оборудования, исчисленной на момент перехода права собственности;
. советские юридические лица, заключившие контракты на условиях
компенсационного лизинга, имеют преимущественное право на получение
лицензий на вывоз из СССР продукции, поставляемой в счет погашения
задолженности по таким контрактам.
Два последующих распоряжения Правительства РСФСР, содержащие льготы
по лизингу, касались авиационных предприятий.
Так, в распоряжении Правительства РСФСР от 17.12.91г. №159-р
устанавливалось, что в целях безусловного выполнения объединением «Аэрофлот-
Советские авиалинии» обязательств в иностранной валюте по указанному
соглашению любые валютные отчисления в республиканский валютный резерв
РСФСР будут производиться с выручки объединения «Аэрофлот-Советские
авиалинии» в иностранной валюте от эксплуатации этих самолетов за вычетом
затрат на оплату эксплуатационных расходов за рубежом и лизинговых
платежей, которые освобождаются на территории РСФСР от налогов и сборов.
Распоряжением Правительства РСФСР от 24.05.94г. были полностью
освобождены от уплаты таможенных пошлин и налогов самолеты, ввозимые в
соответствии с лизинговым соглашением, заключенным между Аэрофлотом и
консорциумом западноевропейских банков.
Первым нормативно-правовым документом, касающимся лизинга, стал Указ
Президента РФ от 17.09.94г. №1929 «О развитии финансового лизинга в
инвестиционной деятельности».[1] В нем Правительству было поручено
разработать Временное положение о лизинге, подготовить предложения о
развитии лизинга в конверсии и техническом перевооружении предприятий, о
возможности предоставления таможенных льгот при временном ввозе товаров,
используемых в лизинговых операциях и осуществить иные меры в целях
повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере
производства.
Во исполнение данного указа было принято постановление Правительства
РФ от 29.06.95г. №633 «О развитии лизинга в инвестиционной
деятельности»[2], утвердившие Временное положение о лизинге, которым
определены методологические основы лизинговой деятельности (понятие
лизинга, объект и субъекты лизинга, основные требования к договору лизинга,
права и обязанности его участников).
Важным этапом в правовом обеспечении развития лизинга стало принятие
и введение в действие с 1 марта 1996г. части 2 Гражданского кодекса РФ[3],
в котором одним из видов аренды выступает аренда финансовая - лизинг (§ 6
гл.34)
Надо отметить, что отдельные пункты Временного положения о лизинге
противоречили ГК РФ. Так, в п.15 в качестве общего правила зафиксировано,
что риск случайной гибели, утраты, порчи лизингового имущества несет
лизингодатель. Договором может быть предусмотрен переход указанного риска к
лизингополучателю с момента поставки ему имущества. Ст.669 ГК РФ
устанавливает прямо противоположный общий принцип: риск несет арендатор с
момента передачи ему имущества, если иное не предусмотрено договором
финансовой аренды. В таких случаях следует руководствоваться, разумеется ГК
РФ.
Среди документов, имеющих значение для развития лизинга, необходимо
отметить:
. постановление Правительства РФ от 20.11.95г. №1133 «О внесении
дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации
продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ,
услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых
при налогообложении прибыли», которым установлено, что проценты по
полученным заемным средствам, включая кредиты банков и других
организаций, используемые субъектами лизинга для осуществления операций
финансового лизинга, лизинговые платежи по операциям финансового
лизинга включаются в состав затрат по производству и реализации
продукции (работ, услуг);
. постановление Правительства РФ от 01.02.2001г. №80, утвердившее
Положение о лицензировании финансовой аренды (лизинга) в РФ, в
соответствии с которым лицензирование финансовой аренды (лизинга)
осуществляется Министерством экономического развития и торговли РФ.
Действие настоящего Положения распространяется на резидентов и
нерезидентов РФ, осуществляющих финансовую аренду (лизинг) на
территории России;
. постановление Правительства РФ от 27.06.96г. №752 «О государственной
поддержке развития лизинговой деятельности в РФ», которым было
рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ оказывать
необходимую поддержку развитию лизинговой деятельности, направленной на
техническое перевооружение и модернизацию производства, в том числе
путем участия в финансировании соответствующих проектов за счет
бюджетов субъектов РФ;
. Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей от 16.04.96г.,
утвержденные Министерством экономики РФ. Этот документ носит общий
характер и не предусматривает многих нюансов (в нем не учитываются
особенности отдельных видов оборудования, различные условия страхования
и т.п.). Кроме того, Законом РФ «О лизинге» внесены изменения в состав
лизинговых платежей, поэтому документ несколько устарел;
. письмо ГТК РФ от 24.05.99г. №01-15/14858 «О применении Федерального
закона от 29.10.98г. №164 – ФЗ «О лизинге», которым было установлено,
что поскольку Закон РФ «О лизинге» не относится к законодательству РФ о
налогах и сборах и, соответственно, применяется в части, не
противоречащей налоговому законодательству, порядок уплаты таможенных
пошлин, налогов в отношении перемещаемых через таможенную границу РФ
предметов международного лизинга, установленный в ст.34 этого Закона не
соответствует ч.1 Налогового Кодекса РФ[4]. Согласно п.3 ст.34 Закона
РФ «О лизинге» уплата таможенных налогов и тарифов производится:
- на момент ввоза (вывоза) предмета лизинга на сумму оплаченной части
таможенной стоимости имущества, что подтверждается банковскими
документами;
- в дальнейшем уплата таможенных налогов и тарифов производится
одновременно с лизинговыми платежами или в течение 20 дней с момента
получения лизинговых платежей.
В соответствии со ст.25 Таможенного Кодекса РФ[5] лицо вправе выбрать
любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера,
количества, страны
происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не
предусмотрено ТК РФ по таможенному делу.
. С 01.01.97г. введены в действие “Указания об отражении в бухгалтерском
учете операций по договору лизинга” (приложение №1 к приказу
Министерства финансов РФ от 17.02.97 №15);
. в сельскохозяйственном производстве и перерабатывающей промышленности
лизинговый механизм развивается в соответствии с постановлением
Правительства РФ от 16.06.94г. №686 “Об организации обеспечения АПК
машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)”.
Косвенное отношение к лизинговой деятельности имеют многие другие
нормативно-правовые акты, регламентирующие общие вопросы налогообложения,
бухгалтерского учета и отчетности, осуществления экспортно-импортных
операций и проч.
Таким образом, существует большое число подзаконных актов,
регулирующих лизинговую деятельность.
Основным законодательным .актом в области регулирования лизинговых
отношений является Закон РФ «О лизинге» №164-ФЗ от 29.10.98г. Все
вышеуказанные подзаконные нормативно-правовые акты не должны противоречить
данному Закону РФ. Подробная характеристика Закона РФ «О лизинге» будет
дана в последующих главах дипломной работы.
Структура Закона РФ “О лизинге”
|Главы |Основные статьи |
|Общие положения |Сфера применения |
| |Основные понятия |
| |Предмет лизинга |
| |Субъекты лизинга |
| |Формы, типы и виды лизинга |
| |Сублизинг |
| | |
|Правовые основы лизинговых отношений |Права и обязанности участников |
| |договора лизинга |
| |Отношения собственности при лизинговых|
| |сделках |
| |Содержание договора - лизинга |
|Экономические основы лизинга |Обязательные признаки и условия |
| |договора лизинга |
| | |
| |27. Экономическое содержание договора |
| |лизинга |
| |29. Лизинговые платежи |
|Государственная поддержка лизинговой |Состав вознаграждения лизингодателя |
|деятельности |Особенности международных операций, |
| |осуществляемых субъектами лизинга |
| | |
|Право инспектирования и контроля |Меры государственной поддержки |
| |деятельности лизинговых организаций |
| |(компаний, фирм) |
|Заключительные положения | |
| |Право на инспекцию по лизинговой |
| |сделке |
| |38. Право лизингодателя на финансовый |
| |контроль |
| | |
| |39. Вступление в силу Закона РФ «О |
| |лизинге» |
Кроме того, поскольку согласно ст.2 Закона РФ «Об иностранных
инвестициях в РФ» от 09.07.99г. №160 ФЗ к прямым иностранным инвестициям
относится и осуществление на территории РФ иностранным инвестором как
арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в
разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности
Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не
менее 1 млн. рублей, настоящий Закон определяет основные гарантии прав
иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль,
условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на
территории РФ:
Соответственно при осуществлении операций международного лизинга на
иностранного инвестора, выступающего в качестве арендодателя и при наличии
условий, перечисленных в ч.4 ст.2 Закона РФ «Об иностранных инвестициях в
РФ» распространяются вышеуказанные гарантии.
Важное значение для развития лизинга на региональном уровне (в
Нижегородской области) имеют следующие нормативно-правовые акты субъекта
Федерации:
. постановление Администрации Нижегородской области от 17.03.2000г. №67,
утвердившее Положение о порядке реализации предпринимательских проектов
в рамках Государственной программы поддержки малого предпринимательства
в Нижегородской области, в соответствии с которым рассматриваются и
реализуются проекты по предоставлению в лизинг оборудования, техники и
транспортных средств (далее оборудование) с правом их последующего
выкупа.
Реализация предпринимательских проектов осуществляется при финансовой
поддержке Государственного учреждения «Фонд поддержки малого
предпринимательства Нижегородской области»
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|