американских корпораций «Форд» и «Дженерал моторс» равен 50%, а у ведущих
автомобильных компаний Японии «Тойота» и «Ниссан» превышает 70%. В Германии
на долю субподрядчиков приходится 45% общего объема производства в
транспортном машиностроении, 70-80% — в сталелитейной промышленности, а в
целом в обрабатывающей промышленности — более 25%.
Трудно переоценить роль малого предпринимательства в сфере инноваций.
Несмотря на ограниченность ресурсов, инновационные фирмы играют большую
роль в воплощении многих достижений научно-технического прогресса. В США,
например, за последние годы около 50% всех промышленных изобретений сделано
малыми фирмами. В малых фирмах были созданы такие значительные новшества,
как микропроцессор, персональный компьютер, интерферон. Небольшие компании
активно и успешно разрабатывают средства программного обеспечения.
В условиях острой товарной конкуренции, когда решающим фактором
становятся темпы обновления ассортимента, малые фирмы проявляют изрядную
мобильность и гибкость. Как правило, прерогатива таких компаний — это
начальные стадии внедрения новшеств, за крупными же фирмами остаются более
капиталоемкая стадия развертывания производства.
По данным Национального научного фонда США, в расчете на один доллар,
вложенный в научно-исследовательские разработки, малые фирмы (до 500
занятых) дали вчетверо больше новинок, чем средние компании (до 1000
занятых), и в 24 раза больше, чем крупные корпорации (свыше 10 тыс.
занятых). В расчете же на одного занятого результативность разработок
небольших компаний вдвое выше, чем у крупных корпораций.
Столь большой разрыв достигается не только за счет экономии на малых
масштабах производства, но и благодаря невысокому уровню издержек,
связанных с обеспечением и обменом информацией (небольшой коллектив гораздо
быстрее воспринимает и генерирует новые идеи), а также лучшей координации
действий и более оперативному принятию решений.
Наряду с инновационными фирмами в сфере внедрения технических и
технологических новинок действуют еще более перспективные и мобильные
венчурные компании. Именно о них чаще всего пишут в газетах, именно в них
стремятся вкладывать средства инвесторы. Фирмы такого рода зачастую
создаются как инновационные, но отличаются от последних существенно более
высокими темпами роста. За 5-10 лет после основания фирмы численность ее
сотрудников может возрасти до 500 чел. Венчурные компании обычно быстро
превращаются в акционерные или же вливаются в другие, более мощные фирмы.
,Зародившись в 1970-е гг., когда объективный ход научно-технического
прогресса и структурные сдвиги в экономике потребовали не только сближения
науки и производства, но и создания адекватного механизма кредитования и
финансирования научно-технических разработок, доводки и внедрения открытий,
изобретений и вообще любых нововведений, сопряженных с риском, но
перспективных, венчурный бизнес вылился в несколько десятков
организационных форм, специфика которых определяется, прежде всего,
специализацией фирмы.
В США, например, действуют венчурные компании трех типов: корпоративные
(дочерние компании крупных корпораций); независимые и частные
инвестиционные компании малого бизнеса; действующие под эгидой
Администрации по делам малого бизнеса. На первые два типа приходится около
600 компаний, на третий — около 500.
Венчурный бизнес можно охарактеризовать как аккумулирование финансовых
средств из различных источников (70% совокупного рискового капитала США
составляют средства корпораций, индивидуальных вкладчиков и пенсионных
фондов) для завершения научно-технических проектов, сулящих высокие
прибыли.
Рынок ссудных капиталов, т.е. банки и кредитные учреждения, обычно
ориентированы на минимальный кредитный риск, что ограничивает возможности
финансирования инновационных проектов. Доступ на рынок ценных бумаг для
вновь созданных малых фирм перекрыт жесткими требованиями к срокам
существования компании (3-5 лет), величине активов, размерам минимальной
эмиссии. Эти и другие причины и привели к появлению нового вида финансовой
деятельности — венчурного бизнеса.
Рисковые проекты реализуются усилиями трех сторон: разработчика нового
товара или технологии, венчурной фирмы и инвесторов.
Как правило, венчурная фирма обращается к инвесторам на стадии появления
опытного образца будущей серийной продукции, в основе которой лежат
принципиально новые технические или технологические решения. После научной
и коммерческой экспертизы инвестору предлагают рискнуть капиталом под
гарантии венчурной фирмы в видах получения высоких барышей.
Под выделенные деньги разработчикам предлагается в кратчайшие сроки
довести изделие до промышленного образца. Обычно при рисковом
финансировании на это уходит не более 6-9 месяцев вместо обычных 18-24.
Но бывает и по-другому: на первом этапе инвестируется идея, на втором —
организация производства, на третьем компания уже производит продукцию, но
еще не приносит прибыли, а на четвертом, после продвижения новшества на
рынок, или становится самостоятельной, или поглощается крупной фирмой. Весь
процесс может занять от 5 до 10 лет.
Только в США ежегодно образуется примерно 50 тыс. рисковых фирм, половина
которых в течение года готова представить потребителям новые товары и
услуги.
2.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ.
Законодательная и нормативная база поддержки малого бизнеса. Основные
положения государственной политики в отношении малого бизнеса были
сформулированы в Постановлении Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О
первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого
предпринимательства в РФ». Постановление предусматривало целый комплекс
первоочередных мер по стимулированию и государственной поддержке малых
предприятий:
• освобождение от налогообложения прибыли, накопленной за определенный
период и используемой для развития собственного производства;
• установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в
третий и четвертый года работы с момента их регистрации;
• возмещение налога на добавленную стоимость, уплачиваемого малыми
предприятиями поставщикам оборудования и иных основных средств;
• освобождение от налога на прибыль средств негосударственных юридических
лиц, от подоходного налога — физических лиц, направляемых в Фонд поддержки
предпринимательства и развития конкуренции и аналогичные государственные
фонды, создаваемые органами власти и управления субъектов РФ и органами
местного самоуправления;
• предоставление льгот по налогообложению доходов коммерческих банков.
выделяющих кредиты малым предприятиям производственного профиля;
• распространение на малые предприятия, образованные в результате
выделения (разделения) предприятий-монополистов, при условии их
приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных
малых предприятий;
• сохранение налоговых льгот для малых предприятий при их приватизации;
• уточнение порядка и срока взимания налога на прибыль и налога на
добавленную стоимость для малых предприятий.
Кроме того, в постановлении были названы приоритетные с точки зрения
интересов государства виды деятельности:
• производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
• производство продовольственных и промышленных товаров, товаров
народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники:
• оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
• строительство объектов жилищного, производственного и социального
назначения;
• инновационная деятельность.
Постановление, по-видимому, сыграло положительную роль, поскольку в 1993
г. отмечался заметный рост числа малых предприятий во всех отраслях.
Особое значение для развития малого российского бизнеса имели Указ
Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в
налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» и
Постановление Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. № 409 «О мерах
государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1994-1995
гг.». Два этих нормативных акта заложили базис планомерной и долгосрочной
поддержки малого бизнеса.
Так, указом установлено, что в первые два года работы не платят налог на
прибыль вновь созданные малые предприятия, осуществляющие производство и
переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных
и промышленных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники,
лекарственных средств, изделий медицинского назначения, технических средств
профилактики инвалидности и реабилитации инвалидности, а также
строительство объектов жилищного, производственного, социального и
природоохранного назначения при условии, что выручка от указанных видов
деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции. В
третий и четвертый год работы, указанные предприятия уплачивают налог на
прибыль в размере соответственно 25% и 50% от основной ставки, если выручка
от перечисленных видов деятельности составляет 90% общей суммы выручки от
реализации продукции.
Указом были уменьшены в 2 раза налоговые ставки для банков и страховых
организаций, которые обслуживают преимущественно малые предприятия,
занимающиеся указанными видами деятельности. Освобожденную от
налогообложения прибыль предлагалось направлять в качестве добровольных
взносов в Фонд поддержки малых предприятий и развития конкуренции,
созданный согласно Постановлению Правительства РФ от 1 апреля 1993 г. №
268.
В соответствии с указом малые предприятия были освобождены от внесения
авансовых взносов по налогу на прибыль, а физические лица занимающиеся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, — от
уплаты НДС.
Закон РФ от 18 июля 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого
предпринимательстве в РФ» призван реализовать установленное Конституцией РФ
право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для
осуществления предпринимательской деятельности. Наряду с общими принципами
государственной поддержки развития малых предприятий он устанавливает формы
и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности
субъектов малого предпринимательства независимо от отраслевой
принадлежности, организационно-правовой формы и формы собственности.
В качестве основополагающих в законе перечислены следующие направления:
• формирование инфраструктуры поддержки и развития малого
предпринимательства;
• создание льготных условий для использования субъектами малого
предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и
информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий;
• установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого
предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их
продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской
отчетности:
• поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого
предпринимательства, включая содействие развитию торговых, научно-
технических, производственных, информационных связей с зарубежными
партнерами;
• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров
для малых предприятий.
Предусмотренное законом льготное кредитование и страхование субъектов
малого бизнеса базируется на компенсации разницы кредитным и страховым
организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства.
Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между
кредитной организацией и соответствующим фондом.
Организации, кредитующие субъектов малого бизнеса на льготных условиях,
пользуются льготами в порядке, установленном законодательством РФ и
субъектов РФ.
Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать
страховым организациям полностью или частично недополученные доходы при
страховании на льготных условиях малых предприятий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|