красочными, яркими, большими, четко нарисованными, соответствовать по
содержанию возрасту детей.
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с
детьми. Ребенку показывают беспорядочно перемешанные картинки и говорят:
«Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно
разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело закончилось. Вот
сюда (указывают место) положи первую картинку, на которой нарисовано
начало, сюда – вторую, сюда третью, сюда - последнюю».
После того, как ребенок разложит все картинки, протоколе фиксируют
очередность картинок, а затем просят его рассказать по порядку о том,. Что
получилось. Если ребенок разложил неправильно, ему задают вопросы, цель
которых – установить противоречие в рассуждениях, выявить допустимые
ошибки. Вопросы экспериментатора и ответы испытуемого записывают подробно а
протокол. Если вопросы не помогают понять изображенные события, то
экспериментатор просто показывает ребенку первую картинку и предлагает
разложить остальные снова. Таким образом, делается вторая попытка выполнить
задание. Если и она оказывается безуспешной, то рассказывают и показывают
ребенку последовательность событий. Затем, вновь перемешав все картинки,
предлагают разложить их ребенку.
Если дошкольник устанавливает правильную последовательность лишь в
третий раз, ему предлагают другую серию картинок такой же сложности, чтобы
выяснить, возможен ли «перенос» установленного способа рассуждения на новую
ситуацию.
Если ребенок выполнил задание с первого раза или после вопросов
экспериментатора, то ему предлагают новую, более сложную серию.
Обработка данных. Анализируют, способен ли ребенок устанавливать
причинно-следственные связи, понимать последовательность событий, данных
наглядно в серии картинок. Такая способность должна быть развита к концу
дошкольного возраста, и ее наличие свидетельствует о готовности на уровне
мышления к школьному обучению. Особое внимание уделяют объяснениям ребенка,
его рассуждениям; верно ли он выделяет главных героев на картинках,
устанавливает взаимоотношения между ними, верно ли понимает окружающую
героев обстановку; какой объем последовательности событий понимает,
удерживает ли в поле зрения 5-6 картинок или только 3, а также с какими по
степени трудности заданиями справляется; допускает ли ошибочную версию при
повторном раскладе или вносит коррекции; как реагирует на помощь, вопросы,
критические замечания экспериментатора – считается с ними, изменяет ли свои
действия, исправляет ли ошибки, «подхватывает» ли он помощь или не понимает
ее. Особо анализируют устную речь ребенка во время объяснения
последовательности событий: связанность речи, ее грамматическая
правильность, запас слов, развернутость или бедность, односложность или
многосложность, лаконичность или тенденция к излишней детализации,
эмоциональность выявления прошлого опыта.
2. Анализ и описание результатов полученных при исследовании
особенностей мышления.
На первом этапе экспериментального исследования для определения
особенностей мышления у детей 5-6 лет с нормой в психическом развитии было
использовано тестовых параметров.
1. 4-й лишний – выбор
2. 4-й лишний – аргумент выбора
3. аналогии зрительные – выбор
4. аналогии зрительные – аргумент
5. понимание метафор
6. процесс классификации
7. последовательные картинки – выбор
8. последовательные картинки – аргумент выбора.
По выше перечисленным параметрам были проведены замеры на первом этапе
у детей 5-6 лет в норме.
Результаты отображены в таблице № 1
Табл.№1. параметры характеристик мышления у детей 5-6 лет с нормой в
психическом развитии
|№ |4 лишний |Зрител. аналогии|Пониман|Процесс|Последоват. |
| | | |ие |классиф|картинки |
| | | |метафор|икации | |
|2 |100% |100% |75% |75% |100% |100% |75% |100% |
|3 |100% |100% |100% |75% |75% |100% |100% |100% |
|4 |75% |75% |100% |75% |100% |100% |100% |100% |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |
|5 |100% |75% |75% |75% |100% |100% |75% |100% |
|6 |100% |100% |75% |75% |85% |100% |75% |100% |
|7 |100% |100% |100% |100% |100% |100% |100% |100% |
|8 |100% |100% |100% |100% |100% |100% |100% |100% |
|9 |75% |75% |75% |75% |100% |100% |75% |100% |
|10 |75% |75% |75% |100% |100% |100% |100% |100% |
|11 |100% |75% |100% |100% |100% |100% |100% |100% |
|12 |100% |100% |75% |75% |85% |100% |75% |100% |
|13 |100% |100% |100% |100% |100% |100% |75% |100% |
|14 |100% |100% |75% |75% |100% |100% |100% |100% |
|15 |100% |100% |100% |100% |75% |100% |100% |100% |
|2 |50% |25% |0 |0 |0 |80% |25% |75% |
|3 |50% |25% |0 |0 |15% |85% |0 |50% |
|4 |75% |25% |25% |0 |30% |80% |25% |75% |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |
|5 |75% |0 |25% |25% |0 |70% |25% |50% |
|6 |75% |25% |25% |25% |0 |80% |50% |100% |
|7 |50% |25% |0 |0 |15% |80% |0 |50% |
|8 |75% |25% |0 |0 |0 |70% |0 |50% |
|9 |75% |25% |25% |25% |0 |80% |25% |75% |
|10 |100% |50% |0 |0 |20% |80% |50% |100% |
|11 |50% |25% |0 |0 |0 |80% |25% |75% |
|12 |50% |25% |0 |0 |0 |80% |50% |100% |
|13 |75% |0 |0 |0 |15% |75% |25% |75% |
|14 |50% |25% |25% |0 |20% |75% |0 |100% |
|15 |75% |25% |25% |25% |0 |100% |25% |75% |
|Дети с |66,6 |23,3 |10,0 |5,0 |7,6 |74,3 |21,6 |73,3 |
|ЗПР | | | | | | | | |
разница |28,4 |68,3 |78,3 |48,3 |87,0 |25,7 |63,4 |26,7 | |
Анализируя показатели количественной разницы между параметрами
характеристик мышления детей с ЗПР и детей в норме, можно сделать вывод о
том, что наиболее значимыми выступают следующие характеристики мышления.
1. Объяснение процесса классификации (4-й лишний - аргумент)
2. Процесс выбора аналогий (аналогии зрительные – выбор; аналогии
зрительные – аргумент)
3. Метафоры
4. Логическое мышление (последовательные картинки - выбор)
На основании этого можно утверждать, что данная гипотеза подтверждена.
Да, у детей 5-6 лет с задержкой психического развития существуют отличия в
мыслительной деятельности от детей 5-6 лет с нормальным психическим
развитием.
Выводы.
На основании проведенного исследования, направленного на выявление
особенностей мышления у здоровых детей 5-6 летнего возраста и с задержкой
психического развития этого же возраста можно сделать выводы:
1. У детей контрольной группы сформированность мыслительной
деятельности соответствует возрастному уровню психического развития
и наблюдается высокий уровень развития всех характеристик мышления,
особенно этот вывод относится к логическому мышлению, операции
классификации, пониманию метафор.
2. У детей экспериментальной группы демонстрируются трудности в
выполнении заданий:
. В аргументации выбора «4-ый лишний»
. В выборе зрительных аналогий
. В аргументации выбора зрительных аналогий
. В понимании и объяснении метафор
. В выборе последовательной системы построения
1. 3. Исходя из результатов сопоставления двух групп испытуемых, можно
сделать вывод о том, что дети 5-6 лет с задержкой психического
развития демонстрируют результаты намного ниже результатов детей 5-
6 лет в норме.
Заключение
Мышление как отдельный психологический процесс не существует, оно
незримо присутствует во всех других познавательных процессах.
Мышление – это особого рода теоретическая и практическая
деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций
ориентировочно – исследовательского, преобразовательного и познавательного
характера.
Выявление детей с отклонениями в развитии, их дифференциальная
диагностика на сегодняшний день, по существу единственная область
педагогической практики, где применение психологических диагностических
методик не только является желательным, но совершенно необходимо и
осуществляется постоянно.
1. Задержка психологического развития возникает в связи с экзогенными
вредностями.
2. При нарушении темпа развития аномалия определяется задержкой
развития в онтогенезе наиболее молодых в эволюционном отношении
отделов нервной системы.
3. Высшая нервная деятельность детей с ЗПР отличается от деятельности
детей с нормальным развитием: большой силой основных нервных
процессов (возбуждение, торможение).
4. Установленные различия между детьми с нормальным развитием и детьми
с ЗПР в отношении патогенеза и патофизиологии обуславливают различия
и в клинической картине.
5. Изучение детей с явлениями инфантилизма показало, что симптомы ЗПР,
зачастую выступавшие уже в раннем преддошкольном возрасте, очень
резко проявляются в школьном возрасте, когда перед ребенком ставятся
задачи требующие сложной и опосредственной формы деятельности и
мышления.
Библиография
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста Учебное
пособие/ под ред. Цветковой Л.С. М.2001г.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития/ под
ред. Лебединской К.С. М.1982г.
3. Астапов В. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития Учебное пособие
для студентов и слушателей спец. факультетов. М.1985г.
4. Бехтера Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности
человека. Л.1971г.
5. Венгер Л.А. Овладение опосредственным решением познавательных задач и
развитие когнетивных способностей ребенка// вопросы психологии 1983г.
№2
6. Вассерман Л.И.; Дорофеева С.А.; Меерсон Я.А. Методы
нейропсихологической диагностики - практическое руководство С-П.
1997г.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь М.1934г.
8. Дети с задержкой психологического развития / под ред. Власовой Т.А.;
Лубовского В.И.; Цыпиной Н.А. М.1984г.
9. Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления//
Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.1981г.
10. Дети с ограниченными возможностями проблемы и инновационные тенденции
и воспитание и обучение Хрестоматия по курсу Коррекционная педагогика
и социальная психология / Сост. Соколова Н.Д. М.2001г.
11. Запорошец А.В. Избранные психологические труды. Взт.М.1986г. Т-1-
Развитие мышления у детей дошкольников.
12. Калмыкова З.И. Особенности генезиса продуктивного мышления у детей с
задержкой психического развития // Дефектология.1978г. № 3
13. Корнева В.Д. Эти загадочные малыши Ярославль. Академия
развития.1999г.
14. Кулагина И.Ю.; Камоцкий В.И. Возрастная психология. Полный цикл
развития человека. М.2001г.
15. Куликов Л.В. Психологическое исследование Методические рекомендации
по проведению. С-П.2002г.
16. Клиническая психология учебник / под ред. Карвасарского Б.Д. С-
П.2002г.
17. Корскова И.К.; Микадзе Ю.В.; Балашова Е.Д. Неуспевающие дети:
нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших
школьников М.2002г.
18. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при
локальных поражениях мозга. М.2000г.
19. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии М.2002г.
20. Макланов А.Г. Общая психология С-П. 2001гю
21. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология Практическое
руководство. М.1998г.
22. Мухина В.С. Детская психология М.1985г.
23. Немов Р.С. Психология кн.1 М.1999г.
24. Обухова Л.В. Концепция Жана Пиаже за и против М.1981г.
25. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / под
ред.Пузанова В.П. М.2001г.
26. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка С-П. 1997г.
27. Поддъяков К.И. Мышление дошкольников М.1977г.
28. Практическая психология образования / под ред. Бубровиной И.В.
М.1997г.
29. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и
других. М.2003г.
30. Психология детей с задержкой психического развития / сост.
Защиринская О.В. С-П.2003г.
31. Рубинштейн С.Я. Основы психологии М.1999г.
32. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы натопсихолгии М.1999г.
33. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском
возрасте М.2002г.
34. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии С-П. 2001г.
35. Тонконогий И.М. Введение в клиническую нейропсихологию Л.1973г.
36. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.
Ярославль.1996г.
37. Усанова О.И. Дети с проблемами психического развития М.1995г.
38. Ульянова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития
М.1990г.
39. Хомская Е.Д. Нейропсихология М.2002г.
40. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. Нарушение и восстановление
интеллектуальной деятельности М.1995г.
41. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение
Учебное пособие. М.2000г.
42. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до
семи лет) М.1960г.
43. Эльконин Д.Б. Психология игры М.1978г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|