реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Задержка психического развития

реферат

красочными, яркими, большими, четко нарисованными, соответствовать по

содержанию возрасту детей.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с

детьми. Ребенку показывают беспорядочно перемешанные картинки и говорят:

«Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно

разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело закончилось. Вот

сюда (указывают место) положи первую картинку, на которой нарисовано

начало, сюда – вторую, сюда третью, сюда - последнюю».

После того, как ребенок разложит все картинки, протоколе фиксируют

очередность картинок, а затем просят его рассказать по порядку о том,. Что

получилось. Если ребенок разложил неправильно, ему задают вопросы, цель

которых – установить противоречие в рассуждениях, выявить допустимые

ошибки. Вопросы экспериментатора и ответы испытуемого записывают подробно а

протокол. Если вопросы не помогают понять изображенные события, то

экспериментатор просто показывает ребенку первую картинку и предлагает

разложить остальные снова. Таким образом, делается вторая попытка выполнить

задание. Если и она оказывается безуспешной, то рассказывают и показывают

ребенку последовательность событий. Затем, вновь перемешав все картинки,

предлагают разложить их ребенку.

Если дошкольник устанавливает правильную последовательность лишь в

третий раз, ему предлагают другую серию картинок такой же сложности, чтобы

выяснить, возможен ли «перенос» установленного способа рассуждения на новую

ситуацию.

Если ребенок выполнил задание с первого раза или после вопросов

экспериментатора, то ему предлагают новую, более сложную серию.

Обработка данных. Анализируют, способен ли ребенок устанавливать

причинно-следственные связи, понимать последовательность событий, данных

наглядно в серии картинок. Такая способность должна быть развита к концу

дошкольного возраста, и ее наличие свидетельствует о готовности на уровне

мышления к школьному обучению. Особое внимание уделяют объяснениям ребенка,

его рассуждениям; верно ли он выделяет главных героев на картинках,

устанавливает взаимоотношения между ними, верно ли понимает окружающую

героев обстановку; какой объем последовательности событий понимает,

удерживает ли в поле зрения 5-6 картинок или только 3, а также с какими по

степени трудности заданиями справляется; допускает ли ошибочную версию при

повторном раскладе или вносит коррекции; как реагирует на помощь, вопросы,

критические замечания экспериментатора – считается с ними, изменяет ли свои

действия, исправляет ли ошибки, «подхватывает» ли он помощь или не понимает

ее. Особо анализируют устную речь ребенка во время объяснения

последовательности событий: связанность речи, ее грамматическая

правильность, запас слов, развернутость или бедность, односложность или

многосложность, лаконичность или тенденция к излишней детализации,

эмоциональность выявления прошлого опыта.

2. Анализ и описание результатов полученных при исследовании

особенностей мышления.

На первом этапе экспериментального исследования для определения

особенностей мышления у детей 5-6 лет с нормой в психическом развитии было

использовано тестовых параметров.

1. 4-й лишний – выбор

2. 4-й лишний – аргумент выбора

3. аналогии зрительные – выбор

4. аналогии зрительные – аргумент

5. понимание метафор

6. процесс классификации

7. последовательные картинки – выбор

8. последовательные картинки – аргумент выбора.

По выше перечисленным параметрам были проведены замеры на первом этапе

у детей 5-6 лет в норме.

Результаты отображены в таблице № 1

Табл.№1. параметры характеристик мышления у детей 5-6 лет с нормой в

психическом развитии

|№ |4 лишний |Зрител. аналогии|Пониман|Процесс|Последоват. |

| | | |ие |классиф|картинки |

| | | |метафор|икации | |

|2 |100% |100% |75% |75% |100% |100% |75% |100% |

|3 |100% |100% |100% |75% |75% |100% |100% |100% |

|4 |75% |75% |100% |75% |100% |100% |100% |100% |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |

|5 |100% |75% |75% |75% |100% |100% |75% |100% |

|6 |100% |100% |75% |75% |85% |100% |75% |100% |

|7 |100% |100% |100% |100% |100% |100% |100% |100% |

|8 |100% |100% |100% |100% |100% |100% |100% |100% |

|9 |75% |75% |75% |75% |100% |100% |75% |100% |

|10 |75% |75% |75% |100% |100% |100% |100% |100% |

|11 |100% |75% |100% |100% |100% |100% |100% |100% |

|12 |100% |100% |75% |75% |85% |100% |75% |100% |

|13 |100% |100% |100% |100% |100% |100% |75% |100% |

|14 |100% |100% |75% |75% |100% |100% |100% |100% |

|15 |100% |100% |100% |100% |75% |100% |100% |100% |

|2 |50% |25% |0 |0 |0 |80% |25% |75% |

|3 |50% |25% |0 |0 |15% |85% |0 |50% |

|4 |75% |25% |25% |0 |30% |80% |25% |75% |

|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |

|5 |75% |0 |25% |25% |0 |70% |25% |50% |

|6 |75% |25% |25% |25% |0 |80% |50% |100% |

|7 |50% |25% |0 |0 |15% |80% |0 |50% |

|8 |75% |25% |0 |0 |0 |70% |0 |50% |

|9 |75% |25% |25% |25% |0 |80% |25% |75% |

|10 |100% |50% |0 |0 |20% |80% |50% |100% |

|11 |50% |25% |0 |0 |0 |80% |25% |75% |

|12 |50% |25% |0 |0 |0 |80% |50% |100% |

|13 |75% |0 |0 |0 |15% |75% |25% |75% |

|14 |50% |25% |25% |0 |20% |75% |0 |100% |

|15 |75% |25% |25% |25% |0 |100% |25% |75% |

|Дети с |66,6 |23,3 |10,0 |5,0 |7,6 |74,3 |21,6 |73,3 |

|ЗПР | | | | | | | | |

разница |28,4 |68,3 |78,3 |48,3 |87,0 |25,7 |63,4 |26,7 | |

Анализируя показатели количественной разницы между параметрами

характеристик мышления детей с ЗПР и детей в норме, можно сделать вывод о

том, что наиболее значимыми выступают следующие характеристики мышления.

1. Объяснение процесса классификации (4-й лишний - аргумент)

2. Процесс выбора аналогий (аналогии зрительные – выбор; аналогии

зрительные – аргумент)

3. Метафоры

4. Логическое мышление (последовательные картинки - выбор)

На основании этого можно утверждать, что данная гипотеза подтверждена.

Да, у детей 5-6 лет с задержкой психического развития существуют отличия в

мыслительной деятельности от детей 5-6 лет с нормальным психическим

развитием.

Выводы.

На основании проведенного исследования, направленного на выявление

особенностей мышления у здоровых детей 5-6 летнего возраста и с задержкой

психического развития этого же возраста можно сделать выводы:

1. У детей контрольной группы сформированность мыслительной

деятельности соответствует возрастному уровню психического развития

и наблюдается высокий уровень развития всех характеристик мышления,

особенно этот вывод относится к логическому мышлению, операции

классификации, пониманию метафор.

2. У детей экспериментальной группы демонстрируются трудности в

выполнении заданий:

. В аргументации выбора «4-ый лишний»

. В выборе зрительных аналогий

. В аргументации выбора зрительных аналогий

. В понимании и объяснении метафор

. В выборе последовательной системы построения

1. 3. Исходя из результатов сопоставления двух групп испытуемых, можно

сделать вывод о том, что дети 5-6 лет с задержкой психического

развития демонстрируют результаты намного ниже результатов детей 5-

6 лет в норме.

Заключение

Мышление как отдельный психологический процесс не существует, оно

незримо присутствует во всех других познавательных процессах.

Мышление – это особого рода теоретическая и практическая

деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций

ориентировочно – исследовательского, преобразовательного и познавательного

характера.

Выявление детей с отклонениями в развитии, их дифференциальная

диагностика на сегодняшний день, по существу единственная область

педагогической практики, где применение психологических диагностических

методик не только является желательным, но совершенно необходимо и

осуществляется постоянно.

1. Задержка психологического развития возникает в связи с экзогенными

вредностями.

2. При нарушении темпа развития аномалия определяется задержкой

развития в онтогенезе наиболее молодых в эволюционном отношении

отделов нервной системы.

3. Высшая нервная деятельность детей с ЗПР отличается от деятельности

детей с нормальным развитием: большой силой основных нервных

процессов (возбуждение, торможение).

4. Установленные различия между детьми с нормальным развитием и детьми

с ЗПР в отношении патогенеза и патофизиологии обуславливают различия

и в клинической картине.

5. Изучение детей с явлениями инфантилизма показало, что симптомы ЗПР,

зачастую выступавшие уже в раннем преддошкольном возрасте, очень

резко проявляются в школьном возрасте, когда перед ребенком ставятся

задачи требующие сложной и опосредственной формы деятельности и

мышления.

Библиография

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста Учебное

пособие/ под ред. Цветковой Л.С. М.2001г.

2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития/ под

ред. Лебединской К.С. М.1982г.

3. Астапов В. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития Учебное пособие

для студентов и слушателей спец. факультетов. М.1985г.

4. Бехтера Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности

человека. Л.1971г.

5. Венгер Л.А. Овладение опосредственным решением познавательных задач и

развитие когнетивных способностей ребенка// вопросы психологии 1983г.

№2

6. Вассерман Л.И.; Дорофеева С.А.; Меерсон Я.А. Методы

нейропсихологической диагностики - практическое руководство С-П.

1997г.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь М.1934г.

8. Дети с задержкой психологического развития / под ред. Власовой Т.А.;

Лубовского В.И.; Цыпиной Н.А. М.1984г.

9. Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления//

Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.1981г.

10. Дети с ограниченными возможностями проблемы и инновационные тенденции

и воспитание и обучение Хрестоматия по курсу Коррекционная педагогика

и социальная психология / Сост. Соколова Н.Д. М.2001г.

11. Запорошец А.В. Избранные психологические труды. Взт.М.1986г. Т-1-

Развитие мышления у детей дошкольников.

12. Калмыкова З.И. Особенности генезиса продуктивного мышления у детей с

задержкой психического развития // Дефектология.1978г. № 3

13. Корнева В.Д. Эти загадочные малыши Ярославль. Академия

развития.1999г.

14. Кулагина И.Ю.; Камоцкий В.И. Возрастная психология. Полный цикл

развития человека. М.2001г.

15. Куликов Л.В. Психологическое исследование Методические рекомендации

по проведению. С-П.2002г.

16. Клиническая психология учебник / под ред. Карвасарского Б.Д. С-

П.2002г.

17. Корскова И.К.; Микадзе Ю.В.; Балашова Е.Д. Неуспевающие дети:

нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших

школьников М.2002г.

18. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при

локальных поражениях мозга. М.2000г.

19. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии М.2002г.

20. Макланов А.Г. Общая психология С-П. 2001гю

21. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология Практическое

руководство. М.1998г.

22. Мухина В.С. Детская психология М.1985г.

23. Немов Р.С. Психология кн.1 М.1999г.

24. Обухова Л.В. Концепция Жана Пиаже за и против М.1981г.

25. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / под

ред.Пузанова В.П. М.2001г.

26. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка С-П. 1997г.

27. Поддъяков К.И. Мышление дошкольников М.1977г.

28. Практическая психология образования / под ред. Бубровиной И.В.

М.1997г.

29. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и

других. М.2003г.

30. Психология детей с задержкой психического развития / сост.

Защиринская О.В. С-П.2003г.

31. Рубинштейн С.Я. Основы психологии М.1999г.

32. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы натопсихолгии М.1999г.

33. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском

возрасте М.2002г.

34. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии С-П. 2001г.

35. Тонконогий И.М. Введение в клиническую нейропсихологию Л.1973г.

36. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.

Ярославль.1996г.

37. Усанова О.И. Дети с проблемами психического развития М.1995г.

38. Ульянова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития

М.1990г.

39. Хомская Е.Д. Нейропсихология М.2002г.

40. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. Нарушение и восстановление

интеллектуальной деятельности М.1995г.

41. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение

Учебное пособие. М.2000г.

42. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до

семи лет) М.1960г.

43. Эльконин Д.Б. Психология игры М.1978г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.