реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Происхождение государства

реферат
- парламент обладает всей полнотой власти, самостоятельно принимает политические решения, формирует правитель-ство, которое ему подотчетно, монарх не вправе налагать вето на законы, принятые парламентом;

-- монарх созывает и распускает в установленные сроки пар-ламент, утверждает своим актом на должность членов пра-вительства, подписывает законы, принятые парламентом, однако все эти действия монарха имеют лишь формальное значение и по существу зависят не от него, а от парламента. К парламентским монархиям относятся такие государства, как Великобритания, Япония, Норвегия, Швеция, Дания, и др.

2.4. Республика как форма правления

Республика представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными орга-нами, избираемыми на определенный срок и несущими ответствен-ность перед своими избирателями.

Основные признаки республики:

-- народ признается источником власти и носителем суверените-та;

-- государственная власть осуществляется государственными органами, избираемыми населением;

-- полномочия высших органов государственной власти ограни-чены определенным сроком;

-- деятельность органов государственной власти осуществляется на основе принципа разделения властей, каждый государствен-ный орган выполняет свойственные только ему задачи и фун-кции и обладает в этой связи соответствующими полномочия-ми;

-- должностные лица несут ответственность за принимаемые ими

решения перед своими избирателями.

В зависимости от соотношения полномочий между президен-том и парламентом выделяют президентские, парламентские и смешанны е республики.

1. Президентская республика характеризуется следующими признаками:

-- президент обладает широкими полномочиями в различных областях, т.е. фактически признается приоритет главы го-сударства в осуществлении государственной власти;

-- глава государства избирается населением либо коллегией вы-борщиков и несет ответственность непосредственно перед своими избирателями, а не перед парламентом;

-- президент является главой исполнительной власти и, как правило, возглавляет сам правительство либо в редких слу-чаях назначает премьер-министра;

-- правительство формируется президентом, иногда с согла-сия парламента, министры не являются членами парламен-та;

-- правительство как правило не несет ответственности перед парламентом, в некоторых государствах парламент может выразить недоверие правительству и потребовать его отстав-ки, но окончательно этот вопрос решается президентом;

-- парламент избирается так же, как и президент, населением и обладает достаточной политической самостоятельностью; отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы «сдержек и противовесов»;

-- президент в ряде стран с президентской формой правления не имеет права роспуска парламента, однако последний мо-жет отрешить президента от должности в случае соверше-ния им преступления, злоупотребления властью;

-- президент обладает правом законодательной инициативы, а также правом отлагательного вето в отношении законов, при-нятых парламентом;

-- однако наиболее важные вопросы политической жизни стра-ны решаются совместно президентом и парламентом, на-пример объявление войны, и т.д.

Президентская форма правления существует в США, Сирии, Бразилии, и др.

2. Парламентская республика характеризуется следующими признаками:

-- действует принцип верховенства парламента, который из-бирается населением;

-- правительство формируется парламентом из числа его де-путатов и несет перед ним ответственность;

-- в случае вынесения парламентом вотума недоверия прави-тельство подает в отставку, т.е. оно действует до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства депутатов;

-- существует должность председателя правительства, кото-рый, как правило, избирается парламентом и фактически осуществляет полномочия главы государства;

-- должность президента номинальная, хотя формально он мо-жет обладать широкими полномочиями;

-- решения президента требуют одобрения со стороны прави-тельства либо парламента, действует так называемый прин-цип «контрассигнации»;

-- президент избирается парламентом либо коллегией выбор-щиков, в редких случаях -- населением;

-- в некоторых странах должность президента отсутствует во-обще.

К парламентским республикам относятся такие страны, как Германия, Италия, Турция, и т.д.

3. Смешанная республика характеризуется следующими призна-ками:

-- данная форма правления сочетает в себе признаки прези-дентской и парламентской республик;

-- наряду с «сильной» президентской властью, парламент об-ладает достаточно широкими полномочиями в различных сферах политической жизни;

-- и президент и парламент избираются населением;

-- глава государства -- президент, который назначает на дол-жность председателя правительства (в некоторых странах эта процедура требует одобрения парламента);

-- состав правительства формируется президентом, иногда с согласия парламента;

-- министры, как правило, не являются членами парламента, но допускается совмещение должности министра с депутат-ством;

-- правительство несет ответственность как перед президентом, так и пред парламентом;

-- президент может отправить правительство в отставку, пар-ламент может вынести правительству вотум недоверия;

-- президент в установленных случаях может распустить пар-ламент;

-- парламент может отрешить президента от должности в слу-чае совершения им преступления, злоупотребления властью. Смешанная форма правления существует в России, Финлян-дии, Франции, Польше, и др.

2.5. Форма государственного устройства

Форма государственного устройства представляет собой внутреннее территориальное устройство государства, отражаю-щее характер взаимоотношений между государством в целом и его составными частями.

По форме государственного устройства государства подразде-ляются на:

1) унитарные;

2) федеративные.

Унитарное государство -- это простое, единое, централизо-ванное государство, состоящее из административно-территори-альных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. Унитарное государство характеризуется следующими призна-ками:

-- состоит из территориальных единиц, не обладающих полити-ческой самостоятельностью, т.е. в его состав не входят какие-либо государственные образования либо другие государства;

-- учреждена единая система государственных органов, однако территориальным единицам предоставляется право самостоя-тельно решать вопросы местного значения;

-- действует единая система законодательства, местные органы вправе принимать подзаконные акты по вопросам, предусмот-ренным законодательством, в пределах предоставленных им полномочий;

-- установлено единое гражданство.

К унитарным государствам относятся Великобритания, Япо-ния, Италия, Испания, и др.

Федеративное государство -- это сложное государство по своему территориальному устройству, составные части которого (государства, государственные образования) обладают определен-ной политической самостоятельностью.

Федеративное государство характеризуется следующими при-знаками:

-- составные территориальные части (субъекты федерации) об-ладают политической самостоятельностью, являясь государ-ствами или государственными образованиями;

-- образуется по трем принципам: национальному, территориаль-ному и национально-территориальному;

-- субъекты федерации делятся на административно-территори-альные единицы;

-- наряду с федеральными государственными органами учреж-даются государственные органы субъектов федерации;

-- наряду с федеральным законодательством действует законо-дательство субъектов федерации;

-- в административно-территориальных единицах осуществляется местное самоуправление;

-- действует принцип двуединого гражданства.

Федеративными государствами являются Российская Федера-ция, Германия, США и др.

В юридической литературе выделяют и иные формы государ-ственного устройства, которые представляют собой союз государств, а не отдельное, суверенное государство (конфедерация, содруже-ство, уния). Особое внимание уделяется конфедеративной форме государственного устройства.

Конфедерация -- это объединение независимых государств, созданное для достижения определенных целей.

Конфедеративная форма государственного устройства харак-теризуется следующими признаками:

-- представляет собой союз государств, а не союзное государство;

-- учреждается на основе договора, заключенного между госу-дарствами-участниками ;

-- носит временный характер, так как создается для достижения определенных целей;

-- в результате либо распадается, либо трансформируется в фе-дерацию;

-- действуют союзные органы, которые не создают единой сис-темы высших органов государственной власти, поскольку каж-дое государство сохраняет свой суверенитет;

-- за государствами сохраняется право выхода из конфедерации. Примером преобразования конфедерации в федерацию могут служить США (штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г.), Швей-цария (Швейцарский Союз с 1815 по 1848 г.).

В последнее время пристальное внимание уделяется таким формам объединения государств, как Содружество Независимых Государств (СНГ), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС).

2.6. Федеративное устройство Российской Федерации

Российская Советская Республика, возникшая в результате Октябрьской революции, фактически являлась унитарным государ-ством: внутри ее территории не было никаких государственных об-разований, она подразделялась на административно-территориаль-ные единицы. Однако провозглашение права наций на самоопреде-ление и многонациональный состав России сыграли определяющую

роль в изменении формы государственного единства, и вскоре со-циалистический унитаризм сменился социалистическим федерализ-мом.

Выделяются три основных этапа развития российского феде-рализма2:

1) создание основ социалистического федерализма (1918--1936 гг.);

2) утверждение фактического унитаризма в государственном ус-тройстве России (1937--1985 гг.)

3) реформы государственного устройства перед принятием Кон-ституции 1993 г.

На современном этапе в состав Российской Федерации входят 89 субъектов, которые подразделяются на следующие виды:

1) республики (21);

2) автономная область (1) и автономные округа (10);

3) края (6) и области (49);

4) два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).

Республики обладают статусом государства, имеют свою кон-ституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ являются госу-дарственными образованиями, имеют свой устав и законодатель-ство. Во взаимоотношениях с федеральными органами государствен-ной власти все субъекты Российской Федерации между собой рав-ноправны.

Наряду с федеральными органами государственной власти дей-ствуют органы государственной власти субъектов Российской Фе-дерации. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 71 Конституции РФ определяет исключительную ком-петенцию Российской Федерации, статья 72 предусматривает во-просы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного веде-ния субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой госу-дарственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государствен-ной власти, разграничении предметов ведения и полномочий меж-ду органами государственной власти Российской Федерации и орга-нами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации делятся на административ-но-территориальные единицы.:

1) районы, являющиеся составной частью республики, автоном-ной области, автономного округа, края, области;

2) города республиканского, краевого, областного, а также рай-онного подчинения;

3) городские районы, которые создаются в крупных городах;

4) поселки рабочего, дачного или курортного типа;

5) сельские поселения, к которым относятся села, станицы, де-ревни, хутора, и т.д.

Кроме того, создаются также национальные районы, закры-тые административно-территориальные образования.

При этом следует отметить, что административно-территори-альное деление имеют только субъекты Федерации, сама же Рос-сийская Федерация делится на государства и государственные обра-зования (субъекты Федерации).

Таким образом, статус Российской Федерации как федератив-ного государства имеет достаточно сложный характер. Во-первых, организация ее субъектов строится на основе двух критериев: наци-онального и территориального. Так, республики и автономии орга-низуются по национальному признаку; края, области и города фе-дерального значения -- по территориальному.

Во-вторых, статус субъектов Российской Федерации не является одинаковым, хотя и провозглашается их равенство во взаимо-отношениях с федеральными органами государственной власти. Республики имеют статус государства, все остальные субъекты Рос-сийской Федерации рассматриваются как государственные образо-вания.

В-третьих, Конституция РФ, провозгласив право народов на самоопределение, не предусматривает право выхода субъектов Фе-дерации из ее состава.

Перед Российской Федерацией стоит сложная задача. С одной стороны, субъектам Федерации необходимо предоставить достаточ-ный уровень самостоятельности в реализации своих полномочий, с другой обеспечить целостность и суверенитет Российской Федера-ции. .

2.7. Политический режим: понятие, виды

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.