реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Административно-правовые отношения в сфере управления финансами и кредитом

реферат
Специфика административно-правовых отношений в сфере управления финансами и кредитом

Управление финансами осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций. Контроль за финансовой деятельностью органов исполнительной власти осуществляется прежде всего при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации функции государственного контроля с учетом распределения полномочий возложены на Счетную палату, Банк России, Министерство финансов (Главное управление федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление и их подразделения в субъектах Российской Федерации), Министерство по налогам и сборам, Федеральную службу по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенный комитет России, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РоссийскойФедерации - М., 1994.

Формы и порядок осуществления государственного финансового контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправления установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также иными актами бюджетного законодательства и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.

Министерство финансов как субъект административно-правовых отношений

Организация управления в области финансов - сложная и многобъемная задача. Федеральным органом исполнительной власти в этой сфере является Министерство финансов РФ. Это межотраслевое (функциональное) по характеру Министерство действует на основе Положения, утвержденного Правительством РФ 6 марта 1998 г Сборник Зконов Российской Федерации 1998 №11.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) координирует деятельность всех финансовых органов, руководит деятельностью подведомственных учреждений и организаций.

Минфин России призван обеспечивать устойчивость государственных финансов, осуществлять целевое финансирование общегосударственных потребностей, разрабатывать меры по финансовому и налоговому регулированию предпринимательской деятельности, регулировать лотерейное дело, обеспечивать сохранность государственных фондов России. По заданиям правоохранительных органов он проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Минфин России вправе запрашивать и получать от федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимые для осуществления его функций материалы и документы; получать от предприятий и организаций документы, необходимые для осуществления контроля за расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета; ограничивать, приостанавливать и прекращать финансирование из федерального бюджета при выявлении фактов нецелевого использования выделяемых средств; взыскивать средства федерального бюджета, израсходованные не по целевому назначению, с наложением на виновных штрафа; давать обязательные для исполнения указания по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины и т.д.

В связи с передачей Министерству финансов РФ функций Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью сфера его деятельности как субъекта государственного финансового контроля значительно расширилась и получила новые черты.

Министерство финансов Российской Федерации:

проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;

контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;

организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Осуществляя государственный финансовый контроль, Министерство финансов РФ имеет право:

ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае нерпедставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;

взыскивать с организацийц средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством РФ.

Нормативные правовые акты Минфина России обязательны на всей территории Российской Федерации.

В составе Минфина России действует Федеральное казначейство. Положение о котором утверждено Правительством РФ.

Главное управление Федерального казначейства Минфина России, подчиненные ему территориальные органы в субъектах РФ, а также в городах и районах составляют централизованную систему. Роль этих органов по-стоянно возрастает в сфере организации бюджетного и финансового исполнения федерального бюджета, распределения доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, а также в сфере осуществления взаимных расчетов между ними. Федеральное казначейство призвано управлять доходами и расходами федерального бюджета, непосредственно организуя целевое движение денежных потоков и предотвращая оседание их в коммерческих кредитных учреждениях.

Органы казначейства наделены широкими правами контрольного характера.

Федеральное казначейство проводит проверку денежных документов в органах исполнительной власти, в банках, на предприятиях, в учреждениях и организациях любых форм собственности, включая совместные предприятия. Оно вправе: получать от банков и других финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов; требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых объектов устранения выявлен-ных нарушений порядка исполнения федерального бюджета; приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений, банков в случае непредставления (или отказа предъявить) бухгалтерских и финансовых документов; изымать документы, свидетельствующие о нарушении порядка исполнения федерального бюджета; выдавать обязательные предписания о взыскании в бесспорном порядке средств, выделяемых из федерального бюджета и используемых не по целевому назначению; налагать на банки и другие кредитные учреждения штрафы в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступающих в доход федерального бюджета, вносить в Банк России представления о лишении виновных лицензии на совершение банковских операций.

Счетная палата как субъект административно-правовых отношений

Счетная палата РФ действует на основе Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995 г.

Счетная палата РФ -- постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подот-четный Федеральному Собранию РФ.

Основные задачи Счетной палаты РФ:

определение целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

проведение экспертизы проектов федеральных законов, иных нормативных актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета;

осуществление контроля за законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке РФ, уполномочен-ных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ и т.д.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в опе-ративную деятельность проверяемых организаций. О результатах ре-визий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу Манохин В.М. Российское административное право - М., 1996.

По результатам проверок и ревизий Счетная палата направляет проверяемым органам и юридическим лицам представления для принятия по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению виновных должностных лиц к ответственности. Неоднократное или ненадлежащее исполнение предписаний Счетной палаты может повлечь за собой приостановление всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций (для этого требуется согласование с Государственной Думой).

Центральный банк Российской федерации как субъект административно-правовых отношений

Особую роль в организации кредитно-банковского дела играет Центральный банк Российской федерации (ЦБ РФ).

ЦБ РФ - это конституционный государственный институт, обладающий определенными полномочиями органа исполнительной власти Красикова Ю.В. Конституционный статус Центрального банка РФ - М., 1999.

В статусе ЦБ РФ хотелось бы выделить такие существенные моменты.

Во-первых, подчеркнуть конституционно-правовой характер ЦБ РФ

Во-вторых, организация и деятельность ЦБ РФ базируется на фундаментальных Федеральных законах: «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. (с соответствующими изменениями); "О Центральном банке Российской Федерации" (с изменениями 1995-1998 гг.).

В-третьих, это вытекающие из соответствующих статей Конституции РФ, прежде всего ст. 71, финансовое регулирование; валютное регулирование; нормотворческие полномочия; компетенция по управлению денежной и банковской сферами РФ; полномочия ЦБ РФ представлять интересы Рос-сии во взаимоотношениях с центральными банками иностранных госу-дарств и др.

Банк России осуществляет функции по управлению подчиненными структурными подразделениями, предприятиями, учреждениями и органи-зациями, выполняет функции управления, регулируемые нормами админи-стративного права, и наделяется для этого соответствующими исполни-тельно-распорядительными полномочиями.

В-четвертых, это довольно разветвленная структура Банка России. Основным звеном центрального аппарата ЦБ РФ являются департамен-ты. В Банке России создано 22 департамента по основным направлениям его деятельности, в частности:

1) Сводный экономический департамент;

2) Департамент исследований, информации и статистики;

3) Департамент бухгалтерского учета и отчетности;

4) Департамент организации и исполнения госбюджета и внебюджет-ных фондов;

5) Департамент методологии и организации расчетов;

6) Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельно-сти;

7) Департамент пруденциального банковского надзора;

8) Департамент по организации банковского санирования;

9) Департамент иностранных операций;

10) Департамент валютного регулирования и валютного контроля;

11) Департамент регулирования денежного обращения;

12) Департамент эмиссионно-кассовых операций;

13) Департамент информатизации;

14) Юридический департамент и др.

Вопросы совершенствования статуса ЦБ РФ находятся в орбите посто-янного внимания Государственной Думы, в целом Федерального Собра-ния, Президента РФ.

Отметим основные формы проявления регулирующей роли ЦБ РФ:

* Банк России осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, их представительств и филиалов, выдает и отзывает лицензии на осуществление банковских операций, предъявляет необходимые квалификационные требования к руко-водству и главным бухгалтерам, в том числе дополнительные тре-бования к сотрудникам при осуществлении операций с иностран-ными валютами;

* устанавливает обязательные для кредитных организаций правила и порядок проведения основных банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бух-галтерской и статистической отчетности; наблюдает за формированием долевого (акционерного) ка-гала кредитных организаций, с тем чтобы не допустить чрезмерного влияния в одних руках. В частности, приобретение одним дадельцем доли или пакета акций свыше 20% может происходить только с предварительного согласия ЦБ;

* устанавливает для кредитных организаций обязательные нормативы и строго контролирует их соблюдение Грачева Е.Ю. Соколова Э.Д. Финансовое право - М., 2002.

В Законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» приводится перечень основных экономических нормативов, а во избежание различных толкований даются их определения и характеристики. Среди обязательных нормативов:

минимальный размер уставного капитала и собственных средств; максимальные размеры различных рисков; нормативы ликвидности и достаточности капитала; максимальный размер привлечения денежных вкладов населения и др. В инструкции ЦБ РФ о порядке регулирования деятельности кредитных организаций приводятся конкретные методики, расчеты и требуемые параметры большинства обязательных нормативов. Однако и в самом законе закреплены цифровые значения некоторых из нормативов, например максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 25% собственных средств; максимальный размер кредитов, гарантий, поручительств своим участникам (акционерам) -- не должен быть более 20% собственных средств и т.д.

ЦБ РФ реализует свою надзорную функцию путем проверок кредитных организаций и их филиалов, а также путем анализа представляемой отчетности и дополнительной информации о деятельности банков с целью выявления ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков/кредиторов и стабильности банковской системы в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.