помощи, включая военную, в соответствие с Договором о коллективной
безопасности от 15 мая 1992 года.
V заключить Соглашение об использовании сил и средств военно-морских
сил Республики Казахстан и военно-морского флота Российской Федерации
в акватории Каспийского моря в интересах совместного обеспечения
безопасности сторон.
V осуществлять сотрудничество в области военной разведки, проводить
согласованную политику в области совместных разработок, ремонта и
поставок вооружений, военной техники и материально-технических
средств.
Казахстан - международные договоры с государствами-участниками СНГ (с
декабря 1991 по декабрь 1996 года). Алматы, Баспа, 1997. С. 182.
Эти Договора заложили прочные основы интеграции и безопасности двух
государств, и явились первыми документами такого рода в политической
истории суверенного Казахстана.
Заключение подобных договоров с Республикой Узбекистан и Республикой
Кыргызстан было также важным для безопасности Казахстана. В Послании
Президента страны народу Казахстана Н.А. Назарбаев сказал: "Лучшим нашим
оружием, обеспечивающим защиту национальных интересов и паритет сил на
ближайшую и дальнюю перспективу, должна быть политика интеграции, в первую
очередь - укрепление и развитие Центральноазиатского Союза между
Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном". Так, в 1993 году был заключен
Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой
Казахстан и Республикой Узбекистан в котором также Стороны обязуются
признавать и уважать территориальную целостность и нерушимость ныне
существующих границ государств. А также стороны договорились о том, что
будут способствовать укреплению коллективной безопасности, усилению
миротворческой роли ООН, СБСЕ и повышению эффективности механизмов
урегулирования региональных конфликтов. Будут проводить совместные
консультации по всем вопросам международной безопасности с целью
координации своих позиций и принятия мер по устранению возникшей угрозы для
каждой из сторон. В случае совершения акта агрессии против одной из сторон,
другая сторона предоставляет ей необходимую помощь, включая военную.
Главнейшим документом в обеспечении национальной безопасности
Государств СНГ стал Договор о коллективной безопасности, заключенный в
Ташкенте, 15 мая 1992 года. По словам министра иностранных дел РФ
С.Иванова: «Главным консолидирующим инструментом многостороннего военного и
военно-технического сотрудничества в рамках СНГ, Россия по-прежнему считает
Договор о коллективной безопасности. В апреле 1999 года, шесть государств -
Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан продлили
действия этого Договора».
В этом Договоре Государства- участники подтверждают обязательства
воздерживаться от применения силы, или угрозы силой в межгосударственных
отношениях. Государства-участники обязуются не вступать в военные союзы или
принимать участие в каких-либо группировках государств. Государства-
участники образовали Совет коллективной безопасности в составе Глав
государств- участников и Главнокомандующего Объединенными Вооруженными
Силами Содружества Независимых Государств.
Решение об и использовании Вооруженных Сил в целях отражения агрессии
принимаются Главами государств-участников. А также настоящий договор не
затрагивает право государств- участников на индивидуальную и коллективную
оборону от агрессии в соответствие с Уставом Организации Объединенных
Наций. Национальная безопасность: Итоги десятилетия. «Елорда». Астана,
2001, стр. 312.
В связи с отказом Казахстана от ядерного оружия, важнейшим документом
для обеспечения безопасности Казахстана явился Меморандум о гарантиях
безопасности в связи с присоединением Республики Казахстан к Договору о
нераспространении ядерного оружия, который был заключен в г. Будапеште, 5
декабря 1994 г. Заявление Китайского правительства о предоставлении
Казахстану гарантии безопасности позволило нашей стране укрепить
безопасность всех стран, не обладающих ядерным оружием, включая Казахстан.
Так как Россия является ближайшим соседом и союзником Казахстана,
Декларация между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о вечной
дружбе и союзничестве, ориентированном ХХI столетие, заключенное в Москве 6
июля 1998 года, стало возможным благодаря дружбе наших народов и личной
дружбе президентов наших стран. В соответствие с интеграционными
предпосылками в направлении ЕврАзЭС эта декларация еще больше укрепляет
дружбу – гарантию национальной безопасности, политической стабильности,
межнационального согласия и процветания обоих государств. Республика
Казахстан и Российская Федерация, как добрые соседи обязуются всемерно
учитывать законные интересы друг друга в политической, экономической,
военной и других областях.
Особое место в системе внешнеполитических отношений Казахстана
занимает сотрудничество с соседними государствами. Это связано, в первую
очередь, с тем, что с ними нашей стране приходится взаимодействовать уже в
силу наличия общих границ. 0бщая протяженность границ с Российской
Федерацией составляет 6467 км, с Республикой Узбекистан - 2300 км, с Китаем
- 1460 км, с Кыргызской Республикой - 980 км и с Туркменистаном - 380 км.
На постсоветском пространстве Казахстан является одним из основных
инициаторов интеграционных процессов. Об этом свидетельствуют подписание
декларации Содружества независимых государств в декабре 1991 г. в г.
Алматы, образование на базе Таможенного союза Евразийского экономического
сообщества. Уже общим местом стало утверждение, что к интеграции
Казахстан подталкивает его географическое расположение. Действительно,
через Казахстан пролегают основные сухопутные пути из Европы, стран
Прибалтики, Украины, Белоруссии, России - в Азию. Республика реально
обладает солидным транзитным потенциалом. Для стран Центральной Азии,
тяготеющих к сотрудничеству с Российской Федерацией, Казахстан как в
прямом, так и в переносном смыслах жизненно необходим.
Кроме того, Казахстан обладает колоссальными земельными и природными
ресурсами. При этом страну нельзя назвать густонаселенной. Территорию в
2724,9 тыс. кв. км населяет 14 млн. 841 тыс. человек (на 1 января 2001 г.).
По территории Казахстан более чем в два раза превосходит другие центрально-
азиатские страны, вместе взятые. В то же время, плотность населения в
среднем составляет 5,5 человека на 1 кв. км, что представляет собой самый
низкий показатель в ближайшем геополитическом окружении республики. Если по
площади территории Казахстан уверенно входит в десятку крупнейших стран
мира, занимая 9 место после Индии и Аргентины, то по численности населения
у него только 57 позиция.
Глава 2.
Угрозы национальной безопасности Республики Казахстануна современном
этапе.
Без учета угроз национальной безопасности нельзя строить концепцию
национальной безопасности и внешней политики. В Законе Республики Казахстан
«О национальной безопасности Республики Казахстан» в статье № 5
перечисляются угрозы национальной безопасности:
1) ослабление законности и правопорядка, в том числе рост преступности,
включая ее организованные формы, сращивание государственных органов с
криминальными структурами, покровительство должностных лиц незаконному
обороту капитала, коррупция, незаконное обращение оружия и наркотических
средств, способствующих снижению степени защищенности прав и свобод
человека и гражданина;
2) деятельность, направленная на насильственное изменение
конституционного строя, в том числе действия, посягающие на унитарное
устройство, целостность, неприкосновенность, неотчуждаемость территории
государства;
3) ослабление обороноспособности страны, угроза неприкосновенности
государственной границы и применения силы в отношении Республики
Казахстан, агрессии против нее;
4) разведывательная, террористическая, диверсионная и иная направленная
на нанесение ущерба национальной безопасности Казахстана деятельность
специальных служб и организаций и иностранных государств, а также
отдельных лиц;
5) дезорганизация деятельности государственных органов, нарушение их
бесперебойного функционирования, снижение степени управляемости в
стране;
6) политический экстремизм в любой его форме, в том числе разжигание
социальной, расовой, национальной, сословной и родовой вражды или розни;
7) обострение социально-политической ситуации, выражающееся в
межнациональных и межконфессиональных конфликтах, массовых беспорядках,
несанкционированных собраниях, митингах, шествиях и демонстрациях,
незаконных пикетах и забастовках;
8) создание непредусмотренных законодательством Республики Казахстан
военизированных формирований;
9) резкое ухудшение экологической ситуации, стихийные бедствия и иные
чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпидемии и
эпизоотии;
10) нанесение ущерба экономической безопасности государства, включая
использование стратегических ресурсов вопреки интересам государства,
препятствование росту инвестиционной активности, в том числе притоку
иностранных инвестиций, неконтролируемый вывоз капитала за пределы
страны;
11) ухудшение демографической ситуации, в том числе резкое снижение
рождаемости, повышение смертности, возникновение неконтролируемых
миграционных процессов;
12) ухудшение качества образования и интеллектуального потенциала
страны;
13) несовершенство или отсутствие нормативных правовых актов по защите
национальных интересов страны. [8,29] Указ Президента РК от 26 марта
1999 года № 88 «О Совете безопасности РК».// Национальная безопасность:
итоги десятилетия. Сборник документов. Астана: Елорда, 2001. - 480 с.
Таким образом видно, что существует очень длинный перечень
угроз национальной безопасности РК на современном этапе.
Ширин Акинер считает, что угрозы безопасности Казахстана могут
определяться как его внутренней политикой , так и событиями за пределами
его границ. Очень выдержанная политика президента Назарбаева была
направлена на сохранение мира между крайне русифицированной северной
частью северного Казахстана и казахским югом: президент совершенно не
приветствовал проявления национализма ни со стороны русских, ни со стороны
казахов проживающих в республике. Самой большой внутренней угрозой казахско-
русским отношениям, вероятно, является серьезное ухудшение экономики и
последующее за ним социальное напряжение, а также вызванные этим споры
между казахами и русскими.
Неспособность контролировать персечение границ людьми и товарами, так же,
как наркотиками и оружием, представляют потенциальную угрозу, ответом на
которую могут стать только коллективные акции совместно с другими
государствами региона.
Среди внешних угроз, которые могут повлиять на безопасность
Казахстана, можно назвать следующие: растущий российский национализм,
который может привести к попыткам персмотреть северную границу республики и
включить северные области в состав Российской Федерации; нестабильность в
южных регионах, принявшая форму радикальных исламских движений и других
социальных и политических потрясений; существенное сосредоточение военной
силы и военных баз вдоль границы Казахстана, а также вероятный распад
Российской Федерации, который мог бы привести не просто к возникновению
нестабильности в Северном Казахстане, но и поставить под сомнение
серьезность гарантий, включая ядерные, данные Россией Казахстану по
обеспечению его безопасности.
Китай по своим размерам представляет другое государство, которое
могло бы угрожать Казахстану. И он представлял собой это в прошлом.
Существовали опасения , что рано или поздно Китай предъявит территориальные
претензии на часть Восточного Казахстана. Эта территория была оккупирована
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|