p align="left">Права органов федеральной службы безопасности. Органам ФСБ для выполнения возложенных на них обязанностей предо-ставляется право: - устанавливать на конфиденциальной основе отношения со-трудничества с лицами, давшими на то согласие; осуществ-лять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений; производить дознание и предварительное следствие по уго-ловным делам, которые отнесены законодательством к веде-нию федеральной службы безопасности; - осуществлять шифровальные работы в органах ФСБ, а также контроль за соблюдением режима секретности при обраще-нии с шифрованной информацией в шифровальных подразде-лениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности; получать без-возмездно от них необходимую информацию; - использовать в предусмотренных в Законе об органах ФСБ случаях средства связи и транспорта, принадлежащие государ-ственным органам, предприятиям, учреждениям и организа-циям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств, которые законодательством освобожде-ны от такого использования), а также гражданам; - в установленных Законом об органах ФСБ случаях беспрепят-ственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и орга-низаций независимо от форм собственности; проверять у граж-дан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность; осуществлять административное задержание право-нарушителей; производить их личный досмотр, досмотр и изъ-ятие вещей и документов; применять физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, предус-мотренных законодательством и иными правовыми актами Российской Федерации для сотрудников милиции. Федеральным законом об органах ФСБ органы безопасности и их сотрудники наделены и иными правами для выполнения возложенных на них задач и служебных обязанностей. §3 Лица, содействующие органам федеральной службы безопасно-сти. Как уже отмечалось, органы ФСБ могут привлекать отдель-ных лиц с их согласия к содействию в решении возложенных на органы обязанностей на гласной и негласной (конфиденциаль-ной) основе, в том числе в качестве внештатных сотрудников. Их полномочия определяются нормативными актами ФСБ Рос-сии. Лица, оказывающие содействие органам безопасности, име-ют право: заключать контракт с органами ФСБ о конфиденциаль-ном сотрудничестве; получать от сотрудников ФСБ разъяснения своих задач, обязанностей и прав; использовать в целях конспира-ции документы, зашифровывающие личность; получать вознаг-раждение, компенсацию за ущерб, причиненный их здоровью либо имуществу в процессе содействия органам ФСБ. Указанные лица обязаны: соблюдать условия заключенного с органами безопасности контракта или договоренности о сотруд-ничестве; выполнять поручения органов безопасности, направлен-ные на осуществление возложенных на них обязанностей; не допускать умышленного предоставления необъективной, непол-ной, ложной или клеветнической информации; не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, и иные сведе-ния, ставшие им известными в процессе оказания содействия органам ФСБ. Запрещается использовать конфиденциальное содействие на контактной основе депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, не-совершеннолетних, священнослужителей и полномочных офи-циально зарегистрированных религиозных организаций. Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам ФСБ содействие на конфиденциальной основе, составляют госу-дарственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц и в случаях, предусмотренных федеральными законами. Контроль и надзор за деятельностью органов федеральной службы безопасности. Контроль за деятельностью органов ФСБ осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и судебные органы в пределах полномочий, опреде-ляемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Депу-таты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы в связи с осуществлением ими депутатской деятельности вправе получать сведения о деятельности органов ФСБ в поряд-ке, определяемом законодательством Российской Федерации. Надзор за исполнением органами ФСБ законов Российской Федерации осуществляет Генеральный прокурор Российской Фе-дерации и уполномоченные им прокуроры. Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам ФСБ содействие на конфиденциальной основе, а также об орга-низации, тактике, методах и средствах осуществления деятель-ности органов ФСБ в предмет прокурорского надзора не входят. Кроме органов ФСБ функции по обеспечению безопасности и охране государственной тайны осуществляют и иные органы. Так, функции охраны Президента Российской Федерации и чле-нов его семьи осуществляет Служба Безопасности Президента Российской Федерации. Указанная Служба безопасности в своей деятельности руко-водствуется Конституцией Российской Федерации, федеральны-ми законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Положением о Службе безопасности Президента Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. Основными задачами службы безопасности Президента яв-ляются: - обеспечение безопасности Президента Российской Федера-ции в местах постоянного или временного пребывания, в том числе на трассах проезда; - прогнозирование и своевременное выявление угроз безопас-ности Президента России, осуществление мер по их предуп-реждению и нейтрализации; - осуществление государственной охраны членов семьи Прези-дента Российской Федерации и др. Общее руководство Службой безопасности осуществляет не-посредственно Президент. Службу возглавляет Директор, на-значаемый Президентом. Функции по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной охране (объекты государственной охраны), осу-ществляет Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) -- федеральный орган государственной охраны. ФСО России входит в структуру федеральных органов исполни-тельной власти. Руководство ФСО России осуществляют Президент России, а также Правительство России. В ФСО России предусматривается военная служба. ФСО России в своей деятельности руководствуется Консти-туцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 1996 г. «О государственной охране», иными федеральными законами, указами и распоряжениями Президен-та Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными дого-ворами Российской Федерации, Положением о Федеральной службе охраны Российской Федерации . Согласно Положению основными задачами ФСО России яв-ляются: - прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным ин-тересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы; обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда; - выявление, предупреждение и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны; - защита зданий, строений и сооружений, в которых размеще-ны федеральные органы государственной власти, прилегаю-щих к указанным зданиям и сооружениям территорий и акваторий в целях обеспечения безопасности объектов госу-дарственной охраны, а также зданий, строений, сооружений, прилегающих к ним территорий и акваторий, находящихся в оперативном управлении ФСО России; - обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования президентской связи; - участие в пределах своих полномочий в борьбе с террориз-мом и др. ФСО России возглавляет руководитель в ранге Председателя государственного комитета Российской Федерации, который подчиняется Президенту Российской Федерации. Руководитель Службы назначается на должность и освобождается от должно-сти Президентом Российской Федерации. Первый заместитель и заместители руководителя ФСО России, командир Президент-ского полка назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представле-нию руководителя ФСО России. В состав ФСО России входит Служба безопасности Президен-та Российской Федерации. Вопросами обеспечения правительственной связи и инфор-мации, а также сохранения их тайны ведает Федеральное агент-ство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, которое подчиняется непосредственно Президенту России. К органам обеспечения безопасности относится также Меж-ведомственная комиссия по защите государственной тайны., основной функцией которой является координация деятельно-сти федеральных органов государственной власти и органов го-сударственной власти субъектов Российской Федерации по защите государственной тайны в интересах разработки и выпол-нения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законо-дательства о государственной тайне. Правовую основу деятельности Межведомственной комиссии составляют Конституция Российской Федерации, Законы Россий-ской Федерации «О безопасности», «О государственной тайне», Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», указы и распоряжения Президента Российской Фе-дерации, постановления и распоряжения Правительства Россий-ской Федерации, регулирующие отношения в области защиты государственной тайны. Специальным правовым актом, определя-ющим статус межведомственной комиссии по защите государст-венной тайны, является Положение о ней, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 20 января 1996 г. Органы государственной власти в соответствии с Законом от 21 июня 1993 г. «О государственной тайне» в пределах своей компетенции обеспечивают защиту сведений, составляющих го-сударственную тайну. Перечень этих сведений утвержден Ука-зом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. §4 Внешняя разведка и ее правовой статус Внешняя разведка Российской Федерации как совокупность специально создаваемых государством органов -- органов внеш-ней разведки Российской Федерации -- является составной час-тью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государ-ства от внешних угроз с использованием определенных законо-дательством методов и средств. Разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки посредством: добывания и обработки инфор-мации о затрагивающих жизненно важные интересы России реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц (разве-дывательная информация; оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения без-опасности Российской Федерации. Целями разведывательной деятельности являются: обеспече-ние Президента Российской Федерации, Федерального собрания и Правительства Российской Федерации разведывательной инфор-мацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, обороннной, научно-технической и экологической областях; обеспечение условий, способствующих успешной реали-зации политики Российской Федерации в сфере безопасности; содействие экономическому развитию, научно-техническому про-грессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации. Правовой статус органов внешней разведки. Правовую осно-ву разведывательной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федера-ции от 8 декабря 1995 г. «О внешней разведке», определяющий статус, основы организации и функционирования внешней разведки, порядок контроля и надзора за ее деятельностью, а также иные акты федеральных органов государственной власти, касаю-щиеся внешней разведки Российской Федерации. Органы внеш-ней разведки в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством издают нормативные правовые акты, регули-рующие их деятельность. Согласно закону «О внешней разведке» разведывательная деятельность осуществляется на основе принципов: разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти, вхо-дящих в состав сил обеспечения безопасности Российской Феде-рации; законности; уважения прав и свобод человека и гражданина; подконтрольности Президенту Российской Федера-ции и Федеральному Собранию; сочетания гласных и негласных методов и средств. Для достижения целей разведывательной деятельности орга-нам внешней разведки предоставляются следующие полномочия: установление на конфиденциальной основе отношений сотрудни-чества с лицами, добровольно давшими на это согласие; осуществ-ление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности; использование в целях конспирации докумен-тов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, по-мещений и транспортных средств внешней разведки; организация и обеспечение защиты государственной тайны в учреждениях Рос-сии, находящихся за пределами ее территории; обеспечение без-опасности сотрудников учреждений России, находящихся за пределами Российской Федерации, и членов их семей в государст-ве пребывания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|