является то, что оно гораздо выше, чем у комбатантов того же ранга и
функций, входящих в личный состав вооруженных сил данной стороны. Во-
вторых, наемник специально вербуется для участия в конкретном вооруженном
конфликте. При этом не важно, где наемник завербован (за границей или на
территории государства, в котором происходит вооруженный конфликт), а также
кто его завербовал: специальная организация, частное лицо или представитель
одной из воюющих сторон. В-третьих, наемник не является ни гражданином, ни
лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной,
находящейся в конфликте, и не послан третьими государствами для выполнения
официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав их вооруженных
сил. Данный критерий проводит четкое различие между наемниками и военными
советниками, не принимающими непосредственного участия в боевых действиях и
направленными на службу в иностранную армию по соглашению между
государствами. В-четвертых, важным критерием, характеризующим наемника,
является его принадлежность к вооруженным силам одной из воюющих сторон.
Согласно ст. 3 IV Гаагской конвенции 1907 года воюющая сторона
“ответственна за все действия, совершенные лицами, входящими в состав ее
военных сил”. Следовательно, при разграничении статуса наемника и
добровольца определяющим является именно факт включения данного лица в
личный состав вооруженных сил, что делает данное лицо законным комбатантом,
и воюющая сторона, включившая его в личный состав своих вооруженных сил,
тем самым берет на себя международно-правовую ответственность за его
действия.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что исследование проблемы
комбатантов в современных вооруженных конфликтах остается актуальным,
поскольку четкое определение и международно-правовое закрепление этого
понятия имеют важное значение как для обеспечения прав самих комбатантов,
так и для защиты гражданского населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Право вооруженных конфликтов – это отрасль международного публичного
права. Специфика данной отрасли состоит в том, что она регулирует
конкретную область межгосударственных отношений, а не все эти отношения в
целом. Кроме того, она закрепляет в своих нормах, приемы, правила
практических действий субъектов; наконец, она имеет временные ограничения,
то есть действует в период вооруженной борьбы, а после окончания в
отношениях между ранее воевавшими субъектами должны, как правило,
устанавливаться нормальные мирные отношения, регулируемые принципами и
нормами других отраслей международного права.
Некоторые юристы считают, что наука права вооруженных конфликтов должна
исследовать только сами вооруженные конфликты, и, что при применении норм
этой отрасли права несущественным является вопрос о правомерном или
неправомерном применении оружия. В случае противоправного нападения одного
государства на другое оба они должны руководствоваться нормами права
вооруженных конфликтов.
Считая в принципе верными подобные высказывания, мы никак не можем
согласиться с тем, что исследования этих проблем должны абстрагироваться от
того, правомерно или неправомерно та или иная сторона прибегла к оружию,
что при применении права вооруженных конфликтов несущественным является
вопрос о причинах, приведших к вооруженному конфликту. Современное
международное право совершено четко делит войны на справедливые и
несправедливые; оно содержит норму, согласно которой агрессивная война –
это международное преступление.
Несмотря на все вышеизложенное, право вооруженных конфликтов далеко
несовершенная отрасль международного права. И не потому, что содержит
определенные пробелы (такая проблема присуща практически каждой отрасли
права), а в силу того, что имеет слабый механизм регулирования. Орган
(Организация Объединенных Наций), осуществляющий контроль и регулирование
международного права в период вооруженных конфликтов, не достаточно силен,
чтобы диктовать свою волю могущественным державам. И прецеденты, когда не
исполняются решения Совета Безопасности ООН, были.
Также довольно сложный вопрос о защите прав личности во время
вооруженного конфликта. Это не секрет, что права личности сильно ущемляются
во время ведения военных действий. И это благодаря не
внутригосударственному законодательству, которое справедливо ограничивает
права личности в период военных действий и чрезвычайного положения,
учитывая сложность и нестандартность складывающейся ситуации. Права граждан
зачастую нарушаются рядовыми солдатами, которые сами находятся в
экстремальных условиях, и зачастую просто не знают определенных норм
международного права регламентирующих отношения в возникшей ситуации. Эти
вопросы должны решаться в действующих армиях при подготовке личного
состава. Должны проводиться соответствующие занятия по доведению норм
международного права до сведения солдат и офицеров, которые помогут не
только понять свои права, но и осознать обязанности во время ведения боевых
действий.
Кроме того, нужно отметить тот факт, что многие государства ''не
считаются'' с данной отраслью права, поскольку применяют крайнюю форму силы
– военную. Это наглядно видно из поведения и политики, которую проводят
Соединенные Штаты Америки в отношении восточных стран, в каких-то моментах
Россия по отношению к Чечне. Таких примеров на сегодняшний день, к
сожалению, много.
Учитывая сказанное, можно сделать вывод, что право вооруженных
конфликтов отрасль, требующая серьезных доработок, которые должны
проводиться на основе межгосударственных соглашений и закрепления их в
соответствующих международных актах, а также, прежде всего в создании
универсального и компетентного органа, который бы обладал реальными
полномочиями по привлечению глав государств, развязывающих вооруженные
конфликты.
Список источников и литературы:
1. Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907г. // Действующее
международное право. / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 2.
Стр. 573 – 574.
2. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949г.,
касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов 1977г. //
Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.,
1990г.
3. Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов
оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или
имеющими неизбирательное действие, 1980г. // Ведомости СССР, 1984г.
№3.
4. Протокол о запрещении или ограничении применения мин-ловушек и других
устройств с поправками, внесенными 3 мая 1996г. (Протокол II с
поправками, внесенными 3 мая 1996г.), прилагаемый к Конвенции о
запрещении или ограничении применения конкретных видов оружия, которые
могут считаться наносящими чрезмерные повреждения // Московский журнал
международного права. – 1997г. №1. Стр. 200 – 216.
5. Конституция РФ, главы IV, V, VI, М. – С.- П.: “Герда”, 1997г
6. Арцибасов И.Н. “Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия”. –
М.: Международные отношения, 1989г. – 245с.
7. Бирюков П.Н. “Международное право: Учебное пособие”, 2-е издание
переработанное и дополненное. – М.: Юристъ, 1999г. – 416с.
8. Григорьев А. Г. “Международное право в период вооруженных конфликтов”.
– М.: Воениздат, 1992г. – 32с.
9. Гушер А.И. Внутренние вооруженные конфликты и международный терроризм.
Взаимосвязь и методы борьбы, www.conferences.last.ru.
10. Исакович С.В. “Международно-правовые проблемы прав человека в
вооруженном конфликте” // Вестник Киевского университета. Серия: МО и
МП. – 1976г. - №3. – стр. 27 – 28.
11. Колосов Ю.М. “Массовая информация и международное право”. – М.,
1974г., стр. 152.
12. Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. “Международное право: Учебник”. Издание 2-
е, доп. и пререраб. – М.: Международные отношения, 1998г. – 624с.
13. Курс международного права. Т.5 (под ред. Ф.И.Кожевникова). М., 1969 г.
14. Лазарев М.И. “Теоретические вопросы современного международного
морского права”.
15. Международное право. Ведение боевых действий. Сборник Гаагских
конвенций и иных соглашений. МККК, М., 1995 г
16. Полторак А.И. Савинский Л.И. Вооруженные конфликты и международное
право. М., 1976 г.,
17. Современные международные отношения. Под ред А.В. Торкунова-М 1999. С.
312
-----------------------
[1] Арцибасов И.Н. “Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия”. –
М.: Международные отношения, 1989г., стр. 7.
1 Арцибасов И.Н. “Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия”. – М.:
Международные отношения, 1989г., стр. 8.
[2] Там же, стр. 9.
1 Там же, стр. 9.
1 Исакович С.В. “Международно-правовые проблемы прав человека в вооруженном
конфликте” // Вестник Киевского университета. Серия: МО и МП. – 1976г. -
№3. – стр. 27 – 28.
2 Исакович С.В. “Международно-правовые проблемы прав человека в вооруженном
конфликте” // Вестник Киевского университета. Серия: МО и МП. – 1976г. -
№3. – стр. 29.
1 Арцибасов И.Н. “Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия”. – М.:
Международные отношения, 1989г., стр. 16 – 17.
1 Лазарев М.И. “Теоретические вопросы современного международного морского
права”. – М.: 1983г. – стр. 21.
1 См.: Протокол о запрещении или ограничении применения мин-ловушек и
других устройств с поправками, внесенными 3 мая 1996г. (Протокол II с
поправками, внесенными 3 мая 1996г.), прилагаемый к Конвенции о запрещении
или ограничении применения конкретных видов оружия, которые могут считаться
наносящими чрезмерные повреждения // Московский журнал международного
права. – 1997г. №1. Стр. 200 – 216.
2 Колосов Ю.М. “Массовая информация и международное право”. – М., 1974г.,
стр. 152.
[3] Бирюков П.Н. “Международное право: Учебное пособие”, 2-е издание
переработанное и дополненное. – М.: Юристъ, 1999г. стр. 234 – 235.
1 Арцибасов И.Н. “Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия”. – М.:
Международные отношения, 1989г., стр. 19.
1 Гармонин К. Российский подход к европейской безопасности на современном
этапе // Научно-практический семинар «Россия и НАТО: новое начало?» январь
2001 г., www.conferences.last.ru.
1 Григорьев А. Г. “Международное право в период вооруженных конфликтов”. –
М.: Воениздат, 1992г., стр. 4 – 5.
1 Бирюков П.Н. “Международное право: Учебное пособие”, 2-е издание
переработанное и дополненное. – М.: Юристъ, 1999г. стр. 236.
1 Гушер А.И. Внутренние вооруженные конфликты и международный терроризм.
Взаимосвязь и методы борьбы, www.conferences.last.ru.
1 Гушер А.И. Внутренние вооруженные конфликты и международный терроризм.
Взаимосвязь и методы борьбы, www.conferences.last.ru.
1 Гушер А.И. Внутренние вооруженные конфликты и международный терроризм.
Взаимосвязь и методы борьбы, www.conferences.last.ru.
2 Современные международные отношения. Под ред А.В. Торкунова-М 1999. С.
312
1 О разграничении комбатантов и некомбатантов см. Полторак А.И. Савинский
Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1976 г., с. 237-241;
Курс международного права. Т.6. (под ред. Н.А.Ушакова). М.,1992 г., с. 296;
Рене Козирник. Международное гуманитарное право. МККК, Женева, 1988 г. и
др.
1 Цит. по: Курс международного права. Т.5 (под ред. Ф.И.Кожевникова). М.,
1969 г., с. 295.
1 См., подробнее, Полторак А.И. Савинский Л.И. Указ. соч., с. 255.
2 См. Полторак А.И. Савинский Л.И. Указ. соч., с. 257.
1 См. Полторак А.И. Савинский Л.И. Указ. соч., с. 260.
1 Арцибасов И.Н. Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика,
дипломатия. М., 1989 г., с. 115.
2 Международное право. Ведение боевых действий. Сборник Гаагских конвенций
и иных соглашений. МККК, М., 1995 г., с. 24.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|