основополагающих принципа - свободы исследования и использования косм.пр. и
небесных тел. Эти принципы сформировались на основе практики косм.деят-сти
и в результате всеобщего признания со стороны межд.сообщества. Впоследствии
оба эти принципа были закреплены в качестве договорных норм в Договоре по
космосу, они продолжают являться юридически обязательными для всех
участников межд.общения в качестве международно-правового обычая. Как
отдельная отрасль МП МКП имеет ряд характерных особенностей касающихся
косм.пр.: 1) в косм.пр. находятся небесные тела, территории которых никому
не принадлежат и могут быть в перспективе использованы человеком, 2) космос
практически безграничен, 3) в отличии от сухопутной территори, Мирового
океана и воздушного пространства, косм.пр. не поддается разденлению на
какие-либо зоны в процессе его использования, 4) косм.пр. представляет
собой особую опасность для деятельности в нем человека. К группе
особенностей, касающихся косм. деятельности относятся: 1) использование
космоса в военных целях представляет собой опасность, 2) в результатах
косм.деятельности заинтересованы все гос-тва, а осуществлять ее
самостоятельно могут в настоящее время лишь несколько наиболее развитых в
научном и промышленном отношении гос-ств, 3) запуск косм.аппаратов и их
возвращение на землю могут быть связаны с использованием возд.прост-тва
иностр.гос-ств и пространств открытого моря, 4) косм. запуски могут
причинять ущерб иностранным гос-твам и их гражданам.
9. Принцип защиты прав народов и человека. В отношении развития данного
принципа принято большое количество межд.документов: Устав ООН; Всеобщая
декларация прав человека 1948 г.; два пакта о правах человека 1966 г. (о
гражданских и полит.правах, и об эконом., соц. и культурных правах);
конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948
г.), о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 г.), о ликвидации
всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), о правах ребенка
(1989 г.) и т.д. Основные положения принципа уважения прав человека: -
признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также их
равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и
всеобщего мира; - каждое гос-тво обязано содействовать путем совместных и
самостоятельных действий всеобщему уважению прав человека и основных свобод
в соответствии с Уставом ООН; - право человека должны охраняться властью
закона, что обеспечит мир и правопорядок, человек не будет вынужден
прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и
угнетения; - Гос-во обязано уважать и обеспечивать всем находящимся в
пределах его юрисдикции лицам права и свободы без какого-либо различия по
какому-либо признаку; - каждый человек несет обязанности в отношении других
людей и того общества и государства, к которым он принадлежит; - гос-во
обязано принять законодательные и иные меры, необходимые для обеспечения
международно признанных прав человека; - гос-во обязано гарантировать
любому лицу, права которого нарушены, эффективные средства правовой защиты;
- гос-во обязано обеспечить право человека знать свои права и поступать в
соответствии с ними. Принцип уважения прав человека. Закреплен, кроме
Устава ООН, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в двух пактах
1966 г.: один - о гражданских и полит правах, другой - об эконом., соц. и
культурных правах. Был заключен ряд конвенций по конкретным аспектам: о
предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948), о
ликвидации всех форм расовой дискриминации(1966), о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин (1979), о правах ребенка (1989) и др.
11.Виды субъектов МП: их общая характеристика. Субъекты МП – лицо, гос-
тво, межд.организации, обладающие правами и обязанностью. Сторона,
участвующая в межд. отношениях, которые регулируются нормами МП. Круг
субъектов МП определяется их способностью участвовать в межд.отношениях,
которые регулируются норами МП. Важной чертой является правосуб-сть
(объединяет понятия дееспособности и правоспособность). Гос-во как
первичный субъект обладает полной правосуб-тью (суверенитетом, полной
правосуб-тью, тер-рией, населением, власть,). Гос-тва: унитарное (единый
свбъект) и федерации (республики, области, сохраняющие опред.
самостоятельность внутри); конфедерация (союз суверенных гос-тв).
Межд.организации (гос-тва наделяют ее сответ.правами и обязанностями –
содержатся в уствах, статутах, договорах). Нация и народ, борющиеся за свое
освобождение (руководящий центр, вооруженные формирования, власть
реализуется на большей части тер-рии). К производным субъектам МПП
относятся государствоподобные образования, межправит-ные организации.
Помимо этого существуют участники отдельных видов международно-правовых
отношений (своего рода единовременные субъекты). К ним относятся правит-тва
в изгнании (должно быть эффективны, поддерживаемое народм), восставшая
сторона, воюющая сторона. Однако вопрос об их межд.правосуб-сти решается
исключительно по согласию гос-тв. Вольные города (внутренне самоуправление
(Данцинг); объем междун. правосуб-сти определен межд. соглашениями,
конституцией). Ватикан (1929 на онсовании Латеринского договора пересмотрен
1984; цель – создать условия независимого правления для главы
католич.церкви) Права гос-ва как субъекта: - право на независимость и
свободное осуществление всех своих законных прав; - равноправие с другими
государствами; - право на коллективную и индивидуальную самооборону против
вооруж.нападения. Обязанности гос-ва: - воздерживаться от вмешательства во
внутренние и внешние дела других гос-тв; - воздерживаться от разжигания
междоусобицы на тер-рии др. гос-ва; - уважать права человека; -
устанавливать на своей территории такие условия, к-рые не угрожали миру; -
решать все свои споры с другими субъектами МП только мирными средствами; -
воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной
целостности и полит. независимости или иным образом, несовместимым с МП; -
воздерживаться от оказания помощи другому государству, нарушающую
предыдущую обязанность или против кот-го ООН принимает меры предупреждения
или принуждения; - воздерживаться от признания тер-ных приобретений другого
гос-тва, действующего в нарушение обязательства непримения силы; -
добросовестно выполнять свои обязательства.
12. Зарубежные органы внешних сношений. Зарубежные органы внешних сношений
гос-тв подразделяются на две группы - постоянные и временные. К первой
группе относятся диплом.представит-тва гос-тв, аккредитованные в станах, с
которыми поддерживаются дипломатические отношения (посольства и миссии);
консульские представит-тва, торговые представит-тва; постоянные представит-
тва гос-тв при межд.организациях. К временным зарубежным органам внешних
сношений относятся различные специальные миссии, направляемые в другие гос-
тва для участия в церемониальных мероприятиях, ведения переговоров и др.;
делегации и группы наблюдателей на межд. конференциях; делегации для
участия в работе сессий межд.организаций и их органов и т.д.
13. Признание в МП. Признание гос-ва представляет собой односторонний акт,
которым гос-во признает факт образования нового гос-ва и тем самым его межд-
прав. субъектность. В качестве общего правила признание гос-ва явл. полным
и окончательным. Такое признание называют признанием “де-юре”. Оно не может
быть условным, т.е. предоставляемым при условии выполнения определенных
требований. Оно не может быть отозвано. Порой процесс становления гос-ва
затягивается, например в результате гражданской войны. В таких случаях
может быть предоставлено признание временное, ограниченное - признание “де-
факто» но сопровождается установлением полуофициальных отношений без юр
оформления и может быть отозвано. Встречаются в международно-правовой
практике случаи, когда субъекты МПП вступают в официальные контакты с вновь
возникшим образованием, претендующим на международную правосубъектность,
без процедуры признания. Обычно это происходит когда необходимо решить
какую-либо конкретную и достаточно узко очерченную цель международного
взаимодействия. В этом случае речь идет о кратковременном признании -
признании ад хок (ad hoc) - в данной ситуации, по конкретному делу: России
в отношении Чечни. Признание правительств. Признание вновь образованного
гос-ва означает признание и его правительства. Вопрос о признании
правительства возникает в случае создания правительства неконституционным
путем, в результате революции, переворота. Признание правительства
означает, что признающее гос-во рассматривает данное правительство зак и
единственным представителем гос-ва в межд отношениях.
18. Структура ООН: ее цели и принципы. Ген.Ассамблея (высший орган;
рассматривает спец.доклады; разрабатывает рекомендации), Совет Безопасности
(поддержание мира: разрешение споров; делать рекомендации), Эконом-кий и
Соц-ый совет ООН (содействует повыешнию уровня жини; разрешению проблем
состав 54чоенов избираемых Ген.Ассамблеей на 3 года ), Совет по опеке (под
руководством Ген.Ассамблеей;создан для управления теми тер-риями, кот-ые
включены в ООН соглашениями), Межд.суд (главный суд.орган ООН 15 судей
избираемые Ген.Ассамблеей и Советом Безоп-ти на 9 лет; к веденью суда
относятся все дела переданные ему сторонами (гос-ва), Секретариат
(обслуживает органы ООНи осуществляет руководство их программами; проводит
исследования, организация конференций, кнтролирует выполнение решений;),
Детский фонд ООН (предоставление помощи для охраны здоровья и прав детей).
Комиссии (подготовка конвенций..разработка принципов),Университет ООН
(действует через глобальную сеть учебных учреждений, подготавливает
специалистов – находится в Токио). Цели: поддержание мира; разрешение
споров в соответствии с МП; развитие дружеских отношений; осуществление
сотрудничества; согласование действий наций для достижений этих целей.
Принципы: равенство членов; выполнение обязателств по Уставу; разрешение
межд.споров мирными средствами; воздерживаться от угроз силой, применения
силы; оказание помощи ООН во всех ее действиях в соответствии с Уставом;
невмешательство ООН во внутреннюю политику гос-ств. ООН заключает договора
с гос-вами и др. межд.организациями. ООН пользуется на тер-рии каждого из
своих членов привилегиями.
15. Правопреемство гос-ств. Правопреемство - это переход прав и
обязанностей в результате смены одного гос-ва другим в несении
ответственности за межд.отношения какой-либо тер-рии. Правопреемство
касается нескольких аспектов: правопреемство в отношении договоров;
правопреемство в отношении гос.собственности; правопреемство в отношении
гос архивов; правопреемство в отношении гос долгов. Правопреемство имеет
место при обстоятельствах: а) при смене гос-ного политического строя в
результате гос-ного переворота (например, правопреемство Советского гос-
тва); б) при появлении в результате национально-освободительного движения
новых независимых гос-тв (скажем, приобретение независимости бывшей
колонией); в) при образовании нескольких государств на территории их
предшественника; г) при объединении двух или более государств в одно
(федеративное или унитарное); д) при переходе части одного государства к
другому. Венская конвенция о правопреемстве гос-тв в отношении договоров
1978 года (далее по тексту - Конвенция 1978 года) представляет собой
многостороннее соглашение, совершенное 23 августа на диплома-кой
конференции в Вене. Конвенция 1978 года имеет своей целью регулирование
последствий правопреемства гос-тв в отношении межд. договоров, обеспечение
стабильности договорных связей между гос-вами, границ и режимов,
относящихся к границам, а также особых территориальных режимов. Конвенция
1978 года содержит положения, формулировки и терминологию Венской конвенции
о праве межд.договоров 1969 года, которые были использованы Комиссией
международного права при разработке текста Конвенции 1978 года в качестве
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|