реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Обеспечение национальной безопасности РК в контексте интеграционных связей стран СНГ (с 1991-2001г.г.)

реферат

России проживает свыше 20 млн. русских, и того , как строятся

взаимоотношения этих государств с РФ, очень многое зависит в их судьбе.

Кроме того, мы с вами хорошо знаем, что между странами Содружества и РФ,

были, есть, и, я надеюсь, будут развиваться очень тесные контакты в сфере

экономики, финансов и другие. Мы уже говорили, и хочу еще раз подчеркнуть:

во внешней политике России взаимоотношения со странами СНГ - приоритет

номер один». . [21, 9 ]

В ежегодном послании президента Российской Федерации В.В. Путина

Федеральному собранию Российской Федерации есть такие слова: «Не только

историческая близость, но и ясные практические соображения диктуют

необходимость активизации наших усилий в СНГ. Россия остается ядром

интеграционных процессов в Содружестве.

Подписание Договора об учреждении Евразийского экономического

сообщества - это только первый значимый шаг. Мы готовы идти в направлении и

дальше». [22, 8 ]

Советник президента Рейгана по национальной безопасности З. Бжезинский,

так говорит об интеграционных процессах в рамках СНГ: «Общеизвестно, что

президенты Казахстана, Узбекистана и Туркменистана не питали особо теплых

чувств, друг к другу и что их личный антагонизм изначально был на руку

Кремлю, чтобы сталкивать их друг с другом. К середине 90-х годов все трое

осознали, что более тесное сотрудничество между ними необходимо для

сохранения их собственного суверенитета, и ударились в широкую демонстрацию

своих якобы тесных связей, подчеркивая, что отныне они будут координировать

свои внешнеполитические курсы». [23, 3 ]

В связи с этим стоит упомянуть вкратце о «Союзе четырех».

Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС) - так теперь будет

называться организация, созданная четырьмя государствами: Республикой

Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой

Узбекистан. После обретения независимости эти государства привлекли к себе

особый интерес ведущих стран мира, что объясняется несколькими причинами:

1. эти страны занимают исключительно важное геостратегическое

положение на азиатской части Евразии, через их территорию пролегают

важнейшие наземные, воздушные коммуникационные линии;

2. регион в целом - одна из кладовых мирового значения драгоценных

металлов, рудно-металлургического значения, энергетических

ресурсов, в котором особый интерес представляет Каспий с его

колоссальными запасами нефти и газа;

3. имея ведущие позиции в производственной сфере молодых независимых

государств, особенно в экспортных отраслях, на транспорте, можно

оказывать влияние на экономическое положение соседних государств и

регионов;

4. ослабление традиционного, много векторного влияния России и

российской экономики и потребность в поддержке самостоятельного

развития делает регион потенциально более восприимчивым к влиянию

со стороны других политически, экономических сил. . [24, 10 ]

30 апреля 1994 уже три суверенных государства - Казахстан, Кыргызстан

и Узбекистан подписали договор о создании единого экономического

пространства, заложивший правовой фундамент экономического сотрудничества

трех из пяти центрально-азиатских государств. Договор предполагал

обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы

и согласованную расчетную, бюджетную, налоговую, ценовую, таможенную и

валютную политику. 26 марта 1998 к договору о создании ЦАЭС присоединилась

в качестве полноправного участника Республика Таджикистан.

Так, в апреле 2000 в Ташкенте, главами Государств Казахстана,

Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана был подписан Договор о совместных

действиях в борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом,

транснациональной организованной преступностью и иными угрозами

стабильности и безопасности страны. Договор ратифицирован Узбекистаном и

Казахстаном.

В целях дальнейшего продвижения и диверсификации политического

диалога, совершенствования форм и механизмов региональной экономической

интеграции, углубления взаимопонимания по вопросам формирования единого

пространства безопасности, выработки совместных действий по поддержанию

мира и стабильности в регионе, главы государств высказались за активизацию

многопланового сотрудничества и решили преобразовать Центрально-Азиатское

экономическое сообщество (ЦАЭС) в организацию Центрально-Азиатское

сотрудничество (ЦАС). . [25, 10 ]

По мнению того же З.Бжезинского, Нурсултан Назарбаев столкнувшись в

своей стране с расколом между коренными казахами и русским переселенцами,

число которых почти одинаково, и стремясь найти формулу, которая могла бы

как-нибудь ослабить давление Москвы, направленное на политическую

интеграцию, он выдвинул концепцию «Евразийского союза» в качестве

альтернативы безликому и неэффективному СНГ. . [26, 3 ]

Попытка дать высший приоритет «ближнему зарубежью» в российском

геополитическом мышлении была в некоторой степени оправдана тем, что

некоторый порядок и примирение между постимперской Россией и недавно

образовавшимися государствами были абсолютно необходимыми с точки зрения

безопасности и экономики. . [27, 3 ]

«ЕврАзЭС» является логическим продолжением работы лидеров Казахстана

и России над углублением интеграции в СНГ с осознанием того, что это нужно

всем.

В январе 1995 президенты Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации,

с целью активизации интеграционных действий, подписали пакет документов о

Таможенном союзе, которыми определялись обеспечение свободного перемещения

товаров, услуг и капиталов, и т.д.

Логическим продолжением процессов взаимодействия, стал Договор об

углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, подписанный

Белоруссией, Казахстаном, Российской Федерацией и Киргизии 29 марта 1996. В

СНГ сложилась «интеграционное ядро», о необходимости которого на протяжении

всех предшествующих лет говорил президент РК Н. Назарбаев.

В мае 2000 года на саммите в Минске президенты пяти государств,

отметив позитивные результаты, которых они смогли добиться в рамках

Таможенного союза и формировании Единого экономического пространства, тем

не менее, единодушно признали необходимость активизации усилий в создании

конкретного механизма безусловного выполнения принятых решений. Возникла

идея формирования на базе Таможенного союза международной экономической

организации и наделения ее функциями, связанные с вступлением в ВТО,

формированием внешних таможенных границ, единой внешнеэкономической

политикой, тарифами и ценами и другими составляющими функционирования

общего рынка.

Напряженная подготовительная работа завершилась подписанием 10 октября

2000 года в Астане главами государств - участников Таможенного союза

Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества. Конечными

целями ЕврАзЭС являются обеспечение непрерывного сбалансированного роста

экономики государств, стабильность развития и ускорения темпов повышения

уровня жизни населения. . [28, 12 ]

2.2 Дезинтеграционные Факторы

Наряду с интеграционными процессами в СНГ существуют очевидные

разногласия по поводу того, как следует сотрудничать и с кем. На юбилейном

саммите СНГ в Москве, даже лидер Украины Л. Кучма, растроганный решением

коллеги объявить 2002 год в России «Годом Украины», уверял: «Сегодня все

поняли, что раздельно жить нельзя ни в чем…». Его Казахстанский коллега

Нурсултан Назарбаев заговорил вдруг о том, что у стран СНГ «сейчас

существует некоторая апатия в отношении Содружества». . [29,10 ]

А, по мнению З. Бжезинского оппозиция идеям Москвы в отношении

«интеграции» была и остается особенно сильной на Украине, несмотря на

уверения ее лидеров в лояльности России. Ее лидеры быстро поняли, что такая

«интеграция», особенно в свете оговорок России в отношении законности

независимости Украины, в конечном итоге приведет к потере национального

суверенитета. Украина противостояла любым предложениям России, направленным

на большую интеграцию стран СНГ, на создание особого славянского сообщества

( с Россией и Беларусью ), или Евразийского союза, разоблачая их как

имперские тактические приемы России. Прочие члены СНГ также настороженно

относятся к намерениям Москвы, проявляя тенденцию группироваться вокруг

Украины и Узбекистана, чтобы оказать противодействие или избежать давления

Москвы, направленную на более тесную политическую и военную интеграцию. .

[30, 3 ]

Так, еще одним дезинтегрирующим и пугающим страны СНГ фактором

является то, что в Стратегии национальной безопасности России находятся

такие положения: «Объединение наших народов вокруг русского - также будет

способствовать имперскому возрождению России. Дело в том, что ничто не

объединяет так людей, как общие угрозы и цели. Общая цель воссоздание

империи, ценность которой состоит в способности устранения этой страшной

угрозы на основе воссоединения славяно-тюркских народов России - во имя

общего самосохранения.

России не стоит бояться оголтелых упреков, которые будут неизбежными

после того, как мы объявим о своих имперских амбициях. Напротив, нам

непростительна проводимая до последнего времени суетливая и несолидная

государственная политика. Она уже привела страну к утрате сфер былого

влияния внутри СНГ». . [31, 23 ]

В настоящий момент основными чертами характеризующими уровень

интеграции в СНГ являются:

15. сущностное расхождение национальных интересов стран-участниц,

следствием чего стала, среди прочего, приверженность воздействию внешних

геополитических векторов;

16. наличие внутри стран СНГ мощного «дезинтеграционного ядра» в лице

Украины, Узбекистана и, в меньшей степени, Молдавии и Туркмении;

17. различия между государствами по геополитическому весу, снижающие

заинтересованность одних государств, в дипломатической поддержке других;

18. состоявшийся выбор принципиально новых моделей социально-экономического

развития, политика стран, ориентированных (подлинно или декларативно) на

движение к рыночной экономике и демократии, объективно вступит в

противоречие с курсом авторитарных режимов, с экономикой скорее

полуфеодально-полусоциалистической, нежели капиталистического типа;

19. внутриполитическая нестабильность почти всех государств, этнические

конфликты внутри и между странами; опасение « «импортировать»

дополнительные кризисы от соседей;

20. чрезвычайно малая эффективность правовой системы, лежащей в основе СНГ,

полностью зависящей от национальных законодательств, и системы органов

Содружества, решения которых не имеют обязательной силы. . [32, 17 ]

Стоит затронуть самый важный фактор дезинтеграции в СНГ, а именно

ГУУАМ, эту международную организацию создали Грузия, Украина, Азербайджан

и Молдавия в 1997 году для сотрудничества в рамках Евразийского

транспортного коридора. Узбекистан официально вошел в состав этой

организации в апреле 1999 года, добавив в название еще одну букву.

От остальных интеграционных объединений ГУУАМ отличают несколько ключевых

моментов:

21. активное сближение с Западом и США с целью формирования новых маршрутов

транспортировки энергоресурсов Прикаспийского региона, усиления

экономического и военного сотрудничества;

22. попытка тесного сотрудничества в рамках разработки и реализации

глобального европейско-кавказко-среднеазиатского транспортно-

коммуникационного проекта ТРАСЕКА и на этой основе интегрирование

государств Центральной Азии и Закавказья в мировую экономическую систему;

23. стремление тесного регионального экономического сотрудничества на базе

совместного использования не только транспортного потенциала, но и

добычи, использования для внутренних нужд энергоресурсов,

производственного потенциала промышленности, сельского хозяйства.

Но в тоже время, по словам председателя Интеграционного комитета СНГ Н.

Исингарина ни одно из пяти государств ГУУАМ не заявляет о желании выйти

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.