p align="left">сочетание объективности и субъективности -- социальные нормы складываются закономерно, исторически, в связи с тем, что общество представляет собой сложный социальный организм и нуждается в регулировании внутренних процессов. В то же время возникновение и конкретное содержание социальных норм связано с волей и сознательной деятельностью людей. «Социальные нормы складываются в систему в том смысле, что выражают идеи, идеалы, интересы, противоречия в обществе, в котором существуют, органически входят в его духовную жизнь и через институции (организации, союзы, объединения, устойчивые нравы) органически врастают в общественные отношения»; культурная обусловленность -- социальные нормы соответствуют характеру социальной организации, уровню развития общества, типу культуры. Они изменяются вслед за изменениями общественных отношений. Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью общественных отношений. Поэтому классификация социальных норм может быть осуществлена по различным основаниям. В зависимости от сфер жизни общества, в которых действуют социальные Нормы, они подразделяются на политические, экономические, религиозные и др. В качестве примера политических, норм вплоть до настоящего времени не Получивших своего законодательного (правового) закрепления, в современной России могут быть названы нормы регулирующие деятельность парламентского лобби. Экономические нормы регулируют отношения в сфере производства и распределения материальных благ. Основным правилом (нормой) экономического развития является поддержание пропорционального баланса между производством и потреблением. Нарушение данного правила влечет за собой экономический кризис, обусловленный в зависимости от обстоятельств товарным дефицитом либо товарным перепроизводством. Религиозные нормы регламентируют порядок организации и функционирования сферы культовых отношений, связанных с оформлением и осуществлением религиозных верований. К числу религиозных относятся правила, устанавливающие религиозные праздники и памятные даты, регламентирующие отношения верующих в рамках собственной конфессии и по отношению к представителям иного вероисповедания и т. п. В зависимости от способа образования выделяют спонтанные (сложившиеся стихийно) и директивные (созданные в результате целенаправленной нормотворческой деятельности) нормы. В качестве спонтанных следует рассматривать нормы обычаев, складывающиеся в результате многократного повторения социально-значимого явления, которое именно в силу своей повторяемости начинает рассматриваться в качестве закономерности. К числу директивных норм относятся правила, устанавливаемые одними субъектами социальной деятельности в отношении других. Так, по мнению Ю. Лотмана: «"Регулярное" государство Петра I сознавало себя как систему указов и правил. При этом подразумевалось, что живое бытование культуры -- лишь реализация этих норм. "Обычай" -- жизнь, не возведенная в ранг "грамматики", систематически разрушалась. Она отождествлялась с невежеством, отсталостью, "закостенелостью". 51. Понятие и виды источников права В теории государства и права источник права рассматривается в нескольких смысловых значениях. Во-первых, в качестве источников права выступают общественные отношения, требующие регулятивно-охранительного воздействия со стороны государства и в силу этого обусловливающие появление соответствующих правовых институтов. Такие источники называются материальными. К материальным источникам следует отнести нуждающиеся в правовом регулировании общественные отношения в сфере экономики, политики, социального обеспечения и т. д. Во-вторых, под источниками права понимаются идеи, взгляды, теории, в которых отражается сущность социально-правового регулирования и которые оказывают серьезное влияние на правотворческую и правоприменительную деятельность. Такие источники называются идеальными. К идеальным источникам права следует отнести правосознание, правовую доктрину, правовую культуру и т. п. В-третьих, источниками права являются сформулированные и принятые в официальном порядке предписания властного характера, в которых закрепляются общезначимые правила поведения и которые обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций. Такие источники называются формально-юридическими источниками права или формами права. В рамках данного курса мы будем рассматривать источник права в формально-юридическом смысле. В качестве рабочего определения предлагается следующее: источник права -- это форма юридического закрепления и внешнего выражения правового предписания. К основным источникам права относятся правовой обычай, правовой прецедент, нормативный договор и нормативно-правовой акт. 52. Правовой обычай как источник права Правовой обычай -- правило поведения, возникшее в процессе социально-политического развития, в результате многократного повторения явления, признаваемого общественно полезным и в силу этого воспринятого государством в качестве правового регулятора. Правовой обычай является исторически первым источником права. Правовые системы, в основу которых были положены определенным образом систематизированные обычаи, получили название систем обычного права. Древнейшими памятниками обычного права являются своды обычаев -- Законы Хаммурапи, Законы Ману, Русская правда и т. д. Обычай становится правовым только в случае официального санкционирования (признания) социального обычая со стороны государства. Приме ром одобренного государством обычая является обычай делового оборота, закрепленный в ст. 5 ГК РФ и предполагающий возможность договаривающимся сторонам самостоятельно определять условия заключаемой сделки, если это не противоречит действующему законодательству. Вместе с тещ обычай кровной мести, сохранившийся до настоящего времени в ряде регионов, признается государством социально вредным, а действия лиц, руководствующихся этим обычаем, рассматриваются как противоправные. В современный период обычай сохраняет свое значение в качестве источника права, прежде всего, в тех областях, где пока нет достаточного материала для законодательных обобщений. Правила обычая выступают как «предвосхищение установленного законом права». Поэтому сегодня наиболее заметна роль обычая в регулировании интернациональных отношений в сфере торговли, информационного обмена, межгосударственного сотрудничества. 53. Юридический прецедент как источник права Правовой прецедент -- решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу, используемое в качестве эталона (образца) при рассмотрении последующих аналогичных дел одноуровневыми либо нижестоящими органами. Видами правовых прецедентов являются судебные и административные прецеденты. Наибольшее распространение прецеденты получили в странах англо-саксонской правовой семьи (Великобритания, США, Новая Зеландия, Австралия и т. д.). Прецедентное право, сложившееся в этих странах, представляет собой сумму норм, содержащихся в судебных и административных решениях, рассматриваемых в качестве эталонов для последующей юридической практики. В широком понимании прецедентное право включает также методы, которыми пользуются судьи и административные органы при создании прецедентов, и соответствующую правовую культуру. Достоинство прецедента как источника права состоит в том, что он более предметно и точно, чем общая норма закона, способен отразить специфику каждого конкретного дела. Недостаток прецедентного права -- в многочисленности используемых в качестве прецедентов судебных и административных решений, что сильно затрудняет возможность свободно в них ориентироваться (как простым гражданам, так и практикующему юристу), своевременно следить за их изменениями, поскольку они зачастую не систематизированы, не собраны в единые сборники. В России на официальном уровне прецедент не признается источником права. Вместе с тем на практике прецедентными, по сути, являются акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, а также постановления 0ленума Верховного Суда, обязательные для нижестоящих судов. Таким образом, представляется возможным проведение различия между «нормообразующими» и «прецедентами толкования». Что касается первых, то они как источники права действительно используются лишь в тех странах, в которых суды наряду с функцией правосудия наделены функцией правотворчества. Что же касается прецедентов толкования, то они могут рассматриваться в качестве производных источников права и получают свое формальное выражение в интерпретационных актах нормативного характера. При этом в процессе правоприменения компетентный субъект использует два источника: основной -- закон, содержащий норму и определяющий общее правило и принципы поведения, и производный -- прецедент толкования, посредством которого конкретизируются отдельные положения закона, и унифицируется порядок его реализации. На этом основании в некоторых странах романо-германской правовой семьи прецеденты толкования на официальном уровне признаются в качестве производных источников права. 54. Нормативный договор как источник права Нормативный договор -- это соглашение между двумя и более субъектами права, заключаемое для достижения целей и решения задач, имеющих юридическое значение для договаривающихся сторон. Правила поведения (нормы), закрепленные в нормативном договоре, являются обязательными только для субъектов, его заключивших. При этом, во-первых, круг договаривающихся субъектов носит вполне определенный, но не персонифицированный характер, а во-вторых, конкретизированы субъективные права и юридические обязанности, которые реализуются субъектами в рамках урегулированного договором правоотношения. Обязательными условиями заключения нормативного договора являются равенство, взаимная ответственность сторон, согласие участников по всем существенным аспектам соглашения. Сторонами нормативного договора могут выступать индивидуальные и коллективные субъекты. ром нормативного договора с участием индивидуального субъекта может быть трудовой договор (контракт). Примером нормативного договора с участием коллективного субъекта является международный договор. Спецификой данного вида договоров является то, что в качестве коллективного субъекта -- договаривающейся стороны выступает государство в целом. В соответствии с Конституцией России 1993 г. международные договоры, подписанные Российской Федерацией, являются источниками российского права, причем при возникновении противоречий между международными договорами и национальным законодательством приоритетом обладают именно международные договоры. 55. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды Нормативно-правовой акт -- это официальный документ, принимаемый от имени государства в порядке установленной государством процедуры, содержащий правила поведения обобщенного характера (норму права), регулятивно-охранительное воздействие которых распространяется на неперсонифицированный круг субъектов. Нормативно-правовой акт -- это разновидность правовых актов. Его следует отличать от актов применения права, имеющих конкретный, индивидуальный характер, с помощью которых разрешаются конкретные дела. В отличие от них нормативно-правовой акт носит общий характер. Его следует отличать и от актов толкования права, в которых дается разъяснение норм права. 56. Закон: понятие, признаки, виды В системе источников российского права нормативно-правовой акт занимает приоритетное значение. Большое значение нормативно-правовых актов по сравнению с другими источниками права связано с повышением роли государства в регулировании наиболее значимых общественных отношений. Кроме того, нормативно-правовой акт отличает способность быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, а документально-письменная форма позволяет непосредственно и оперативно знакомиться с его содержанием. Особая юридическая значимость нормативно-правового акта определяется рядом признаков: принимается от имени государства в порядке предусмотренной законом процедуры; является результатом правотворческой деятельности компетентных субъектов (государственных органов и органов негосударственного характера (органы местного самоуправления и т. д.), которым право на нормотворчество делегировано государством); содержит в себе правила поведения обобщенного характера (нормы права), регулятивно-охранительное воздействие которых осуществляется в отношении неперсонифицированного круга субъектов; реализуется в особом процессуальном порядке; имеет определенную документальную форму (закон, указ, постановление и т. д.); направлен на регулирование типичных общественных отношений; обеспечивается системой государственных гарантий и санкций (в том числе государственным принуждением). Система нормативно-правовых актов характеризуется многообразием входящих в нее документов. Это многообразие обусловлено широким кругом регулируемых правом общественных отношений и разнообразием методов, средств воздействия на эти отношения. Единство данной системы обеспечивается верховенством закона, едиными принципами правотворчества, взаимодействием нормативно-правовых актов между собой, а также наличием укрупненных кодифицированных актов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
|