p align="left">в демократическом государстве признается идеологическое многообразие. «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 13 Конституции РФ); демократический политический режим в качестве предпосылки и признака предполагает формирование и свободное развитие гражданского общества, представляющего собой социально-политическую организацию, относительно независимую от государства. Независимость гражданского общества особенно ярко проявляется в сфере экономических отношений, в рамках которых устанавливается паритет (равенство) частной и государственной собственности и допускается свободная конкуренция частного предпринимательства и государственного сектора экономики; в условиях демократического политического режима интересы человека должны подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 55 ч. 3) «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»; государственное признание неотъемлемых «абсолютных» прав и свобод человека, которые государство не имеет права изъять или ограничить ни при каких обстоятельствах. В соответствии с Конституцией РФ к абсолютным правам относятся: право на гражданство (ст. 6), право на достоинство личности (ст. 20), право на правосудие (ст. 47) и др.; наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, митингов и т. д.), при помощи которых граждане воздействуют на государственную власть. В частности, ст. 31 Конституции РФ определяет, что «граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрация, шествия и пикетирование». 33. Тоталитарный политический режим: понятие и признаки В процессе характеристики антидемократических режимов обычно выделяют тоталитарные и авторитарные политические режимы. Тоталитарный политический режим характеризуется следующими отличительными чертами: в условиях тоталитарного режима государство полностью подчиняет себе общество (осуществляется тотальный контроль государства над обществом). Права и свободы индивидов являются вторичными по отношению к государственным интересам; в основе тоталитарного режима лежит единая государственная идеология, насильственно навязываемая всему обществу. В тоталитарном государстве невозможны идейный и политический плюрализм и, следовательно, не допускаются любые формы официальной оппозиции установившемуся режиму; управление экономикой осуществляется при помощи административно-командной системы, предполагается практически полная монополия государства в вопросах планирования и руководства процессом экономического развития; государственная деятельность имеет ярко выраженный принудительный характер. Правомерным поведение субъекта считается лишь тогда, когда последний приносит обществу пользу (отсюда знаменитый тезис «кто не работает -- тот не ест»); тоталитаризм, как правило, характеризуется все охватывающей милитаризацией общественной жизни. Социальная организация строится по принципу военизированной системы; в качестве методов государственного управления широко используется административное и судебное давление, а в ряде случаев и открытые государственные репрессии. Авторитарный политический режим -- третий вид политического режима. Он рассматривается в качестве своеобразной промежуточной (переходной) Формы между демократическим и тоталитарным режимами. При этом авториторизм может трансформироваться как в демократию (Чили), так и в тоталитаризм (отказ от политики НЭПа в СССР и переход к тоталитарной по сути политике индустриализации и коллективизации). И в том и в другом варианте инициатива изменения сложившегося режима принадлежит самой государственной власти. Поэтому иногда авторитарный режим называют «революцией сверху». В качестве основных признаков авторитарного политического режима выдаются: сосредоточение всей полноты властных полномочий в руках ограниченного круга лиц (диктатуры, хунты и т. п.); бессрочность исполнения властных полномочий; Юридическая безответственность властных структур за принимаемые Решения; внедрение в регулятивно-управленческий механизм двух систем социально-правового воздействия: корпоративной и публичной (нормативно-правовой). При помощи первой, регулируются взаимоотношения среди представителей властной элиты. Вторая необходима для обеспечения регуляции общественных отношений среди подвластных; допущение относительной свободы в сфере экономических отношений (разрешение частной собственности, частного предпринимательства, иностранных концессий, конкуренции государственного и частного экономических секторов и т. д.); определение и юридическое закрепление экономического статуса и государственных гарантий в отношении институтов гражданского общества; жесткий государственный диктат в идейно-политической сфере, недопущение политической оппозиции; возможность использования противоправных по сути методов воздействия (административный и судебный произвол, политический террор). 34. Государственный аппарат: понятие и структура. Соотношение понятий «государственный механизм» и «государственный аппарат» Государственный механизм -- это система объединенных структурными и функциональными связями институтов, деятельность которых направлена на достижение целей и решение задач, определяемых системой функций государства. До недавнего времени в теории государства и права понятие «механизм государства» употреблялось как адекватное феномену «государственный аппарат». При этом сам государственный аппарат рассматривался как в широком, так и в узком смысле. Узкий подход содержит в себе представление о структуре государственного аппарата как совокупности органов государственной власти и управления, в основу деятельности которых положен механизм государственного принуждения. Данная позиция в качестве первоосновы использует концептуальный подход, сформулированный В. И. Лениным, по мнению которого под государственным аппаратом подразумевается, прежде всего, постоянная армия, полиция и чиновничество. Сторонники широкого понимания государственного аппарата включают в него органы государственной власти, а также государственные органы и учреждения, не обладающие самостоятельными властными полномочиями, однако жизненно необходимые государству для эффективной реализации властных предписаний. Такие органы (учреждения) получили в науке название «материальных придатков государственного аппарата». Как правило, к материальным придаткам государства относят институты, при помощи которых реализуется государственное принуждение: вооруженные силы, полицию (милицию), органы безопасности, исправительные учреждения и т. д. Так, по мнению М. И. Марченко, «государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов». Сходную точку зрения высказывают В. С. Афанасьев и В. В. Лазарев, которые считают, что «в государственный механизм входят законодательные органы, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы т.п.)». Вполне приемлемым является определение механизма государства, сформулированное М.К. Исаковой: «Механизм государства -- законодательно закрепленная система, располагающая необходимыми материальными придатками государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства». Наряду с научными подходами, предполагающими отождествление понятий «государственный механизм» и «государственный аппарат», в современной юридической литературе высказываются и иные точки зрения, автора которых обращают внимание, прежде всего, на этимологию данных понятий, Действительно, слово «аппарат» применительно к юридической науке означает «учреждение или ряд учреждений, обслуживающих какую-либо отрасли управления или хозяйства». Слово же «механизм» определяется как система, в которой движение одного вызывает движение другого. На основании этого утверждается, что понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» лежат в разных плоскостях и соотносятся между собой как вещь, находящаяся в покое, в статике (государственный аппарат), и эта же вещь, находящаяся в движении, в динамике (механизм государства). Анализ вышеперечисленных подходов позволяет говорить о том, что их общим недостатком является смешивание структурных и функциональны аспектов государственной организации общества и как следствие отождествление двух типов понимания государства: политического, в рамках которого государство рассматривается в качестве аппарата публичной политической власти, и социологического, в рамках которого государство представляется как форма социальной организации общества. Причем если в условиях этатизации политико-правовой науки советского периода практическое значение названной теоретической неточности было ничтожным (в силу фактического огосударствления всех сфер общественной жизни), то в условиях плюралистичной демократической системы, определенной Конституцией 1993 г. в качестве идеальной модели государственного строя России, подоб-ный подход представляется односторонним. Изменения, произошедшие в последние годы в политико-правовой системе России, обусловили усиление влияния негосударственных институтов (органы местного самоуправления, политические партии, вошедшие в парламент, СМИ и т. д.), которым государство передает часть своих функциональных полномочий и которые в различных сферах общественной жизнедеятельности достаточно активно влияют на процессы реализации функций государства. В сложившейся ситуации представляется, уместным разграничение структурных и функциональных составляющих государства и как следствие различение феноменов «механизм государства» и «государственный механизм». Структуру механизма государства образуют государственные органы и учреждения, создаваемые по воле государства и действующие преимущественно в общегосударственных интересах. Таким образом, понятие «механизм государства» тождественно понятию «аппарат государства» в его широком смысле. Категория «государственный механизм» включает в себя помимо механизма (аппарата) государства систему негосударственных органов, которым государство делегировало право реализации отдельных государственных функций и наделило их соответствующими государственными полномочиями (прежде всего полномочиями, связанными с правоприменительной деятельностью). Отношения между государственными и негосударственными институтами в государственном механизме могут быть условно названы «отношениями социального симбиоза» (взаимной полезности). Государство определяет и закрепляет при помощи правовых норм общезначимые правила поведения, Реализует монополию на правосудие и государственное принуждение. Вместе с тем негосударственные институты оказывают влияние на правотворческие и правоприменительные процессы, конкурируют с государством в экономической сфере, ограничивают (при помощи общественных правозащитных организаций) возможности применения государственного принуждения. 35. Государственный орган: понятие, признаки, виды Важнейшей составляющей государственного механизма является государственный аппарат -- совокупность органов государственной власти и должностных лиц -- представителей государственной власти, которые от имени государства и в его интересах участвуют в реализации государственных функций. В основу создания и функционирования государственного аппарата положены принципы единства и разделения государственной власти. Структуру государственного аппарата образуют государственные органы, создаваемые по воле государства обособленные функциональные институты (подразделения), наделенные определенным объемом властной компетенции и осуществляющие от имени государства правотворческую, управленческую, правоисполнительную и правоприменительную деятельность. В качестве отличительных признаков государственных органов можно выделить следующие качественные характеристики: публично-правовой характер. Государственные органы создаются волевым решением государства, действуют от имени всего государства и распространяют свои властные предписания на всех субъектов права, подпадающих под юрисдикцию государства публичный характер). При этом порядок формирования и функционирования государственным органов определяется действующим законодательством (правовой характер); нормативный порядок формирования и функционирования. Нормативному закреплению подлежит порядок формирования органа, объем властной компетенции, место в системе иерархии государственных органов, порядок взаимодействия с другими государственными органам;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
|