реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Курсовая: Геополитика России

реферат

регионов, республик, имевших ранее общую систему угроз, вне зависимости от

того, с какого направления она исходила. В силу этого попытки России создания

системы коллективной безопасности наталкиваются на формальное отношение со

стороны других стран СНГ или на явное нежелание связывать себе руки, лишать

себя возможностей политического маневра на международной арене.

Сегодня многие просто не дают себе отчета, что внешние, подчас весьма

агрессивные силы уже готовы участвовать в переделе постсоветского

пространства.

Боязнь реанимирования СССР, стремление заблокировать Россию в ее

реинтеграционных устремлениях, желание получить "все и сразу" могут привести

только к одному: к разрушению хрупких структур безопасности, формирующихся на

территории бывшего СССР, без каких-либо надежд на воссоздание в обозримой

перспективе чего-то иного, имеющего под собой прочную базу и вписывающегося в

концепцию подлинного нового мирового порядка.

Следствием демарша Федерального Собрания России (дезавуированного позднее

представителями Правительства и Президента России) явилось заявление всех

ветвей власти Украины, а также Совбеза Украины, о стремлении последней к

более полному сотрудничеству с НАТО и требовании предоставления надежных

гарантий безопасности со стороны Запада. Было заявлено и о более

благоприятном отношении Украины к проблеме расширения НАТО на Восток и

укреплению сотрудничества в рамках программы "Партнерство во имя мира".

Укажем, что Конгресс США в связи с этим всплеском российско-украинских

противоречий принял решение об оказании Украине всесторонней поддержки "в

борьбе за ее национальную независимость и целостность".

Белоруссия имеет особое значение в плане осознания новых реалий военной

политики и геополитики России. Подходы у аналитиков к перспективе развития

российско-белорусских отношений, в том числе и в военной сфере, диаметрально

противоположны. Для одних "уния" России и Белоруссии - первый росток и

прообраз реинтеграционных процессов на территории СНГ, своего рода модель,

пусть на первых порах и не очень совершенная. Для других белорусский случай -

это тупиковая попытка российской внешней политики решения конъюнктурных задач

( 1 ).

Последовательное продвижение по указанным направлениям, опирающееся на

прочную нормативную базу, позволит не только иметь современные и боеспособные

Вооруженные Силы, способные решать все поставленные пред ними задачи, но и

достичь гармоничного сочетания национальной обороноспособности с социально-

экономическими возможностями страны, сформировать благоприятные военно-

политические условия для возрождения России ( 12 ).

3. Вооружённые конфликты

3.1. Исторические предпосылки национальных конфликтов

За многие десятилетия межнационального сожительства народы России в

значительной мере перемешались, рассеялись, расселились по разным ее

регионам. Наряду с компактно проживающими в том или ином регионе национальным

большинством появились и национальные меньшинства. Их социальное положение,

их права, доступ к материальным и культурным благам существенно отличались от

положения национального большинства.

По существу после установления советской власти Россия перестала быть

колониальной империей в классическом смысле этого понятия. Центр по отношению

к окраинам проводил политику, которую нельзя определить однозначно: оказание

им посильной помощи, в первую очередь экономической и культурной, с одной

стороны, и унификация общественной жизни, игнорирование этнической и

культурной специфики, с другой. Нельзя обойти молчанием и факты этнического

геноцида и массовых репрессий по отношению к целым народам.

В Советском Союзе не было господствующей нации, ибо им правила номенклатура,

воплощавшая в своей деятельности тоталитарную систему, как таковую. Путем

насаждения "механического интернационализма" последняя глушила национальную

жизнь. Национальный вопрос был объявлен решенным, что означало на практике

сворачивание национальной культуры, для которой осталась только форма при

идентичности для всех "национального содержания".

За годы советской власти у русских сформировалось ощущение, что их родина -

это вся страна, все социалистическое отечество - СССР. И именно это ощущение,

подкрепленное сознанием своего истинного превосходства и роли "старшего

брата" в семье советских народов, пришло сегодня в противоречие с реальным

статусом русских в ряде республик, где они ощутили себя не только

меньшинством, но и меньшинством дискриминируемым. "Мигранты", "оккупанты" и

другие не менее крепкие ярлыки не могли не задеть национального самосознания

русских, не вызвать протеста с их стороны.

До 1986 г. о межнациональных конфликтах в СССР публично ничего не говорилось.

Считалось, что в нем национальный вопрос был окончательно решен. И надо

признать, что крупных открытых межнациональных конфликтов не было.

Вместе с тем шел интенсивный процесс русификации нерусских народов. Нежелание

изучать русский язык не влекло каких-либо санкций, как это пытаются сделать в

Эстонии или Молдове, но само его изучение было поставлено в ранг естественно

необходимого. В то же время знание русского языка, как федерального,

открывало перед нерусскими народами большие возможности для обучения,

профессионализации и самореализации. Русский язык позволял приобщиться к

культуре всех народов СССР, а также к мировой культуре. Исходя из принципа

"разделяй и властвуй", большевики дали формальную самостоятельность в виде

национального наименования территории лишь "опорным" нациям. Поэтому из более

чем 130 национальностей, населяющих СССР, около 80 не получили никаких

национальных образований. Причем "выдача" государственности осуществлялась

странным образом. Эстонцы, например, общее число которых в целом по стране,

согласно переписи населения 1989 г., составляло 1027 тыс., имели союзную

государственность; татары, численность которых более чем в 6 раз превосходит

число эстонцев (6649 тыс.) - автономию, а поляки (1126 тыс.) или немцы

(2 039 тыс.) не имели никаких национальных образований.

Основная проблема состоит в том, что титульные нации при любой своей

численности претендуют на исключительный контроль государственных институтов

и собственности, нередко созданной руками "пришлых" народов и за счет

общесоюзного бюджета, как это было в Эстонии, Литве, Казахстане. В ряде

случаев русскоязычное население остается заложником националистических

преступных авантюр, как это произошло с 250-тысячным русскоязычным населением

в Чечне.

Таким образом, национальная политика, проводимая в многонациональном СССР и

продолжаемая ныне в России (путем создания неравноправных субъектов

федерации) и других странах постсоветского пространства, сформулированная еще

Лениным с помощью формального принципа "право наций на самоопределение",

разрушила старороссийскую национально - территориальную систему и поставила

во главу угла не человека с его неотъемлемыми правами и законными, в том

числе национальными интересами, а отдельные нации с их особыми правами и

особыми национально - властно - территориальными притязаниями, реализуемыми в

ущерб другим народам, нередко веками проживающим на той же территории, в

ущерб общепризнанным правам человека.

Силой удержать межнациональные конфликты было уже невозможно, а опыта

самостоятельных цивилизованных решений без участия сильного центра у народов

не было. Не без помощи националистических экстремистов многим из них,

мгновенно позабывшим реальную интернациональную помощь, стало казаться, что

их скудная жизнь обусловлена тем, что именно они в ущерб себе "кормят" Центр

и другие народы. Постепенный распад СССР спустил курок обвальным

межнациональным конфликтам во многих союзных и автономных республиках. После

легального распада СССР его территория стала зоной этнического бедствия.

В последние годы в близэкваториальном пространстве различных частей света

полыхало пламя более 40 вооруженных конфликтов: в Югославии, Анголе, Сомали,

Грузии, Азербайджане, Армении, Афганистане, Таджикистане, Узбекистане,

Кыргызстане, Северо-Кавказском регионе России и других. Абсолютное

большинство конфликтов носит межнациональный, межплеменной характер. Они

развертывались на территории одной или нескольких стран, переходя нередко

полномасштабные современные войны. Многие из них осложнялись религиозными и

клановыми противоречиями ( 7 ).

В наши дни появилась реальная угроза распада России на отдельные

самостоятельные государства, в качестве которых не прочь провозгласить себя

не только некоторые национально - , но и административно - территориальные

образования.

Прежде всего обращает на себя внимание тревожное в целом восприятие массовым

сознание в регионах сложившейся здесь обстановки. Считает, что ее

характеризует определенная напряженность в межнациональных отношениях: в

Черкесске - 54% опрошенных, в Ставрополе - 42%, Улан-Удэ - 37%, Москве - 34%,

Уфе - 30%, Оренбурге - 19%, Петрозаводске - 14%. При этом в Ставрополе,

Москве и Черкесске отметили реальную возможность конфликтов соответственно

20%, 17% и 14%.

В связи с большой весомостью социально экономического фактора как

детерминанты межнациональной напряженности вызывают несомненный интерес

суждения охваченных опросами об экономике своего региона и вкладе последнего

в общероссийское достояние. Преобладающим тут был вывод: "Состояние

кризисное, с тенденцией к ухудшению". Но вместе с тем приблизительно 50%

полагают, что отдают гораздо больше, чем получают (исключение составили

жители Черкесска и Улан - Удэ). Дальнейший экономический спад может укрепить

подобного рода убеждения и послужить толчком к обособлению регионов, усилению

стремления выйти из кризиса "поодиночке", что в конечном счете усугубит

положение.

Глубоко укоренилось представление о неравенстве в материальном положении

между этническими группами. Оно отразилось в ответах респондентов на вопрос

"Можно ли выделить национальные группы чей жизненный уровень выше?". В

Ставрополе и Черкесске утвердительно ответили соответственно 55% и 49%. В

остальных городах доля разделяющих эту позицию составила: 20 - 27% - Улан-

Удэ, Оренбург, Якутск и 14 - 16% - Уфа, Петрозаводск. По преимуществу к ним

относили выходцев с Кавказа, евреев, русских. Зачастую на характер ответов

влияло деление населения на коренное и некоренное. Представители того и

другого высказывали прямо противоположные точки зрения. К примеру, в

Петрозаводске карелы считают, что лучше живут русские, последним же кажется,

что наоборот - карелы; в Оренбурге, на взгляд русских, наиболее зажиточны

татары, а те, в свою очередь, указывают на русских. Здесь, вероятно, дает

знать о себе и то обстоятельство, что в некоторых регионах люди коренной

национальности как бы монополизируют определенную "социальную нишу"

(торговля, управление, высшая школа и проч.), а это, понятно, создает

предпосылки для отрицательной реакции.

Под влиянием постоянного неудовлетворения собственным национальным статусом у

значительной части общества сформировалась установка на активные действия в

конфликтной ситуации на стороне своей национальной группы.

Столь высокая готовность горожан участвовать в подобного рода разборках не

может не вызвать озабоченности хотя бы потому, что ставка на силу как метод

решения назревших проблем становится все заметнее.

Это ярко проявилось на Северном Кавказе, особенно в осетино-ингушском

конфликте, когда в результате действий национал - экстремистских элементов

пролилась кровь, с обеих сторон имеются жертвы и разрушения, появились

беженцы и заложники. В сложном положении российские власти вынуждены были

пойти на применение силовых методов для создания необходимых условий с целью

локализации конфликта и его преодоления. Но этот вынужденный шаг усилил

негативное отношение к Центру, рост антирусских настроений.

Разгорающиеся и тлеющие очаги межнациональной конфронтации в южных

оконечностях нашего Отечества создают серьезную опасность ее расширения и

распространения вглубь. Ощущение нестабильности социального климата повышает

тревожность массового сознания, делает население восприимчивым к разного вида

'фобиям' , страху за завтрашний день, порождает стремление избавиться от

'чужих' или во всяком случае ограничить их права в надежде обеспечить себе

безопасность и благополучие.

В ряду причин, ведущих к этническим распрям, стоят пространственные

притязания и разворачивающаяся борьба за передел территории, инспирируемые

национальными движениями, подчас становящимися по мере своей радикализации

явно националистическими.

Сегодня этнические конфликты вполне реальны.

- Общий рост недовольства существующим положением(социально-экономическим в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.