p align="left">7) легитимный характер, т.е. признание обществом существую-щей в государстве власти; 8) легальный характер, означающий создание и функционирова-ние государственных органов на основании закона. Государственная власть -- это публично-политическая раз-новидность социальной власти, обладающая качествами верховен-ства и независимости, легитимности и легальности. 1.7. Понятие и признаки государства Существуют различные подходы к определению государства. Государство -- понятие многоаспектное, поэтому невозможно дать универсальное определение, характеризующее государство со всех позиций (правовых, социологических, психологических, и т.д.). Однако, выделив признаки, свойственные только государству и отличающие его от других организаций, можно сформулировать определение государства. Характерные признаки государства: 1) наличие публично-политической власти, которая осуществля-ется специальным аппаратом управления и принуждения, от-деленным от общества и обеспечивающим реализацию госу-дарственно-властных велений; 2) государственный суверенитет, представляющий собой един-ство, верховенство государственной власти на всей террито-рии государства и независимость во внешнегосударственных отношениях; 3) система налогов и сборов; 4) единая финансовая система, казна; 5) территориальная организация населения; 6) территориальная организация органов государства; 7) территориальные границы; 8) официальное представительство интересов своих граждан (подданых); 9) монопольное право на принятие законов и других норматив-но-правовых актов. На основе общих признаков государства можно сформулиро-вать следующее его определение. Государство -- это публично-политическая организация вла-сти в пределах, определенной территории, обладающая государ-ственным суверенитетом и выступающая официальным предста-вителем интересов своих граждан (подданых). 1.8. Сущность государства По своей сути государство -- это организация власти. Сущ-ность государства раскрывает предназначение государственной вла-сти в обществе, роль государства и его природу. Сущность государ-ства определяется теми интересами, которые данное государство поддерживает, выражает и защищает. Это могут быть интересы господствующего класса, определенной нации, всего общества, и т.д., поэтому выделяют несколько подходов к сущности государ-ства. Основными из них являются классовый и общесоциальный (общечеловеческий) подходы. 1. С позиции классового подхода государство служит интересам экономически господствующего класса, решает сугубо классо-вые задачи. Марксистская доктрина рассматривала государство как клас-совую организацию политической власти, определяя его орудием, машиной, созданной для подавления одного класса другим. Примером государства с классовой сущностью может служить рабовладельческое государство, поддерживающее интересы класса рабовладельцев, или феодальное, обеспечивающее привилегии фео-далов. 2. С позиции общесоциального (общечеловеческого) подхода го-сударство призвано обеспечить интересы всего общества, ре-шить общесоциальные задачи. В любом государстве общество неоднородно, поэтому перед государством с общесоциальной сущностью стоит довольно слож-ная задача. Проведение социальной политики требует приложения серьезных усилий со стороны государственной власти с целью дос-тижения в итоге общественного компромисса. Выделяют также и другие подходы к сущности государства, такие как расовый, религиозный, национальный, и т.д., с позиции которых определяющим фактором деятельности государства будут являться расовый, религиозный, национальный и иные интересы. В сущности современного государства заложены как классо-вые, так и общесоциальные начала. Наличие классов в любом госу-дарстве явление неизбежное, поэтому государственная власть дол-жна учитывать также и классовые интересы. Правовое государство на современном этапе призвано устра-нить демократическими методами противоборство различных клас-сов, социальных слоев, групп, которое может перерасти в конф-ликт, междоусобицу. При этом одной из главных задач государ-ства будет являться охрана прав и свобод личности независимо от пола, возраста, расы, национальности, имущественного и должно-стного положения, отношения к религии, убеждений, принадлеж-ности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. 2. Формы государства 2.1. Понятие и элементы формы государства Важное теоретическое и практическое значение при исследо-вании сущности государства имеет такая категория, как форма го-сударства. Основные характеристики государства проявляются как в его функциях, так и в его форме. Если функции государства пред-ставляют собой основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач, то форма государства опре-деляет его внутренне устройство, способ организации государствен-ной власти. Таким образом, если государство -- это организация публич-но-политической власти, то форма государства -- это способ орга-низации публично-политической власти. Форма государства позволяет ответить на следующие вопро-сы; 1) кто правит в государстве, как организована государственная власть, какие государственные органы действуют, каков поря-док их образования, как распределены полномочия между ними (форма правления); 2) какие действуют принципы территориальной организации на-селения, каков характер взаимоотношений между государством в целом и его составными территориальными частями (форма государственного устройства); 3) с помощью каких приемов, средств и методов осуществляется государственная власть, какова степень участия населения в управлении делами государства (политический режим). Форма государства рассматривается как совокупность трех взаи-мосвязанных ее элементов: 1) форма правления; 2) форма государственного устройства; 3) политический режим. Форму государства определяют как «способ организации по-литической власти, охватывающий форму правления, форму госу-дарственного устройства и политический режим», 1) форма правления -- это организация государственной влас-ти, характеризующая порядок образования государственных органов, распределение полномочий между ними, их взаимо-отношения с населением, 2) форма государственного устройства -- это внутреннее тер-риториальное устройство государства, отражающее харак-тер взаимоотношений между государством в целом и его со-ставными частями. 3) политический режим -- это совокупность приемов, способов, методов и форм осуществления политической власти. С категорией «форма государства» тесно связаны проблемы эффективности реализации государственной власти, состояния законности и правопорядка, и т.д., в чем выражается практическая значимость рассматриваемой категории. 2.2. Форма правления: понятие, видыОсобое место среди элементов формы государства принадле-жит форме правления.Форма правления представляет собой организацию государ-ственной власти, характеризующую порядок образования государ-ственных органов, распределение полномочий между ними, их взаи-моотношения с населением.Еще Аристотель проводил классификацию государств в зави-симости от способа организации государственной власти (формы правления). Он выделил монархию, республику и деспотию, а так-же соответствующие им разновидности: демократию (власть наро-да), аристократию (власть элиты), олигархию (власть немногих), охлократию (власть толпы), и т.д.Современная юридическая наука выделяет два основных спо-соба организации государственной власти, т.е. две формы правле-ния:1) монархия -- это форма правления, при которой верховная го-сударственная власть полностью или частично осуществля-ется единоличным главой государства и, как правило, пере-дается по наследству;2) республика --это форма правления, при которой государствен-ная власть осуществляется выборными органами, избирае-мыми на определенный срок и несущими ответственность пе-ред своими избирателями.Кроме того, проводятся дополнительные классификации го-сударств в зависимости от формы правления.По способу участия населения в принятии законов различают-ся:1) формы правления с непосредственным участием населения в принятии законов (непосредственная республиканская форма правления, монархия с непосредственным участием населения в законотворческом процессе);2) формы правления, характеризующиеся наличием выборных представительных органов власти (республика, ограниченная монархия);3) формы правления, для которых не характерно участие населе-ния в законотворческом процессе (абсолютная монархия, не-которые особые формы правления).По объему полномочий представительного законодательного органа существуют:1) парламентские формы правления (парламентская монархия, парламентская республика);2) формы правления, где парламент не является единственным верховным институтом политической власти или вообще от-сутствует (например, социалистическая республика). Однако двумя основными формами правления являются мо-нархии и республики.2.3. Монархия как форма правленияМонархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть полностью или частич-но осуществляется единоличным главой государства и, как прави-ло, передается по наследству.Основные признаки монархии:1) верховная государственная власть представлена единоличным главой государства -- монархом;2) власть, как правило, передается по наследству;3) власть монарха носит бессрочный характер, т.е. является по-жизненной;4) население не участвует в процессе передачи власти от одного монарха другому;5) отсутствует юридическая и политическая ответственность мо-нарха;6) власть монарха признается, как правило, священной;7) монарх имеет титул князя, царя, короля, императора, шаха, и т.д.;8) государство полностью несет расходы на содержание монар-ха.В зависимости от того, ограничена ли власть монарха предста-вительным органом или нет, монархии подразделяются на:-- абсолютные (неограниченные);-- конституционные (ограниченные).Конституционные монархии в зависимости от соотношения полномочий между монархом и представительным органом под-разделяются на:-- дуалистические;-- парламентские.Таким образом, можно выделить три вида монархии: абсо-лютную, дуалистическую и парламентскую.1. Абсолютная монархия характеризуется следующими призна-ками:-- верховная государственная власть полностью принадлежит монарху, все полномочия по управлению государством со-средоточены в его руках;-- отсутствует принцип разделения властей, монарх единолично является высшим органом законодательной, исполнитель-ной и судебной власти;-- должностные лица в принципе не обладают политическими правами, так, члены правительства обладают статусом слуг монарха;-- население не принимает никакого участия в законодатель-ной деятельности;-- отсутствуют политические партии.Абсолютные монархии уходят в прошлое, в современном мире они встречаются редко. Эта форма правления еще существует в та-ких государствах, как Оман, ОАЭ, до недавнего времени существо-вала в Саудовской Аравии.2. Дуалистическая монархия характеризуется следующими признаками:-- существует определенная двойственность государственной власти: монарх обладает большими полномочиями при осу-ществлении верховной власти, однако его власть в какой-то мере ограничивается законодательным органом;-- монарх имеет обширные возможности влиять на деятель-ность парламента: он самостоятельно участвует в нормо-творческом процессе, инициирует принятие законов (парла-мент, как правило, не имеет права собственной инициати-вы), пользуется правом абсолютного вето в отношении за-конов, принятых парламентом, созывает и распускает пар-ламент;-- исполнительная власть полностью сосредоточена в руках мо-нарха, он сам формирует правительство, которое ему под-отчетно;-- правительство не несет ответственности перед парламентом, хотя в законодательстве некоторых государств предусмат-ривается право законодательного органа выразить недове-рие правительству, но окончательное решение принимается монархом;-- парламент обладает все же хоть и немногими, но довольно значимыми полномочиями в политической жизни страны, к его компетенции отнесены вопросы в области финансов, налогов, полномочий должностных лиц, что вызывает не-обходимость сотрудничества, достижения компромиссных решений со стороны монарха и министров.Дуалистическая монархия существует в таких странах, как Иордания, Кувейт, и др.3. Парламентская монархия характеризуется следующими при-знаками:-- власть монарха законодательно ограничена деятельностью парламента, монархическая власть -- лишь дань традиции, символ нации, но в принятии политический решений мо-нарх играет номинальную роль, «царствует, но не правит»;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|