Помощь Комитету Министров оказывают постоянные и создаваемые по мере
необходимости комитеты и комиссии для решения тех или иных задач. В
настоящее время их насчитывается более 100, в т.ч. по борьбе с расизмом,
ксенофобией, антисемитизмом и нетерпимостью.
Решения Комитета Министров, в том числе и бюджетные, принимаются
большинством в две трети голосов. В некоторых случаях, например, при
утверждении рекомендаций, адресованных правительствам, требуется
единогласие. По вопросам процедурного характера достаточно простого
большинства.
Конгресс местных и региональных органов власти Европы (КМРОВЕ) –
консультативный орган, представляющий местные (местное самоуправление) и
региональные власти. Он состоит из двух палат: одна палата представляет
интересы местного самоуправления, другая – региональных органов власти.
Каждая палата раз в два года избирает председателя и рабочий президиум.
Председатель Конгресса также избирается один раз в два года поочередно из
состава сначала одной палаты, затем другой. Президиум Конгресса состоит из
членов президиумов обеих палат, а также из председателя Конгресса.
Пленарные заседания КМРОВЕ проводятся раз в год во Дворце Европы в
Страсбурге.
КМРОВЕ предшествовала деятельность постоянной Конференции местных и
региональных органов власти Европы (начиная с 1957 года), которая сыграла
значительную роль в развитии местной и региональной административной
автономии во многих государствах-членах Совета.
Члены Конгресса и их заместители (по 286 человек) представляют более
150.000 местных и региональных органов европейских стран. Они являются
представителями, избранными от территориальных образований, или
государственными служащими, напрямую подчиненными им. Повседневную
деятельность организации обеспечивает Постоянный Комитет, в который входят
представители всех делегаций от государств-членов, а также образуемые
палатами рабочие группы по различным проблемам, решаемым на местном уровне
(жилье, безработица, образование, развитие городских центров, сельской
местности и т.д.).
К приоритетным направлениям работы Конгресса местных и региональных
властей можно отнести:
- обеспечение участия местных и региональных властей в достижении
идеала европейского единства;
- обеспечение членам местных и региональных советов возможности участия
в разработке административных структур;
- помощь новым демократическим государствам в создании эффективных
местных административных структур;
- налаживание межрегионального сотрудничества особенно в приграничных
районах и содействие развитию мира, терпимости и экономического роста;
- приобщение с помощью различных мероприятий граждан к «базовой»
местной и региональной демократии;
- содействие адаптации в обществе иммигрантских общин и других групп,
находящихся в худших по сравнению с остальными условиях и другие.
Суммируя вышесказанное, следует, во-первых, отметить, что к основным
сферам деятельности Совета Европы относятся:
- контроль (мониторинг) за соблюдением прав человека в государствах-
членах Совета Европы;
- активная разработка международных правовых актов, рекомендаций в
целях совершенствования национального законодательства странами-членами
Совета Европы;
- оказание содействия развитию местных властей, трансграничного
сотрудничества;
- развитие единого европейского культурного наследия, внимание к
проблемам здравоохранения, молодежи, спорта;
- правовое обеспечение решения актуальных европейских социально-
экономических проблем, охраны окружающей среды и регионального
планирования;
- содействие деятельности средств массовой информации;
- выявление и предотвращение новых угроз в области прав человека,
социального измерения (биоэтика, детская проституция, социальное
отторжение, занятость, «сексуальный туризм» и т.д.), европейской
безопасности, борьбы с терроризмом и т.д.
Во-вторых, за почти 50-летнее существование Совета Европы
сформировалась достаточно стройная правовая система государств-членов этой
организации, которая, по мнению автора, включает:
- Право Совета Европы как совокупность юридических норм обязательного и
рекомендательного характера и их официальных источников (европейских
Конвенций и т.д.), представляющее собой одну из «ветвей» современного
международного гуманитарного права;
- Юридическую практику, - собственно деятельность политико-правовых
институтов Совета Европы как международной организации в области защиты
прав человека, решения других уставных задач и «вызовов» времени, во многом
формирующую прецедентное право;
- Основные институты Совета Европы, которые были названы выше (Комитет
Министров, ПАСЕ, КМРОВЕ, единые Европейский Суд и Европейская
Комиссия по правам человека и т.д.).»27
3.2. ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА – ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВЕТ ЕВРОПЫ.
«В своей повседневной деятельности через принятие резолюций, конвенций,
других документов Совет Европы выполняет ряд политико-правовых,
гуманитарных и т.д. функций. Среди них можно выделить следующие:
регулятивная – оказывает непосредственное и опосредованное воздействие
на соблюдение прав человека и основных свобод, стандартов СЕ в различных
сферах жизнедеятельности европейского сообщества, поведение государств-
членов;
прогностическая – Совет Европы намечает основные тенденции будущего
демократического развития европейского сообщества, выделяет «болевые точки»
и вызовы времени, готовит предложения по их решению;
методологическая – Совет Европы вырабатывает общие подходы в решении
проблем прав человека, социального изменения, развитие исторического и
культурного наследия и т.д. в государствах-членах СЕ. Формирует и
утверждает правовые стандарты Совета Европы, основные принципы
деятельности;
мировоззренческо-аксиологическая – Совет Европы способствует
формированию духовного климата на европейском континенте единых
демократических ценностей (плюралистическая демократия, свободы и права
человека и т.д.), дает оценку их практической реализации (контроль в
странах-членах СЕ).
Главным же приоритетом в работе Совет Европы считает защиту прав
человека и основных свобод в странах-членах Совета. Основными направлениями
деятельности на этом направлении являются:
- Создание эффективной системы контроля, защиты и уважения личности, ее
свобод, социальных, экономических и культурных прав через действие
Европейской Конвенции по правам человека, Европейской Комиссии и Суда по
правам
_________________________________________________________________
27 Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы
взаимодействия. – Краснодар: «Сов. Кубань», 1998. – с.42-58.
человека, деятельность Комитета Парламентской Ассамблеи по мониторингу,
поддержка системы институтов прав человека и неправительственных
организаций, действующих в этой сфере.
- Выявление и предотвращение новых угроз и нарушений прав человека и
унижения человеческого достоинства посредством новых Конвенций и Резолюций,
например, по биоэтике; детской проституции; социального отторжения и
занятости; предупреждение правонарушений в сфере компьютерной информации;
защите индивидуальных данных личности и т.д.
- Привлечение внимания политиков, властных структур и общественности к
значимости прав человека (информационные компании; реализация специальных
программ; деятельность Европейской Комиссии за демократию через право;
Европейского Центра молодежи; изучение прав человека в школах, вузах, среди
юристов, служащих правоохранительных органов и т.д.).
- Функционирование в Страсбурге (Франция) Библиотеки прав человека и
информационной службы по правам человека.
- Развитие местной демократии, средств массовой информации,
образования, культурного наследия; поддержка неправительственных
организаций, действующих в сфере прав человека, развитие образования в
области прав человека на всех уровнях (школа, вуз и т.д.).
Это и активное разрешение таких проблем, как:
- Предотвращение пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое
достоинство наказания или обращения (учрежден Комитет независимых
экспертов, уполномоченных посещать места лишения свободы стран-членов СЕ).
- Защита национальных меньшинств (реализация Рамочной Конвенции по
защите прав национальных меньшинств 1995 года).
- Равенство мужчин и женщин (в политической, общественной жизни, борьба
с принудительной проституцией и т.д.).
- Борьба с проявлениями расизма и нетерпимости (решением Венской (1993
г.) встречи глав государств СЕ создана Европейская Комиссия по борьбе с
расизмом и нетерпимостью).
- Биоэтика – решение политических, юридических и этических проблем в
сфере биологии и медицины на европейском уровне. Рамочная Конвенция по
биоэтике (трансплантация органов, медицинские исследования на человеке).
Разработка своего рода кодекса поведения ученых в этой области и т.д.»28
Главным достижением является принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г. в
Риме Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Она
вступила в силу 3 сентября 1953 г., число ее участников постоянно растет,
так как к ней присоединяются все новые государства – члены Совета Европы.
Конвенция представляет собой институт контроля и защиты прав человека.
Любой человек, считающий, что по отношению к нему нарушаются права,
гарантируемые Конвенцией, может подать жалобу в Европейский Суд по правам
человека, если он исчерпал все возможности защиты своих прав в своей
собственной стране.
«Сама Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод,
по мнению Р. Рисдаля, внесла существенные новшества в действующее
международное право. Председатель Европейского суда по правам человека
считает, что она, во-первых, закрепила принцип коллективного обеспечения
прав человека, в определенной мере подчинила государства внешнему контролю.
«Посредством подачи заявлений по статье 24 Конвенции государства-участники
получили возможность запускать разбирательство предполагаемых нарушений в
отношении других государств в независимости от гражданства жертв таких
нарушений. Это далеко выходило за признаваемое за государствами право
дипломатической защиты своих граждан за рубежом»29
Во-вторых, Европейская Конвенция впервые предоставила частным лицам
статус «субъектов» международного права, закрепив за ними (ст.25)30 право
на подачу индивидуальных заявлений в связи с предполагаемым нарушением
__________________________________________________________________
28 Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы
взаимодействия. – Краснодар: «Сов. Кубань», 1998. – с.13-15.
29 Выступление Председателя Европейского суда по правам человека Р.
Рисдаля в Москве на IV внеочередном всероссийском съезде судей 4 декабря
1996 года // Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. Опыт Совета
Европы. М., 1997 – с.6-7.
30 Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4
ноября 1950 г. // Российская юстиция – 2001 - №1 – с.25.
государством-участником установленных ею стандартов.
В-третьих, важно, что в системе защиты прав человека был создан
механизм толкования и применения Европейской Конвенции для обеспечения
выполнения государствами-участниками взятых на себя обязательств (ст. 19).
Речь идет о работе ныне трансформируемых в единых орган Европейской
Комиссии и Европейского суда по правам человека.
В-четвертых, указанные выше положения следует дополнить пунктом о том,
что за почти полувековой период реализации Европейской Конвенции о правах
человека и основных свободах сформировалось прецедентное право Совета
Европы, имеющее важное юридическое значение. «Формально конкретные судебные
решения обязательны только для государств, выступающих в качестве
ответчиков по соответствующим делам. Однако другие страны, - считает
председатель Европейского суда по правам человека, - фактически
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|