реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Общая теория государства и права

реферат
p align="left">К условиям, исключающим юридическую ответственность, можно отнести следующие:

невменяемость - это состояние, когда лицо не может отдавать отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния;

необходимая оборона - действия, совершаемые при защите интересов государства, общества, личности или прав обороняющегося или другого лица от общественно опасного посягательства путем причинения нападающему вреда, если при этом не было превышения пределов необходимой обороны, т.е. явного несоответствия защиты характеру и опасности посягательства;

крайняя необходимость - это действия, совершенные для устранения опасности, угрожающей интересам государства, общества, личности или правам данного лица или других граждан, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами, и если причиненный вред был меньше, чем предотвращенный;

малозначительность правонарушения - деяние, не представляющее общественной опасности.

Юридическая ответственность выступает разновиднос-тью государственного принуждения.

Государственным принуждением является осуществляемое на основе закона государственными органами, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями физическое, психическое, имущественное или организационное воздействие в це-лях защиты личных, общественных или государственных интересов.

Меры государственного принуждения (помимо мер ответственности):

меры защиты (восстановительные), например, принудитель-ное взыскание алиментов на содержание детей;

меры пресечения (административное задержание, подписка о невыезде и др.), а также иные меры процессуального принуждения, направленные на обеспечение нормального производства по уголовным, административным, гражданским делам (личный досмотр, освидетельствование и пр.);

меры предупреждения правонарушений и иных нежелательных явлений (проверка документов, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы и т.п.).

5. Правовая культура. Законность и правопорядок.

Правовая культура общества - это качественное состояние правовой жизни, которое выражается в уровне правовой деятельности, качестве нормативно-правовых актов, степени реализации прав и свобод личности и ее правовой активности.

Правовая культура личности означает правовую образованность человека, умение пользоваться правом, подчинять свое поведение требованиям юридических норм.

Правовая культура состоит из следующих элементов:

Знание права

Положительное отношение к праву.

Следование праву.

Правовая активность.

Законность - это строгое, неуклонное соблюдение, исполнение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными лицами и гражданами.

Принципы законности:

Принцип единства законности, означающий единообразное понимание и применение законов на всей территории государства.

Принцип всеобщности законности, предполагающий, что требования закона распространяются на всех субъектов права без какого-либо исключения.

Принцип гарантированности основных прав и свобод человека, состоящий в необходимости обеспечения приоритета прав человека и их гарантиях со стороны государства.

Принцип неотвратимости наказания, означающий, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести справедливое наказание.

Правопорядок - это система общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным, это состояние упорядоченности и организованности общественной жизни, основанное на праве и законности.

Правопорядок - результат законности.

Тема 2. Система законодательства Республики Беларусь.

1. Источники права и их виды. Виды нормативных правовых актов. Законодательные и подзаконные акты.

2. Понятие закона. Классификация законов.

3. Виды подзаконных нормативных правовых актов.

4. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

5. Понятие законодательства.

1. Источники права и их виды. Виды нормативных правовых актов. Законодательные и подзаконные акты.

Источники права - это внешние формы выражения и закрепления правовых норм.

В теории права выделяются следующие источники права:

Правовой обычай - это обычаи, которым государство придало общеобязательное значение, и соблюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой. Источником права обычай признан Конвенцией ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» 1980г.

Юридический прецедент - судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, ставшее образцом при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем. Является основным источником в системе общего права, включающей право Англии и других стран, взявших английское право за образец.

Нормативно-правовой договор - это двустороннее или многостороннее соглашение, содержащее нормы права. Наиболее распространенным договором является коллективный договор на предприятии между администрацией и трудовым коллективом. В качестве основного источника нормативно-правовой договор выступает в международном праве.

Нормативно-правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется Конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами и положениями. В Республике Беларусь нормативно-правовой акт является основным источником права.

Главной классификацией нормативно-правовых актов является их классификация по юридической силе. Акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих. Последние принимаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими органами.

Классификация нормативно-правовых актов:

1. Конституция и конституционные законы, имеющие высшую юридическую силу.

2. Международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь.

3. Законы, Декреты и Указы Президента Республики Беларусь, имеющие силу закона.

4. Указы Президента, изданные на основе закона.

5. Постановления Правительства.

6. Нормативные акты министерств, гоcударственных комитетов.

7. Акты местных органов управления и самоуправления.

Правотворчество - это процесс создания, изменения или отмены правовых норм компетентными государственными или иными органами.

Органы правотворчества:

законодательная ветвь власти: парламент (Национальное Собрание) - издает законы и постановления;

исполнительная ветвь власти: Совет Министров, министерства, госкомитеты издают постановления, распоряжения, инструкции и другие акты на основе Конституции, законов, декретов и указов Президента;

местные органы власти и управления - местные Советы депутатов, исполкомы, администрации районов в пределах своей компетенции принимают правовые акты в форме решений;

организации - субъекты хозяйствования издают локальные акты: коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка.

2. Понятие закона. Классификация законов.

Закон - это нормативный акт, принятый референдумом (народным голосованием) или высшим представительным органом государственной власти (парламентом) в особом процессуальном порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Законы принимаются путем голосования.

Классификация законов:

Конституция

Конституционные законы

Законы о ратификации международных договоров

Программные законы

Кодексы

Обыкновенные законы

Декреты Президента

Конституционный закон принимается квалифицированным большинством (не менее двух третей от полного состава палаты) обеих палат.

К конституционным законам относятся Конституция Республики Беларусь, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении ее в действие, о ее толковании.

К Программным законам относят законы об основных направлениях внутренней и внешней политики, о военной доктрине, закон о бюджете.

Обыкновенный закон считается принятым, если за него проголосовало больше половины депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики от их полных составов. Обыкновенные, т.е. все другие законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией. Они чаще всего регулируют отдельные виды общественных отношений. Каждый закон имеет свой особый предмет регулирования от политической до социальной сферы.

Среди законов следует выделить кодексы, являющиеся кодифицированными актами, обеспечивающими целостную регламентацию соответствующей отрасли права. Кодификацией считается процесс сведения к единству нормативно-правовых актов путем переработки их содержания.

Кодексы содержат большее число норм, отличаются сложной структурой, могут состоять из нескольких частей (общей и особенной): Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс, и др.

Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не указан иной срок. Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.

3. Виды подзаконных нормативных правовых актов.

Подзаконные правовые акты -это акты, изданные в соответствии с законом и ему не противоречащие. Это постановления, распоряжения, приказы, инструкции, решения.

Распоряжения издаются Президентом и Премьер-министром, обычно не устанавливают норм права, но бывают нормативными, если содержат обязательные предписания.

Нормативные приказы издаются министерствами, государственными комитетами в соответствии с их правотворческой компетенцией.

Инструкции всегда являются нормативными, издаются министерствами, государственными комитетами.

Решения местных советов депутатов, а также исполнительных и распорядительных органов принимаются в пределах их компетенции, также относятся к подзаконным нормативным актам, имеют обязательную силу на соответствующей территории.

4. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц.

Действие нормативно-правового акта во времени связано с вступлением его в силу и моментом утраты им юридической силы. Любой нормативно-правовой акт начинает действовать с какой-либо даты. Все нормативно-правовые акты вступают в силу по истечении определенного времени после официального опубликования, если при принятии акта не установлен другой срок введения его в действие. Официальным опубликованием актов, принимаемых законодательными органами, считается опубликование их в специальных официальных изданиях. Законы и декреты подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. Законы официально публикуются в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, Ведомостях Национального собрания Республики Беларусь, газетах «Звязда», «Народная газета».

Действие нормативных актов в пространстве связывается с их распространением на государственную территорию, к которой относятся:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.