реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Административно-правовые отношения в сфере управления финансами и кредитом

реферат
анк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных Фдеральным законодательством.

Наряду с экономическими методами, посредством которых ЦБ РФ регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы.

Так, в частности, при крайне неблагоприятном состоянии денежного обращения, наличии активных инфляционных процессов в экономике ЦБ РФ в целях улучшения положения в этой области может проводить более жесткие мероприятия, носящие административный характер, посредством ограничения объема кредитных вложений коммерческих банков, установления предельных размеров и процентных ставок по выдаваемым ими кредитам. Например, в 1991 г. ЦБ РФ была введена для коммерческих банков предельная процентная ставка по предоставляемым ими кредитам в размере 25% годовых. Эта мера, однако, не сопровождалась рестрикционной кредитной политикой. Финансы, деньги, кредит/Под ред. О.В. Соколовой - М., 2000

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров (пайщиков), вкладчиков, клиентов, ЦБ РФ может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны ЦБ РФ по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

Административно-правовые отношения в сфере таможенного права

Центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющми непосредственное руководство таможенным делом в РФ, является государственный таможенный комитет Российской Федерации. К сожалению, в самом Кодексе статус и функции ГТК России сформу-лированы весьма схематично и сжато: по существу отсутствует разверну-тая характеристика правовой и функциональной организации ГТК.

Статья 8 ТК ограничивается общей характеристикой ГТК, сводящейся к тому, что этот центральный орган входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации, являющихся правоохранительными орга-нами, и частично формулирует его статутарное положение: по ТК, Положе-ние о ГТК России утверждается Президентом РФ или по его поручению Правительством РФ; в его компетенцию входят создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен; региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действу-ют на основании положений, утвержденных ГТК России.

Кроме того, в случаях, предусмотренных ТК, иными актами законода-тельства, ГТК России издает в пределах своей компетенции (которая в ТК лишь частично определена) нормативные акты по таможенному делу, обя-зательные для исполнения всеми таможенными органами Российской Фе-дерации и иными органами, предприятиями, учреждениями и организа-циями независимо от форм собственности и подчиненности, а также долж-ностными лицами и гражданами. Президент РФ Указом от 25 октября 1994 г. № 2014 (с изменениями от 16 сентября 1999 г.) утвердил Положение о Государственном таможенном комитете Российской Федерации. В этом важном правовом акте нашли свое развернутое воплощение и юридиче-ское оформление задачи, функции, конкретные полномочия и частично ор-ганизационная структура ГТК России. ГТК России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с дру-гими федеральными органами исполнительной власти субъектов России ской Федерации и общественными объединениями.

ГТК России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Таможенным кодексом РФ, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также настоящим Положением, решает возложенные на него задачи не-посредственно и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты Российской Федерации, таможенные лаборатории, подведомственные ему учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации.

Основными задачами ГТК России являются:

участие в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализация этой политики;

обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасно-сти Российской Федерации;

обеспечение в пределах своей компетенции единства таможенной тер-ритории Российской Федерации;

защита экономических интересов Российской Федерации;

организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности, исходя из приоритетов разви-тия экономики Российской Федерации и необходимости создания благо-приятных условий для участия России в мирохозяйственных связях;

организация и совершенствование таможенного дела в Российской Фе-дерации;

обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и ино-го законодательства, контроль за исполнением которого возложен на тамо-женные органы Российской Федерации;

обеспечение участия Российской Федерации в международном сотруд-ничестве по таможенным вопросам.

ГТК России в соответствии с возложенными на него задачами выполня-ет следующие функции Финансы, деньги, кредит/Под ред. О.В. Соколовой - М., 2000:

подготавливает предложения о совершенствовании таможенной поли-тики Российской Федерации;

разрабатывает правовой, экономический и организационный механиз-мы реализации таможенной политики Российской Федерации, обеспечива-ет ее претворение в жизнь;

разрабатывает и реализует программы развития таможенного дела в Российской Федерации;

подготавливает проекты законодательных и иных правовых актов о та-моженном деле; участвует в подготовке предложений о совершенствовании механизма ^регулирования взаимоотношений России с мировым сообществом в сфе-ре экономики, включая укрепление международной производственной кооперации, стимулирование экспорта, привлечение иностранных инвес-тиций;

вносит в установленном порядке предложения о ставках и механизме применения таможенных и иных пошлин и налогов, относящихся к то-варам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федера-ции;

участвует в разработке мер экономической политики в отношении то-варов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федера-ции, включая лицензирование, регулирование цен и другие нетарифные меры; организует в соответствии со своей компетенцией реализацию этих мер;

организует взимание таможенных пошлин и налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, а также иных таможенных платежей;

организует систему контроля за правильностью определения таможен-ной стоимости товаров;

обеспечивает своевременное и полное внесение в федеральный бюджет таможенных пошлин и налогов;

обеспечивает эффективное использование таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и др.; в предусмотренных законодательством слу-чаях выдает или обеспечивает выдачу лицензий и квалификационных аттестатов, аннулирует или отзывает такие лицензии и аттестаты, обеспечивает ведение реестров, утверждает размеры сборов и других платежей;

организует осуществление таможенного оформления товаров и транспортных средств, принимает меры по его совершенствованию и упрощению;

разрабатывает меры и создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации, а также содействующие развитию внешнеэкономических связей субъектов Россий-ской Федерации, предприятий, учреждений, организаций и граждан;

обеспечивает реализацию мер, включая развитие таможенной инфра-структуры; обеспечивает функционирование в своей системе научно-ис-следовательских учреждений и учебных заведений профессионального и дополнительного образования;

в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществ-ляет правомочия собственника по управлению имуществом таможенных органов Российской Федерации, таможенных лабораторий, других подве-домственных предприятий, учреждений и организаций;

обеспечивает создание, функционирование и совершенствование еди-ной автоматизированной информационной системы таможенных органов Российской Федерации;

осуществляет финансирование мероприятий по развитию таможенной системы Российской Федерации;

развивает материально-техническую и социальную базу таможенных органов, таможенных лабораторий и других подведомственных предпри-ятий, учреждений и организаций;

содействует реализации мер правовой и социальной защиты должност-ных лиц таможенных органов, работников таможенных лабораторий и дру-гих подведомственных предприятий, учреждений и организаций;

обеспечивает руководство авиацией, морским и речным флотами тамо-женных органов;

выполняет другие функции, возложенные на него законодательством Российской Федерации.

Административно-правовые отношения в сфере налогового права

Налоговое правоотношение -- это вид финансового отношения, урегулированного нормами налогового права, возникающего в про-цессе установления, введения и взимания налогов и сборов, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Петрова Г. В. Налоговое право - М., 1997

Налоговое правоотношение включает следующие элементы: субъ-екты, объекты и содержание.

Субъектами налогового правоотношения в соответствии со ст. 9 НК являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов, на ко-торых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии c Кодексом налоговыми агентами;

3) Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения (налоговые органы);

4) Государственный таможенный комитет РФ и его подразде-ления;

5) государственные органы исполнительной власти, и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установ-ленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой .налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);

6) Министерство финансов РФ, министерства финансов респуб-лик, финансовые управления администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов, городов (финансовые органы), иные уполномо-ченные органы -- при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке : уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных Кодексом;

7) органы государственных внебюджетных фондов;

8) Федеральная служба налоговой полиции РФ и ее территориальные подразделения.

Как видно из ст. 9 НК, налоговое правоотношение складывается между различными категориями субъектов, но основными их группами являются налогоплательщик, плательщик сборов и налоговые органы.

Налоговые органы вправе осуществлять следующие меры административного характера:

требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом;

производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствую-щих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничто-жены, сокрыты, изменены или заменены;

вызывать в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой;

приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных лиц в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом;

осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производ-ственные, складские, торговые и иные помещения и территории, про-водить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имуще-ства. Порядок проведения инвентаризации утверждается Министер-ством финансов РФ и Министерством РФ по налогам и сборам;

определять суммы налогов, подлежащие внесению налогопла-тельщиком в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся информации, а также данных об иных анало-гичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика до-пустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследова-нию) производственных, складских, торговых и иных помещений и извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налого-обложения, непредставления в течение более двух месяцев налогово-му органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ве-дения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к не-возможности исчислить налоги;

требовать от налогоплательщика и иных лиц устранения выяв-ленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контроли-ровать выполнение указанных требований;

взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени в по-рядке, установленном Налоговым кодексом;

контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщика и иных лиц и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщика и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения;

привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть извест-ны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности. Петрова Г. В. Налоговое право - М., 1997

Налоговые органы имеют право предъявлять в суды общей юрис-дикции или арбитражные суды иски:

о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

о признании недействительной государственной регистрации 'юридического или физического лица в качестве индивидуального I предпринимателя;

о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ;

о взыскании задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам в бюджеты и внебюджетные фонды;

о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите;

в иных случаях, предусмотренных налоговым кодексом. Налоговые органы осуществляют и другие права, предусмотрен-ные Налоговым кодексом и иными федеральными законами. В случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения в пределах своих полномочий утверждают формы заявлений о постановке на учет в налоговые органы, расчетов по налогам и налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков.

Налоговые органы в целях единообразного применения налоговыми органами законодательства о налогах и сборах издают обязательные для них приказы, инструкции и методические указания.

Указом президента российской федерации «О Министерстве Российской федерации по налогам и сборам» от 23 декабря 1998 г. в целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на реализацию налоговой политики, усиление государственного контроля за своевременным поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме, а также за производст-вом и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, было преду-смотрено преобразовать Государственную налоговую службу Российской Федерации в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, а также изложить выработку и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и госу-дарственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных плате-жей в полном объеме.

В отношении Министерства Российской Федерации по налогам и сбо-рам для управлений МНС России в субъектах Российской Федерации было разработано Временное положение об Управлении Министерства Россий-ской Федерации по налогам и сборам по субъекту Российской Федерации от 22 июня 1999г.

Во Временном положении об Управлении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъекту Российской Федерации пре-дусматривалось следующее.

Основными задачами Управления Министерства Российской Федера-ции по налогам и сборам по субъекту Российской Федерации являются:

контроль за соблюдением на территории субъекта Российской Федера-ции законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государствен-ных налогов, сборов и других платежей, установленных законодательст-вом Российской Федерации, законодательным органом субъекта Россий-ской Федерации, представительными органами местного самоуправления в пределах их компетенции; Атаманчук Г.В. Теория государственного управления - М., 1997

обеспечение поступления налогов, сборов и других обязательных пла-тежей в соответствующие бюджеты и государственные и внебюджетные фонды и др.

Административно-правовой статус МНС России частично определен Законом РФ "О налоговых органах Российской Федерации" от 21 марта 1991 г. № 9431 (с изменениями от 8 июля 1999 г.). Этим Законом установ-лено, что единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его терри-ториальных органов. Об этом же говорится в ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (ч. 1).

Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюде-нием налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государствен-ных налогов и других платежей, установленных законодательством Рос-сийской Федерации, а также за производством и оборотом этилового спир-та и алкогольной продукции. В число задач, стоящих перед налоговыми анами, входит и контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях.

Права, обязанности и ответственность налоговых органов относительно каждого блока задач определяются Законом РФ "О налоговых органах Российской Федерации" (гл. II), Налоговым кодексом (ст. 32,33,34,35), Законом РФ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Законом РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (ст. 6) и достаточно подробно в КоАП РФ (гл. 15 "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг").

Заключение

Изучив административно-правовые отношения в сфере управления финансами и кредитом, можно сделать некоторые выводы. Мы видим, что субъекты этих правоотношений различны. С одной стороны такими субъектами выступают различные органы исполнительной власти (Министерство финансов Российской Федерации, Казначейство, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет) и структуры, наделенные некоторыми административными полномочиями (Центральный банк Российской Федерации). С другой стороны мы видим широчайший спектр от физических лиц до крупных коммерческих структур (банков) и общественных организаций.

Подобное разнообразие субъектов правоотношений затрудняет их классификацию. Управление финансами и кредитом представляет собой целое поле неоднородных задач, касающихся формирования бюджетной и кредитной политики государства, контроля за ее исполнением со стороны органов исполнительной и законодательной власти и т.д.

В области регулирования финансово-кредитной сферы административное право тесно пересекается с финансовым, налоговым, таможенным правом. Административно-правовые отношения оказываются тесно связанными с финансово-правовыми и другими видами правоотношений.

Анализ административно-правовых отношений в сфере управления финансами и кредитом показывает, что регулирование в этой сфере осуществляется на основе многочисленных нормативных актов, которые достаточно четко определяют все аспекты этих правоотношений, права и обязанности сторон и ответственность за неправовое поведение. В число таких правовых актов входят, например, «Закон о Центральном банке Российской Федерации», Таможенный кодекс Российской федерации, различные постановления Правительства и Государственной Думы Российской федерации.

Тесная связь административно-правовых отношений в сфере управления финансами и кредитом с различными отраслями права не позволяет рассматривать их в отрыве от финансового, налогового, таможенного законодательства.

Список нормативного материала и литературы

Административное право/Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова - М., 2000

Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РоссийскойФедерации - М., 1994

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления - М., 1997

Бахрах Д.Н. Административное право - М., 1993

Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право - М., 2003

Грачева Е.Ю. Соколова Э.Д. Финансовое право - М., 2002

Конституция РФ - М., 1995

Красикова Ю.В. Конституционный статус Центрального банка РФ - М., 1999

Лазарев Б.М. Советское административное право - М., 1990

Манохин В.М. Российское административное право - М., 1996

Овсянко Д.М. Административное право - М., 1995

Петрова Г. В. Налоговое право - М., 1997

Сборник Зконов Российской Федерации 1998 №11

Таможенный кодекс Российской Федерации

Указ Президента Российской Федерации «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» от 23 декабря 1998

Указ Президента Российской Федерации «О федеральном казначействе Росийской Федерации» от 8 декабря 1992

Финансы, деньги, кредит/Под ред. О.В. Соколовой - М., 2000

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. в ред от 3 февраля 1996

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» от 2 декабря 1990 г. в ред. От 26 апреля 1995 г.

Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.