роблема разнообразия форм бытия -- фундаментальная философская проблема, осмысление которой связано в философской традиции с другой не менее основательной проблемой -- однородности и универсальности. Уже в античное время проблема разнообразия рассматривалась в аспекте не только комбинаторики, но и группировки, т.е. обращалось внимание и на то, как группировать объекты, сходные по своим качествам. Именно античные мыслители сделали первые попытки определить важные принципы классификации и систематизации, сформулировав основные типы упорядоченности рядов разнообразных объектов бытия: линейный, параллельный (Платон) и иерархический (Аристотель).Онтологически разнообразие представляет собой сущностное свойство природы и результат постоянного разрешения противоречия между необходимостью сохранения свойств, накопленных поколениями живых существ, и требованием преодоления старого качества во имя развития новых свойств и качеств, повышения уровня организации. В целом саморазвитие жизни можно рассматривать как процесс, с одной стороны, увеличения разнообразия форм жизни, а с другой -- целенаправленного усложнения и координации связей с окружающей средой, в том числе с другими организмами, что обеспечивает формирование биосферы и ее трансформацию в ноосферу. Человечество представляет собой особую форму жизни, включенную в процесс развития жизни вообще, а она феноменологически и генетически связана с биосферой. Поэтому формируется новая философия жизни, именуемая биофилософией. Soroоs M. S. From Stockholm to Rio: The Evolution of Global Environmental Governance // Environmental Policy in 1993. Washington, 1994. Р. 308--310.Биотическое разнообразие оказало значительное влияние на развитие культуры, особенно на ее ранних этапах. В то же время земледелие и животноводство как культурные феномены не только повлияли на природную среду, но и имели значительные культурно-хозяйственные и экономические последствия для социоприродного взаимодействия. Названные процессы отражались в духовной культуре человечества, формируя различные культурные комплексы, определявшие возможности адаптации людей к конкретным условиям природной среды. Культура как целое представляет собой сложный феномен, система и закономерности функционирования которой пока еще до конца не изучены. В частности, не ясно, до какой степени культурная динамика обусловлена природно-географическими, хозяйственно-экономическими, общественно-политическими, социально-психологическими, религиозными и другими причинами, а также их взаимодействием между собой.Социальная действительность, сама жизнь общества также способствуют появлению таких взаимоотношений, регулирование которых не укладывается в рамки традиционной этики. В частности, речь идет, например, о медицине -- сфере социальной деятельности, связанной непосредственно с биотическими основами существования человека. Появление новых технологий здравоохранения, успехи генной инженерии и трансплантации органов привели в начале 70-х гг. в странах Запада к возникновению биоэтики. Суть ее состоит в постановке вопроса о том, является ли этичным внедрение человека в природную реальность, очерченную понятиями «жизнь» и «смерть»? Кто и на основании чего может решить вопрос о том, стоит ли продлять жизнь в той форме, какую и жизнью-то не назовешь, когда благодаря современной медицинской аппаратуре стало возможным достаточно долго поддерживать «вегетативное» функционирование организма (известен случай, когда больная пролежала в коме 9 лет). Или, например, как с этической точки зрения можно оценить эвтаназию (искусственное прерывание жизни), когда об этом просит сам больной и когда такое решение принимает врач для того, чтобы избавить пациента от страданий, тем более что в современных условиях такой акт сводится всего лишь к отключению медицинской аппаратуры?В последнее время в научной литературе, в средствах массовой информации активно обсуждаются вопросы клонирования животных с возможной перспективой проведения опытов клонирования человека. Достаточно популярными стали и проблемы использования продуктов питания, полученных путем генной инженерии. В сферу практической деятельности уже перешли эксперименты по экстракорпоральному оплодотворению яйцеклеток человека и т.д. Возникающие вопросы и морально-этические проблемы имеют важное значение, поскольку носят персональный характер нравственной перипетии (переживания) и напрямую затрагивают сферу прав человека. Для нашей страны эти проблемы в настоящее время не имеют такого практического значения и распространения, как на Западе, в силу ряда обстоятельств. Однако следует отметить, что в России существовала духовно богатая традиция этики жизни. Она связана с такими именами, как Н.И. Пирогов, Н.Ф. Федоров, П.А. Кропоткин, Н.К. Рерих, К.Э. Циолковский, Д.П. Филатов, А.А. Любищев, А. Платонов и др.Среди этических концепций, занимающих особое место в поиске современных подходов к разработке экологической этики, следует отметить этику благоговения перед жизнью, предложенную А. Швейцером. Ее смысл заключается в уважении и признании другой жизни (как человеческой, так и любого другого живого существа) в качестве абсолютной ценности. Такое признание осуществляется всегда как некое переживание. Дело в том, что нравственным считается действие, не только не наносящее вреда другой жизни, но и способствующее ее сохранению и развитию. Такая постановка вопроса заставляет человека каждый раз полемизировать с действительностью, соотнося свой поступок с оправданностью действий, полезных для себя и необходимых для ненанесения вреда другой жизни, а также принимать решение о том, может ли он взять вину за возможный ущерб на себя. Значительное внимание проблемам формирования экологической этики уделял Колбасов О.С.. Вот несколько принципов экологической этики, предложенных им: Колбасов О. С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 2002. - С. 113 1) взаимодействие человека с биосферой должно строиться на знании законов развития биосферы; 2) при всем многообразии культур необходимо установить общие правила во взаимоотношениях Человека и Природы: экологическая этика расшифровывает эти правила, задача гражданского общества -- обеспечить их выполнение; 3) человек должен жить в условиях коэволюции биосферы и общества -- только при этом условии он может сохранить себя на планете; 4) человек обязан думать о будущих поколениях, т.е. руководствоваться «принципом ответственности за род человеческий»; 5) необходимо осуществлять право наций на расходование невозобновимых ресурсов, пропорциональное количеству населения (принцип инвайронментальных возможностей человека); 6) следует избегать воздействия на природные циклы круговорота веществ и сохранять очаги естественных экосистем (принцип консервации); 7) квоты на расходование ресурсов должны определяться ООН и специалистами-профессионалами и не зависеть от политической обстановки (принцип согласия).Принципы глубинной экологии, как считает Наесс, Soroоs M. S. From Stockholm to Rio: The Evolution of Global Environmental Governance // Environmental Policy in 1993. Washington, 1994. Р. 308--310. не выводятся из экологии с помощью логики и индукции, а являются обобщением разнообразных экологических стилей жизни. Кроме того, ее установки носят нормативный характер, ибо выражают приоритетную систему ценностей, базируясь только на результатах научных исследований. Благодаря глубине познания и всеобщности принципов глубинной экологии ее идеи относятся скорее к философии, чем к экологии, и представляют собой философию экологической гармонии и равновесия, т.е. экософию. Концепция Наесса представляет большой интерес. Она нашла множество сторонников среди ученых и экологов Запада, способствуя развитию научной мысли в направлении формирования целостного органического взгляда на мир.В таком контексте экософия тесно смыкается с биофилософией, формирующейся новой философией жизни, с той лишь разницей, что биофилософия опирается преимущественно на осмысление жизни во всех формах ее проявления, а экософия концентрирует основное внимание на человеческой деятельности по сохранению живой природы -- биоса, биоты -- как необходимого условия существования человека. Связь экологии и гуманизма стала предметом исследования как естественных, так и гуманитарных наук, начались поиски новой методологии, объединяющей основания двух научных направлений. В частности, появилась концепция биоцентризма, утверждающая уникальность живых организмов как особых форм бытия. Господствующей концепцией в науке Нового времени, как известно, был и остается антропоцентризм, определяющий человека как «царя природы», ставящий его интеллект на высшую ступень в иерархии живых существ, да и всей природы в целом.1.3 История возникновения зеленых движений в Европе, Америке и России
Энвайронменталимзм (от англ. environment -- окружающая среда, природа) -- социальное движение, направленное на усиление мер по защите окружающей среды. Перелет Р. А. Глобальные аспекты международного природоохранного сотрудничества // Охрана природы и воспроизводство природных ресурсов. Т. 24. М., 2005. - С.89 Энвайронменталисты придерживаются мнения об антропогенном происхождении современных экологических проблем (озоновые дыры, глобальное потепление, кислотные дожди), поддерживают организации, борющиеся против неэкологичного производства, стремятся уменьшить потребление вредных для окружающей среды продуктов в быту. Отражение актуальности и привлекательности некоторых идей энвайронментализма можно увидеть в том факте, что в большинстве развитых стран мира существуют Зелёные партии. Оппоненты движения считают, что опасности, о которых говорят энвайронменталисты, сильно преувеличены и не всегда имеют антропогенную природу. Они рассматривают энвайронментализм как предвзятое, отчасти религиозное (в широком понимании) убеждение. С другой стороны, очевидно, что во многих странах движения «за охрану окружающей среды» являются средством борьбы за политическую власть: после выборов риторика угасает, средства не выделяются и так до следующего тура. Идея Европейской экосети, или «EECONET» (European Ecological Network -- Европейская экологическая сеть) впервые была предложена коллективом голландских исследователей в 1993 году на конференции в Маастрихте, она органически вошла во Всеевропейскую стратегию сохранения биологического и ландшафтногоразнообразия, одобренную Конференцией министров охраны окружающей среды 55 европейских стран в Софии в октябре 1995 года. Всеевропейской стратегией сохранения биоразнообразия было предусмотрено в 1996--1999 гг. разработать программу создания Всеевропейской экологической сети, которая будет включать разработку физической сети природных ядер (core areas), экологических коридоров и буферных зон. В процессе создания Всеевропейской экологической сети будут решаться такие задания: · сохранение всего комплекса экосистем, сред существования, видов и их генетического разнообразия, а также ландшафтов европейского значения; · обеспечение достаточной «пространственности» природных сред для сохранения видов; · создание условий для расселения и миграции видов; · обеспечение возобновления компонентов ключевых экосистем, которые подверглись разрушению; · защита систем от потенциальных негативных факторов. Правовыми принципами для определения природных ядер европейского значения являются: программа «НАТУРА-2000» в рамках директив Европейского союза охраны птиц и сохранения ареалов, Бернская, Боннская и Рамсарская конвенции; биогенетические резерваты и некоторые природоохранные территории, которые удостоены Европейского диплома. Обе группы категорий определяются согласно с установленными критериями в соответствующих резолюциях Совета Европы (готовятся соответствующие заявки, которые рассматриваются и по которым принимается специальное решение в Совете Европы). Гримнпис (англ. Greenpeace -- «зелёный мир») -- международная общественная природоохранная организация, основанная в Канаде в 1971 году. Основная цель -- добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей. Гринпис существует только за счёт пожертвований сторонников и принципиально не принимает финансовую помощь от государственных структур, политических партий или бизнеса. Гринпис известен своими громкими акциями, нацеленными на привлечение внимания СМИ к экологическим проблемам. Энвайронментализм возник как развитие христианской этики и одновременно критика некоторых ее интерпретаций, вплоть до человеконенавистничества, когда именно человек, его деятельность объявляются зловредным источником разрушения окружающего растительного и животного мира, загрязнения почвы, воздуха и воды. Идеологические основы энвайронментализма весьма разнообразны, консервационисты, эколоджисты, "зеленые" партии и движения, эко-анархисты - кажутся неотличимыми для стороннего наблюдателя, однако часто весьма различаются как по методам, так и по основным убеждениям. Международный (или Всемирный) Союз Охраны природы был основан в 1948 году и объединяет 74 государства, 108 правительственных организаций, 688 национальных неправительственных и 72 международные неправительственные организации (НГО). В 1972 году была основана Программа по защите окружающей среды ООН, целью которой является пропаганда и продвижение "разумного использования и устойчивого развития (sustainable development) мировой окружающей среды". Кроме того, на межгосударственном уровне действует огромное количество международных общественных организаций, вроде Greenpeace или Всемирного фонда дикой природы (World Wildlife Fund).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|