реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Теория государства и права

реферат
p align="left">формирование высших органов государственной власти выборным путем и реализация ими властных полномочий в течение определенных законодательством сроков;

юридическая ответственность представителей государственной власти (в том числе и главы государства) за принимаемые решения;

возможность досрочного прекращения властных полномочий представителей государственной власти.

В качестве современных форм республиканского правления рассматриваются президентские и парламентские республики.

Президентские республики (США, Франция, Филиппины) характеризуются сосредоточением наибольшего объема властных полномочий у главы государства -- Президента. Признаки президентской республики:

президент избирается путем проведения всенародных выборов;

президент либо непосредственно возглавляет исполнительную власть и формирует правительство, либо назначает председателя правительства (премьер-министра) и утверждает представленный премьером состав правительства;

правительство несет ответственность перед президентом и действует в течение срока президентских полномочий;

президент обладает единоличным правом отставки правительства;

отношения между президентом и представительным органом законодательной власти (парламентом) строятся на основании принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов. В частности, законодательную власть в РФ осуществляет двухпалатное Федеральное Собрание (Государственная Дума разрабатывает и принимает законы, Совет Федерации их одобряет). Однако закон не может вступить в силу без подписи Президента. В случае не подписания закона (наложения вето), документ возвращается в Государственную Думу (система сдержек). Вместе с тем, в случае если при повторном голосовании в поддержку отклонение го закона проголосует квалифицированное большинство (2/3) представителей обеих палат Федерального собрания, вето считается преодоленным, и в этом случае Президент обязан подписать закон и передать его на опубликование в СМИ (система противовесов).

Парламентские республики (Италия, ФРГ) характеризуются сосредоточением наибольших властных полномочий у парламента. Признаки парламентской республики:

президент избирается из числа членов парламента или специальной парламентской комиссией;

правительство формируется из членов парламента и возглавляется лидером партии парламентского большинства;

правительство несет ответственность перед парламентом и действует в течение срока полномочий парламента;

в случае объявления «недоверия правительству» со стороны парламента, президент обязан принять решение об отставке правительства.

28. Форма территориально-государственного устройства: понятие и виды

Форма государственного (территориального) устройства характеризует национальное и административно-территориальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между территориальными образованиями, в совокупности составляющими территорию государства, а также между центральными и региональными органами государственной власти. По форме территориального устройства все государства делятся на унитарные (простые) и федеративные (сложные).

Унитарные (простые) государства (Великобритания, Япония, Финляндия) -- это единые государства, в которых государственная власть носит централизованный неделимый характер. Признаки унитарного государства:

властные полномочия сосредоточены (централизованы) у высших органов государственной власти, которые реализуют эти полномочия от имени всего государства;

единая система государственных органов;

единая система законодательства;

порядок создания, изменения и ликвидации административно-территориальных образований, а также принципы их взаимодействия друг с другом определяются на высшем государственном уровне.

Наиболее крупные единицы, на которые делится территория унитарного государства, называются областями, провинциями, землями, губерниями; единицы районного звена именуются районами, округами, уездами; сельские административно-территориальные единицы нередко имеют названия общин, коммун, волостей и т. д. В особые административно-территориальные единицы иногда выделяются города. Как правило, унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные.

В децентрализованных унитарных государствах органы местного самоуправления выбираются жителями соответствующей территории. В централизованных государствах главы местных администраций назначаются «сверху» актами государственной власти.

Наряду с административно-территориальными единицами унитарные го-сударства могут включать автономные образования, создание которых связа-но с учетом особенностей культуры, истории, традиций, быта проживающего в них населения (Корсика во Франции, Иракский Курдистан и т. д.).

Федеративные государства (РФ, США, Мексика) -- сложные государства, представляющие собой неразрывный союз обособленных автономных образований (субъектов), обладающих определенным объемом государственной власти. Признаки федеративного государства:

территория федерации представляет собой совокупность обособленных и обладающих определенной автономностью территориальных образований -- субъектов;

государственный суверенитет сосредоточен на федеральном уровне. Субъекты федерации не являются суверенными образованиями и не об-ладают правом сецессии (правом на односторонний выход из состава федерации);

система государственных органов федеративного государства характеризуется двухуровневой структурой и объединяет органы государственной власти федерации и органы государственной власти субъектов. Взаимодействие органов государственной власти федерации с органами государственной власти субъектов осуществляется в соответствие с принципом разграничения предметов ведения (предметы исключительного ведения федерации, предметы совместного ведения, предметы ведения субъектов) и распределения полномочий;

интересы субъектов на федеральном уровне реализует одна из палат законодательного собрания (в РФ -- Совет Федерации Федерального Собрания России), формируемая из представителей субъектов;

в федеративном государстве действует двухуровневая система законодательства -- законодательство федерации и законодательство субъектов. Законодательство субъектов не должно противоречить федеральному. Высшей юридической силой обладает федеральная Конституция, являющаяся ядром законодательства как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов.

Различаются национальные, политико-территориальные и смешанные Федерации. В основу национальных федераций положен порядок формирования субъекта по принципу выделения титульной нации (СССР, в современный период -- Бельгия). Политико-территориальный подход к созданию федерации исходит из политических, экономических, историко-культурных связей, объединяющих население субъектов (США, ФРГ). В смешанных федерациях субъекты могут быть образованы как по национальному, так и политико-территориальному принципу (в современной РФ республики являются национальными субъектами, а в области -- политико-территориальными).

Структура различных федераций неодинакова. В наиболее простом варианте федеративное государство состоит из одинаковых (в смысле обладаниям политико-правовым статусом) субъектов (штатов, провинций, земель и т. д. ) Такие федерации принято называть симметричными (СССР). Юридически асимметричная федерация исходит из неравноправия ее составных частей (США, РСФСР с 1991 по 1993т.).

Наряду с федерациями к сложным формам государственного устройства достаточно часто относят конфедерацию. Вместе с тем, более точным является рассмотрение данного типа в качестве своеобразной переходной формы территориального устройства, в которой сочетаются как признаки единого государства, так и признаки союза суверенных государств. В частности, к признакам, позволяющим относить конфедерацию к единому государству относятся:

* наличие общих для всей конфедерации функций, реализуемых как во внутренней, так и во внешней сфере;

* наличие единого правового поля, единого таможенного пространства;

* наличие конфедеративных органов власти и конфедеративной системы законодательства;

наличие единой денежной единицы;

наличие единого языка межгосударственного общения;

наличие единых вооруженных сил под общим командованием.

В свою очередь, к признакам конфедерации, характерным для союза суверенных государств, следует отнести:

сохранение национальной валюты, национального гражданства, госу-дарственного языка, территориальной обособленности;

правовые акты, принятые конфедеративными органами, приобретают юридическую силу в субъектах конфедерации только в случае их рати-фикации (одобрения) национальными парламентами;

субъекты конфедерации обладают правом нуллификации -- правом признания, утратившим юридическую силу акта, принятого на уровне федерации; субъекты конфедерации обладают правом сецессии -- правом на односторонний выход из состава конфедерации. Естественно, что данное право может быть реализовано только на основании соответствующего договора.

Примерами конфедераций могут служить США с 1781 по 1789г., Египет и Сирия с 1958 по 1961 г., Сенегал и Гамбия с 1982 по 1989 г. и др.

Конфедерации следует отличать от коалиций, являющихся, по существу, оборонительными или наступательными союзами самостоятельных государств (антигитлеровская коалиция периода Второй мировой войны, антииракская коалиция в период войны в Ираке в 2002 г.).

В отличие от форм административно-территориального устройства, характеризующих структуру государственной территории, а также порядок формирования и взаимодействия административных и политико-территориальных образований, посредством формы национально-этнического устройства характеризуется социальная структура государства. Вплоть до последнего времени в подобном ракурсе данный вопрос не поднимался и не рассматривался, несмотря на его очевидную значимость, как в теоретическом, так и в практическом отношении. Представляется, что все государства (как федеральные, так и унитарные) по форме национально-этнического устройства могут быть разделены на мононациональные и полинациональные.

В моноэтничных государствах (США, ФРГ) на официальном уровне закрепляется принцип национального единства. При этом в основу подобного единства может быть положено либо определение титульной нации (ФРГ), предполагающее приобретение наряду с гражданством соответствующего национального статуса (любой гражданин ФРГ считается представителем немецкого народа), либо культурное единство (США). При этом и в том и в другом случае не допускается создание административно-территориальных автономий сформированных по национальному признаку.

В полинациональных государствах (Россия, Испания, Украина и т. п.) допускается выделение и территориальное обособление социальных групп, сформированных по национальному признаку (национальные субъекты в Российской Федерации, национальные автономии в Испании и на Украине). При этом закрепление полинациональной социальной структуры сопровождается декларацией единства государственно организованного народа. В частности, соответствие со ст. 3 Конституцией России в качестве носителя суверенитете единственного источника власти рассматривается многонациональный российский народ.

29. Унитарное (простое) государство: понятие, признаки, виды

По форме территориального устройства все государства делятся на унитарные (простые) и федеративные (сложные).

Унитарные (простые) государства (Великобритания, Япония, Финляндия) -- это единые государства, в которых государственная власть носит централизованный неделимый характер. Признаки унитарного государства:

властные полномочия сосредоточены (централизованы) у высших органов государственной власти, которые реализуют эти полномочия от имени всего государства;

единая система государственных органов;

единая система законодательства;

порядок создания, изменения и ликвидации административно-территориальных образований, а также принципы их взаимодействия друг с другом определяются на высшем государственном уровне.

Наиболее крупные единицы, на которые делится территория унитарного государства, называются областями, провинциями, землями, губерниями; единицы районного звена именуются районами, округами, уездами; сельские административно-территориальные единицы нередко имеют названия общин, коммун, волостей и т. д. В особые административно-территориальные единицы иногда выделяются города. Как правило, унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные.

В децентрализованных унитарных государствах органы местного самоуправления выбираются жителями соответствующей территории. В централизованных государствах главы местных администраций назначаются «сверху» актами государственной власти.

Наряду с административно-территориальными единицами унитарные государства могут включать автономные образования, создание которых связано с учетом особенностей культуры, истории, традиций, быта проживающего в них населения (Корсика во Франции, Иракский Курдистан и т. д.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.