обслуживания экспансии российской нефти на внешнем рынке;
улучшения производственной структуры системы нефтеснабжения.
Эти цели и должны быть критериями выбора решений по реорганизации
управления нефтепроводным транспортом.
Функции государственного регулирования по свободному доступу
производителей к мощностям сети сейчас поделены между Минтопэнерго и
Межведомственной комиссией, а контроль тарифов осуществляет ФЭК, которая
имеет следующие важнейшие задачи в сфере регулирования нефтепроводного
транспорта как естественной монополии:
контроль тарифов и обоснованности включения в тариф затрат предприятий и
статей прибыли, направляемых на финансирование инвестиционных проектов;
выработка рекомендаций по реорганизации системы государственного
регулирования конкуренции на нефтяном рынке, совершенствованию юридических
норм такого регулирования, системы ценообразования на услуги АК
“Транснефть”, тарификации, индексации тарифов, а также по созданию
нормативных моделей расчета тарифов на стандартные транспортные операции и
другие услуги;
защита прав участников нефтяного рынка, разрешение конфликтов между
поставщиками, потребителями и АК ”Транснефть” в части предоставления
транспортных и других услуг взаимодействие поэтим вопросам с региональными
энергетическими комиссиями;
разработка рекомендаций по механизмам налогообложения, экономического
стимулирования надежного функционирования и развития системы
нефтепроводного транспорта.
К ведению ФЭК будет отнесена выработка рекомендаций по регулированию
межгосударственных тарифных соглашений, что является одним из актуальных
вопросов международной торговли российской нефтью. Главной осью этой
проблематики является тарифная система и формирование инвестиционных фондов
для реконструкции и развития системы нефтеснабжения.
Реорганизация форм собственности. В подотрасли подготовлена и
реализуется программа приватизации собственности предприятий нефтеповодного
транспорта, которая ставит следующие цели:
сохранение государственного контроля за транспортировкой нефти и
формированием тарифов;
включение ЕСН в рыночную среду в качестве системы общественного
пользования, обеспечивающей равный и недискриминируемый доступ к
трубопроводным мощностям свех субъектов нефтяного рынка;
повышение эффективности функционирования и развития системы нефтеснабжения
за счет использования рыночных механизмов стимулирования.
Проблемы реконструкции и развития. Механизмы экономического
стимулирования в нефтетранспорте еще слабо ориентируют подотрасль на
достижение указанных целей по следующим причинам:
потребность в транспортных услугах снижается вместе с продолжающимся
сокращением добычи нефти, а последнее в значительной мере провоцируется
технической отсталостью, нерациональной структурой продукта, высокими
затратами и налогами в нефтепереработке;
производственные мощности системы нефтетранспорта не соответствуют новому
размещению потоков нефти, физический износ основного оборудования достиг
значительных размеров, средства автоматизации управления морально устарели,
реконструкция системы постоянно откладывается из-за нехватки инвестиций;
механизм налогообложения и другие экономические механизмы являются
затратными и не стимулируют повышения эффективности;
основные фонды подотрасли не получили реальной рыночной оценки,
приватизация сделала только первые шаги, акции нефтепроводного транспорта
не котируются на фондовом рынке, поэтому частные инвестиции в систему
практически не поступают;
другие финансовые источники оказались зажатыми ( тариф не окупает затрат
подотрасли (он зажат рыночной “равновесной” ценой нефти, которая в свою
очередь ограничена ценами на конечные нефтепродукты, уже перевалившие за
мировой уровень);
цены на оборудование и строительно-монтажные работы выросли во много раз
больше чем тариф.
Одна из важных проблем состоит в возросшем в связи с резким падением
добычи разрывом между пропускной способностью сети и реальным потоком
нефти, что приводит к заметному росту удельных издержек на единицу
грузооборота. Этот разрыв обусловливает омертвление значительной части
капитала (что и является причиной низкой оценки фондов), а высокая
концентрация мощностей препятствует адаптации структуры производственных
фондов к изменившимся условиям. Нельзя ликвидировать только часть
пропускной способности мощного нефтепровода и соответствующуюей долю
издержек. Неоходимость сохранения “лишних” мощностей связана не столько с
надеждами на рост добычи нефти в будущем, сколько с самой конструкцией
сети.
Техническая политика. АО”СИБНЕФТЕПРОВОД” традиционно уделяет
повышенное внимание проблемам надежности и безопасности магистральных
нефтепроводов, что объясняется риском потери достигнутого уровня
функционирования нефтепроводов в связи со старением основных фондов и
введением более жесткихнорм и экономических санкций со стороны государства,
пользователей и местными органами.
Техническая политика Компании связана со стратегической установкой на
сохранение долговременного потенциала действующей системы нефтепроводов.
Ремонтное обслуживание подчинено требованиям экономии затрат и кардинально
изменено за последние пять лет прежде всего за счет комплексного
диагностического обследования.
Внутритрубная диагностика является одним из основополагающих
направлений реализации Программы технического перевооружения, реконструкции
и капитального ремонта объектов магистральных нефтепроводов АК ”Транснефть”
на 1996-1998гг., разработанной с участием АО”Гипротрубопровод”, ИПТЭР,
ВНИИОЭНГ по поручению Комиссии по оперативным вопросам при Правительстве
России. Программа согласована с Госгортехнадзором и Минприроды России,
утверждена Минтпэнерго и одобрена Коллегией Минтопэнерго России, доложена
на заседании Правительства России.
По состоянию на 1июня 1997г. выполнена ультразвуковая диагностика
4446 км магистральных нефтепроводов, что составляет 30% общей
протяженности.
Системный подход, основанный на применении внутритрубных
диагностических снарядов высокого разрешения, позволяет планировать процесс
ремонта нефтепроводов и контролировать ход его выполнения. Плановый ремонт
с использованием быстрых технологий позволяет существенно повысить его
эффективность.
За последние два года в результате проведенной инспекции и устранения
выявленных дефектов практически полностью исключены аварии, вызванные
нарушением геометрии труб при строительстве (вмятинами, гофрами и т.п.)
число аварий по причине коррозииснизилось по сравнению с 1990г. в 2,5
раза, за период 1990-1996гг. произошло снижение числа аварий с 0,27 до 0,19
на 1000 км.
АК ”Транснефть” утвержден Перспективный план развития АО “Центр
технической диагностики” на 1996-2000гг., в соответствии с которым
предусматривается в 1997г. завершить первичное диагностическое обследование
магистральных нефтепроводов для выявления дефектов геометрии труб, а до
2000г. ( ультразвуковыми дефектоскопами для выявления коррозии и расслоения
металла, после чего приступить к периодическому обследованию. В
перспективный план включены также мероприятия по практическому внедрению
методов и средств диагностики резервуаров, запорно-регулирующей арматуры,
насосно-силового оборудования.
Важной задачей является контроль трубопроводов на наличие трещин и
трещиноподобных дефектов, в том числе в продольных и кольцевых сварных
стыках, которые можно определить только магнитными снарядами нового
поколения.
Стратегическим напралением политики АО”СИБНЕФТЕПРОВОД” в области
обеспечения надежности нефтепроводной системы и минимизации затрат является
комплексный подход к вопросам диагностики и капитального ремонта.
Достоверная информация о дефектных участках, полученная по
результатам диагностики, позволяет при тех же затратах на капитальный
ремонт увеличить протяженность отремонтированных трубопроводов, существенно
сократить время простоев на ремонт.
Основными концепциями технической политики АО”СИБНЕФТЕПРОВОД” в
области капитального ремонта нефтепроводов являются:
перспективное планирование капитального ремонта на основе результатов
диагностического обследования нефтепроводов;
применение современных технологий и технических средств;
дифференцированый подход к выбору ремонта и конструкции зашитного
изоляционного покрытия.
Для реализации концепции необходимо создание новых технологий
проведения капитального ремонта с новым качеством. Планами научно-
исследовательских и конструкторских работ Компании на 1997г. предусмотрено
продолжить разработку новой нормативной базы и технологий проведения
капитального ремонта, новых трубных сталей, защитных покрытий и методов их
нанесения, системы контроля качества работ.
В соответствии с межгосударственной программой “Высоконадежный
транспорт” АК ”Транснефть” совместно с Приднепровским предприятием
магистральных нефтепроводов (Украина) создается комплекс
высокопроизводительной техники для капитального ремонта магистральных
нефтепроводов.
Компанией успешно применяется единственная в мире технология
капитального ремонта действующих магистральных нефтепроводов с заменой
изоляционного покрытия без остановки перекачки, что позволяет избежать
ограничений доставки нефти потребителям.
Разработана и с успехом применяется технология вырезки дефектных
участков труб с помощью кумулятивных зарядов, а также программа по внедреию
метода горизонтально-наклонного бурения при прокладке трубопроводов.
Трубопроводное предприятие, оснащенное современными диагностическими
комплексами, адаптированными к российским трубопроводам, разработанная
тактика формирования объемов капитального ремонта на основе результатов
внутритрубной инспекции, оснащенные высокопроизводительной техникой
ремонтные подразделения для устранения выявленных дефектов ( это
действующий механизм реализации политики АО”СИБНЕФТЕПРОВОД” в области
повышения надежности и экологической безопасности магистральных
нефтепроводов.
Дальнейшие перспективы развития АО”СИБНЕФТЕПРОВОД” выделены на
рис.1.3.
Данная стратегия АО”СИБНЕФТЕПРОВОД” и ее нефтепроводным
управлениям позволит более эффективно управлять финансовыми потоками
целенаправленно проводить научно-техническую и социальную политику,
использовать средства для техническго перевооружения, реконструкции,
капитального ремонта и диагностики в целях повышения уровня надежности
системы трубопроводного транспорта нефти.
|Стратегия АО”СИБНЕФТЕПРОВОД” по развитию и реконструкции системы |
|магистральных нефтепроводов |
|1.”Действующие лица” | | | | |
| | |Государство | | |
| | | | | |
|АО”СИБНЕФТЕПРОВОД” | | | |Нефтяные компании |
| | | | | |
|2. Генеральные цели выработки стратегии |
| | | | | |
|Обслуживание нефти на | |Повышение надежности и | |Обеспечение стабильного|
|рынке | |безопасности работы | |финансового положения |
| | |системы нефтепроводов | |АО”СИБНЕФТЕПРОВОД” |
| | | | | |
|3. Основные ориентиры стратегии |
| | | | | |
|Техническая политика | | | |Экономическая политика |
|Реконструкция нефтепроводов с | | | |Снижение рассогласования мощностей|
|целью повышения надежности и | | | |и потока нефти за счет |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|