реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Малый бизнес

реферат

тенденцию в становлении российского рынка. Создавая новые рабочие места,

малые предприятия сглаживают остроту социальных конфликтов, вызванных

скрытой безработицей, переходом на неполный рабочий день и высвобождением

работников в государственном секторе.

В сфере малого бизнеса зарегистрировано более 70 тыс. предприятий, у

которых отсутствует постоянный штат. В ряде случаев это объясняется

спецификой деятельности, но гораздо чаще связано со стремлением избежать

налогообложения средств, направляемых на оплату труда. Как известно,

налоговое законодательство РФ предусматривает уплату налогов с суммы

расходов на оплату труда, превышающих их нормированную величину.

|2| | | | | |

|З| | | | | |

|а| | | | | |

|к| | | | | |

|.| | | | | |

|.| | | | | |

|№| | | | | |

|5| | | | | |

|6| | | | | |

|3| | | | | |

|9| | | | | |

|•| | | | | |

| | | | | | |

|8| | | | | |

|•| | | | | |

| | | | | | |

| | | |8,6|8,43|8,9| |

| | | |3 | |3 | |

| | | | | | | |

|7| |7,6| | | | |

|•| |8 | | | | |

| | | | | | | |

|6| | | | | |6,01|

|•| | | | | | |

| | | | | | | |

|5| | | | | | |

|•| | | | | | |

| | | | | | | |

| | | | | | | |

| |5,4| | | | | |

| |4 | | | | | |

|4| | | | | | |

|•| | | | | | |

| | | | | | | |

|3| | | | | | |

|'| | | | | | |

| | | | | | | |

|2| | | | | | |

|•| | | | | | |

| | | | | | | |

|1| | | | | | |

| | | | | | | |

| | | | | | | |

1991 1992 1993 1994 1995 1996

Рис. 1.1.

Динамика численности постоянно занятых (млн. чел.) на малых

предприятиях в РФ в 1991-1996 гг.

Малое предпринимательство создает ныне 10-12% валового выпуска России, на

его долю приходится 4% всей промышленной продукции и 23% подрядных

строительных работ. В 1996 г. малыми предприятиями оказано услуг и

произведено продукции по основному виду деятельности на сумму около 300

трлн. руб., что составляет 7% от всего объема оказанных услуг и

произведенной продукции.

Что касается доходности малых предприятий, то при сравнительно небольшом

производственном и трудовом ресурсном обеспечении ими в 1994 г. получено

балансовой прибыли 19,5 трлн. руб.—треть прибыли, полученной во всех сферах

экономики. В промышленности малые фирмы дают 7% всей прибыли, используя

немногим более 3% основных фондов.

Именно низкая фондоемкость наряду с невысокой капиталоемкостью субъектов

малого предпринимательства, а также быстрой оборачиваемостью вложенного

капитала, что предопределено доминированием в малом бизнесе торговых,

посреднических и банковских фирм, являются залогом высокой доходности.

Кроме того, малые предприятия, не в пример крупным, располагают лучшими

возможностями для проведения высокодоходных посреднических и спекулятивных

операций на рынке. Сказывается, по-видимому, и то, что через малый бизнес

легализуется «теневой», а в ряде случаев и криминальный капитал.

Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что доля малых

предприятий в объеме валового выпуска товаров и услуг в целом по России

соответствует их доле в общей численности занятых. Это свидетельствует о

том, что эффективность затрат труда в малом бизнесе не превышает среднего

по стране уровня.

Так или иначе, доходы малого бизнеса формируют устойчивую базу налоговых

поступлений. Если в среднем Государственной налоговой службе удается

собирать с хозяйствующих субъектов 81% налогов, то с малых предприятий в

1996 г. было взыскано 86%, причем бюджеты всех уровней получили от малого

бизнеса 36,8 трлн. руб., в том числе в федеральный бюджет поступило 15,4

трлн. руб. В некоторых субъектах Федерации налоги с малых предприятий

формируют половину доходов бюджета. Недоимка по платежам в бюджеты всех

уровней составляет 14,2% (в том числе в федеральный бюджет — 15,7%), что

ниже среднего показателя по России в целом (19%).

В среднем по всем отраслям малого предпринимательства доля прибыли в

полученном валовом доходе составила 16,9%, в том числе (%):

в банковской деятельности

................................................................. 35,2

в науке и научном обслуживании

.......................................................26,7

в сфере финансов,кредитования,страхования

и пенсионного обеспечения

............................................................... 30,8

в общей коммерческой деятельности по обеспечению

функционирования

рынка...................................................................

27,1

в геологии и разведке

недр..................................................................

21,1

в материально-техническом обеспечении и

сбыте............................20,1

в строительстве

..........................................................................

.......... 20,5

в сфере торговли и посреднических

услуг..........................................15,0

в жилищно-коммунальном хозяйстве и непроизводственных

видах бытового обслуживания

населения..........................................13,0

в промышленности

..........................................................................

.... 10,4

Таким образом, самой доходной в сфере малого бизнеса является банковская

деятельность.

Из общего числа малых предприятий с численностью работающих до 50 чел.

более 20% в 1994 г. работали в убыток. В промышленности число убыточных

малых предприятий достигло почти четверти, при этом в цветной металлургии,

шинной, лесной, цементной, легкой, текстильной, рыбной отраслях в убыток

работало почти каждое третье предприятие. Аналогичная ситуация имела место

в сельском хозяйстве, на транспорте, в торговле, общественном питании,

бытовом обслуживании населения.

Меньше всего убыточных предприятий в полиграфической и медицинской

промышленности, на железнодорожном транспорте, в сфере общей коммерческой

деятельности по обеспечению функционирования рынка, где убыточным оказалось

лишь каждое седьмое или восьмое предприятие. Единственной отраслью, не

имеющей убыточных предприятий в сфере малого бизнеса, является сахарная

промышленность.

Важное место в деятельности малых предприятий занимает решение проблемы

инвестиций, наращивания производственного потенциала. В 1994 г. на развитие

производства и социально-бытовые нужды было направлено 6888 млрд. руб.,

что составляет 6% капитальных вложений в народное хозяйство. Инвестиционная

активность малых предприятий уступает, следовательно, активности других

секторов экономики.

Для малого бизнеса характерна диверсификация капитала не только в целях

получения максимальной прибыли, но и для обеспечения его сохранности

(страхования от риска, сопряженного с некоторыми видами деятельности). Вот

почему, например, половина малых предприятий занимается торговлей,

усматривая в ней дополнительный источник прибыли и средство ускорения

оборачиваемости капитала, но при этом в качестве основного сохраняет иной

профиль деятельности.

В целом текущие финансовые затруднения малый бизнес, так или иначе,

преодолевает, причем часто — путем выхода в сферу неконтролируемого

финансового и нефинансового оборота, за счет взаимной поддержки и

неформальных связей, но вот на развитие средств хронически не хватает.

Субъективная статистика (оценки бизнесменов) показывают, что в 1994 г.,

например, доля вложений на развитие не достигла 60%.

Наиболее активно малые предприятия приобретают оборудование. На втором-

третьем местах — затраты на ремонт помещений и рекламу, на четвертом —

расходы на приобретение транспорта.

А вот такое стратегически важное направление, как строительство или

приобретение помещений, оказалось на последнем месте. На эти цели

потратилось менее 22% малых предприятий.

Не слишком широко распространена и практика инвестиции в «человеческий

капитал» — обучение сотрудников. По всей видимости, она отчасти

сдерживается высокой вероятностью потери вложений или недооценкой этого

направления.

Следует отметить, что вновь созданные малые предприятия гораздо активнее

в осуществлении всех мер развития, за исключением только ремонта помещений,

где, напротив, существенно выше участие «старых».

Заметим также, что малые производственные предприятия более активны в

приобретении оборудования и транспорта, но меньше тратятся на рекламу, чем

другие. Они гораздо чаще строят или приобретают помещения, чем предприятия

сферы услуг, и чаще осуществляют обучение сотрудников, чем предприятия

торговли.

Размеры предприятий почти никак не отражаются на их рекламной

деятельности и приобретении патентов и лицензий.

Прослеживается четкая связь между уровнем затрат на развитие и такими

факторами, как экономическое положение предприятия, мотивация его

руководства и стремление к расширению сферы деятельности. Малые предприятия

с устойчивым финансовым положением охотнее раскошеливаются на развитие,

равно как и те, лидеры которых ориентированы не столько на максимизацию

прибыли, сколько на выживание и рост, а также фирмы, стремящиеся расширить

число видов деятельности.

Большинство мелких предпринимателей в качестве наиболее желательного

изменения в деятельности предприятия называет снижение издержек.

Малое предпринимательство крайне неравномерно развивается в региональном

аспекте. По данным Госкомстата России, наибольшая доля малых предприятий

сосредоточена в Москве (22% от общего числа), Санкт-Петербурге (11%),

Московской, Тюменской областях и Краснодарском крае (по 4%), Свердловской

области (3%), Новосибирской, Ростовской и Самарской областях (по 2%). В то

же время в Ингушетии и Туве число малых предприятий не превышает 1 тыс.

(табл. 1.6).

В 1996 г. на 1 тыс. жителей в России приходилось в среднем 6 малых

предприятий, в Москве — 21, в Санкт-Петербурге — 19, в Тюменской области —

10.

Максимального значения приток трудовых ресурсов в сферу малого бизнеса

достиг в Центральном районе, что объективно связано с высоким уровнем

развития рыночной, производственной и социальной инфраструктуры. В пределах

Центрального района главными точками притяжения рабочей силы в малый бизнес

стали Москва (62% среднесписочной численности постоянно занятых в малом

бизнесе региона). Московская область (8%), Владимирская, Тульская и

Ярославская области (по 4%).

Таблица 1.6

Распределение и рост числа малых предприятий в регионах России в

1994-1996 гг.

|Регион |1994г.|1995г.|1996г.|Абсолютны|

| | | |(сентя|й прирост|

| | | |брь) |(+) или |

| | | | |сокращени|

| | | | |е (-), |

| | | | |тыс. |

| |ты|% |ты|% |ты|% | |

| |с.| |с.| |с.| | |

| | | | | | | | |

|Российская |89|10|87|10|82|10|-67,4 |

|Федерация |6,|0,|7,|0,|9,|0 | |

| |9 |0 |3 |0 |5 | | |

|Северный |26|2,|25|2,|17|2,|-8,8 |

| |,4|9 |,7|9 |,6|1 | |

| | | | | | | | |

|Северо-Западный|78|8.|84|9.|96|11|+18,3 |

| |,6|8 |,6|6 |,9|,7| |

| | | | | | | | |

|Центральный |26|30|26|30|27|32|+0,7 |

| |9,|,1|7,|,5|0,|,6| |

| |6 | |6 | |3 | | |

|В том числе |15|17|17|20|18|22|+23,7 |

|Москва |9,|,8|5,|,0|3,|,1| |

| |4 | |8 | |1 | | |

|Волго-Вятский |26|2,|25|2,|27|3,|+ 1,2 |

| |.6|9 |,4|9 |,8|4 | |

| | | | | | | | |

|Центрально-Черн|26|3,|23|2,|23|2,|-3,8 |

|оземный |.9|0 |,7|7 |,1|8 | |

| | | | | | | | |

|Поволжский |88|9,|84|9,|72|8,|-16,0 |

| |,4|9 |,6|6 |,4|7 | |

| | | | | | | | |

|Северо-Кавказск|79|8,|86|9.|68|8,|-10,6 |

|ий |.5|9 |,5|9 |,9|3 | |

| | | | | | | | |

|Уральский |10|11|93|10|73|8,|-28,4 |

| |1,|,3|,7|,7|,1|8 | |

| |5 | | | | | | |

|Западно-Сибирск|10|11|91|10|90|10|-10,7 |

|ий |0,|,2|,7|,5|,2|,9| |

| |9 | | | | | | |

|Восточно-Сибирс|45|5,|45|5,|43|5,|-1,1 |

|кий |.0|1 |,4|2 |,9|3 | |

| | | | | | | | |

|Дальневосточный|47|5,|43|5,|39|4,|-8,4 |

| |,7|3 |,8|0 |,3|7 | |

| | | | | | | | |

|Калининградская|5,|0,|4,|0,|6,|0,|+0,2 |

|обл. |8 |6 |7 |5 |0 |7 | |

Значительно различаются по отдельным регионам уровни рентабельности малых

предприятий. Различна и отраслевая структура малого бизнеса, темпы спада

общей экономической активности и активности в сфере малого

предпринимательства. Так, в Ивановской, Псковской и Ярославской областях, в

Чувашии темпы спада производства в несколько раз выше, чем в среднем по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.