реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

"Зеленые", как субъект мировой политики

реферат
роблема разнообразия форм бытия -- фундаментальная философская проблема, осмысление которой связано в философской традиции с другой не менее основательной проблемой -- однородности и универсальности. Уже в античное время проблема разнообразия рассматривалась в аспекте не только комбинаторики, но и группировки, т.е. обращалось внимание и на то, как группировать объекты, сходные по своим качествам. Именно античные мыслители сделали первые попытки определить важные принципы классификации и систематизации, сформулировав основные типы упорядоченности рядов разнообразных объектов бытия: линейный, параллельный (Платон) и иерархический (Аристотель).

Онтологически разнообразие представляет собой сущностное свойство природы и результат постоянного разрешения противоречия между необходимостью сохранения свойств, накопленных поколениями живых существ, и требованием преодоления старого качества во имя развития новых свойств и качеств, повышения уровня организации. В целом саморазвитие жизни можно рассматривать как процесс, с одной стороны, увеличения разнообразия форм жизни, а с другой -- целенаправленного усложнения и координации связей с окружающей средой, в том числе с другими организмами, что обеспечивает формирование биосферы и ее трансформацию в ноосферу. Человечество представляет собой особую форму жизни, включенную в процесс развития жизни вообще, а она феноменологически и генетически связана с биосферой. Поэтому формируется новая философия жизни, именуемая биофилософией. Soroоs M. S. From Stockholm to Rio: The Evolution of Global Environmental Governance // Environmental Policy in 1993. Washington, 1994. Р. 308--310.

Биотическое разнообразие оказало значительное влияние на развитие культуры, особенно на ее ранних этапах. В то же время земледелие и животноводство как культурные феномены не только повлияли на природную среду, но и имели значительные культурно-хозяйственные и экономические последствия для социоприродного взаимодействия. Названные процессы отражались в духовной культуре человечества, формируя различные культурные комплексы, определявшие возможности адаптации людей к конкретным условиям природной среды. Культура как целое представляет собой сложный феномен, система и закономерности функционирования которой пока еще до конца не изучены. В частности, не ясно, до какой степени культурная динамика обусловлена природно-географическими, хозяйственно-экономическими, общественно-политическими, социально-психологическими, религиозными и другими причинами, а также их взаимодействием между собой.

Социальная действительность, сама жизнь общества также способствуют появлению таких взаимоотношений, регулирование которых не укладывается в рамки традиционной этики. В частности, речь идет, например, о медицине -- сфере социальной деятельности, связанной непосредственно с биотическими основами существования человека. Появление новых технологий здравоохранения, успехи генной инженерии и трансплантации органов привели в начале 70-х гг. в странах Запада к возникновению биоэтики. Суть ее состоит в постановке вопроса о том, является ли этичным внедрение человека в природную реальность, очерченную понятиями «жизнь» и «смерть»? Кто и на основании чего может решить вопрос о том, стоит ли продлять жизнь в той форме, какую и жизнью-то не назовешь, когда благодаря современной медицинской аппаратуре стало возможным достаточно долго поддерживать «вегетативное» функционирование организма (известен случай, когда больная пролежала в коме 9 лет). Или, например, как с этической точки зрения можно оценить эвтаназию (искусственное прерывание жизни), когда об этом просит сам больной и когда такое решение принимает врач для того, чтобы избавить пациента от страданий, тем более что в современных условиях такой акт сводится всего лишь к отключению медицинской аппаратуры?

В последнее время в научной литературе, в средствах массовой информации активно обсуждаются вопросы клонирования животных с возможной перспективой проведения опытов клонирования человека. Достаточно популярными стали и проблемы использования продуктов питания, полученных путем генной инженерии. В сферу практической деятельности уже перешли эксперименты по экстракорпоральному оплодотворению яйцеклеток человека и т.д. Возникающие вопросы и морально-этические проблемы имеют важное значение, поскольку носят персональный характер нравственной перипетии (переживания) и напрямую затрагивают сферу прав человека. Для нашей страны эти проблемы в настоящее время не имеют такого практического значения и распространения, как на Западе, в силу ряда обстоятельств. Однако следует отметить, что в России существовала духовно богатая традиция этики жизни. Она связана с такими именами, как Н.И. Пирогов, Н.Ф. Федоров, П.А. Кропоткин, Н.К. Рерих, К.Э. Циолковский, Д.П. Филатов, А.А. Любищев, А. Платонов и др.

Среди этических концепций, занимающих особое место в поиске современных подходов к разработке экологической этики, следует отметить этику благоговения перед жизнью, предложенную А. Швейцером. Ее смысл заключается в уважении и признании другой жизни (как человеческой, так и любого другого живого существа) в качестве абсолютной ценности. Такое признание осуществляется всегда как некое переживание. Дело в том, что нравственным считается действие, не только не наносящее вреда другой жизни, но и способствующее ее сохранению и развитию. Такая постановка вопроса заставляет человека каждый раз полемизировать с действительностью, соотнося свой поступок с оправданностью действий, полезных для себя и необходимых для ненанесения вреда другой жизни, а также принимать решение о том, может ли он взять вину за возможный ущерб на себя.

Значительное внимание проблемам формирования экологической этики уделял Колбасов О.С.. Вот несколько принципов экологической этики, предложенных им: Колбасов О. С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 2002. - С. 113 1) взаимодействие человека с биосферой должно строиться на знании законов развития биосферы; 2) при всем многообразии культур необходимо установить общие правила во взаимоотношениях Человека и Природы: экологическая этика расшифровывает эти правила, задача гражданского общества -- обеспечить их выполнение; 3) человек должен жить в условиях коэволюции биосферы и общества -- только при этом условии он может сохранить себя на планете; 4) человек обязан думать о будущих поколениях, т.е. руководствоваться «принципом ответственности за род человеческий»; 5) необходимо осуществлять право наций на расходование невозобновимых ресурсов, пропорциональное количеству населения (принцип инвайронментальных возможностей человека); 6) следует избегать воздействия на природные циклы круговорота веществ и сохранять очаги естественных экосистем (принцип консервации); 7) квоты на расходование ресурсов должны определяться ООН и специалистами-профессионалами и не зависеть от политической обстановки (принцип согласия).

Принципы глубинной экологии, как считает Наесс, Soroоs M. S. From Stockholm to Rio: The Evolution of Global Environmental Governance // Environmental Policy in 1993. Washington, 1994. Р. 308--310.

не выводятся из экологии с помощью логики и индукции, а являются обобщением разнообразных экологических стилей жизни. Кроме того, ее установки носят нормативный характер, ибо выражают приоритетную систему ценностей, базируясь только на результатах научных исследований. Благодаря глубине познания и всеобщности принципов глубинной экологии ее идеи относятся скорее к философии, чем к экологии, и представляют собой философию экологической гармонии и равновесия, т.е. экософию. Концепция Наесса представляет большой интерес. Она нашла множество сторонников среди ученых и экологов Запада, способствуя развитию научной мысли в направлении формирования целостного органического взгляда на мир.

В таком контексте экософия тесно смыкается с биофилософией, формирующейся новой философией жизни, с той лишь разницей, что биофилософия опирается преимущественно на осмысление жизни во всех формах ее проявления, а экософия концентрирует основное внимание на человеческой деятельности по сохранению живой природы -- биоса, биоты -- как необходимого условия существования человека. Связь экологии и гуманизма стала предметом исследования как естественных, так и гуманитарных наук, начались поиски новой методологии, объединяющей основания двух научных направлений. В частности, появилась концепция биоцентризма, утверждающая уникальность живых организмов как особых форм бытия. Господствующей концепцией в науке Нового времени, как известно, был и остается антропоцентризм, определяющий человека как «царя природы», ставящий его интеллект на высшую ступень в иерархии живых существ, да и всей природы в целом.

1.3 История возникновения зеленых движений в Европе, Америке и России

Энвайронменталимзм (от англ. environment -- окружающая среда, природа) -- социальное движение, направленное на усиление мер по защите окружающей среды. Перелет Р. А. Глобальные аспекты международного природоохранного сотрудничества // Охрана природы и воспроизводство природных ресурсов. Т. 24. М., 2005. - С.89

Энвайронменталисты придерживаются мнения об антропогенном происхождении современных экологических проблем (озоновые дыры, глобальное потепление, кислотные дожди), поддерживают организации, борющиеся против неэкологичного производства, стремятся уменьшить потребление вредных для окружающей среды продуктов в быту.

Отражение актуальности и привлекательности некоторых идей энвайронментализма можно увидеть в том факте, что в большинстве развитых стран мира существуют Зелёные партии.

Оппоненты движения считают, что опасности, о которых говорят энвайронменталисты, сильно преувеличены и не всегда имеют антропогенную природу. Они рассматривают энвайронментализм как предвзятое, отчасти религиозное (в широком понимании) убеждение. С другой стороны, очевидно, что во многих странах движения «за охрану окружающей среды» являются средством борьбы за политическую власть: после выборов риторика угасает, средства не выделяются и так до следующего тура.

Идея Европейской экосети, или «EECONET» (European Ecological Network -- Европейская экологическая сеть) впервые была предложена коллективом голландских исследователей в 1993 году на конференции в Маастрихте, она органически вошла во Всеевропейскую стратегию сохранения биологического и ландшафтногоразнообразия, одобренную Конференцией министров охраны окружающей среды 55 европейских стран в Софии в октябре 1995 года.

Всеевропейской стратегией сохранения биоразнообразия было предусмотрено в 1996--1999 гг. разработать программу создания Всеевропейской экологической сети, которая будет включать разработку физической сети природных ядер (core areas), экологических коридоров и буферных зон.

В процессе создания Всеевропейской экологической сети будут решаться такие задания:

· сохранение всего комплекса экосистем, сред существования, видов и их генетического разнообразия, а также ландшафтов европейского значения;

· обеспечение достаточной «пространственности» природных сред для сохранения видов;

· создание условий для расселения и миграции видов;

· обеспечение возобновления компонентов ключевых экосистем, которые подверглись разрушению;

· защита систем от потенциальных негативных факторов.

Правовыми принципами для определения природных ядер европейского значения являются: программа «НАТУРА-2000» в рамках директив Европейского союза охраны птиц и сохранения ареалов, Бернская, Боннская и Рамсарская конвенции; биогенетические резерваты и некоторые природоохранные территории, которые удостоены Европейского диплома. Обе группы категорий определяются согласно с установленными критериями в соответствующих резолюциях Совета Европы (готовятся соответствующие заявки, которые рассматриваются и по которым принимается специальное решение в Совете Европы).

Гримнпис (англ. Greenpeace -- «зелёный мир») -- международная общественная природоохранная организация, основанная в Канаде в 1971 году.

Основная цель -- добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей.

Гринпис существует только за счёт пожертвований сторонников и принципиально не принимает финансовую помощь от государственных структур, политических партий или бизнеса.

Гринпис известен своими громкими акциями, нацеленными на привлечение внимания СМИ к экологическим проблемам.

Энвайронментализм возник как развитие христианской этики и одновременно критика некоторых ее интерпретаций, вплоть до человеконенавистничества, когда именно человек, его деятельность объявляются зловредным источником разрушения окружающего растительного и животного мира, загрязнения почвы, воздуха и воды. Идеологические основы энвайронментализма весьма разнообразны, консервационисты, эколоджисты, "зеленые" партии и движения, эко-анархисты - кажутся неотличимыми для стороннего наблюдателя, однако часто весьма различаются как по методам, так и по основным убеждениям.

Международный (или Всемирный) Союз Охраны природы был основан в 1948 году и объединяет 74 государства, 108 правительственных организаций, 688 национальных неправительственных и 72 международные неправительственные организации (НГО). В 1972 году была основана Программа по защите окружающей среды ООН, целью которой является пропаганда и продвижение "разумного использования и устойчивого развития (sustainable development) мировой окружающей среды".

Кроме того, на межгосударственном уровне действует огромное количество международных общественных организаций, вроде Greenpeace или Всемирного фонда дикой природы (World Wildlife Fund).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.