|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Происхождение государства
|
|
|
- парламент обладает всей полнотой власти, самостоятельно принимает политические решения, формирует правитель-ство, которое ему подотчетно, монарх не вправе налагать вето на законы, принятые парламентом;-- монарх созывает и распускает в установленные сроки пар-ламент, утверждает своим актом на должность членов пра-вительства, подписывает законы, принятые парламентом, однако все эти действия монарха имеют лишь формальное значение и по существу зависят не от него, а от парламента. К парламентским монархиям относятся такие государства, как Великобритания, Япония, Норвегия, Швеция, Дания, и др.2.4. Республика как форма правленияРеспублика представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными орга-нами, избираемыми на определенный срок и несущими ответствен-ность перед своими избирателями.Основные признаки республики:-- народ признается источником власти и носителем суверените-та;-- государственная власть осуществляется государственными органами, избираемыми населением;-- полномочия высших органов государственной власти ограни-чены определенным сроком;-- деятельность органов государственной власти осуществляется на основе принципа разделения властей, каждый государствен-ный орган выполняет свойственные только ему задачи и фун-кции и обладает в этой связи соответствующими полномочия-ми;-- должностные лица несут ответственность за принимаемые имирешения перед своими избирателями.В зависимости от соотношения полномочий между президен-том и парламентом выделяют президентские, парламентские и смешанны е республики.1. Президентская республика характеризуется следующими признаками:-- президент обладает широкими полномочиями в различных областях, т.е. фактически признается приоритет главы го-сударства в осуществлении государственной власти;-- глава государства избирается населением либо коллегией вы-борщиков и несет ответственность непосредственно перед своими избирателями, а не перед парламентом;-- президент является главой исполнительной власти и, как правило, возглавляет сам правительство либо в редких слу-чаях назначает премьер-министра;-- правительство формируется президентом, иногда с согла-сия парламента, министры не являются членами парламен-та;-- правительство как правило не несет ответственности перед парламентом, в некоторых государствах парламент может выразить недоверие правительству и потребовать его отстав-ки, но окончательно этот вопрос решается президентом;-- парламент избирается так же, как и президент, населением и обладает достаточной политической самостоятельностью; отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы «сдержек и противовесов»;-- президент в ряде стран с президентской формой правления не имеет права роспуска парламента, однако последний мо-жет отрешить президента от должности в случае соверше-ния им преступления, злоупотребления властью;-- президент обладает правом законодательной инициативы, а также правом отлагательного вето в отношении законов, при-нятых парламентом;-- однако наиболее важные вопросы политической жизни стра-ны решаются совместно президентом и парламентом, на-пример объявление войны, и т.д.Президентская форма правления существует в США, Сирии, Бразилии, и др.2. Парламентская республика характеризуется следующими признаками:-- действует принцип верховенства парламента, который из-бирается населением;-- правительство формируется парламентом из числа его де-путатов и несет перед ним ответственность;-- в случае вынесения парламентом вотума недоверия прави-тельство подает в отставку, т.е. оно действует до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства депутатов;-- существует должность председателя правительства, кото-рый, как правило, избирается парламентом и фактически осуществляет полномочия главы государства;-- должность президента номинальная, хотя формально он мо-жет обладать широкими полномочиями;-- решения президента требуют одобрения со стороны прави-тельства либо парламента, действует так называемый прин-цип «контрассигнации»;-- президент избирается парламентом либо коллегией выбор-щиков, в редких случаях -- населением;-- в некоторых странах должность президента отсутствует во-обще.К парламентским республикам относятся такие страны, как Германия, Италия, Турция, и т.д.3. Смешанная республика характеризуется следующими призна-ками:-- данная форма правления сочетает в себе признаки прези-дентской и парламентской республик;-- наряду с «сильной» президентской властью, парламент об-ладает достаточно широкими полномочиями в различных сферах политической жизни;-- и президент и парламент избираются населением;-- глава государства -- президент, который назначает на дол-жность председателя правительства (в некоторых странах эта процедура требует одобрения парламента);-- состав правительства формируется президентом, иногда с согласия парламента;-- министры, как правило, не являются членами парламента, но допускается совмещение должности министра с депутат-ством;-- правительство несет ответственность как перед президентом, так и пред парламентом;-- президент может отправить правительство в отставку, пар-ламент может вынести правительству вотум недоверия;-- президент в установленных случаях может распустить пар-ламент;-- парламент может отрешить президента от должности в слу-чае совершения им преступления, злоупотребления властью. Смешанная форма правления существует в России, Финлян-дии, Франции, Польше, и др.2.5. Форма государственного устройстваФорма государственного устройства представляет собой внутреннее территориальное устройство государства, отражаю-щее характер взаимоотношений между государством в целом и его составными частями.По форме государственного устройства государства подразде-ляются на:1) унитарные;2) федеративные.Унитарное государство -- это простое, единое, централизо-ванное государство, состоящее из административно-территори-альных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. Унитарное государство характеризуется следующими призна-ками:-- состоит из территориальных единиц, не обладающих полити-ческой самостоятельностью, т.е. в его состав не входят какие-либо государственные образования либо другие государства;-- учреждена единая система государственных органов, однако территориальным единицам предоставляется право самостоя-тельно решать вопросы местного значения;-- действует единая система законодательства, местные органы вправе принимать подзаконные акты по вопросам, предусмот-ренным законодательством, в пределах предоставленных им полномочий;-- установлено единое гражданство.К унитарным государствам относятся Великобритания, Япо-ния, Италия, Испания, и др.Федеративное государство -- это сложное государство по своему территориальному устройству, составные части которого (государства, государственные образования) обладают определен-ной политической самостоятельностью.Федеративное государство характеризуется следующими при-знаками:-- составные территориальные части (субъекты федерации) об-ладают политической самостоятельностью, являясь государ-ствами или государственными образованиями;-- образуется по трем принципам: национальному, территориаль-ному и национально-территориальному;-- субъекты федерации делятся на административно-территори-альные единицы;-- наряду с федеральными государственными органами учреж-даются государственные органы субъектов федерации;-- наряду с федеральным законодательством действует законо-дательство субъектов федерации;-- в административно-территориальных единицах осуществляется местное самоуправление;-- действует принцип двуединого гражданства.Федеративными государствами являются Российская Федера-ция, Германия, США и др.В юридической литературе выделяют и иные формы государ-ственного устройства, которые представляют собой союз государств, а не отдельное, суверенное государство (конфедерация, содруже-ство, уния). Особое внимание уделяется конфедеративной форме государственного устройства.Конфедерация -- это объединение независимых государств, созданное для достижения определенных целей.Конфедеративная форма государственного устройства харак-теризуется следующими признаками:-- представляет собой союз государств, а не союзное государство;-- учреждается на основе договора, заключенного между госу-дарствами-участниками ;-- носит временный характер, так как создается для достижения определенных целей;-- в результате либо распадается, либо трансформируется в фе-дерацию;-- действуют союзные органы, которые не создают единой сис-темы высших органов государственной власти, поскольку каж-дое государство сохраняет свой суверенитет;-- за государствами сохраняется право выхода из конфедерации. Примером преобразования конфедерации в федерацию могут служить США (штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г.), Швей-цария (Швейцарский Союз с 1815 по 1848 г.).В последнее время пристальное внимание уделяется таким формам объединения государств, как Содружество Независимых Государств (СНГ), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС).2.6. Федеративное устройство Российской ФедерацииРоссийская Советская Республика, возникшая в результате Октябрьской революции, фактически являлась унитарным государ-ством: внутри ее территории не было никаких государственных об-разований, она подразделялась на административно-территориаль-ные единицы. Однако провозглашение права наций на самоопреде-ление и многонациональный состав России сыграли определяющуюроль в изменении формы государственного единства, и вскоре со-циалистический унитаризм сменился социалистическим федерализ-мом.Выделяются три основных этапа развития российского феде-рализма2:1) создание основ социалистического федерализма (1918--1936 гг.);2) утверждение фактического унитаризма в государственном ус-тройстве России (1937--1985 гг.)3) реформы государственного устройства перед принятием Кон-ституции 1993 г.На современном этапе в состав Российской Федерации входят 89 субъектов, которые подразделяются на следующие виды:1) республики (21);2) автономная область (1) и автономные округа (10);3) края (6) и области (49);4) два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).Республики обладают статусом государства, имеют свою кон-ституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ являются госу-дарственными образованиями, имеют свой устав и законодатель-ство. Во взаимоотношениях с федеральными органами государствен-ной власти все субъекты Российской Федерации между собой рав-ноправны.Наряду с федеральными органами государственной власти дей-ствуют органы государственной власти субъектов Российской Фе-дерации. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.Статья 71 Конституции РФ определяет исключительную ком-петенцию Российской Федерации, статья 72 предусматривает во-просы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного веде-ния субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой госу-дарственной власти (ст. 73 Конституции РФ).Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государствен-ной власти, разграничении предметов ведения и полномочий меж-ду органами государственной власти Российской Федерации и орга-нами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.Субъекты Российской Федерации делятся на административ-но-территориальные единицы.:1) районы, являющиеся составной частью республики, автоном-ной области, автономного округа, края, области;2) города республиканского, краевого, областного, а также рай-онного подчинения;3) городские районы, которые создаются в крупных городах;4) поселки рабочего, дачного или курортного типа;5) сельские поселения, к которым относятся села, станицы, де-ревни, хутора, и т.д.Кроме того, создаются также национальные районы, закры-тые административно-территориальные образования.При этом следует отметить, что административно-территори-альное деление имеют только субъекты Федерации, сама же Рос-сийская Федерация делится на государства и государственные обра-зования (субъекты Федерации).Таким образом, статус Российской Федерации как федератив-ного государства имеет достаточно сложный характер. Во-первых, организация ее субъектов строится на основе двух критериев: наци-онального и территориального. Так, республики и автономии орга-низуются по национальному признаку; края, области и города фе-дерального значения -- по территориальному.Во-вторых, статус субъектов Российской Федерации не является одинаковым, хотя и провозглашается их равенство во взаимо-отношениях с федеральными органами государственной власти. Республики имеют статус государства, все остальные субъекты Рос-сийской Федерации рассматриваются как государственные образо-вания.В-третьих, Конституция РФ, провозгласив право народов на самоопределение, не предусматривает право выхода субъектов Фе-дерации из ее состава.Перед Российской Федерацией стоит сложная задача. С одной стороны, субъектам Федерации необходимо предоставить достаточ-ный уровень самостоятельности в реализации своих полномочий, с другой обеспечить целостность и суверенитет Российской Федера-ции. .2.7. Политический режим: понятие, виды
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|