Закон также предоставляет малым предприятиям право на ускоренную
амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на
издержки производства в размере, который в два раза превышает нормы,
установленные для соответствующих видов основных фондов.
Надо сказать, что право на ускоренную амортизацию было предусмотрено еще
Постановлением Совета Министров РФ от 18 июля 1991 г. № 406, но предприятие
могло пользоваться им только в первые два года работы. Теперь же временное
ограничение снято, и малые предприятия вправе применять ускоренную
амортизацию в течение всего срока деятельности.
Кроме того, малым предприятиям разрешено списывать дополнительно как
амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов
со сроком службы более трех лет. Причем это право не ограничивается каким-
либо сроком, как практиковалось ранее, когда оно сохранялось за
предприятием только в первый год функционирования.
Не следует забывать, что в случае прекращения деятельности малого
предприятия до истечения одного года с момента ввода его в действие суммы
дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет
увеличения балансовой прибыли.
Для исполнения закона принят и реализуется ряд законодательных и
нормативных актов, в частности Закон РФ от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об
упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства». Упрощенную систему вправе применять юридические и
физические лица с численностью занятых до 15 чел. (включая работающих по
договорам гражданско-правового характера) и валовой выручкой за
предшествующий год не более 100 тыс. МРОТ, не занятые производством
подакцизной продукции, не являющиеся профессиональными участниками рынка
ценных бумаг, не занимающиеся игорным и развлекательным бизнесом.
Упрощенная система применяется наряду с принятой ранее системой
налогообложения, учета и отчетности и предусматривает замену совокупности
федеральных и местных налогов уплатой единого налога, исчисляемого по
результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Она
не изменяет, однако, порядка уплаты таможенных платежей, государственных
пошлин, лицензионных сборов и других отчислений в государственные
социальные внебюджетные фонды.
В течение года, предшествующего кварталу, когда было подано заявление на
право применения упрощенной системы налогообложения и учета, размер валовой
выручки налогоплательщика не должен превышать 100 тыс. МРОТ, установленного
на первый день квартала, в котором было подано заявление.
Официальным документом, дающим право на применение упрощенной системы,
является патент, выдаваемый на один год. Единая форма патента
устанавливается на территории РФ Госналогслужбой РФ.
Формы бухгалтерского учета и отчетности, порядок применения плана счетов
регламентируются приказом Минфина РФ от 22 декабря 1995 г. № 131.
Приняты нормативные акты о внесении изменений и дополнений в законы о
налоге на прибыль предприятий и организаций, о подоходном налоге с
физических лиц и др.
Среди актов, укрепляющих позиции малого бизнеса, можно назвать
Постановления Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 752 «О государственной
поддержке лизинговой деятельности в РФ», от 29 июня 1995 г. № 633 «О
развитии лизинга в инвестиционной деятельности», от 29 апреля 1996 г. № 523
«Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке
продукции и товаров для федеральных государственных нужд», от 4 декабря
1995 г. № 1184 «О федеральном фонде поддержки малых предприятий».
Цели, принципы и направления помощи малому российскому бизнесу
фиксируются в государственных программах, которые, будучи подкреплены
материальными, информационными, финансовыми, кадровыми и прочими ресурсами,
становятся основной формой проведения в жизнь государственной политики. В
отличие от зарубежной практики, которая предполагает разработку
многочисленных узко профильных проектов, в России составляются несколько
комплексных федеральных и региональных программ, рассчитанных, как правило,
на два года.
Так, Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. была одобрена
Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства
на 1994-1995 гг., которая получила качественно новое развитие в аналогичной
программе на 1996-1997 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от
18 декабря 1995 г. №1256.
Первый документ предусматривает широкий комплекс мероприятий,
практическое осуществление которых призвано решить многие проблемы,
сдерживающие развитие малых предприятий.
В частности, в программе предусмотрено дальнейшее формирование нормативно-
правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства, создание
целостной двусторонней (федерация — субъекты федерации) системы
законодательного и нормативного обеспечения.
Намечено разработать нормативные документы, устраняющие административные,
экономические и организационные препятствия развитию лизинговых оглашений,
а также акты по усилению защиты прав наемных работников и т.д.
В программе на 1996-1997 гг. предусмотрены меры финансово-кредитной,
имущественной, инвестиционной и информационной поддержки, развития
инфраструктуры, кадрового и научного обеспечения, социальной защиты и
безопасности. На эти цели в 1996 г. предполагалось ассигновать 883,4 млрд.
руб., в том числе 707 млрд. руб. должны были поступить из доходов от
приватизации федерального имущества.
Надо признать, что поддержка предпринимательства требует больших затрат,
а возможности государственного бюджета весьма ограничены, поэтому большие
надежды возлагаются на отечественных и иностранных инвесторов. Федеральная
программа предусматривает привлечение российских и зарубежных банков, а
также других кредитно-финансовых организаций к финансированию под гарантии
Правительства РФ. Новый курс государственной поддержки малого
предпринимательства в части повышения инвестиционной активности базируется
на следующих принципах:
• привлечение частных, в том числе иностранных, кредитов под
государственные гарантии, а также трансформация сбережений граждан в
инвестиции при условии корректировки налогового законодательства
(уменьшение ставки налога на доходы физических лиц на сумму средств,
направляемых в инвестиции);
• отмена всех существующих налоговых льгот, которые потворствуют не
целевому использованию средств и снижают ответственность за результаты
хозяйственной деятельности, и увеличение за счет этого бюджетных фондов
инвестиционной поддержки малых предприятий;
• переход к экономическим (коммерческим) механизмам распределения средств
федерального бюджета путем создания гарантийных фондов кредитования и
финансового лизинга.
В настоящее время в 76 регионах РФ проекты программ поддержки малого
бизнеса находятся в разных стадиях проработки, а более чем в 40 регионах
они утверждены и проводятся в жизнь. Анализ этих документов и в первую
очередь федеральной программы позволяет вскрыть ряд существенных
недостатков, таких как:
• несогласованность, «нестыковка» элементов программ, в частности
аналитических разделов и блока практических мер;
• декларативность, расплывчатость поставленных задач;
• чрезмерная широта спектра планируемых мер, ведущая к распылению
средств;
• не реалистичность, необоснованность ожидаемых конечных результатов
(запланированные на 1996 г. увеличение в 1,5-2 раза числа малых предприятий
и создание около 1 млн. новых рабочих мест на деле обернулись падением
первого показателя на 50 тыс. и второго на 2,9 млн. чел. по сравнению с
1995 г.).
Правовая база регулирования и поддержки малого бизнеса не исчерпывается
вышеназванными законодательными и нормативными актами — были перечислены
лишь основные. Особое место занимает в ней налоговое, арбитражное,
трудовое, уголовное законодательство.
Несомненно, положительную роль в становлении законного бизнеса сыграло
введение с 1 января 1997 г. нового Уголовного Кодекса РФ и реализация на
практике статей о наказании за экономические преступления.
Большую роль в поддержке малого предпринимательства играет и
законодательство субъектов РФ, а также формирование в стране органов,
претворяющих в жизнь законы и постановления.
Органы государственной поддержки и регулирования малого бизнеса. До
недавнего времени поддержка малого предпринимательства в России возлагалась
на несколько министерств и ведомств: Минэкономики. Минфин, Миннауки, МВЭС,
Минтруд, ГКАЛ, ФСЗ, Госкомпром РФ и др., многие из которых и сегодня
остаются основными исполнителями федеральных программ, для чего в этих
органах госуправления были созданы соответствующие подразделения
(департаменты, отделы).
Система государственной поддержки малого бизнеса на федеральном уровне
формировалась в значительной мере стихийно. Зачастую задачи, поставленные
перед ведомством, не отвечали его основным функциям, сфере деятельности и
уровню ответственности и даже противоречили ведомственным интересам. Из-за
плохой координации действий некоторые функции дублировались, а другие
оставались бесхозными, а в итоге имело место распыление и без того скудных
ресурсов. Оставляла желать лучшего достоверность циркулирующей в системе
информации.
К примеру, сказать, Минэкономики РФ, благоволившее исключительно к
промышленным гигантам, практически не учитывало интересов малого бизнеса
при разработке и реализации федеральных программ. Минфин, последовательно
проводя политику усиления налогового давления, не делал послаблений малым
предприятиям, стремился лишить их льгот, не выделял предназначенных для
поддержки малого бизнеса ассигнований.
О необходимости образования специального государственного органа, который
занимался бы исключительно поддержкой и регулированием малого
предпринимательства, заговорили уже в первые годы «перестройки», однако,
несмотря на отдельные попытки, ничего путного из этого не получалось. Так,
появившийся было Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства
почил в бозе вскоре после распада СССР. Наследовавший ему Государственный
комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических
структур страдал организационной немочью, поскольку не был управленческой
структурой, четко ориентированной на содействие развитию
предпринимательства.
В марте 1992 г. при Госкомимущества РФ создается Комитет поддержки малых
предприятий и предпринимательства, который, не успев даже толком приступить
к работе, оказался упраздненным при очередной реорганизации федеральных
органов власти.
Функции поддержки предпринимательства перешли к Госкомитету РФ по
промышленной политике, созданному на базе ликвидированного Министерства
промышленности РФ, в результате чего задача содействия малым предприятиям
опять лишилась статуса общегосударственной и перешла в ранг второразрядных.
Между тем полку ведомств, отвечающих за тот или иной аспект развития и
функционирования малого бизнеса, все прибывало. Помимо перечисленных выше в
эту упряжку впряглись Министерство внешнеэкономических связей,
Государственный таможенный комитет РФ, МИД, Роскомторг, Роспатент, Мин
сотрудничества, МЧС, Росстрахнадзор, Федеральная комиссия по ценным
бумагам. Вскоре к ним присоединились федеральная и региональные торгово-
промышленные палаты, Российское агентство поддержки малого
предпринимательства, общественные объединения предпринимателей и т.п.
Разумеется, не обошлось без участия Президента и высших законодательных и
исполнительных органов: Государственной Думы, Совета Федерации,
Правительства.
Правительство РФ ежегодно представляет в Государственную Думу доклад о
состоянии и развитии малого предпринимательства и мерах по его
государственной поддержке, включая отчет об использовании средств,
выделенных из федерального бюджета на эти цели, а также вносит на
рассмотрение Федерального Собрания проект программы государственной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|