p align="left">формирование высших органов государственной власти выборным путем и реализация ими властных полномочий в течение определенных законодательством сроков; юридическая ответственность представителей государственной власти (в том числе и главы государства) за принимаемые решения; возможность досрочного прекращения властных полномочий представителей государственной власти. В качестве современных форм республиканского правления рассматриваются президентские и парламентские республики. Президентские республики (США, Франция, Филиппины) характеризуются сосредоточением наибольшего объема властных полномочий у главы государства -- Президента. Признаки президентской республики: президент избирается путем проведения всенародных выборов; президент либо непосредственно возглавляет исполнительную власть и формирует правительство, либо назначает председателя правительства (премьер-министра) и утверждает представленный премьером состав правительства; правительство несет ответственность перед президентом и действует в течение срока президентских полномочий; президент обладает единоличным правом отставки правительства; отношения между президентом и представительным органом законодательной власти (парламентом) строятся на основании принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов. В частности, законодательную власть в РФ осуществляет двухпалатное Федеральное Собрание (Государственная Дума разрабатывает и принимает законы, Совет Федерации их одобряет). Однако закон не может вступить в силу без подписи Президента. В случае не подписания закона (наложения вето), документ возвращается в Государственную Думу (система сдержек). Вместе с тем, в случае если при повторном голосовании в поддержку отклонение го закона проголосует квалифицированное большинство (2/3) представителей обеих палат Федерального собрания, вето считается преодоленным, и в этом случае Президент обязан подписать закон и передать его на опубликование в СМИ (система противовесов). Парламентские республики (Италия, ФРГ) характеризуются сосредоточением наибольших властных полномочий у парламента. Признаки парламентской республики: президент избирается из числа членов парламента или специальной парламентской комиссией; правительство формируется из членов парламента и возглавляется лидером партии парламентского большинства; правительство несет ответственность перед парламентом и действует в течение срока полномочий парламента; в случае объявления «недоверия правительству» со стороны парламента, президент обязан принять решение об отставке правительства. 28. Форма территориально-государственного устройства: понятие и виды Форма государственного (территориального) устройства характеризует национальное и административно-территориальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между территориальными образованиями, в совокупности составляющими территорию государства, а также между центральными и региональными органами государственной власти. По форме территориального устройства все государства делятся на унитарные (простые) и федеративные (сложные). Унитарные (простые) государства (Великобритания, Япония, Финляндия) -- это единые государства, в которых государственная власть носит централизованный неделимый характер. Признаки унитарного государства: властные полномочия сосредоточены (централизованы) у высших органов государственной власти, которые реализуют эти полномочия от имени всего государства; единая система государственных органов; единая система законодательства; порядок создания, изменения и ликвидации административно-территориальных образований, а также принципы их взаимодействия друг с другом определяются на высшем государственном уровне. Наиболее крупные единицы, на которые делится территория унитарного государства, называются областями, провинциями, землями, губерниями; единицы районного звена именуются районами, округами, уездами; сельские административно-территориальные единицы нередко имеют названия общин, коммун, волостей и т. д. В особые административно-территориальные единицы иногда выделяются города. Как правило, унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные. В децентрализованных унитарных государствах органы местного самоуправления выбираются жителями соответствующей территории. В централизованных государствах главы местных администраций назначаются «сверху» актами государственной власти. Наряду с административно-территориальными единицами унитарные го-сударства могут включать автономные образования, создание которых связа-но с учетом особенностей культуры, истории, традиций, быта проживающего в них населения (Корсика во Франции, Иракский Курдистан и т. д.). Федеративные государства (РФ, США, Мексика) -- сложные государства, представляющие собой неразрывный союз обособленных автономных образований (субъектов), обладающих определенным объемом государственной власти. Признаки федеративного государства: территория федерации представляет собой совокупность обособленных и обладающих определенной автономностью территориальных образований -- субъектов; государственный суверенитет сосредоточен на федеральном уровне. Субъекты федерации не являются суверенными образованиями и не об-ладают правом сецессии (правом на односторонний выход из состава федерации); система государственных органов федеративного государства характеризуется двухуровневой структурой и объединяет органы государственной власти федерации и органы государственной власти субъектов. Взаимодействие органов государственной власти федерации с органами государственной власти субъектов осуществляется в соответствие с принципом разграничения предметов ведения (предметы исключительного ведения федерации, предметы совместного ведения, предметы ведения субъектов) и распределения полномочий; интересы субъектов на федеральном уровне реализует одна из палат законодательного собрания (в РФ -- Совет Федерации Федерального Собрания России), формируемая из представителей субъектов; в федеративном государстве действует двухуровневая система законодательства -- законодательство федерации и законодательство субъектов. Законодательство субъектов не должно противоречить федеральному. Высшей юридической силой обладает федеральная Конституция, являющаяся ядром законодательства как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов. Различаются национальные, политико-территориальные и смешанные Федерации. В основу национальных федераций положен порядок формирования субъекта по принципу выделения титульной нации (СССР, в современный период -- Бельгия). Политико-территориальный подход к созданию федерации исходит из политических, экономических, историко-культурных связей, объединяющих население субъектов (США, ФРГ). В смешанных федерациях субъекты могут быть образованы как по национальному, так и политико-территориальному принципу (в современной РФ республики являются национальными субъектами, а в области -- политико-территориальными). Структура различных федераций неодинакова. В наиболее простом варианте федеративное государство состоит из одинаковых (в смысле обладаниям политико-правовым статусом) субъектов (штатов, провинций, земель и т. д. ) Такие федерации принято называть симметричными (СССР). Юридически асимметричная федерация исходит из неравноправия ее составных частей (США, РСФСР с 1991 по 1993т.). Наряду с федерациями к сложным формам государственного устройства достаточно часто относят конфедерацию. Вместе с тем, более точным является рассмотрение данного типа в качестве своеобразной переходной формы территориального устройства, в которой сочетаются как признаки единого государства, так и признаки союза суверенных государств. В частности, к признакам, позволяющим относить конфедерацию к единому государству относятся: * наличие общих для всей конфедерации функций, реализуемых как во внутренней, так и во внешней сфере; * наличие единого правового поля, единого таможенного пространства; * наличие конфедеративных органов власти и конфедеративной системы законодательства; наличие единой денежной единицы; наличие единого языка межгосударственного общения; наличие единых вооруженных сил под общим командованием. В свою очередь, к признакам конфедерации, характерным для союза суверенных государств, следует отнести: сохранение национальной валюты, национального гражданства, госу-дарственного языка, территориальной обособленности; правовые акты, принятые конфедеративными органами, приобретают юридическую силу в субъектах конфедерации только в случае их рати-фикации (одобрения) национальными парламентами; субъекты конфедерации обладают правом нуллификации -- правом признания, утратившим юридическую силу акта, принятого на уровне федерации; субъекты конфедерации обладают правом сецессии -- правом на односторонний выход из состава конфедерации. Естественно, что данное право может быть реализовано только на основании соответствующего договора. Примерами конфедераций могут служить США с 1781 по 1789г., Египет и Сирия с 1958 по 1961 г., Сенегал и Гамбия с 1982 по 1989 г. и др. Конфедерации следует отличать от коалиций, являющихся, по существу, оборонительными или наступательными союзами самостоятельных государств (антигитлеровская коалиция периода Второй мировой войны, антииракская коалиция в период войны в Ираке в 2002 г.). В отличие от форм административно-территориального устройства, характеризующих структуру государственной территории, а также порядок формирования и взаимодействия административных и политико-территориальных образований, посредством формы национально-этнического устройства характеризуется социальная структура государства. Вплоть до последнего времени в подобном ракурсе данный вопрос не поднимался и не рассматривался, несмотря на его очевидную значимость, как в теоретическом, так и в практическом отношении. Представляется, что все государства (как федеральные, так и унитарные) по форме национально-этнического устройства могут быть разделены на мононациональные и полинациональные. В моноэтничных государствах (США, ФРГ) на официальном уровне закрепляется принцип национального единства. При этом в основу подобного единства может быть положено либо определение титульной нации (ФРГ), предполагающее приобретение наряду с гражданством соответствующего национального статуса (любой гражданин ФРГ считается представителем немецкого народа), либо культурное единство (США). При этом и в том и в другом случае не допускается создание административно-территориальных автономий сформированных по национальному признаку. В полинациональных государствах (Россия, Испания, Украина и т. п.) допускается выделение и территориальное обособление социальных групп, сформированных по национальному признаку (национальные субъекты в Российской Федерации, национальные автономии в Испании и на Украине). При этом закрепление полинациональной социальной структуры сопровождается декларацией единства государственно организованного народа. В частности, соответствие со ст. 3 Конституцией России в качестве носителя суверенитете единственного источника власти рассматривается многонациональный российский народ. 29. Унитарное (простое) государство: понятие, признаки, виды По форме территориального устройства все государства делятся на унитарные (простые) и федеративные (сложные). Унитарные (простые) государства (Великобритания, Япония, Финляндия) -- это единые государства, в которых государственная власть носит централизованный неделимый характер. Признаки унитарного государства: властные полномочия сосредоточены (централизованы) у высших органов государственной власти, которые реализуют эти полномочия от имени всего государства; единая система государственных органов; единая система законодательства; порядок создания, изменения и ликвидации административно-территориальных образований, а также принципы их взаимодействия друг с другом определяются на высшем государственном уровне. Наиболее крупные единицы, на которые делится территория унитарного государства, называются областями, провинциями, землями, губерниями; единицы районного звена именуются районами, округами, уездами; сельские административно-территориальные единицы нередко имеют названия общин, коммун, волостей и т. д. В особые административно-территориальные единицы иногда выделяются города. Как правило, унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные. В децентрализованных унитарных государствах органы местного самоуправления выбираются жителями соответствующей территории. В централизованных государствах главы местных администраций назначаются «сверху» актами государственной власти. Наряду с административно-территориальными единицами унитарные государства могут включать автономные образования, создание которых связано с учетом особенностей культуры, истории, традиций, быта проживающего в них населения (Корсика во Франции, Иракский Курдистан и т. д.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
|