p align="left">В Республике Беларусь, несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию в стране, проводится целенаправленная экологическая политика, главными задачами которой являются оздоровление экологической ситуации, снижение ее неблагоприятного влияния на здоровье человека, сохранение жизнеобеспечивающих функций биосферы, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы, эффективное участие Беларуси в международной природоохранной деятельности. Экологическая политика в Республике Беларусь направлена на решение следующих задач: последовательная экологизация экономики, перевод производства на безотходное производство, ресурсо- и энергосберегающие технологии; развитие и размещение производственных объектов с учетом возможностей природно-ресурсного и ассимиляционного потенциала окружающей среды; совершенствование хозяйственного механизма природопользования, предусматривающего отказ от затратного подхода, переход к биосферно совместимому природопользованию, расширение системы платности за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды; усиление правовой ответственности и экономических санкций за природоохранные нарушения; реализация комплекса мер по реабилитации радиационно загрязненных территорий, максимальному снижению вредного воздействия последствий катастрофы ЧАЭС на природную среду и население; создание надежных систем мониторинга окружающей среды; повышение уровня экологического образования и воспитания населения; обеспечение гласности и доступности информации о состоянии окружающей среды, оперативное и объективное оповещение населения об экологически опасных ситуациях. Для реализации экологической политики необходимо совершенствование природоохранного законодательства, системы экологических стандартов, норм и требований, регламентирующих природопользование с последующим переходом на международные стандарты как необходимое условие вхождения Республики Беларусь в международную систему обеспечения экологической безопасности. Особое место в экологической политике Беларуси занимает проблема преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В последние годы в республике продолжалось проведение крупномасштабных мероприятий по ликвидации последствий крупнейшей техногенной аварии. Вместе с тем многие проблемы, связанные с Чернобыльской катастрофой, решены не в полной мере. Необходимо отметить, что уменьшились объемы финансовых средств на выполнение Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС и социальную защиту пострадавших граждан. Объясняется это рядом факторов: завершением широкомасштабного переселения жителей из районов радиоактивного загрязнения; выведением значительного числа населенных пунктов и соответственно граждан из категории пострадавших; упорядочением выплат денежных компенсаций за имущество, находящееся на территории радиоактивного загрязнения; отсутствием у государства необходимых финансовых ресурсов для реабилитации пострадавших территорий и создания благоприятных условий жизни для переселенцев. При низком уровне доходов граждан, проживающих в пострадавших районах, проблематичным является обеспечение их чистыми продуктами питания. Переход на потребление продукции, произведенной в частном секторе, способствует накоплению внутренней дозы облучения. Для создания необходимых условий проживания людей в зонах радиоактивного загрязнения важное значение имеет развитие социальной инфраструктуры. В этих районах водопровод и канализация, горячее водоснабжение, центральное отопление, наличие бань и прачечных создают не только коммунально-бытовые удобства, необходимые для нормального человеческого развития, но и имеют медико-профилактическое значение. Для минимизации и преодоления последствий Чернобыльской катастрофы в дальнейшем необходимо: поэтапное восстановление загрязненных территорий и возвращение жителей к нормальному укладу жизни; осуществление системы радиационной, экологической, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения; снижение медико-биологических последствий аварии путем широких медико-профилактических и лечебно-восстановительных мероприятий; снижение социально-психологической напряженности; защита населения от воздействия других вредных техногенных факторов; совершенствование нормативно-правовой базы по проблеме минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС. 4. Государственные органы, определяющие и реализующие экологическую политику.Определяет государственную и межгосударственную экологическую политику Парламент Республики Беларусь. Он же осуществляет межгосударственного сотрудничества в области охраны окружающей среды, для чего: разрабатывает и принимает законодательные акты об охране окружающей среды в Республике Беларусь; определяет порядок организации и деятельности органов государственной власти и управления в области использования и охраны природных ресурсов, охраны окружающей среды; рассматривает и утверждает государственные экологические программы; объявляет территории зонами экологического бедствия; утверждает границы объектов природно-заповедного фонда республиканского значения и санкционирует их изменение; рассматривает все остальные вопросы в области охраны окружающей среды и природопользования. Реализацию определенной Парламентом Республики Беларусь экологической политики осуществляет Совет Министров Республики Беларусь, для чего он: осуществляет меры по охране и научно обоснованному использованию природных ресурсов и улучшению окружающей среды; обеспечивает разработку и реализацию государственной экологической программы Республики Беларусь; координирует деятельность министерств, государственных комитетов, других подведомственных ему органов, занимающихся охраной окружающей среды; создает республиканский внебюджетный фонд охраны природы; утверждает порядок разработки экологических нормативов, лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов; определяет порядок учета, оценки природных ресурсов, порядок ведения кадастров природных ресурсов; объявляет в случае необходимости участки территории зоной чрезвычайной экологической ситуации; утверждает перечень особо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды; организует систему экологического воспитания и образования граждан; принимает решения о прекращении деятельности или перепрофилировании экологически вредных объектов республиканского значения; осуществляет межправительственное сотрудничество в области охраны окружающей среды; регулирует другие вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды осуществляет, кроме того, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, к компетенции которого относится: контроль за деятельностью министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в области охраны окружающей среды; проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны и использования природных ресурсов; государственный контроль за соблюдением норм экологической безопасности наряду с другими специально уполномоченными государственными органами; контроль за использованием и охраной недр, поверхностных и подземных вод, растительного и животного мира; организация мониторинга природной среды; утверждение совместно с органами санитарного надзора нормативов качества окружающей среды, участие в разработке стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения, истощения и иных вредных воздействий; осуществление государственной экологической экспертизы; выдача и аннулирование разрешений на захоронение (складирование) промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, на использование природных ресурсов в соответствии с законодательством Республики Беларусь; ограничение или приостановление деятельности предприятий и объектов независимо от формы собственности, если их эксплуатация осуществляется с нарушением природоохранного законодательства; предъявление исков о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения природоохранного законодательства; разработка государственных экологических программ; учет и оценка природных ресурсов, ведение государственных кадастров водных ресурсов, торфяного фонда, животного и растительного мира; ведение Красной книги Республики Беларусь; организация пропаганды экологических знаний среди населения; осуществление на соответствующем уровне международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, изучение, обобщение и распространение международного опыта, контроль за выполнением обязательств Республики Беларусь по международным соглашениям в области охраны окружающей среды. Решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в области охраны окружающей среды по вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательны для всех юридических и физических лиц и могут быть обжалованы в установленном законодательством Республики Беларусь порядке. 5. Экономические механизмы реализации экологической политики.При реализации государственной политики в области охраны окружающей среды действует экономический механизм, который включает в себя: планирование и финансирование природоохранных мероприятий; льготное кредитование и налогообложение природоохранной деятельности; определение лимитов на пользование природными ресурсами, размещение отходов, допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду; взимание налогов и других платежей за использование природных ресурсов, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду; взимание платы за размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду; возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде и здоровью населения и др. Мероприятия по охране окружающей среды, проводимые в рамках государственной политики в этой области, подвергаются планированию с целью обеспечения гармоничного взаимодействия природы и общества на основе научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов, выбора наиболее эффективных средств природопользования, предотвращения и ликвидации негативного влияния хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение и увеличение природоресурсного потенциала Республики Беларусь. Планирование мероприятий по охране окружающей среды осуществляется в составе прогнозных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь и государственного плана с учетом государственных и иных программ и требований природоохранного законодательства. Территориальное планирование охраны окружающей среды осуществляется соответствующими Советами депутатов с участием государственных органов и общественных организаций. Отраслевое планирование в области охраны окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами и другими государственными органами с учетом показателей территориального планирования. Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды производится за счет республиканского и местного бюджетов; средств юридических лиц, добровольных взносов населения, иностранных граждан, других источников; республиканских, местных внебюджетных фондов и общественных фондов охраны природы; кредитов банков. В Республике Беларусь осуществляется стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды путем предоставления юридическим и физическим лицам налоговых и иных льгот при внедрении малоотходных и безотходных ресурсо- и энергосберегающих технологий, переработке отходов производства и потребления, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, дающей природоохранный эффект. Стимулирование рационального природопользования осуществляется и установлением повышенных норм амортизации основных природоохранных фондов. В последние годы в Республике Беларусь для регулирования природопользования и охраны окружающей среды начали использоваться рыночные механизмы. Для возмещения ущерба, причиняемого загрязнением атмосферного воздуха, введены нормативы платежей за выбросы загрязняющих веществ в воздушный бассейн. В соответствии с Законом РБ «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» все предприятия-загрязнители независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности облагаются экологическим налогом. Государство в Республике Беларусь гарантирует своим гражданам право общего пользования природными ресурсами для удовлетворения их потребностей безвозмездно, без закрепления этих ресурсов за отдельными лицами и предоставления соответствующих разрешений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Природные ресурсы в порядке специального использования предоставляются юридическим и физическим лицам для осуществления производственной и иной деятельности за плату, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, на льготных условиях на основании специальных разрешений, выдаваемых уполномоченными на то государственными, органами, и заключения государственной экологической экспертизы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
|