реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Общая теория государства и права

реферат
p align="left">В Республике Беларусь, несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию в стране, проводится целенаправленная экологическая политика, главными задачами которой являются оздоровление экологической ситуации, снижение ее неблагоприятного влияния на здоровье человека, сохранение жизнеобеспечивающих функций биосферы, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы, эффективное участие Беларуси в международной природоохранной деятельности.

Экологическая политика в Республике Беларусь направлена на решение следующих задач:

последовательная экологизация экономики, перевод производства на безотходное производство, ресурсо- и энергосберегающие технологии;

развитие и размещение производственных объектов с учетом возможностей природно-ресурсного и ассимиляционного потенциала окружающей среды;

совершенствование хозяйственного механизма природопользования, предусматривающего отказ от затратного подхода, переход к биосферно совместимому природопользованию, расширение системы платности за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды;

усиление правовой ответственности и экономических санкций за природоохранные нарушения;

реализация комплекса мер по реабилитации радиационно загрязненных территорий, максимальному снижению вредного воздействия последствий катастрофы ЧАЭС на природную среду и население;

создание надежных систем мониторинга окружающей среды;

повышение уровня экологического образования и воспитания населения;

обеспечение гласности и доступности информации о состоянии окружающей среды, оперативное и объективное оповещение населения об экологически опасных ситуациях.

Для реализации экологической политики необходимо совершенствование природоохранного законодательства, системы экологических стандартов, норм и требований, регламентирующих природопользование с последующим переходом на международные стандарты как необходимое условие вхождения Республики Беларусь в международную систему обеспечения экологической безопасности.

Особое место в экологической политике Беларуси занимает проблема преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В последние годы в республике продолжалось проведение крупномасштабных мероприятий по ликвидации последствий крупнейшей техногенной аварии. Вместе с тем многие проблемы, связанные с Чернобыльской катастрофой, решены не в полной мере. Необходимо отметить, что уменьшились объемы финансовых средств на выполнение Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС и социальную защиту пострадавших граждан.

Объясняется это рядом факторов:

завершением широкомасштабного переселения жителей из районов радиоактивного загрязнения;

выведением значительного числа населенных пунктов и соответственно граждан из категории пострадавших;

упорядочением выплат денежных компенсаций за имущество, находящееся на территории радиоактивного загрязнения;

отсутствием у государства необходимых финансовых ресурсов для реабилитации пострадавших территорий и создания благоприятных условий жизни для переселенцев.

При низком уровне доходов граждан, проживающих в пострадавших районах, проблематичным является обеспечение их чистыми продуктами питания. Переход на потребление продукции, произведенной в частном секторе, способствует накоплению внутренней дозы облучения.

Для создания необходимых условий проживания людей в зонах радиоактивного загрязнения важное значение имеет развитие социальной инфраструктуры. В этих районах водопровод и канализация, горячее водоснабжение, центральное отопление, наличие бань и прачечных создают не только коммунально-бытовые удобства, необходимые для нормального человеческого развития, но и имеют медико-профилактическое значение.

Для минимизации и преодоления последствий Чернобыльской катастрофы в дальнейшем необходимо:

поэтапное восстановление загрязненных территорий и возвращение жителей к нормальному укладу жизни;

осуществление системы радиационной, экологической, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения;

снижение медико-биологических последствий аварии путем широких медико-профилактических и лечебно-восстановительных мероприятий;

снижение социально-психологической напряженности;

защита населения от воздействия других вредных техногенных факторов;

совершенствование нормативно-правовой базы по проблеме минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС.

4. Государственные органы, определяющие и реализующие экологическую политику.

Определяет государственную и межгосударственную экологическую политику Парламент Республики Беларусь. Он же осуществляет межгосударственного сотрудничества в области охраны окружающей среды, для чего:

разрабатывает и принимает законодательные акты об охране окружающей среды в Республике Беларусь;

определяет порядок организации и деятельности органов государственной власти и управления в области использования и охраны природных ресурсов, охраны окружающей среды;

рассматривает и утверждает государственные экологические программы;

объявляет территории зонами экологического бедствия;

утверждает границы объектов природно-заповедного фонда республиканского значения и санкционирует их изменение;

рассматривает все остальные вопросы в области охраны окружающей среды и природопользования.

Реализацию определенной Парламентом Республики Беларусь экологической политики осуществляет Совет Министров Республики Беларусь, для чего он:

осуществляет меры по охране и научно обоснованному использованию природных ресурсов и улучшению окружающей среды;

обеспечивает разработку и реализацию государственной экологической программы Республики Беларусь;

координирует деятельность министерств, государственных комитетов, других подведомственных ему органов, занимающихся охраной окружающей среды;

создает республиканский внебюджетный фонд охраны природы;

утверждает порядок разработки экологических нормативов, лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов;

определяет порядок учета, оценки природных ресурсов, порядок ведения кадастров природных ресурсов;

объявляет в случае необходимости участки территории зоной чрезвычайной экологической ситуации;

утверждает перечень особо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды; организует систему экологического воспитания и образования граждан;

принимает решения о прекращении деятельности или перепрофилировании экологически вредных объектов республиканского значения;

осуществляет межправительственное сотрудничество в области охраны окружающей среды;

регулирует другие вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды осуществляет, кроме того, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, к компетенции которого относится:

контроль за деятельностью министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в области охраны окружающей среды;

проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны и использования природных ресурсов;

государственный контроль за соблюдением норм экологической безопасности наряду с другими специально уполномоченными государственными органами;

контроль за использованием и охраной недр, поверхностных и подземных вод, растительного и животного мира;

организация мониторинга природной среды;

утверждение совместно с органами санитарного надзора нормативов качества окружающей среды, участие в разработке стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения, истощения и иных вредных воздействий;

осуществление государственной экологической экспертизы;

выдача и аннулирование разрешений на захоронение (складирование) промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, на использование природных ресурсов в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

ограничение или приостановление деятельности предприятий и объектов независимо от формы собственности, если их эксплуатация осуществляется с нарушением природоохранного законодательства;

предъявление исков о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения природоохранного законодательства;

разработка государственных экологических программ;

учет и оценка природных ресурсов, ведение государственных кадастров водных ресурсов, торфяного фонда, животного и растительного мира;

ведение Красной книги Республики Беларусь;

организация пропаганды экологических знаний среди населения;

осуществление на соответствующем уровне международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, изучение, обобщение и распространение международного опыта, контроль за выполнением обязательств Республики Беларусь по международным соглашениям в области охраны окружающей среды.

Решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в области охраны окружающей среды по вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательны для всех юридических и физических лиц и могут быть обжалованы в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.

5. Экономические механизмы реализации экологической политики.

При реализации государственной политики в области охраны окружающей среды действует экономический механизм, который включает в себя:

планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

льготное кредитование и налогообложение природоохранной деятельности;

определение лимитов на пользование природными ресурсами, размещение отходов, допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;

взимание налогов и других платежей за использование природных ресурсов, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду;

взимание платы за размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду;

возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде и здоровью населения и др.

Мероприятия по охране окружающей среды, проводимые в рамках государственной политики в этой области, подвергаются планированию с целью обеспечения гармоничного взаимодействия природы и общества на основе научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов, выбора наиболее эффективных средств природопользования, предотвращения и ликвидации негативного влияния хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение и увеличение природоресурсного потенциала Республики Беларусь.

Планирование мероприятий по охране окружающей среды осуществляется в составе прогнозных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь и государственного плана с учетом государственных и иных программ и требований природоохранного законодательства.

Территориальное планирование охраны окружающей среды осуществляется соответствующими Советами депутатов с участием государственных органов и общественных организаций. Отраслевое планирование в области охраны окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами и другими государственными органами с учетом показателей территориального планирования.

Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды производится за счет республиканского и местного бюджетов; средств юридических лиц, добровольных взносов населения, иностранных граждан, других источников; республиканских, местных внебюджетных фондов и общественных фондов охраны природы; кредитов банков.

В Республике Беларусь осуществляется стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды путем предоставления юридическим и физическим лицам налоговых и иных льгот при внедрении малоотходных и безотходных ресурсо- и энергосберегающих технологий, переработке отходов производства и потребления, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, дающей природоохранный эффект. Стимулирование рационального природопользования осуществляется и установлением повышенных норм амортизации основных природоохранных фондов.

В последние годы в Республике Беларусь для регулирования природопользования и охраны окружающей среды начали использоваться рыночные механизмы. Для возмещения ущерба, причиняемого загрязнением атмосферного воздуха, введены нормативы платежей за выбросы загрязняющих веществ в воздушный бассейн. В соответствии с Законом РБ «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» все предприятия-загрязнители независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности облагаются экологическим налогом.

Государство в Республике Беларусь гарантирует своим гражданам право общего пользования природными ресурсами для удовлетворения их потребностей безвозмездно, без закрепления этих ресурсов за отдельными лицами и предоставления соответствующих разрешений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Природные ресурсы в порядке специального использования предоставляются юридическим и физическим лицам для осуществления производственной и иной деятельности за плату, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, на льготных условиях на основании специальных разрешений, выдаваемых уполномоченными на то государственными, органами, и заключения государственной экологической экспертизы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.