вооруженных конфликтов как самостоятельная отрасль международного права
должна “вписываться” в сложившуюся единую систему современного
международного права. Прагматический подход к обоснованию самостоятельной
отрасли права может только повредить стройной теоретической конструкции
системы современного международного права, нарушить ее. Как он отмечает,
право вооруженных конфликтов, с одной стороны, как бы не “вписывается”
единую систему международного публичного права как права мира и мирного
сосуществования государств, права, запрещающего агрессию и содержащего
принцип неприменения силы, права, требующего от государств разрешать
возникающие между ними споры только мирным путем. С другой стороны, право
вооруженных конфликтов содержит значительное количество норм и принципов,
присущих только этой, специфической отрасли международного права и
регулирующих отношения между государствами в условиях вооруженной борьбы1,
поскольку таковые имеют место быть.
Для того чтобы показать существование самостоятельной отрасли права в
той или иной системе права, следует, прежде всего, определить критерии,
которые лежат в основе признания отраслей самостоятельными. В юридической
литературе по поводу таких критериев нет единства, и Арцибасов И.Н.
пользуется, на наш взгляд, наиболее правильной позицией Лазарева М.И.,
который называет следующие критерии, присущие отрасли:
. предмет правового регулирования (специфический круг общественных
отношений);
. специфические нормы, регулирующие эти отношения;
. достаточно крупная общественная значимость определенного круга
общественных отношений;
. достаточно обширный объем нормативно-правового материала;
. заинтересованность общества в выделении новой отрасли права;
. специальные принципы права, регулирующие построение новой отрасли права1.
Если рассмотреть эти критерии применительно к совокупности норм и
принципов права, применяемого в период вооруженных конфликтов, можно
вывести следующее:
Предметом правового регулирования права вооруженных конфликтов являются
специфические общественные отношения, возникающие в период вооруженной
борьбы или в связи с вооруженной борьбой, которая может принять форму
войны, международного вооруженного конфликта, конфликта немеждународного
характера.
Специфический характер норм права вооруженных конфликтов вытекает из
предмета регулирования и заключается в том, что они в основном
устанавливают поведение субъектов международного права в период
конфронтации между ними (война, вооруженный конфликт). Никакая другая
отрасль международного права не содержит таких норм. Действие этих норм
ограничено в пространстве и времени. Их характерная черта – относительная
новизна принятия таких норм. Например, научно-техническая революция в
военном деле привела к появлению мин-ловушек и шариковых бомб. Содержимое
этих бомб составляют шарики, которые не просматриваются в человеческом теле
рентгеном. Мины-ловушки и шариковые бомбы – антигуманное оружие (если какое-
либо оружие и можно рассматривать как гуманное), от применения которого
страдает, прежде всего, гражданское население. В 1980 году была принята
специальная конвенция, запрещающая применение этого оружия против
гражданского населения и в 1996 году она была дополнена Протоколами ООН №№
I, II1.
Крупная общественная значимость, объективно обусловленный интерес в
самостоятельном регулировании данного комплекса объясняется теми
последствиями, которые несут с собой войны и вооруженные конфликты.
Известно, что уже после второй мировой войны в вооруженных конфликтах
погибло более 25 млн. человек, многие из которых – из-за неурегулированных
отдельных областей права вооруженных конфликтов.
Объем нормативного материала права вооруженных конфликтов достаточно
обширен. Некоторые юристы (например, Колосов Ю.М.) считают, что само
образование отрасли международного права, возможно, лишь в том случае,
когда “государства договариваются о формировании широкого универсального
международно-правового акта, содержащего основные принципы международного
права в данной отрасли”2, то есть формирование той или иной отрасли права в
системе международного права связывается с наличием универсального
международно-правового акта. Такие универсальные акты по праву вооруженных
конфликтов имеются (Санкт-Петербургская об отмене употребления взрывчатых и
зажигательных пуль 1888 года, Гаагские конвенции 1899 г. и 1907 г. “Об
открытии военных действий”, “О законах и обычаях сухопутной войны” и др.,
Женевские конвенции от 12 августа 1949 г., а также дополнительные Протоколы
к ним и т.п.[3]).
С учетом рассмотренных критериев право вооруженных конфликтов можно
определить как совокупность создаваемых путем международных соглашений или
обычая юридических норм, применяемых в войнах, международных и
немеждународных вооруженных конфликтах, запрещающих использование
определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих
защиту прав индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих международно-
правовую ответственность государств и уголовную ответственность физических
лиц за их нарушение1. На наш взгляд более правильным будет употребление
термина ''международное право во время вооруженных конфликтов''.
ГЛАВА 2 ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ КАК МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЕ И ПРОЦЕСС.
§ 1 Общественная суть и особенности международного конфликта.
Россия, точно так же как и остальные страны мира, является неотъемлемой
частью сложной, саморазвивающейся, открытой системы - системы международных
отношений. Процессы, происходящие на международной арене, прямо и
опосредованно влияют на характер политического, социального и
экономического развития российского общества. Вследствие этого изучение,
анализ и прогнозирование всех процессов, происходящих в жизни страны,
немыслимы вне их корреляции с международными.
Важнейшая составная часть международных отношений - межгосударственные
отношения (МГО). Их отличительной особенностью является то, что субъектами
этой системы выступают государства или их объединения. Как и любая другая
органическая система, система МГО имеет собственную структуру, т.е.
совокупность государств и их политических объединений, обладающих
определенными связями, и функционирует и развивается на основе целого ряда
закономерностей. Эти закономерности имеют общесистемный характер и
определены характером ее структуры в пределах рассматриваемого
пространственного и временного континуума. Иначе говоря, система МГО задает
определенные "правила игры" своим субъектам, следование которым - не
столько акт доброй воли, сколько условие самосохранения каждого
государства. Попытки обойти эти правила не только вносят серьезный
дисбаланс в функционирование системы МГО, но и в первую очередь могут иметь
деструктивные последствия для самих инициаторов подобных действий.1
С точки зрения теории международных отношений международный конфликт
рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких
сторон - народов, государств или группы государств, - концентрированно
воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения
экономические, социально-классовые, политические, территориальные,
национальные, религиозные или иные по природе и характеру интересы.
Международные конфликты, таким образом, являются разновидностью
международных отношений, в которые вступают различные государства на почве
противоречий интересов. Разумеется, международный конфликт - это особое, а
не рутинное политическое отношение, поскольку оно означает и объективно и
субъективно разрешение разнородных конкретных противоречий и порождаемых
ими проблема конфликтной форме и в ходе своего развития может порождать
международные кризисы и вооруженную борьбу государств.
Часто международный конфликт отождествляют с международным кризисом.
Однако соотношение международного конфликта и кризиса - это соотношение
целого и части. Международный кризис лишь одна из возможных фаз конфликта.
Он может возникнуть как закономерное следствие развития конфликта, как его
фаза, означающая, что конфликт дошел в своем развитии до той грани, которая
отделяет его от вооруженного столкновения, от войны. Кризис придает всему
развитию международного конфликта весьма серьезный и трудноуправляемый
характер, формируя кризисную логику развития, убыстряя эскалацию всего
конфликта. На этапе кризиса неимоверно возрастает роль субъективного
фактора, поскольку, как правило, весьма ответственные политические решения
принимаются узкой группой лиц в условиях острого дефицита времени.
Однако международный кризис - это совсем не обязательная и неизбежная
фаза конфликта. Его течение достаточно длительное время может оставаться
латентным, не порождая непосредственно кризисных ситуаций. Вместе с тем
кризис - далеко не всегда завершающая фаза конфликта даже при отсутствии
прямых перспектив перерастания его в вооруженную борьбу. Тот или иной
кризис усилиями политиков может быть преодолен, а международный конфликт в
целом способен при этом сохраняться и возвращаться к скрытому состоянию. Но
при определенных обстоятельствах этот конфликт может вновь достигать фазы
кризиса, при этом кризисы могут следовать с определенной цикличностью.
Наибольшей остроты и крайне опасной формы международный конфликт
достигает в фазе вооруженной борьбы. Но вооруженный конфликт - это также не
единственная и не неизбежная фаза международного конфликта. Он представляет
собой высшую фазу конфликта, следствие непримиримых противоречий в
интересах субъектов системы международных отношений.
§ 2 Фазы международного конфликта
Необходимо отметить, что международный конфликт как система никогда не
выступает в "законченной" форме. В любом случае он представляет собой
процесс или совокупность процессов развития, предстающих как определенная
целостность. При этом в процессе развития может происходить изменение
субъектов конфликта, а следовательно, и характера противоречий, лежащих в
основе международного конфликта. Изучение конфликта в его последовательно
сменяющихся фазах позволяет рассматривать его как единый процесс,
обладающий различными, но взаимосвязанными сторонами: исторической
(генетической), причинно-следственной и структурно-функциональной.
Фазы развития конфликта - это не абстрактные схемы, а реальные,
детерминированные в историческом и социальном планах конкретные состояния
международного конфликта как системы. В зависимости от сущности, содержания
и формы того или иного конфликта, конкретных интересов и целей его
участников, применяемых средств и возможностей введения новых, вовлечения
других или выхода имеющихся участников, индивидуального хода и общих
международных условий его развития международный конфликт может проходить
через самые различные, в том числе и нестандартные фазы.
Первая фаза международного конфликта - это сформировавшееся на основе
определенных объективных и субъективных противоречий принципиальное
политическое отношение и соответствующие ему экономические, идеологические,
международно-правовые, военно-стратегические, дипломатические отношения по
поводу данных противоречий, выраженные в более или менее острой конфликтной
форме.
Вторая фаза международного конфликта - это субъективное определение
непосредственными сторонами конфликт своих интересов, целей, стратегии и
форм борьбы для разрешения объективных или субъективных противоречий с
учетом своего потенциала и возможностей применения мирных и военных
средств, использования международных союзов и обязательств, оценки общей
внутренней и международной ситуации. На этой фазе сторонами определяется
или частично реализуется система взаимных практических действий, носящих
характер борьбы сотрудничества, с целью разрешить противоречие в интересах
той или иной стороны или на основе компромисса между ними.
Третья фаза международного конфликта заключается в использовании
сторонами достаточно широкого диапазона экономических, политических,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|