- фонда заработной платы
- коммунальных услуг
- стоимости программного обеспечения
- расходов на почту
- расходов на оформление договоров
- расходов на перераспределение сырья
2) Устранение возможных расходов в будущем
- избежание будущего роста численности персонала
- уменьшение требований к обработке данных
- снижение стоимости обслуживания
3) Возможные нематериальные выгоды
- улучшение качества информации
- повышение производительности
- улучшение и ускорение обслуживания
- новые производственные мощности
- более уверенные решения
- улучшение контроля
- уменьшение просроченных платежей
- полное использование программного обеспечения
Понятие информации является достаточно ёмким и широко распространено в
настоящее время. Сам термин информация происходит от латинского слова
information – разъяснение, осведомление, изложение.
Процесс передачи и получения информации представлен ниже на схеме
(рисунок 1). Это простая схема передачи информации в одном напрвлении.
Рисунок 1. Процесс передачи и получения информации
Процесс передачи информации даже в одном направлении проходит через
множество посредников, а это значит, что во время передачи информации
происходит её задержка и искажение. Кроме того, информация может
преобразовываться в зависимости от того к кому она адресована. Так,
например, при передачи информации вверх от подчинённых к руководителю
происходит её обобщение, а при передачи вниз, от руководителя к подчинённым
наоборот – она конкретизируется. Главное в этом процессе максимальная
скорость передачи информации при минимальных допустимых искажениях. От
этого в первую очередь зависит правильность принимаемых решений и как
следствие увеличивается прибыль организации.
В процессе управления постоянно происходит обмен информацией. Причём
направление перемещения информации может быть вертикальным (от руководителя
к подчинённым или от подчинённых к руководителю), так и горизонтальным
(между начальниками подразделений, подчинёнными одного уровня). В качестве
источника информации может быть уровень цен на рынке, размер прибыли фирмы
в прошлом квартале или указание руководителя (рисунок 2).
Из рисунка видно, что на эффективность принимаемых решений по
управлению влияет множество показателей:
- Качество, достоверность и оперативность получения информации
- Знания, опыт, личные качества руководителя
- Квалификационный состав подчинённых
- Ситуация на рынке
где, Iвх – входная информация о том, в каком состоянии объект управления
должен быть
Iос – осведомляющая информация о текущем состоянии объекта управления
Iу – управляющая информация в результате сравнения
U – воздействие исполнительного органа на объект управления
V – отклонение состояния объекта управления под воздействием внешней
среды
Рисунок 2. Система управления объектом
Менеджмент в полной мере использует объективную и своевременную
информацию, собираемую, обрабатываемую, сохраняемую и распространяемую с
помощью современных научных методов и технических средств. Сейчас это —
объективная необходимость, обусловленная, в частности, требованиями рынка
адекватно реагировать на возникающие в динамично развивающейся обстановке
проблемы. Нужно не только располагать своевременной и точной информацией,
но уметь осмысливать ее, делать необходимые выводы и результативно
воплощать в управленческих решениях. Отсюда необходимость присутствия
информационной составляющей в управлении очевидна, поскольку она является
основой всего управленческого процесса.
Информацию можно трактовать как совокупность сведений, сообщений,
материалов, данных, определяющих меру потенциальных знаний менеджера о
процессах или явлениях в их взаимосвязи.
Суть информации составляют только те данные, которые уменьшают
неопределенность интересующих менеджера событий. Информация в менеджменте —
сумма нужных, воспринятых и осознанных сведений, необходимых для анализа
конкретной ситуации, дающая возможность комплексной оценки причин ее
возникновения и развития, позволяющая определить ряд альтернативных
решений, из которых реально (исходя из конкретной ситуации) найти
оптимальное управленческое решение, осуществить контроль за его
выполнением. Информация, следовательно — необходимая предпосылка соединения
и последующего органического срастания процессов труда и развития личности.
Состав, содержание и качество информации, которая привлекается к
руководителю, имеют определяющую роль в обеспечении действенности
управления. Анализ информации не ограничивается только экономическими
данными, а широко использует техническую, технологическую и другую
информацию. Все источники данных делятся на плановые, учетные и внеучетные.
К плановым источникам относятся все типы планов, которые
разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные,
хозрасчетные задания, технологические карты), а также нормативные
материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.
Источники информации учетного характера - это все данные, которые
содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а
также все виды отчетности, первичная учетная документация.
Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежит
бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются
хозяйственные явления, процессы, их результаты. Своевременный и полный
анализ данных, которые имеются в учетных документах (первичных и сводных) и
отчетности, обеспечивает принятие необходимых мер, направленных на
улучшение выполнения планов, достижение лучших результатов хозяйствования.
Данные статистического учета, в которых содержится количественная
характеристика массовых явлений и процессов, используются для углубленного
изучения и осмысления взаимосвязей, выявления экономических
закономерностей.
Оперативный учет и отчетность способствуют более оперативному по
сравнению со статистикой или бухгалтерским учетом обеспечению анализа
необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о
состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия для
повышения эффективности аналитических исследований.
С расширением компьютерной техники появились и новые машинные
источники информации. К ним относятся данные, которые содержатся в
оперативной памяти компьютера, на гибких дисках, а также выдаются в виде
разнообразных машинограмм. К внеучетным источникам информации относятся
документы, которые регулируют хозяйственную деятельность, а также данные,
которые не относятся к перечисленным ранее. В их число входят следующие
документы:
1) Официальные документы, которыми обязан пользоваться субъект
хозяйствования в своей деятельности: законы государства, указы
президента, постановления правительства и местных органов власти,
приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок,
приказы и распоряжения руководителей предприятия.
2) Хозяйственно-правовые документы: договора, соглашения, решения
арбитража и судебных органов, рекламации.
3) Решения общих собраний коллектива, совета трудового коллектива
предприятия в целом или отдельных ее подотделов.
4) Материалы изучения передового опыта, полученные из разных
источников информации (Интернет, радио, телевидение, газеты и
т.д.).
5) Техническая и технологическая документация.
6) Материалы специальных обследований состояния производства на
отдельных рабочих местах (хронометраж, фотография и т.п.).
7) Устная информация, которая получена во время встреч с членами
своего коллектива или представителями других предприятий.
По отношению к объекту исследования информация бывает внутренней и
внешней. Система внутренней информации - это данные статистического
бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, плановые данные,
нормативные данные, разработанные на предприятии и т.д. Система внешней
информации - это данные статистических сборников, периодических и
специальных изданий, конференций, деловых встреч, официальные, хозяйственно-
правовые документы и т.д.
По отношению к предмету исследования информация делится на основную
и вспомогательную, необходимую для более полной характеристики изучаемой
предметной области.
По периодичности поступления аналитическая информация подразделяется
на регулярную и эпизодическую. К источникам регулярной информации относятся
плановые и учетные данные. Эпизодическая информация формируется по мере
необходимости, например сведения о новом конкуренте.
Регулярная информация в свою очередь классифицируется на постоянную,
сохраняющую свое значение длительное время (коды, шифры, план счетов
бухгалтерского учета и др.), условно-постоянную, сохраняющую свое значение
в течение определенного периода времени (показатели плана, нормативы) и
переменную, характеризующую частую сменяемость событий (отчетные данные о
состоянии анализируемого объекта на определенную дату).
По отношению к процессу обработки информацию можно отнести к
первичной (данные первичного учета, инвентаризаций, обследований) и
вторичной, прошедшей определенную стадию обработки и преобразований
(отчетность, конъюнктурные обзоры и т.д.).
В деятельности крупных фирм передача информации является непременным
и первостепенным фактором нормального функционирования фирмы. При этом
особое значение приобретает обеспечение оперативности и достоверности
сведений. Для многих фирм внутрифирменная система информации решает задачи
организации технологического процесса и носит производственный характер.
Это касается, прежде всего, процессов обеспечения предприятий
кооперированной продукцией, поступающей со специализированных предприятий
по внутрифирменным каналам. Здесь информация играет важную роль в
предоставлении сведений для принятия управленческих решений и является
одним из факторов, обеспечивающих снижение издержек производства и
повышение его эффективности. Особую роль играет прогнозирование рыночных
процессов.
Важное значение имеет информация о возникновении в ходе производства
отклонений от плановых показателей, требующих принятия оперативных решений.
Существенную роль в принятии решений играет научно-техническая
информация, содержащая новые научные знания, сведения об изобретениях,
технических новинках своей фирмы и фирм-конкурентов. Это непрерывно
пополняемый общий фонд и потенциал знаний и технических решений,
практическое и своевременное использование которого обеспечивает фирме
высокий уровень конкурентоспособности.
Информация служит основой для подготовки соответствующих докладов,
отчетов, предложений для выработки и принятия управленческих решений.
Содержание каждой конкретной информации определяется потребностями
управленческих звеньев и вырабатываемых управленческих решений. К
информации предъявляются определенные требования:
- краткость, четкость формулировок, своевременность поступления;
- удовлетворение потребностей конкретных управляющих;
- точность и достоверность, правильный отбор первичных сведений,
оптимальность систематизации и непрерывность сбора и обработки
сведений.
Важную роль в использовании информации играют способы ее
регистрации, обработки, накопления и передачи; систематизированное хранение
и выдача информации в требуемой форме; производство новой числовой,
графической и иной информации. Другими словами необходимо рассмотреть
технологию информационной деятельности.
2 Технология информационной деятельности
Информатизация менеджмента в современных условиях базируется в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|