реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Происхождение государства

реферат
оставляющим элементом формы государства является поли-тический режим.

В научной литературе по-разному подходят к трактовке поня-тия политического режима. Одни авторы считают понятия «поли-тический режим» и «государственный режим» синонимами, дру-гие рассматривают «политический режим» как более широкую кате-горию. Существует и третья позиция относительно «политического режима» как составляющего элемента формы государства. Предла-гается использовать такие понятия, как «государственно-правовой» или «политико-правовой» режимы.

Под политическим режимом понимается совокупность при-емов, способов, методов и форм осуществления политической вла-сти.

Политический режим -- это показатель того:

-- кому принадлежит власть в государстве;

-- соблюдаются ли права человека;

-- с помощью каких методов государство реализует свои задачи и функции, и т.д. В свою очередь, на политический режим оказывает влияние: сущность государства, соотношение политических сил и многие другие факторы.

В истории развития государственности существовали самые различные политические режимы: деспотия, тирания, теократия, аристократия, олигархия, охлократия, демократия, и т.д. В курсе теории государства и права выделяют, как правило, два вида поли-тических режимов:

1) демократический;

2) антидемократический.

Антидемократический режим в свою очередь имеет две разно-видности:

-- тоталитарный;

-- авторитарный.

Демократический политический режим характеризуется следующими признаками:

-- народ является единственным источником власти, которую он осуществляет либо непосредственно (выборы, референдум), либо через представительные органы власти;

-- утверждается приоритет прав и свобод личности в деятельнос-ти государственных органов, признание человека высшей цен-ностью;

-- широкий спектр личных, политических и социально-экономи-ческих прав и свобод признается за всеми гражданами в рав-ной мере, реально действует механизм их реализации, систе-ма конституционных гарантий;

-- государственная власть носит легитимный и легальный харак-тер, осуществляется на основе принципа разделения властей, действует система «сдержек и противовесов»;

-- действуют выборные государственные органы, полномочия которых ограничиваются определенным сроком;

-- государство содействует развитию рыночных отношений, кон-куренции, частной собственности;

-- действует принцип многопартийности, существует политичес-кая оппозиция (политический плюрализм);

-- признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной. В зависимости от формы волеизъявления народа выделяются две формы демократии: непосредственная и представительная.

1.. Непосредственная демократия, означающая непосредствен-ное участие населения в управлении государством с помощью проведения выборов и референдума.

Под выборами понимается избрание гражданами путем голо-сования своих представителей в государственном аппарате. При этом граждане участвуют в управлении государством на основе все-общего, равного и прямого избирательного права при тайном голо-совании.

Под референдумом понимается голосование по наиболее важ-ным вопросам государственной и общественной жизни.

2. Представительная (опосредованная) демократия, при кото-рой народ реализует свою власть через выборные представи-тельные органы.

При осуществлении государственной власти народные избран-ники выражают волю и интересы своих избирателей, выступают их официально уполномоченными представителями.

Тоталитарный политический режим характеризуется сле-дующими признаками:

-- всеобъемлющий (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества, в том числе и над личной жизнью человека;

-- существование единой правящей партии, обладающей всей полнотой власти и характеризующейся жесткой иерархичес-кой структурой;

-- сращивание партийного и государственного аппарата, возглав-ляемого харизматическим лидером;

-- отсутствие других политических партий, преследование поли-тической оппозиции;

-- формальное провозглашение демократии наряду с фактичес-ким ограничением как политических, так и других прав и сво-бод личности;

-- отсутствие каких-либо гарантий обеспечения прав и свобод личности, механизма их реализации;

-- грубая уравниловка, подавление инициативы, индивидуально-сти и т.п.;

-- пропаганда одной официальной идеологии, преследование инакомыслия;

-- полный контроль над средствами массовой информации, жес-ткая цензура;

-- создание образа непримиримого врага, на которого списыва-ются ошибки правящей партии и все беды общества;

-- всеобщая милитаризация (наращивание военной мощи), вы-ражающаяся в существовании огромного военно-промышлен-ного комплекса;

-- наличие мощного аппарата подавления, применение таких методов, как насилие, террор;

-- полный государственный контроль в сфере экономики: огосу-дарствление всех-форм собственности, стремление к устране-нию частной собственности, конкуренции, рыночных отноше-ний, и т.д.

-- применение командно-административных методов управления;

-- провозглашение господства определенного класса, нации, расы.

Разновидностями тоталитарного политического режима вы-ступают коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Авторитарный политический режим характеризуется сле-дующими признаками:

-- власть сосредоточена в руках определенного лица или группы лиц;

-- власть не претендует на всеобъемлющий контроль над всеми сферами жизни общества, в том числе и над личной жизнью;

-- государственная власть не подконтрольна населению;

-- организация власти носит строго централизованный характер и опирается в своей деятельности на мощный силовой аппа-рат;

-- игнорируется принцип разделения властей, хотя формально деятельность представительных органов может быть провоз-глашена;

-- может быть признано идеологическое многообразие;

-- допускается существование других политических партий, од-нако политическая оппозиция преследуется;

-- ограничиваются только политические права граждан, однако формальное провозглашение личных, социально-экономичес-ких прав и свобод может характеризоваться фактическим от-сутствием механизма их реализации.

Авторитаризм является переходным режимом между тотали-тарным и демократическим. Падение тоталитарного режима вовсе не означает готовность общества к установлению демократии. Рез-кий переход от тотального контроля, руководства единой полити-ческой партии, единой официальной идеологии к народовластию, автономии общества в личной, политической и экономической сфе-рах, политическому и идеологическому многообразию влечет за собой политическую нестабильность в обществе, слабость, несо-стоятельность политической власти, анархию и установление в ре-зультате новой диктатуры.

2.8. Социалистическое государство: основные идеи и практика их реализации

Идея социалистического государства была разработана в тру-дах К. Маркса и Ф. Энгельса, а затем развита в работах В. И. Лени-на. Основная цель марксистско-ленинской теории состояла в осво-бождении человечества от таких явлений, как государство и право, в провозглашении всех людей свободными и равноправными. Со-циальное равенство и независимость от каких-либо форм принуж-дения, свойственных государственно-правовому механизму, может быть реализовано только путем построения коммунистического об-щества.

Основоположники научного коммунизма выделяли две фазы коммунистического общества. Первая фаза представляла собой социалистическое государство, с помощью которого можно было достичь высшей фазы -- «полного коммунизма».

Коммунизм представляется бесклассовое общество, которое характеризуется социальным равенством его членов, высоким уров-нем общественного сознания, отсутствием государственно-право-вых институтов, основанным на системе общественного само-управления.

Социалистическое государство является «полугосударством» и имеет временный характер, поскольку служит переходным эта-пом от буржуазного государства к бесклассовому коммунистичес-кому обществу. Выражая волю всех трудящихся во главе с рабочим классом, социализм выступает единственным «неэксплуататорским» типом государства в отличие от рабовладельческих, феодальных и буржуазных государств.

Основные положения марксистско-ленинской концепции со-циализма заключаются в следующем1.

1. Социалистическое государство возникает только революцион-ным путем в отличле от рабовладельческого, феодального и буржуазного типов государств, которые закономерно сменяют друг друга на определенных этапах исторического развития об-щества. Кроме того, развивается идея о всеобщей, мировой социалистической революции, которая носит непрерывный ха-рактер.

2. Государственная власть принадлежит трудящимся массам во главе с рабочим классом и представляет собой диктатуру про-летариата. Основу государственного аппарата образует еди-ная централизованная система представительных органов, объ-единяющих законодательные и исполнительные функции вла-сти.

3. Социалистическая республика является особой формой прав-ления. Полностью отрицается возможность использования ка-ких-либо элементов капиталистической республики, уничто-жается старый государственный аппарат и формируется совер-шенно новая единая система государственных органов. Игнорируется принцип разделения властей, парламент определяет-ся как «безвластная говорильня, призванная надувать просто-народье».

Советская республика, разработанная в трудах В.И. Ленина и реализованная им на практике в условиях России, выступает одной из разновидностей социалистической формы правления. Ее поли-тическую основу составляет деятельность высших представитель-ных органов власти, организуемых в форме Советов.

4. Государство и право находятся в тесной взаимосвязи, однако они не являются вечными и неизменными явлениями. В про-цессе строительства коммунистического общества и, как след-ствие, отмирания классов уходят в прошлое государственно-правовые институты общественной жизни. Государство представляет собой орудие, машину, созданную для подавления одного класса другим. Право является возведенной в закон волей экономически господствующего класса. При этом право создается для реализации государственных задач и зависит полностью от государственной воли.

5. Экономика основывается на социалистической системе хозяй-ствования и общественных социалистических формах собствен-ности. Для достижения основной цели социализм вводит пла-новую централизованную экономику при отсутствии конкурен-ции, рыночных отношений, стремится к устранению частной собственности наряду с установлением общественных форм собственности и провозглашением их общенародными.

Социалистическое государство в России прошло в своем раз-витии несколько этапов:

1) диктатура пролетариата, определяемая как власть рабочего класса и действующая в переходный, революционный период от капитализма к коммунизму;

2) построенный социализм, провозглашенный в Конституции СССР 1936 г. и означавший полную ликвидацию эксплуата-торских классов;

3) развитой социализм, провозглашенный в Конституции СССР 1977 г. и предполагающий расширение социалистической де-мократии, превращение советской республики из диктатуры пролетариата в общенародное государство.

Однако в реальности утопическая идея построения бесклассо-вого коммунистического общества привела к тому, что государство в лице одной политической партии выступило единственным соб-ственником основных средств производства, обладающим неогра-ниченной властью над трудящимися массами. Формальному про-возглашению социалистического государства демократическим в реальности соответствовало правление единовластной политичес-кой элиты, не зависящей от населения и реализующей свою власть такими методами, как террор, насилие, произвол, и т.д. Таким об-разом, в социалистическом государстве фактически был установ-лен тоталитарный режим.

2.9. Соотношение исторического типа и формы государства

Под историческим типом государства понимается совокуп-ность общих признаков, выделенных на основе социально-экономи-ческих факторов и характерных для определенной группы государств на том или ином этапе их исторического развития.

Выделяют пять исторических типов государств: восточный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. В рамках одного исторического типа существовали государства, которые имели различные формы правления, политические режи-мы.

1. Восточному типу характерна в основном монархическая фор-ма правления, которую определяют как восточную деспотию. Под деспотией понимается форма правления, при которой мо-нарх пользуется неограниченной властью, опираясь на воен-но-бюрократический аппарат. Сюда относится большинство го-сударств Древнего Востока (Египет, Вавилон, Китай и др.). Однако на Востоке не все государства имели форму деспотии, существовала и ограниченная монархия, и даже республикан-ская форма правления (некоторые государства Шумера, Ин-дии)1.

2. Рабовладельческому типу были характерны как монархии, так и республики. Монархическая форма правления существовала в Древнем Риме в период принципата и домината (I--III вв. н.э.) в форме империи. Республиканская форма правления -- в Спарте в V--IV вв. до н.э. и Риме в V--II вв. до н.э. (аристократические республики), а также Афинах в V--IV вв. до н.э. (демократи-ческая республика).

3. Феодальному типу соответствует в основном монархическая форма правления, которая имеет следующие этапы своего раз-вития:

1) раннефеодальная монархия, которая возникает в результате разложения первобытнообщинного строя, минуя рабовла-дельческий; при этом сохраняется ряд особенностей общин-ного уклада жизни в феодальном обществе;

2) монархия периода феодальной раздробленности, которая характеризуется: возникновением самостоятельных полити-ческих образований, децентрализацией власти, и т.д.;

3) сословно-представительная монархия рассматривается как форма развитого, зрелого феодализма и характеризуется ог-раничением власти монарха сословно-представительным ор-ганом;

4) абсолютная монархия, при которой верховная государствен-ная власть полностью принадлежит монарху.

К феодальным государствам с монархической формой прав-ления .относились Россия, Германия и др.

В период феодализма существует и республиканская форма прав-ления (города-республики). Средневековые республики возникают в крупных независимых городах, где доминирует частная собствен-ность, развиваются рыночные отношения, формируется собственная система управления (Новгород, Псков, Венеция, Генуя и др.).

4. Буржуазному типу характерно постепенное перерастание аб-солютной монархии в конституционную (дуалистическую или парламентскую), а также утверждение подлинных демократи-ческих республик (президентских, парламентских, смешан-ных).

5. Социалистическому типу соответствует только республикан-ская форма правления, разновидностями которой являются: советская республика, народно-демократическая республика и Парижская Коммуна.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1) Алексеев В. П., Перший, А. И. История первобытного общества. -- М., 1990.

2) Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. -- М., 1998.

3) Байтт М. И. Политическая власть и государство. -- Саратов, 1972.

4) Бачило И. Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство, и право. 1993, №7.

5) Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // и Государство и право. 1993, № 7.

6) Венгеров А. Б. Теория государства и права. Ч. П. Теория права. Т. I. -- М., 1996.

7) Ленин В. И. О государстве // Поли. собр. соч. Т. 39.

8) Малько А.В. Теория государства и права. -- М., 2000.

9) Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. -- М., 1996.

10) Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. -- М., 1995.

11) Теория государства и права: Часть I.Теория государства. / Под ред. А. Б. Венгерова. -- М., 1996.

12) Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. --М.,2000.

13) Филиппов Г. Г. Социальная организация и политическая власть. -- М.,1985.

14) Хропанюк В. Н. Теория государства и права. -- М., 1995.

15) Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 21.

16) Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. -- М., 1999.

17) Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. -- М., 1999.

18) Дзодиев В. Проблемы становления демократического государства в Рос-сии. -- М.,1996.

19) Замковой В. И. Тоталитаризм: сущность и концепции. -- М.,1994.

20) Иванников И. А. В поисках идеала государственной формы России. -- Издательство РГУ, 2000.

21) История отечественного государства и права. Ч. 2. / Под ред. О.И. Чи-стякова-М., 1999.

22) Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Феде-рации.--М., 1995.

23) Общая теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 1. -- М., 1998.

24) Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. -- М., 1995.

25) Чиркан В. Е. Основы государственной власти. -- М., 1996.

26) Чиркин В. Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержа-ние и форма // Государство и право. 1997, № 1.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.