реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Задержка психического развития

реферат

полушарий, также различает разные классы пространственных представлений -

перцептивные и концептуальные - и связывает их с работой правого (первый

тип) и левого (второй тип) полушарий. Эти данные, а также ряд других

(«Функции лобных долей...», 1982; Э.Г.Симерницкая, 1985;

«Нейропсихологический анализ...», 1986; «Нейропсихология сегодня», 1995 и

др.) свидетельствуют о разных способах (разных стратегиях) переработки

пространственной информации левым и правым полушариями мозга и

соответственно - о латеральных различиях мозговой организации

пространственных интеллектуальных функций.

Подтверждением этого положения могут служить также результаты

экспериментального нейропсихологического исследования особенностей наглядно-

образного мышления у больных с поражением теменно-затылочных отделов левого

и правого полушарий мозга, в котором изучалась их способность к мысленному

конструированию и к перевертыванию куба (т.е. с мысленному маненному

манипулированию объемными объектами и к конструктивной деятельности, а

также к идентификации пространственных признаков трудно вербализуемых

фигур).

В данном исследовании показано, что у больных с поражением правой

теменно-затылочной области мысленное манипулирование объемными объектами и

конструктивная деятельность нарушаются более грубо, чем у больных с

поражением левой теменно-затылочной области. Отмечены латеральные различия

в наглядно-образной интеллектуальной деятельности по всем использованным

показателям: времени решения задач, количеству и характеру ошибок, влиянию

подсказки. Больным с поражением правой теменно-затылочной области

требовалось больше времени на выполнение заданий, чем левосторонним

больным; количество ошибок у них было существенно больше (в 2,5 раза по

одному заданию); у них преобладали более грубые пространственные ошибки

(смешивались как вертикальная, так и горизонтальная плоскости и др.). У

левосторонних больных было значительно больше самостоятельных правильных

решений или исправлений после подсказки. Нарушения наглядно-образного

мышления у правосторонних больных протекали на фоне более грубых нарушений

других пространственных функций, чем у левосторонних больных. Эти

результаты согласуются с данными других исследователей, также отмечавших

более грубые нарушения при выполнении зрительно-пространственных задач

разной степени сложности больными с поражением правого полушария (особенно

теменных отделов) по сравнению с левосторонними больными (Н.Несаеп, 1972;

G.Rаtcliff, F.Newсотb, 1973 и др.). Можно думать, что нарушения наглядно-

образного мышления, возникающие при правосторонних и левосторонних очагах

поражения, имеют разную природу. У первой категории больных они больше

связаны с первичными нарушениями симультанного анализа и синтеза, с

трудностями в интеграции непосредственно воспринимаемой пространственной

информации, а у второй — преимущественно с трудностями динамической и

категориальной организации наглядно-образной информации и интеллектуальной

деятельности. [39]

Глава II. Экспериментальная часть.

1. Постановка проблемы и задачи исследования

В данной работе проводилось исследование детей 5-6 летнего возраста с

нормальным развитием и с задержкой психического развития.

Поиск и устранение причин затруднений, возникающих у определенной

части детей, является одной из наиболее основных проблем в общении и

образовании. Своевременное выявление причин, приводящих к задержке

психического развития играют роль хронические соматические заболевания,

длительные неблагоприятные условия воспитания и главным образом

органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального, реже –

генетического характера.

Гипотеза: У детей 5-6 лет с задержкой психического развития имеются

отличия в мыслительной деятельности от сверстников с нормальным психическим

развитием.

Цель: Исследование особенностей мышления у детей с нормальным

развитием и с ЗПР.

Объект исследования дети 5-6 лет с нормальным развитием и с ЗПР.

Задачи исследования

1. Проведение экспериментально-психологического исследования для

изучения особенностей мышления у детей 5-6 лет с ЗПР.

2. Сопоставить данные исследования особенностей мышления у здоровых

детей 5-6 лет.

3. Сопоставить данные исследования особенностей у детей с ЗПР.

Экспериметальное исследование проводилось на базе детского дома №2

г.Мурома, Владимирской обл. Всего было обследовано 30 испытуемых, из

которых составили контрольную группу 15 детей в норме, а экспериментальную

– 15 детей с ЗПР.

В приложении 1 и 2 приведены списки обследуемых детей с более

подробными характеристиками.

Приложение № 1

Характеристика контрольной группы

|№ |Ф.И.О. |возраст |пол |др. сведения |

|1 |Катя И. |5 лет |Ж |Здорова |

|2 |Ира С. |5,5 лет |Ж |Здорова |

|3 |Света Р. |5,2 лет |Ж |Здорова |

|4 |Ваня И. |6 лет |М |Здоров |

|5 |Саша П. |6 лет |М |Здоров |

|6 |Оля С. |5 лет |Ж |Здорова |

|7 |Петя И. |5,4 лет |М |Здоров |

|8 |Даниил К. |5 лет |М |Здоров |

|9 |Никита Г. |5,8 лет |М |Здоров |

|10 |Таня А. |6 лет |Ж |Здорова |

|11 |Наташа Н. |5,9 лет |Ж |Здорова |

|12 |Женя Д. |5 лет |М |Здоров |

|13 |Андрей П. |5,3 лет |М |Здоров |

|14 |Сергей Ив. |5,3 лет |М |Здоров |

|15 |Алина Т. |6 лет |Ж |Здорова |

Приложение № 2

Характеристика экспериментальной группы

|№ |Ф.И.О. |Возраст |пол |др. сведения |

|1 |Сережа И. |6 лет |М |ЗПР |

|2 |Оля П. |5,8 лет |Ж |ЗПР |

|3 |Света С. |5 лет |Ж |ЗПР |

|4 |Таня И. |5,5 лет |Ж |ЗПР |

|5 |Женя Р. |6 лет |Ж |ЗПР |

|6 |Андрей Т. |6 лет |М |ЗПР |

|7 |Паша П. |5,2 лет |М |ЗПР |

|8 |Алина С. |5,7 лет |Ж |ЗПР |

|9 |Дима К. |5,5 лет |М |ЗПР |

|10 |Коля Н. |6 лет |М |ЗПР |

|11 |Костя Н. |5,9 лет |М |ЗПР |

|12 |Алеша А. |5,4 лет |М |ЗПР |

|13 |Виталик Д. |5 лет |М |ЗПР |

|14 |Кристина М. |6 лет |Ж |ЗПР |

|15 |Юля Б. |5 лет |Ж |ЗПР |

2. Методы исследования.

Для выявления особенностей мышления указывающих на задержку

психического развития был проведен анализ качества выполнения тестовых

заданий детьми в норме и детьми с ЗПР.

В исследовательский комплекс вошли пять методик.

1. «4-й лишний»

2. «зрительные аналогии»

3. «изучение процесса классификации»

4. «понимание метафор»

5. «последовательные картинки» [33]

1. Методика «4-й лишний». Цель – Исследование способности к обобщению и

абстрагированию, умение выделить существенные признаки.

Подготовка исследования. подготовить 10 таблиц размером 12*12 см,

разделенных на 4 квадрата, в каждом квадрате изображен предмет, 3 предмета

на таблице можно объединить по существенному признаку, а 4-й из них –

лишний, например: кукла, пирамидка,… матрешка и платье.

Проведение исследования. Исследование проводиться индивидуально с

детьми. Ребенку показывают по одной таблице и говорят: «Посмотри на

карточку. Здесь нарисованы 4 предмета. Три из них подходят друг к другу, а

четвертый – лишний. Какой предмет лишний и почему? Как можно назвать вместе

остальные три предмета?»

Обработка данных. Анализируют особенности обобщения предметов

ребенком: обобщает ли он по понятийному признаку или делает обобщение на

основе представления об одновременном участии предметов в житейской

ситуации. Выявляют умение подобрать обобщающее слово к группе предметов.

Выясняют, какие группы предметов легче объединить, а также, как зависит

процесс обобщения от возраста детей. [29]

2. Методика «Зрительные аналогии». Цель – Выделение характера

логических связей и отношений между предметами.

Подготовка исследования. Подготовить несколько таблиц, разделенных на

три части. В левой части изображена пара предметов, как-то соотносящихся

между собой, в правой части над чертой изображен один предмет, а под

чертой пять предметов, один их которых связан с верхним так же, как пара

предметов, расположенных слева в квадрате.

Проведение исследования. Исследование проводиться индивидуально с

каждым ребенком. Ребенку показывают по одной таблице и говорят:

«Внимательно посмотри эти примеры. В них нарисована первая пара предметов,

которые находятся в какой-то связи между собой. Справа – один предмет над

чертой. Тебе нужно выбрать и подчеркнуть один предмет из пяти, который

связан с предметом над чертой так же, как это сделано в первой паре

предметов»

Обработка данных. Анализируют особенности выделения вида связи между

предметами и способности продуцировать данную связь на другие предметы.

[29]

3. Методика «Изучение процесса классификации». Цель – применяется для

исследования уровня процессов обобщения и отвлечения,

последовательности суждений.

Подготовка исследования. Подобрать картинки размером 7*7см по 5 штук

для каждой классификационной группы: игрушки, посуда, одежда, мебель, дикие

животные, домашние животные, овощи, фрукты.

Проведение исследования. Исследование проводят индивидуально с каждым

ребенком. Ребенку дают картинки и говорят: «Разложи что к чему подходит.

Раскладывай и объясняй, почему картинки подходят одна к другой». Если

испытуемый ребенок раскладывает без объяснений, то ему задают вопросы типа:

«Почему ты положил сюда картинку с яблоком? Почему ты думаешь, что яблоко –

это фрукт?» Если ребенок не может отнести какую-то картинку ни к одной

группе, его спрашивают: «Почему ты думаешь, что эта картинка никуда не

подходит?»

Обработка данных. Подсчитывают число верных ответов по каждой

классификационной группе. Результаты оформляют в таблицу. Определяют

основания для объединения предметов по каждой классификационной группе у

детей: опирается ли на существенный признак, выделяет несущественный, не

может мотивировать объединение. [29]

4. Методика «Понимание метафор». Цель – исследование уровня,

целенаправленности мышления, умение понимать и оперировать

переносным смыслом текста, дифференцированости и целенаправленности

суждений, степени их глубины, уровня развития речевых процессов.

Подготовка исследования. Подобрать ряд пословиц, поговорок и метафор.

Ребенок должен объяснить их смысл.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с каждым

ребенком. Экспериментатор зачитывает пословицу или поговорку и говорит:

«Скажи мне, как ты понимаешь, что означают эти слова». Например: «Что

значит: «Каменное сердце»».

Обработка данных. Анализируют способность ребенка объяснить смысл

предложенных метафор, а также понимание их переносного значения. [29]

5. Методика «Последовательные картинки». Цель – исследование

способности устанавливать причины следственной связи, понимать

последовательность событий.

Подготовка исследования. Подбирают серии сюжетных картинок (от 3 до

6), на которых изображены этапы какого-либо события. Картинки должны быть

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.