Административно-правовые отношения в сфере управления финансами и кредитом
29 - Введение 3
- Понятие административно-правового отношения 5
- Специфика административно-правовых отношений в сфере управления финансами и кредитом 14
- Министерство финансов как субъект административно-правовых отношений 14
- Счетная палата как субъект административно-правовых отношений 17
- Центральный банк Российской федерации как субъект административно-правовых отношений 18
- Административно-правовые отношения в сфере таможенного права 20
- Административно-правовые отношения в сфере налогового права 24
- Заключение 29
- Список нормативного материала и литературы 30
ВведениеСегодня в среде правоведв идет активная дискуссия о построении единой концептуальной системы административного права Российской Федерации. Разумеется, это сложная и комплексная проблема, требующая времени и, главное, усилий не только ученых-административистов, но и теоретиков государственного, публичного управления, конституциона-листов, специалистов различных отраслей права, в первую очередь гражданского, финансового, налогового и таможенного, уголовного права и процесса, экологического права и др.Только с учетом и на основе вклада, конкретных разработок специали-стов различных отраслей и направлений правового знания можно будет по-степенно создать полноценную и современную концепцию администра-тивного права РФ.Анализируя совсем недавнее состояние административного права, Ю. М. Козлов и Л. Л. Попов отмечали: "Резким нападкам подвергалось не само административное право, а практика применения его норм, для которой, к сожалению, действительно характерными были бюрократиче-ские извращения самой сути этих норм, т.е. правил должного поведения.Они-то и вызывали негативную реакцию, причем вполне обоснованную" Административное право/Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова - М., 2000.Думается, явно недостаточно сводить проблему к бюрократическим из-вращениям, хотя они нанесли обществу и гражданину громадный вред. В целом же проблема, конечно, много сложнее и требует большей ясности и четкости в ее постановке и формулировании. На самом деле речь идет не просто о бюрократических извращениях, а о полном, неограниченном господстве тоталитарной административно-командной системы, которая подменила собой влияние и реальные воз-можности власти выборных представительных органов, а также органов правосудия. Последствия этого царившего много десятилетий господства ощуща-ются, к сожалению, по настоящее время, когда в стране уже произошли глубочайшие политические и социально-экономические преобразования. Именно с учетом этого тягостного вывода следует подходить к решению проблемы формирования административного права, искать к ней ключи, пути постановки. А генеральное направление такого реформирования - это демократи-зация и гуманизация административного права, предполагающие преобра-зование, реформу институтов этой одной из ведущих отраслей россий-ского права, перевод их на рельсы цивилизованного и демократического развития. Такой поворот - столбовая дорога современной концепции ад-министративного права России. В этом русле открывается реальный путь серьезного качественного обновления институтов и норм административного права. Существеннейшим элементом новой концепции является диверсификация - расширение, углубление, приращение форм и методов контроля за акционированием, деятельностью исполнительной власти, ее органов и структур. Причем контроль не только таких органов законодательной, представительной власти, как Федерального Собрания - парламента России, но и соответствующих представительных органов субъектов РФ - Законодательных Собраний и др. за деятельностью органов исполнительной власти. В этой связи важным представляется выяснить, в какие именно правоотношения вступают органы исполнительной власти при осуществлении ими своих полномочий в области управления экономикой в целом и конкретно в сфере управления финансами и кредитом. Изучив административно-правовые отношения в этой сфере, мы сможем полнее сформулировать глобальную концепцию административного права и увидим реальные пути совершенствования этой отрасли права. В соответствии с вышесказанным можно поставить следующую цель работы: изучить различные аспекты административно-правовых отношений в сфере управления финансами и кредитом. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: дать общее понятие административно-правовых отношений, для того чтобы выявить специфику административно-правового регулирования и его отличие от иных видов регулирования правоотношений обозначить специфику административно-правовых отношений в сфере управления финансами и кредитом рассмотреть административно-правовые отношения в данной сфере с точки зрения различных органов исполнительной власти, выступающих как субъекты этих правоотношений. Понятие административно-правового отношенияПрежде чем приступить непосредственно к рассмотрению административно-0правовых отношений в сфере регулирования финансов и кредита, необходимо уяснить общие положения административно-правового отношения, его специфику и отличие от иных видов правового регулирования. Административно-правовые отношения - это разновидность правоотношений, т.е. общественных отношений, регулируемых нормами права. Бахрах Д.Н. Административное право - М., 1993Как разновидности правоотношений, административным правоотношениям свойственны определенные признаки, например, первичность правовой нормы и др.Следует подчеркнуть, что почти все авторы, основательно занимав-шиеся административным правом, исследовали административно-право-вые отношения, причем интерес этот не ослабевает. Разумеется, это не случайно, поскольку именно в данной проблематике во многом проявля-ется сложная гамма взаимоотношений и связей, складывающихся в об-ласти административного права. В литературе существуют различные взгляды, подходы к проблемам развития административно-правовой нау-ки, в которых отражена специфика позиций, критериев и на которые опи-раются авторы. Среди активно занимавшихся и занимающихся этой про-блемой назовем Ю. М. Козлова, Б. М. Лазарева, В. М. Манохина, Г. И. Пет-рова и др. Из названных авторов, по нашему мнению, значительное внима-ние рассматриваемой проблеме уделил Ю. М. Козлов Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РоссийскойФедерации - М., 1994, труды которого вы-ходят далеко за рамки учебных изданий. При этом надо отметить, что не все положения Ю. М. Козлова воспринимаются как бесспорные, некоторые имеют дискуссионный характер.Приведем основные черты, свойственные административно-правовым отношениям, на которые хотелось бы обратить внимание.Административно-правовые отношения представляют собой: а) разно-видность правовых отношений; б) отношения, разнообразные по своему юридическому содержанию; в) отношения, отличающиеся разнообразием их участников, субъектов.Мы уже говорили о первичности административно-правовых отноше-ний. Дополним это положение: административно-правовые отношения - это результат регулирующего воздействия на данное общественное отно-шение правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламента-ция правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; кор-респонденция взаимных обязанностей и прав сторон правоотношения, ко-торая определяется правовой нормой, и т.п.По мнению Ю. М. Козлова, "под административно-правовым отноше-нием понимается урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантиро-ванных административно-правовой нормой". Несколько по-иному формулирует определение административно-право-вых отношений Б. М. Лазарев Лазарев Б.М. Советское административное право - М., 1990. По его мнению, они основаны на нормах пра-ва. Автор делит их на постоянно существующие, эпизодические и т.д.Разные авторы почеркивают различные особенности административно-правовых отношений. Приведем главные.Во-первых, в отличие от иных отношений, в частности гражданско-правовых, административно-правовые отношения - это отношения власти и подчинения, т.е. такие отношения, в которых отсутствует юридическое равенство сторон. Правда, как отмечают специалисты, не следует низво-дить роль административного права до уровня полицейского, а адми-нистративно-правовые отношения-до признания их основанными исклю-чительно на государственном принуждении.Во-вторых, природа государственно-управленческой деятельности тре-бует выделения субъекта управления, т.е. той стороны регулируемых адми-нистративным правом управленческих отношений, в руках которой кон-центрируется власть. В силу этого налицо определенный приоритет воли такого субъекта (единая управляющая воля).В-третьих, управление в административно-правовых отношениях все-гда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле; в управленческих отношениях налицо соподчиненность воль. Таким образом, с одной стороны существует авторитет, господствующая воля субъектов управления, с другой -- подчинение ей во-ли всех иных участников управленческих отношений.В-четвертых, административно-правовые отношения тесно связаны со сферой исполнительной власти. Поскольку государственное управление - управляемая сфера, в административно-правовых отношениях всегда нахо-дят свое выражение все качества, присущие управленческой деятельности. В административных отношениях субъект всегда в том или ином объеме должен находить свой публично-правовой, т.е. государственный, интерес. Административно-правовые отношения напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти. Отсюда их публичный характер, выраженный в них государственный интерес.В-пятых, в сфере государственного управления действуют особого рода субъекты - органы исполнительной власти. В связи с этим разнообразные административно-правовые отношения действуют не просто в сфере госу-дарственного управления, а в связи или по поводу реализации полномоч-ными субъектами исполнительной власти своей управленческой компетен-ции.Возможно выделение и других аспектов, касающихся статуса и характе-ра административно-правовых отношений, их структуры и т.д.В-шестых, управленческая деятельность, т.е. деятельность в сфере ис-полнительной власти, составляющая объект административно-правового регулирования, равно как и связанные с ней общественные отношения, прямо и непосредственно выражает волю и интересы государства. То есть речь идет о том, что выразить эти интересы может только субъект, кото-рый действует от имени государства и является носителем соответствующих полномочий государственно-властного характера. В админист-ративно-правовых отношениях всегда одной из сторон является офици-альный и полномочный субъект исполнительной власти. Несмотря на то, что в административно-правовых отношениях практически могут участ-вовать различные стороны, в них всегда имеется обязательная сторона, без которой такого рода отношения вообще не возникают. То есть они воз-никают только при условии обязательного участия в них соответствую-щего исполнительного органа (должностного лица, представляющего публично-правовой интерес).Административно-правовые отношения по своей сути являются орга-низационными. Это не означает, что другие отношения из правовых не мо-гут иметь организационного характера. Это одна из характерных черт, а не всеобщее и исключительное правило. Во многом организационный харак-тер имеют также отношения в сферах законодательной и судебной власти. Характеризуя административно-правовые отношения как организационные, следует отметить их прямую связь с реализацией функций и полномочий исполнительной власти, которые направлены на организацию испол-нения правовых норм и иных правовых велений, актов и т.д. Далее, административно-правовые отношения складываются в той сфере, в кото-рой осуществляются в конечном счете функции, направленные на органи-зацию совместной деятельности людей. К государственному управлению в большей степени, чем к другим сферам, применима формулировка "непосредственно организующая деятельность государства", что не означает, по-вторяем, потери или тем более отсутствия функции организационного характера у других органов (законодательных, судебных) - организующий характер присущ всем субъектам управления. В данном случае мы подчер-киваем то, что организация в государственно-управленческом смысле осу-ществляется в особых, присущих исполнительной власти формах. Ее структурно-функциональное выражение фиксируется в админист-ративно-правовых нормах, а практическая направленность реализуется в административно-правовых отношениях.Будучи разновидностью организационных отношений, администра-тивно-правовые отношения не только преследуют цель организации рабо-ты собственного аппарата управления, но и охватывают различного рода организационные аспекты, выходящие за рамки собственной организации. В структурном смысле -- это образование различных управленческих структур, регистрация возникающих негосударственных образований, в функциональном - регулирующее воздействие на поведение всех, кто со-прикасается со сферой исполнительной власти. Далее, административно-правовые отношения возникают по инициативе обой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Такие отношения могут возникать и вопреки желанию или согласию второй стороны. Указанная особенность административно-правовых отношений обусловлена и, что в них обязательно участвует властный субъект, которому адми-стративно-правовая норма предписывает в данных условиях совершение таких действий, которые влекут за собой возникновение конкретных министративно-правовых отношений.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|