реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Происхождение государства

реферат
p align="left">7) легитимный характер, т.е. признание обществом существую-щей в государстве власти;

8) легальный характер, означающий создание и функционирова-ние государственных органов на основании закона. Государственная власть -- это публично-политическая раз-новидность социальной власти, обладающая качествами верховен-ства и независимости, легитимности и легальности.

1.7. Понятие и признаки государства

Существуют различные подходы к определению государства.

Государство -- понятие многоаспектное, поэтому невозможно дать универсальное определение, характеризующее государство со всех позиций (правовых, социологических, психологических, и т.д.). Однако, выделив признаки, свойственные только государству и отличающие его от других организаций, можно сформулировать определение государства.

Характерные признаки государства:

1) наличие публично-политической власти, которая осуществля-ется специальным аппаратом управления и принуждения, от-деленным от общества и обеспечивающим реализацию госу-дарственно-властных велений;

2) государственный суверенитет, представляющий собой един-ство, верховенство государственной власти на всей террито-рии государства и независимость во внешнегосударственных отношениях;

3) система налогов и сборов;

4) единая финансовая система, казна;

5) территориальная организация населения;

6) территориальная организация органов государства;

7) территориальные границы;

8) официальное представительство интересов своих граждан (подданых);

9) монопольное право на принятие законов и других норматив-но-правовых актов.

На основе общих признаков государства можно сформулиро-вать следующее его определение.

Государство -- это публично-политическая организация вла-сти в пределах, определенной территории, обладающая государ-ственным суверенитетом и выступающая официальным предста-вителем интересов своих граждан (подданых).

1.8. Сущность государства

По своей сути государство -- это организация власти. Сущ-ность государства раскрывает предназначение государственной вла-сти в обществе, роль государства и его природу. Сущность государ-ства определяется теми интересами, которые данное государство поддерживает, выражает и защищает. Это могут быть интересы господствующего класса, определенной нации, всего общества, и т.д., поэтому выделяют несколько подходов к сущности государ-ства. Основными из них являются классовый и общесоциальный (общечеловеческий) подходы.

1. С позиции классового подхода государство служит интересам экономически господствующего класса, решает сугубо классо-вые задачи.

Марксистская доктрина рассматривала государство как клас-совую организацию политической власти, определяя его орудием, машиной, созданной для подавления одного класса другим.

Примером государства с классовой сущностью может служить рабовладельческое государство, поддерживающее интересы класса рабовладельцев, или феодальное, обеспечивающее привилегии фео-далов.

2. С позиции общесоциального (общечеловеческого) подхода го-сударство призвано обеспечить интересы всего общества, ре-шить общесоциальные задачи.

В любом государстве общество неоднородно, поэтому перед государством с общесоциальной сущностью стоит довольно слож-ная задача. Проведение социальной политики требует приложения серьезных усилий со стороны государственной власти с целью дос-тижения в итоге общественного компромисса.

Выделяют также и другие подходы к сущности государства, такие как расовый, религиозный, национальный, и т.д., с позиции которых определяющим фактором деятельности государства будут являться расовый, религиозный, национальный и иные интересы.

В сущности современного государства заложены как классо-вые, так и общесоциальные начала. Наличие классов в любом госу-дарстве явление неизбежное, поэтому государственная власть дол-жна учитывать также и классовые интересы.

Правовое государство на современном этапе призвано устра-нить демократическими методами противоборство различных клас-сов, социальных слоев, групп, которое может перерасти в конф-ликт, междоусобицу. При этом одной из главных задач государ-ства будет являться охрана прав и свобод личности независимо от пола, возраста, расы, национальности, имущественного и должно-стного положения, отношения к религии, убеждений, принадлеж-ности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

2. Формы государства

2.1. Понятие и элементы формы государства

Важное теоретическое и практическое значение при исследо-вании сущности государства имеет такая категория, как форма го-сударства. Основные характеристики государства проявляются как в его функциях, так и в его форме. Если функции государства пред-ставляют собой основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач, то форма государства опре-деляет его внутренне устройство, способ организации государствен-ной власти.

Таким образом, если государство -- это организация публич-но-политической власти, то форма государства -- это способ орга-низации публично-политической власти.

Форма государства позволяет ответить на следующие вопро-сы;

1) кто правит в государстве, как организована государственная власть, какие государственные органы действуют, каков поря-док их образования, как распределены полномочия между ними (форма правления);

2) какие действуют принципы территориальной организации на-селения, каков характер взаимоотношений между государством в целом и его составными территориальными частями (форма государственного устройства);

3) с помощью каких приемов, средств и методов осуществляется государственная власть, какова степень участия населения в управлении делами государства (политический режим). Форма государства рассматривается как совокупность трех взаи-мосвязанных ее элементов:

1) форма правления;

2) форма государственного устройства;

3) политический режим.

Форму государства определяют как «способ организации по-литической власти, охватывающий форму правления, форму госу-дарственного устройства и политический режим»,

1) форма правления -- это организация государственной влас-ти, характеризующая порядок образования государственных органов, распределение полномочий между ними, их взаимо-отношения с населением,

2) форма государственного устройства -- это внутреннее тер-риториальное устройство государства, отражающее харак-тер взаимоотношений между государством в целом и его со-ставными частями.

3) политический режим -- это совокупность приемов, способов, методов и форм осуществления политической власти. С категорией «форма государства» тесно связаны проблемы эффективности реализации государственной власти, состояния законности и правопорядка, и т.д., в чем выражается практическая значимость рассматриваемой категории.

2.2. Форма правления: понятие, виды

Особое место среди элементов формы государства принадле-жит форме правления.

Форма правления представляет собой организацию государ-ственной власти, характеризующую порядок образования государ-ственных органов, распределение полномочий между ними, их взаи-моотношения с населением.

Еще Аристотель проводил классификацию государств в зави-симости от способа организации государственной власти (формы правления). Он выделил монархию, республику и деспотию, а так-же соответствующие им разновидности: демократию (власть наро-да), аристократию (власть элиты), олигархию (власть немногих), охлократию (власть толпы), и т.д.

Современная юридическая наука выделяет два основных спо-соба организации государственной власти, т.е. две формы правле-ния:

1) монархия -- это форма правления, при которой верховная го-сударственная власть полностью или частично осуществля-ется единоличным главой государства и, как правило, пере-дается по наследству;

2) республика --это форма правления, при которой государствен-ная власть осуществляется выборными органами, избирае-мыми на определенный срок и несущими ответственность пе-ред своими избирателями.

Кроме того, проводятся дополнительные классификации го-сударств в зависимости от формы правления.

По способу участия населения в принятии законов различают-ся:

1) формы правления с непосредственным участием населения в принятии законов (непосредственная республиканская форма правления, монархия с непосредственным участием населения в законотворческом процессе);

2) формы правления, характеризующиеся наличием выборных представительных органов власти (республика, ограниченная монархия);

3) формы правления, для которых не характерно участие населе-ния в законотворческом процессе (абсолютная монархия, не-которые особые формы правления).

По объему полномочий представительного законодательного органа существуют:

1) парламентские формы правления (парламентская монархия, парламентская республика);

2) формы правления, где парламент не является единственным верховным институтом политической власти или вообще от-сутствует (например, социалистическая республика). Однако двумя основными формами правления являются мо-нархии и республики.

2.3. Монархия как форма правления

Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть полностью или частич-но осуществляется единоличным главой государства и, как прави-ло, передается по наследству.

Основные признаки монархии:

1) верховная государственная власть представлена единоличным главой государства -- монархом;

2) власть, как правило, передается по наследству;

3) власть монарха носит бессрочный характер, т.е. является по-жизненной;

4) население не участвует в процессе передачи власти от одного монарха другому;

5) отсутствует юридическая и политическая ответственность мо-нарха;

6) власть монарха признается, как правило, священной;

7) монарх имеет титул князя, царя, короля, императора, шаха, и т.д.;

8) государство полностью несет расходы на содержание монар-ха.

В зависимости от того, ограничена ли власть монарха предста-вительным органом или нет, монархии подразделяются на:

-- абсолютные (неограниченные);

-- конституционные (ограниченные).

Конституционные монархии в зависимости от соотношения полномочий между монархом и представительным органом под-разделяются на:

-- дуалистические;

-- парламентские.

Таким образом, можно выделить три вида монархии: абсо-лютную, дуалистическую и парламентскую.

1. Абсолютная монархия характеризуется следующими призна-ками:

-- верховная государственная власть полностью принадлежит монарху, все полномочия по управлению государством со-средоточены в его руках;

-- отсутствует принцип разделения властей, монарх единолично является высшим органом законодательной, исполнитель-ной и судебной власти;

-- должностные лица в принципе не обладают политическими правами, так, члены правительства обладают статусом слуг монарха;

-- население не принимает никакого участия в законодатель-ной деятельности;

-- отсутствуют политические партии.

Абсолютные монархии уходят в прошлое, в современном мире они встречаются редко. Эта форма правления еще существует в та-ких государствах, как Оман, ОАЭ, до недавнего времени существо-вала в Саудовской Аравии.

2. Дуалистическая монархия характеризуется следующими признаками:

-- существует определенная двойственность государственной власти: монарх обладает большими полномочиями при осу-ществлении верховной власти, однако его власть в какой-то мере ограничивается законодательным органом;

-- монарх имеет обширные возможности влиять на деятель-ность парламента: он самостоятельно участвует в нормо-творческом процессе, инициирует принятие законов (парла-мент, как правило, не имеет права собственной инициати-вы), пользуется правом абсолютного вето в отношении за-конов, принятых парламентом, созывает и распускает пар-ламент;

-- исполнительная власть полностью сосредоточена в руках мо-нарха, он сам формирует правительство, которое ему под-отчетно;

-- правительство не несет ответственности перед парламентом, хотя в законодательстве некоторых государств предусмат-ривается право законодательного органа выразить недове-рие правительству, но окончательное решение принимается монархом;

-- парламент обладает все же хоть и немногими, но довольно значимыми полномочиями в политической жизни страны, к его компетенции отнесены вопросы в области финансов, налогов, полномочий должностных лиц, что вызывает не-обходимость сотрудничества, достижения компромиссных решений со стороны монарха и министров.

Дуалистическая монархия существует в таких странах, как Иордания, Кувейт, и др.

3. Парламентская монархия характеризуется следующими при-знаками:

-- власть монарха законодательно ограничена деятельностью парламента, монархическая власть -- лишь дань традиции, символ нации, но в принятии политический решений мо-нарх играет номинальную роль, «царствует, но не правит»;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.