реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Происхождение государства

реферат
p align="left">Коренным образом изменившиеся экономические условия жизни первобытного общества влекут за собой социальное и эконо-мическое неравенство. Выделяются классы богатых и бедных, по-являются первые раннеклассовые общества. Естественным резуль-татом является изменение структуры власти, поскольку организа-ция первобытной власти рассчитана на управление равноправным обществом, где нет противоречия интересов между его членами. Таким образом, требуется новая организация власти1,

Марксистско-ленинская доктрина вычерчивала четкую схему возникновения государств: общественное разделение труда -- со-вершенствование орудий труда -- рост производительности труда -- появление излишков -- частная собственность -- появление клас-сов -- борьба классов -- государство (рабовладельческое). Этот про-цесс был отражен в работах Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и В. И. Ленина «О государ-стве» и впоследствии закреплен советской наукой в качестве основ-ного постулата о происхождении государства и права.

Отечественная наука советского периода рассматривала появ-ление государства как результат противоборства классов. При этом государства, как считалось, возникали только как рабовладельчес-кие.

Однако данные современной науки свидетельствуют о том, что первые государственные образования возникли не как результат раскола общества на классы, а как естественный процесс развития первобытнообщинного строя. Самые ранние государственные об-разования складывались на Востоке на рубеже IV--III тыс. до н. э. в долинах крупных рек: Нила, Инда, Ганга, Тигра и Евфрата, Янц-зы. Сюда относятся такие восточные цивилизации, как Древний Египет, Древняя Индия, Древняя Месопотамия, Древний Китай.

Ведущим фактором возникновения государственности здесь являлось объединение родоплеменных образований для совмест-ного ведения общественных работ. При этом возникает необходимость организовывать и контролировать эти работы. Выделяется группа людей, выполняющих управленческие функции, и, соответ-ственно, группа управляемых. Создается сложный организацион-но-управленческий аппарат. Образуется прототип государства. Сельская община сохраняется, в том числе и право общей собствен-ности на землю. При этом возникает и государственная форма соб-ственности на эту землю.

Таким образом, в различных регионах в зависимости от соци-ально-экономических, природно-климатических, географических, демографических, военных, национальных и других факторов по-разному шел процесс образования государственности. Выделяют два пути: восточный и западный. При этом восточный путь считается типичной формой происхождения государственности, западный -- уникальной (Венгеров А.Б., Лазарев В. В.).

Типичным считается переход от первобытного строя к госу-дарству с сохранением сельской общины, общей собственности на землю, так называемый азиатский способ производства.

Государство возникает вследствие проведения крупномасштаб-ных работ по строительству ирригационных сооружений. Органи-зация подобных работ требует привлечения большой массы людей, создания централизованной системы органов управления. Таким образом, люди объединялись для ведения общественных работ, при этом возникала государственная собственность, общинники имели право общей собственности на землю (Древний Восток и др.). В этом случае государство порождает классы.

Уникальной формой возникновения государственности явля-ется переход от раннеклассового общества к рабовладельческому (Рим, Греция) и феодальному (страны Европы) типам государства.

Так, античным государствам в отличие от восточных не бла-гоприятствовали природные климатические условия, малоплодо-родные почвы не требовали проведения ирригационных работ. Со-ответственно не сохранилась сельская община, а также обществен-ная форма собственности. Но развитие торговли, рост частной соб-ственности, рабовладение привели к усилению социального нера-венства античного общества, появлению классов. Таким образом, в этом случае классы порождают государство.

С позиций марксистского подхода рабовладение как первичная форма существования государственности было типичным явле-нием для всех государств. Современная наука существенно изме-нила и внесла новые сведения в марксистскую концепцию, опреде-лив рабовладельческое государство как уникальное явление и госу-дарства с азиатским способом производства как типичные, однако сохранив при этом классовый подход, поскольку роль классов в образовании государства достаточно велика.

1.5. Теории происхождения и сущности государства

Представления о причинах происхождения государства, его сущности и социальной роли менялись по мере развития государ-ственности. Многообразие взглядов объясняется сложностью самого процесса становления государства, различными формами существо-вания государственности, субъективными идеологическими и по-литическими позициями мыслителей, и т.д.

Сформировались различные теории по вопросу происхожде-ния и сущности государства. К наиболее распространенным из них относятся:

1. Теологическая теория происхождения государства

Представители: Фома Аквинский, Жак Маритен и др. Основные идеи:

-- государство создано Богом, как и весь мир;

-- государь исполняет Божью волю, его власть незыблема;

-- беспрекословное подчинение воле государя;

-- церковь выступает посредником между Богом и государем.

Недостатки теории: не имеет научного обоснования, посколь-ку построена на вере.

2. Договорная теория происхождения государства

Представители: Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Дидро, А. Радищев, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье и др. Основные идеи:

-- государство возникает в силу общественного договора, за-ключенного между людьми;

-- согласно договору люди теряют часть своих естественных

прав, своей свободы в пользу государства, но при этом при-обретают гарантии защиты своей личности, своих прав, своей собственности со стороны государственной власти;

-- каждый участник договора принимает на себя обязанность выполнять все требования со стороны государства;

-- государство обязуется обеспечивать охрану порядка в обще-стве, защиту личности, имущества каждого;

-- государство и общество несут взаимную ответственность за невыполнение своих обязательств.

Недостатки теории: идеализируется процесс возникновения государства как разовая сделка, непосредственно зависящая от воли человека, в то время как образование государства -- это сложный эволюционный процесс, связанный с объективными факторами (со-циально-экономическими, географическими, военными, и т.д.).

3. Патриархальная теория происхождения государства Представители: Аристотель, Н. Михайловский и др. Основные идеи:

-- государство образуется путем разрастания семьи по типу: семья -- племя -- союз племен -- государство;

-- власть главы семьи (патриарха) становится властью главы государства;

-- государь -- отец народа, который заботится о своих поддан-ных, как о членах своей семьи.

Недостатки теории: государственная власть и власть в семье -- не тождественные понятия, поскольку призваны решать разные задачи.

4. Теория насилия

Представители: Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский и др. Основные идеи:

-- главными факторами, обусловившими процесс происхож-дения государства, выступают военно-политические (завое-вание, насилие, порабощение);

-- государство является результатом завоевания слабого пле-мени другим, более сильным;

-- для завоевания и дальнейшего управления порабощенными племенами требуется соответствующий аппарат управления и принуждения, которым и становится государство;

-- порабощение порождает рабство, которое в свою очередь ве-дет к появлению частной собственности;

-- экономическое господство властвующих приводит к появ-лению классов, сословий;

-- государство по своей сути является организацией власти и силы.

Недостатки теории: военно-политические факторы действи-тельно сыграли определяющую роль в образовании ряда государств, однако в большинстве случаев причины военно-политического ха-рактера выступают второстепенными, уступая в первую очередь социально-экономическим факторам.

5. Психологическая теория происхождения государства

Представители: Л. Петражицкий, 3. Фрейд и др. Основные идеи:

-- причины происхождения государства связаны с особеннос-тями человеческой психики;

-- личность стремится к общению, испытывает потребность жить в коллективе;

-- одни люди в силу своих особенностей психики стремятся повелевать, другие, наоборот, подчиняться;

-- из власти, основанной на авторитете, возникает государствен-ная власть.

Недостатки теории: психика человека формируется под воз-действием социально-политических и иных факторов, поэтому вы-ступает не главным, а одним из многочисленных условий зарожде-ния государственности.

6. Ирригационная теория происхождения государства

Представители: К. Витфогель и др. Основные идеи:

-- государство возникает вследствие проведения крупномас-штабных работ по строительству ирригационных сооруже-ний;

-- организация подобных работ требует привлечения большой массы людей;

-- для проведения строительства необходимо создание цент-рализованной системы органов управления. Недостатки теории: возникновение государства подобным об-разом происходило в основном в восточных регионах, где природ-но-климатические, географические условия требовали создания ир-ригационных сооружений. В других регионах не требовалось про-ведения подобных работ, и государства возникали в силу иных фак-торов.

7. Марксистская теория происхождения государства (матери-алистическая, классовая)

Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Основные идеи:

-- государство возникло в силу социально-экономических фак-торов;

-- общественное разделение труда, совершенствование орудий труда приводит к появлению избыточного продукта, част-ной собственности и, как следствие, к возникновению клас-сов -- богатых и бедных;

-- первобытная организация власти не способна управлять об-ществом, где существует противоборство классов;

-- государство является результатом раскола общества на клас-сы;

-- государственная власть принадлежит классу богатых;

-- государство по своей сути является машиной, созданной гос-подствующим классом, для подавления эксплуатируемого класса.

Недостатки теории: социально-экономические факторы, в том числе и классообразование, действительно сыграли определяющую роль в процессе происхождения государства. Однако в данной тео-рии недооцениваются иные факторы (духовные, психологические и др.), которые сыграли немаловажную роль наряду с социально-эко-номическими причинами, а также гиперболизирована роль классов в образовании государства.

1.6. Государственная власть как разновидность социальной власти

Государственная власть является одной из разновидностей со-циальной власти. Любая общность людей не может существовать без отношений управления и подчинения. Именно такая категория, как власть, с помощью определенных средств воздействия обеспе-чивает организацию и функционирование данного вида общества.

Существуют различные виды социальной власти, каждый из которых характеризуется свойственными ему специфическими при-знаками. Однако государственная власть является особой разновид-ностью социальной власти.

В юридической литературе существует две точки зрения отно-сительно соотношения понятий «политическая власть» и «государ-ственная власть». Согласно одной позиции авторов, политическая власть более широкая категория, чем государственная, поскольку ее субъектом выступает не только государство, но и политические партии, общественные организации и другие институты политичес-кой системы.

Согласно другой позиции, понятия «политическая власть» и «государственная власть» тождественны. Политическая власть реа-лизуется государственными органами, при этом она воплощается в государственные институты и становится властью государственной.

Можно выделить следующие характерные признаки государ-ственной власти:

1) публичный характер, означающий существование специального аппарата управления и принуждения, обеспечивающего реа-лизацию государственно-властных велений;

2) распространение на всю территорию государства;

3) верховенство, выраженное в отсутствии на территории госу-дарства какой-либо другой конкурирующей власти;

4) независимость, означающая самостоятельность в принятии решений;

5) осуществление официально уполномоченными лицами, име-ющими статус государственных служащих;

6) применение мер государственного принуждения, обеспечива-ющих исполнение государственно-властных велений;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.