|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Происхождение государства
|
|
|
оставляющим элементом формы государства является поли-тический режим.В научной литературе по-разному подходят к трактовке поня-тия политического режима. Одни авторы считают понятия «поли-тический режим» и «государственный режим» синонимами, дру-гие рассматривают «политический режим» как более широкую кате-горию. Существует и третья позиция относительно «политического режима» как составляющего элемента формы государства. Предла-гается использовать такие понятия, как «государственно-правовой» или «политико-правовой» режимы.Под политическим режимом понимается совокупность при-емов, способов, методов и форм осуществления политической вла-сти.Политический режим -- это показатель того:-- кому принадлежит власть в государстве;-- соблюдаются ли права человека;-- с помощью каких методов государство реализует свои задачи и функции, и т.д. В свою очередь, на политический режим оказывает влияние: сущность государства, соотношение политических сил и многие другие факторы.В истории развития государственности существовали самые различные политические режимы: деспотия, тирания, теократия, аристократия, олигархия, охлократия, демократия, и т.д. В курсе теории государства и права выделяют, как правило, два вида поли-тических режимов:1) демократический;2) антидемократический.Антидемократический режим в свою очередь имеет две разно-видности:-- тоталитарный;-- авторитарный.Демократический политический режим характеризуется следующими признаками:-- народ является единственным источником власти, которую он осуществляет либо непосредственно (выборы, референдум), либо через представительные органы власти;-- утверждается приоритет прав и свобод личности в деятельнос-ти государственных органов, признание человека высшей цен-ностью;-- широкий спектр личных, политических и социально-экономи-ческих прав и свобод признается за всеми гражданами в рав-ной мере, реально действует механизм их реализации, систе-ма конституционных гарантий;-- государственная власть носит легитимный и легальный харак-тер, осуществляется на основе принципа разделения властей, действует система «сдержек и противовесов»;-- действуют выборные государственные органы, полномочия которых ограничиваются определенным сроком;-- государство содействует развитию рыночных отношений, кон-куренции, частной собственности;-- действует принцип многопартийности, существует политичес-кая оппозиция (политический плюрализм);-- признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной. В зависимости от формы волеизъявления народа выделяются две формы демократии: непосредственная и представительная. 1.. Непосредственная демократия, означающая непосредствен-ное участие населения в управлении государством с помощью проведения выборов и референдума.Под выборами понимается избрание гражданами путем голо-сования своих представителей в государственном аппарате. При этом граждане участвуют в управлении государством на основе все-общего, равного и прямого избирательного права при тайном голо-совании.Под референдумом понимается голосование по наиболее важ-ным вопросам государственной и общественной жизни.2. Представительная (опосредованная) демократия, при кото-рой народ реализует свою власть через выборные представи-тельные органы.При осуществлении государственной власти народные избран-ники выражают волю и интересы своих избирателей, выступают их официально уполномоченными представителями.Тоталитарный политический режим характеризуется сле-дующими признаками:-- всеобъемлющий (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества, в том числе и над личной жизнью человека;-- существование единой правящей партии, обладающей всей полнотой власти и характеризующейся жесткой иерархичес-кой структурой;-- сращивание партийного и государственного аппарата, возглав-ляемого харизматическим лидером;-- отсутствие других политических партий, преследование поли-тической оппозиции;-- формальное провозглашение демократии наряду с фактичес-ким ограничением как политических, так и других прав и сво-бод личности;-- отсутствие каких-либо гарантий обеспечения прав и свобод личности, механизма их реализации;-- грубая уравниловка, подавление инициативы, индивидуально-сти и т.п.;-- пропаганда одной официальной идеологии, преследование инакомыслия;-- полный контроль над средствами массовой информации, жес-ткая цензура;-- создание образа непримиримого врага, на которого списыва-ются ошибки правящей партии и все беды общества;-- всеобщая милитаризация (наращивание военной мощи), вы-ражающаяся в существовании огромного военно-промышлен-ного комплекса;-- наличие мощного аппарата подавления, применение таких методов, как насилие, террор;-- полный государственный контроль в сфере экономики: огосу-дарствление всех-форм собственности, стремление к устране-нию частной собственности, конкуренции, рыночных отноше-ний, и т.д.-- применение командно-административных методов управления;-- провозглашение господства определенного класса, нации, расы.Разновидностями тоталитарного политического режима вы-ступают коммунизм, фашизм и национал-социализм.Авторитарный политический режим характеризуется сле-дующими признаками:-- власть сосредоточена в руках определенного лица или группы лиц;-- власть не претендует на всеобъемлющий контроль над всеми сферами жизни общества, в том числе и над личной жизнью;-- государственная власть не подконтрольна населению;-- организация власти носит строго централизованный характер и опирается в своей деятельности на мощный силовой аппа-рат;-- игнорируется принцип разделения властей, хотя формально деятельность представительных органов может быть провоз-глашена;-- может быть признано идеологическое многообразие;-- допускается существование других политических партий, од-нако политическая оппозиция преследуется;-- ограничиваются только политические права граждан, однако формальное провозглашение личных, социально-экономичес-ких прав и свобод может характеризоваться фактическим от-сутствием механизма их реализации.Авторитаризм является переходным режимом между тотали-тарным и демократическим. Падение тоталитарного режима вовсе не означает готовность общества к установлению демократии. Рез-кий переход от тотального контроля, руководства единой полити-ческой партии, единой официальной идеологии к народовластию, автономии общества в личной, политической и экономической сфе-рах, политическому и идеологическому многообразию влечет за собой политическую нестабильность в обществе, слабость, несо-стоятельность политической власти, анархию и установление в ре-зультате новой диктатуры.2.8. Социалистическое государство: основные идеи и практика их реализацииИдея социалистического государства была разработана в тру-дах К. Маркса и Ф. Энгельса, а затем развита в работах В. И. Лени-на. Основная цель марксистско-ленинской теории состояла в осво-бождении человечества от таких явлений, как государство и право, в провозглашении всех людей свободными и равноправными. Со-циальное равенство и независимость от каких-либо форм принуж-дения, свойственных государственно-правовому механизму, может быть реализовано только путем построения коммунистического об-щества.Основоположники научного коммунизма выделяли две фазы коммунистического общества. Первая фаза представляла собой социалистическое государство, с помощью которого можно было достичь высшей фазы -- «полного коммунизма».Коммунизм представляется бесклассовое общество, которое характеризуется социальным равенством его членов, высоким уров-нем общественного сознания, отсутствием государственно-право-вых институтов, основанным на системе общественного само-управления.Социалистическое государство является «полугосударством» и имеет временный характер, поскольку служит переходным эта-пом от буржуазного государства к бесклассовому коммунистичес-кому обществу. Выражая волю всех трудящихся во главе с рабочим классом, социализм выступает единственным «неэксплуататорским» типом государства в отличие от рабовладельческих, феодальных и буржуазных государств.Основные положения марксистско-ленинской концепции со-циализма заключаются в следующем1.1. Социалистическое государство возникает только революцион-ным путем в отличле от рабовладельческого, феодального и буржуазного типов государств, которые закономерно сменяют друг друга на определенных этапах исторического развития об-щества. Кроме того, развивается идея о всеобщей, мировой социалистической революции, которая носит непрерывный ха-рактер.2. Государственная власть принадлежит трудящимся массам во главе с рабочим классом и представляет собой диктатуру про-летариата. Основу государственного аппарата образует еди-ная централизованная система представительных органов, объ-единяющих законодательные и исполнительные функции вла-сти.3. Социалистическая республика является особой формой прав-ления. Полностью отрицается возможность использования ка-ких-либо элементов капиталистической республики, уничто-жается старый государственный аппарат и формируется совер-шенно новая единая система государственных органов. Игнорируется принцип разделения властей, парламент определяет-ся как «безвластная говорильня, призванная надувать просто-народье».Советская республика, разработанная в трудах В.И. Ленина и реализованная им на практике в условиях России, выступает одной из разновидностей социалистической формы правления. Ее поли-тическую основу составляет деятельность высших представитель-ных органов власти, организуемых в форме Советов.4. Государство и право находятся в тесной взаимосвязи, однако они не являются вечными и неизменными явлениями. В про-цессе строительства коммунистического общества и, как след-ствие, отмирания классов уходят в прошлое государственно-правовые институты общественной жизни. Государство представляет собой орудие, машину, созданную для подавления одного класса другим. Право является возведенной в закон волей экономически господствующего класса. При этом право создается для реализации государственных задач и зависит полностью от государственной воли.5. Экономика основывается на социалистической системе хозяй-ствования и общественных социалистических формах собствен-ности. Для достижения основной цели социализм вводит пла-новую централизованную экономику при отсутствии конкурен-ции, рыночных отношений, стремится к устранению частной собственности наряду с установлением общественных форм собственности и провозглашением их общенародными. Социалистическое государство в России прошло в своем раз-витии несколько этапов:1) диктатура пролетариата, определяемая как власть рабочего класса и действующая в переходный, революционный период от капитализма к коммунизму;2) построенный социализм, провозглашенный в Конституции СССР 1936 г. и означавший полную ликвидацию эксплуата-торских классов;3) развитой социализм, провозглашенный в Конституции СССР 1977 г. и предполагающий расширение социалистической де-мократии, превращение советской республики из диктатуры пролетариата в общенародное государство.Однако в реальности утопическая идея построения бесклассо-вого коммунистического общества привела к тому, что государство в лице одной политической партии выступило единственным соб-ственником основных средств производства, обладающим неогра-ниченной властью над трудящимися массами. Формальному про-возглашению социалистического государства демократическим в реальности соответствовало правление единовластной политичес-кой элиты, не зависящей от населения и реализующей свою власть такими методами, как террор, насилие, произвол, и т.д. Таким об-разом, в социалистическом государстве фактически был установ-лен тоталитарный режим.2.9. Соотношение исторического типа и формы государстваПод историческим типом государства понимается совокуп-ность общих признаков, выделенных на основе социально-экономи-ческих факторов и характерных для определенной группы государств на том или ином этапе их исторического развития.Выделяют пять исторических типов государств: восточный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. В рамках одного исторического типа существовали государства, которые имели различные формы правления, политические режи-мы.1. Восточному типу характерна в основном монархическая фор-ма правления, которую определяют как восточную деспотию. Под деспотией понимается форма правления, при которой мо-нарх пользуется неограниченной властью, опираясь на воен-но-бюрократический аппарат. Сюда относится большинство го-сударств Древнего Востока (Египет, Вавилон, Китай и др.). Однако на Востоке не все государства имели форму деспотии, существовала и ограниченная монархия, и даже республикан-ская форма правления (некоторые государства Шумера, Ин-дии)1.2. Рабовладельческому типу были характерны как монархии, так и республики. Монархическая форма правления существовала в Древнем Риме в период принципата и домината (I--III вв. н.э.) в форме империи. Республиканская форма правления -- в Спарте в V--IV вв. до н.э. и Риме в V--II вв. до н.э. (аристократические республики), а также Афинах в V--IV вв. до н.э. (демократи-ческая республика).3. Феодальному типу соответствует в основном монархическая форма правления, которая имеет следующие этапы своего раз-вития:1) раннефеодальная монархия, которая возникает в результате разложения первобытнообщинного строя, минуя рабовла-дельческий; при этом сохраняется ряд особенностей общин-ного уклада жизни в феодальном обществе;2) монархия периода феодальной раздробленности, которая характеризуется: возникновением самостоятельных полити-ческих образований, децентрализацией власти, и т.д.;3) сословно-представительная монархия рассматривается как форма развитого, зрелого феодализма и характеризуется ог-раничением власти монарха сословно-представительным ор-ганом;4) абсолютная монархия, при которой верховная государствен-ная власть полностью принадлежит монарху.К феодальным государствам с монархической формой прав-ления .относились Россия, Германия и др.В период феодализма существует и республиканская форма прав-ления (города-республики). Средневековые республики возникают в крупных независимых городах, где доминирует частная собствен-ность, развиваются рыночные отношения, формируется собственная система управления (Новгород, Псков, Венеция, Генуя и др.).4. Буржуазному типу характерно постепенное перерастание аб-солютной монархии в конституционную (дуалистическую или парламентскую), а также утверждение подлинных демократи-ческих республик (президентских, парламентских, смешан-ных).5. Социалистическому типу соответствует только республикан-ская форма правления, разновидностями которой являются: советская республика, народно-демократическая республика и Парижская Коммуна.ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА1) Алексеев В. П., Перший, А. И. История первобытного общества. -- М., 1990.2) Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. -- М., 1998.3) Байтт М. И. Политическая власть и государство. -- Саратов, 1972.4) Бачило И. Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство, и право. 1993, №7.5) Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // и Государство и право. 1993, № 7.6) Венгеров А. Б. Теория государства и права. Ч. П. Теория права. Т. I. -- М., 1996.7) Ленин В. И. О государстве // Поли. собр. соч. Т. 39.8) Малько А.В. Теория государства и права. -- М., 2000. 9) Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. -- М., 1996. 10) Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. -- М., 1995. 11) Теория государства и права: Часть I.Теория государства. / Под ред. А. Б. Венгерова. -- М., 1996. 12) Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. --М.,2000. 13) Филиппов Г. Г. Социальная организация и политическая власть. -- М.,1985.14) Хропанюк В. Н. Теория государства и права. -- М., 1995. 15) Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 21.16) Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. -- М., 1999.17) Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. -- М., 1999.18) Дзодиев В. Проблемы становления демократического государства в Рос-сии. -- М.,1996.19) Замковой В. И. Тоталитаризм: сущность и концепции. -- М.,1994.20) Иванников И. А. В поисках идеала государственной формы России. -- Издательство РГУ, 2000.21) История отечественного государства и права. Ч. 2. / Под ред. О.И. Чи-стякова-М., 1999.22) Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Феде-рации.--М., 1995.23) Общая теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 1. -- М., 1998.24) Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. -- М., 1995.25) Чиркан В. Е. Основы государственной власти. -- М., 1996.26) Чиркин В. Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержа-ние и форма // Государство и право. 1997, № 1.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|