полушарий, также различает разные классы пространственных представлений -
перцептивные и концептуальные - и связывает их с работой правого (первый
тип) и левого (второй тип) полушарий. Эти данные, а также ряд других
(«Функции лобных долей...», 1982; Э.Г.Симерницкая, 1985;
«Нейропсихологический анализ...», 1986; «Нейропсихология сегодня», 1995 и
др.) свидетельствуют о разных способах (разных стратегиях) переработки
пространственной информации левым и правым полушариями мозга и
соответственно - о латеральных различиях мозговой организации
пространственных интеллектуальных функций.
Подтверждением этого положения могут служить также результаты
экспериментального нейропсихологического исследования особенностей наглядно-
образного мышления у больных с поражением теменно-затылочных отделов левого
и правого полушарий мозга, в котором изучалась их способность к мысленному
конструированию и к перевертыванию куба (т.е. с мысленному маненному
манипулированию объемными объектами и к конструктивной деятельности, а
также к идентификации пространственных признаков трудно вербализуемых
фигур).
В данном исследовании показано, что у больных с поражением правой
теменно-затылочной области мысленное манипулирование объемными объектами и
конструктивная деятельность нарушаются более грубо, чем у больных с
поражением левой теменно-затылочной области. Отмечены латеральные различия
в наглядно-образной интеллектуальной деятельности по всем использованным
показателям: времени решения задач, количеству и характеру ошибок, влиянию
подсказки. Больным с поражением правой теменно-затылочной области
требовалось больше времени на выполнение заданий, чем левосторонним
больным; количество ошибок у них было существенно больше (в 2,5 раза по
одному заданию); у них преобладали более грубые пространственные ошибки
(смешивались как вертикальная, так и горизонтальная плоскости и др.). У
левосторонних больных было значительно больше самостоятельных правильных
решений или исправлений после подсказки. Нарушения наглядно-образного
мышления у правосторонних больных протекали на фоне более грубых нарушений
других пространственных функций, чем у левосторонних больных. Эти
результаты согласуются с данными других исследователей, также отмечавших
более грубые нарушения при выполнении зрительно-пространственных задач
разной степени сложности больными с поражением правого полушария (особенно
теменных отделов) по сравнению с левосторонними больными (Н.Несаеп, 1972;
G.Rаtcliff, F.Newсотb, 1973 и др.). Можно думать, что нарушения наглядно-
образного мышления, возникающие при правосторонних и левосторонних очагах
поражения, имеют разную природу. У первой категории больных они больше
связаны с первичными нарушениями симультанного анализа и синтеза, с
трудностями в интеграции непосредственно воспринимаемой пространственной
информации, а у второй — преимущественно с трудностями динамической и
категориальной организации наглядно-образной информации и интеллектуальной
деятельности. [39]
Глава II. Экспериментальная часть.
1. Постановка проблемы и задачи исследования
В данной работе проводилось исследование детей 5-6 летнего возраста с
нормальным развитием и с задержкой психического развития.
Поиск и устранение причин затруднений, возникающих у определенной
части детей, является одной из наиболее основных проблем в общении и
образовании. Своевременное выявление причин, приводящих к задержке
психического развития играют роль хронические соматические заболевания,
длительные неблагоприятные условия воспитания и главным образом
органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального, реже –
генетического характера.
Гипотеза: У детей 5-6 лет с задержкой психического развития имеются
отличия в мыслительной деятельности от сверстников с нормальным психическим
развитием.
Цель: Исследование особенностей мышления у детей с нормальным
развитием и с ЗПР.
Объект исследования дети 5-6 лет с нормальным развитием и с ЗПР.
Задачи исследования
1. Проведение экспериментально-психологического исследования для
изучения особенностей мышления у детей 5-6 лет с ЗПР.
2. Сопоставить данные исследования особенностей мышления у здоровых
детей 5-6 лет.
3. Сопоставить данные исследования особенностей у детей с ЗПР.
Экспериметальное исследование проводилось на базе детского дома №2
г.Мурома, Владимирской обл. Всего было обследовано 30 испытуемых, из
которых составили контрольную группу 15 детей в норме, а экспериментальную
– 15 детей с ЗПР.
В приложении 1 и 2 приведены списки обследуемых детей с более
подробными характеристиками.
Приложение № 1
Характеристика контрольной группы
|№ |Ф.И.О. |возраст |пол |др. сведения |
|1 |Катя И. |5 лет |Ж |Здорова |
|2 |Ира С. |5,5 лет |Ж |Здорова |
|3 |Света Р. |5,2 лет |Ж |Здорова |
|4 |Ваня И. |6 лет |М |Здоров |
|5 |Саша П. |6 лет |М |Здоров |
|6 |Оля С. |5 лет |Ж |Здорова |
|7 |Петя И. |5,4 лет |М |Здоров |
|8 |Даниил К. |5 лет |М |Здоров |
|9 |Никита Г. |5,8 лет |М |Здоров |
|10 |Таня А. |6 лет |Ж |Здорова |
|11 |Наташа Н. |5,9 лет |Ж |Здорова |
|12 |Женя Д. |5 лет |М |Здоров |
|13 |Андрей П. |5,3 лет |М |Здоров |
|14 |Сергей Ив. |5,3 лет |М |Здоров |
|15 |Алина Т. |6 лет |Ж |Здорова |
Приложение № 2
Характеристика экспериментальной группы
|№ |Ф.И.О. |Возраст |пол |др. сведения |
|1 |Сережа И. |6 лет |М |ЗПР |
|2 |Оля П. |5,8 лет |Ж |ЗПР |
|3 |Света С. |5 лет |Ж |ЗПР |
|4 |Таня И. |5,5 лет |Ж |ЗПР |
|5 |Женя Р. |6 лет |Ж |ЗПР |
|6 |Андрей Т. |6 лет |М |ЗПР |
|7 |Паша П. |5,2 лет |М |ЗПР |
|8 |Алина С. |5,7 лет |Ж |ЗПР |
|9 |Дима К. |5,5 лет |М |ЗПР |
|10 |Коля Н. |6 лет |М |ЗПР |
|11 |Костя Н. |5,9 лет |М |ЗПР |
|12 |Алеша А. |5,4 лет |М |ЗПР |
|13 |Виталик Д. |5 лет |М |ЗПР |
|14 |Кристина М. |6 лет |Ж |ЗПР |
|15 |Юля Б. |5 лет |Ж |ЗПР |
2. Методы исследования.
Для выявления особенностей мышления указывающих на задержку
психического развития был проведен анализ качества выполнения тестовых
заданий детьми в норме и детьми с ЗПР.
В исследовательский комплекс вошли пять методик.
1. «4-й лишний»
2. «зрительные аналогии»
3. «изучение процесса классификации»
4. «понимание метафор»
5. «последовательные картинки» [33]
1. Методика «4-й лишний». Цель – Исследование способности к обобщению и
абстрагированию, умение выделить существенные признаки.
Подготовка исследования. подготовить 10 таблиц размером 12*12 см,
разделенных на 4 квадрата, в каждом квадрате изображен предмет, 3 предмета
на таблице можно объединить по существенному признаку, а 4-й из них –
лишний, например: кукла, пирамидка,… матрешка и платье.
Проведение исследования. Исследование проводиться индивидуально с
детьми. Ребенку показывают по одной таблице и говорят: «Посмотри на
карточку. Здесь нарисованы 4 предмета. Три из них подходят друг к другу, а
четвертый – лишний. Какой предмет лишний и почему? Как можно назвать вместе
остальные три предмета?»
Обработка данных. Анализируют особенности обобщения предметов
ребенком: обобщает ли он по понятийному признаку или делает обобщение на
основе представления об одновременном участии предметов в житейской
ситуации. Выявляют умение подобрать обобщающее слово к группе предметов.
Выясняют, какие группы предметов легче объединить, а также, как зависит
процесс обобщения от возраста детей. [29]
2. Методика «Зрительные аналогии». Цель – Выделение характера
логических связей и отношений между предметами.
Подготовка исследования. Подготовить несколько таблиц, разделенных на
три части. В левой части изображена пара предметов, как-то соотносящихся
между собой, в правой части над чертой изображен один предмет, а под
чертой пять предметов, один их которых связан с верхним так же, как пара
предметов, расположенных слева в квадрате.
Проведение исследования. Исследование проводиться индивидуально с
каждым ребенком. Ребенку показывают по одной таблице и говорят:
«Внимательно посмотри эти примеры. В них нарисована первая пара предметов,
которые находятся в какой-то связи между собой. Справа – один предмет над
чертой. Тебе нужно выбрать и подчеркнуть один предмет из пяти, который
связан с предметом над чертой так же, как это сделано в первой паре
предметов»
Обработка данных. Анализируют особенности выделения вида связи между
предметами и способности продуцировать данную связь на другие предметы.
[29]
3. Методика «Изучение процесса классификации». Цель – применяется для
исследования уровня процессов обобщения и отвлечения,
последовательности суждений.
Подготовка исследования. Подобрать картинки размером 7*7см по 5 штук
для каждой классификационной группы: игрушки, посуда, одежда, мебель, дикие
животные, домашние животные, овощи, фрукты.
Проведение исследования. Исследование проводят индивидуально с каждым
ребенком. Ребенку дают картинки и говорят: «Разложи что к чему подходит.
Раскладывай и объясняй, почему картинки подходят одна к другой». Если
испытуемый ребенок раскладывает без объяснений, то ему задают вопросы типа:
«Почему ты положил сюда картинку с яблоком? Почему ты думаешь, что яблоко –
это фрукт?» Если ребенок не может отнести какую-то картинку ни к одной
группе, его спрашивают: «Почему ты думаешь, что эта картинка никуда не
подходит?»
Обработка данных. Подсчитывают число верных ответов по каждой
классификационной группе. Результаты оформляют в таблицу. Определяют
основания для объединения предметов по каждой классификационной группе у
детей: опирается ли на существенный признак, выделяет несущественный, не
может мотивировать объединение. [29]
4. Методика «Понимание метафор». Цель – исследование уровня,
целенаправленности мышления, умение понимать и оперировать
переносным смыслом текста, дифференцированости и целенаправленности
суждений, степени их глубины, уровня развития речевых процессов.
Подготовка исследования. Подобрать ряд пословиц, поговорок и метафор.
Ребенок должен объяснить их смысл.
Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с каждым
ребенком. Экспериментатор зачитывает пословицу или поговорку и говорит:
«Скажи мне, как ты понимаешь, что означают эти слова». Например: «Что
значит: «Каменное сердце»».
Обработка данных. Анализируют способность ребенка объяснить смысл
предложенных метафор, а также понимание их переносного значения. [29]
5. Методика «Последовательные картинки». Цель – исследование
способности устанавливать причины следственной связи, понимать
последовательность событий.
Подготовка исследования. Подбирают серии сюжетных картинок (от 3 до
6), на которых изображены этапы какого-либо события. Картинки должны быть
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|