблеи). Консультативная ассамблея (депутаты и замы; количество
представителей от гос-тва зависит от численности населения стран-участниц).
Члены Совета: 41 гос-тво (РФ тоже) Штаб-квартира в Страстбурге.
41. Понятие и сонования международно-правовой ответ-ти. Международно-
правовая ответ-сть - это юридическая обязанность субъекта-правонарушителя
ликвидировать последствия вреда, нанесенного другому субъекту МП в
результате совершенного правонарушения. Субъектами международно-правовой
ответ-сти являются только субъекты МП. Физические и самостоятельные
юридические лица не несут такой ответственности за обычные правонарушения,
поскольку в этих случаях ответ-сть является гражданско-правовой. Гос-тво за
свои действия отвечает в принципе всем своим национальным достоянием, а
физические и юридические лица - лишь в пределах своего имущества. Гос-тво
несет ответ-сть за деятельность своих органов и должностных лиц даже в
случаях, когда последние превысили свои полномочия, установленные внутригос-
ным правом, или нарушили инструкции, касающиеся их деятельности. Поведение
отдельного лица или группы лиц рассматривается как деяние гос-ства, если
установлено, что это лицо или группа лиц фактически действовали от имени
данного гос-ства. Официальный статус лица (главы государства или
правительства) не освобождает его от уголовной ответственности. Юр-кие
основания ответ-сти - совокупность юридически обязательных предписаний
международно-правовых актов, на основе которых определенный вариант
поведения квалифицируется как межд.правонарушение. Источниками юр-ких
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|