Учет нематериальных активов на примере ОАО Вымпел г. Омск
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 6
1.1 Нематериальные активы как экономическая категория 6
1.2 Нематериальные активы как объект бухгалтерского учета 14
1.3 Правовое обеспечение операций с нематериальными активами 15
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 19
2.1 Организация учета нематериальных активов 19
2.2 Учет поступления и выбытия нематериальных активов 23
2.3 Амортизация и инвентаризация нематериальных активов 32
2.4 Международная практика учета нематериальных активов 37
3. особенности организации нематериальных активов в современных условиях на
ОАО «Вымпел» 45
3.1 Оценка нематериальных активов и раскрытие информации бухгалтерской
отчетности 45
3.2 Механизм амортизации нематериальных активов для целей налогообложения
50
3.3 Анализ оборачиваемости и эффективности использования нематериальных
активов 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЯ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
ВВЕДЕНИЕ
С развитием рыночных отношений становится все более очевидным, что
так называемые материальные активы не являются единственным фактором
обеспечения доходности организации, и что существуют иные их виды,
которые не имеют такого классического признака, как вещественная
субстанция, но могут играть важнейшую роль в процессе получения
предприятием прибыли.
Нематериальные активы являются одним из принципиально новых объектов
бухгалтерского учета, появившихся в ее теории и практике на этапе
становления и развития рыночных отношений в России.
Если иметь в виду западный опыт, то, несмотря на тот факт, что
нематериальные внеоборотные активы общепризнанны в большинстве стран
рыночной экономики, подходы к их идентификации, способам поступления на
баланс, оценке, амортизации продолжают оставаться объектами горячих
дискуссий.
Это связано с постоянными изменениями в методологии учета данных
активов, происходящими в связи с процессом реформирования отечественного
учета, а также формированием законодательной базы в области
налогообложения.
Наиболее яркими примерами таких новшеств являются введение с 1 января
2001 года Положения по бухгалтерскому учету “Учет нематериальных
активов” (ПБУ 14/2000), окончательный переход с 1 января 2002 года на
новый План счетов бухгалтерского учета, введение с 1 января 2002
года главы 25 “Налог на прибыль организаций” Налогового кодекса РФ и т. д.
Происходящие изменения затронули, в частности, порядок отражения в
бухгалтерском учете программ для ЭВМ с неисключительным правом
использования, а также квартир, находящихся в собственности организации,
выдвинули новые требования к расчету амортизации нематериальных активов для
целей исчисления налога на прибыль и т. д.
Актуальность выбранной темы заключается в исследовании происходящих в
настоящее время изменений связанных с особенностями учета и налогообложения
нематериальных активов.
Цель настоящей работы - раскрыть основные особенности бухгалтерского
учета нематериальных активов на примере конкретного предприятия, в
соответствии с законодательными и нормативными актами и обозначить
проблемы, с этим связанные.
В данной работе разработаны правовые аспекты создания, приобретения,
выбытия нематериальных активов, их учет, а также налогообложение на
ОАО “Вымпел”.
При анализе эффективности использования нематериальных активов на
ОАО “ Вымпел” были рассмотрены следующие методы:
трендовый анализ - расчет абсолютных и относительных отклонений по
отношению к постоянной и переменной базе.
горизонтальный анализ - сравнение каждой позиции отчетности с
предыдущим периодом.
вертикальный анализ - представление бухгалтерской отчетности в виде
относительных величин, характеризующих структуру, то есть рассчитывается
доля (удельный вес) частных показателей в обобщающих итоговых данных.
Эта тема заинтересовала меня потому, что особенности учета
нематериальных активов являются принципиально новыми объектами
российского бухгалтерского учета, и, соответственно наиболее любопытной.
В качестве информационной базы при написании выпускной работы были
использованы законодательные и нормативные документы, периодические
издания (журналы с приложениями), а также работы российских авторов,
посвященные проблемам и практике учета нематериальных активов в
Российской Федерации.
1. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
1.1 Нематериальные активы как экономическая категория
В современных условиях хозяйствования и в России, и за рубежом широкое
применение получили нематериальные активы. Это обусловлено быстротой и
масштабами технологических изменений, распространением информационных
технологий, активной инвестиционной деятельностью, стремлением получить
признание на внутреннем и мировом рынках, развитием и интеграцией
международных финансовых рынков. В последнее время в имуществе
хозяйственных организаций доля нематериальных активов неуклонно возрастает.
Хотя эти активы и являются составной частью всего имущества
предприятия, их использование в хозяйственной деятельности значительно
отличается от использования материальных объектов, так как они не имеют
вещественной формы.
Как экономическая категория нематериальные активы представляют собой
совокупность объектов долгосрочного пользования (свыше 1 года), не имеющих
материально-вещественной формы, но необходимых предприятиям и организациям
для эффективного осуществления хозяйственной деятельности. Они обладают
стоимостью и способностью приносить организации экономические выгоды, т.
е. доход.
Отличительными признаками нематериальных активов являются:
отсутствие материально-вещественной (физической) формы;
длительный период использования - свыше 12 месяцев;
возможность идентификации, т. е. выделения из общей массы имущества
предприятия;
способность приносить организации доход.
Нематериальными активами являются не сами патенты, товарные знаки,
полезные модели, программы ЭВМ и др., а лишь права на их
использование.
Согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности РФ (п.55) к
нематериальным активам относят права, возникающие:
из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы,
искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и
др.;
из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные
достижения;
из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки
обслуживания или лицензионных договоров на их использование;
из прав на ноу-хау и др.
Кроме того, к нематериальным активам относятся права пользования
земельными участками, природными ресурсами, организационные расходы и цена
фирмы (деловая репутация).
Можно выделить следующие виды нематериальных активов:
- объекты интеллектуальной собственности;
- права пользования природными ресурсами;
- отложенные затраты;
- деловая репутация организации.
Объекты интеллектуальной собственности разделяют на два вида:
регулируемые патентным правом (объекты промышленной собственности) и
регулируемые авторским правом.
Правовое регулирование объектов промышленной собственности
осуществляется Патентным законом РФ от 23.09.92 г. за № 3517-1, Законом РФ
“О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест
происхождения товаров Российской Федерации” от 23.09.92 г. за № 3520-1, а
также подзаконными нормативными актами, регулирующими процедуру
оформления и регистрации объектов, размеры пошлин и иные вопросы.
Патентное право охраняет содержание произведения. Для охраны
изобретения, полезных моделей, промышленных образцов, фирменных
наименований, товарных знаков, знаков обслуживания необходима их
регистрация по установленной процедуре в соответствующих органах. Перечень
объектов, охраняемых патентным правом, исчерпывающий. К объектам,
регулируемым патентным правом относят:
- Изобретение, если оно является новым и промышленно применимо
(устройство, вещество, микроорганизм, культуры клеток растений и животных)
или является известным устройством, способом, веществом, но имеет новое
применение. Патент на изобретение выдается сроком до 20 лет и удостоверяет
приоритет изобретения, авторство, а также исключительное право на его
использование;
- Промышленный образец - художественно-конструкторское решение
изделия, определяющее его внешний вид. Отличительными признаками
патентоспособности промышленного образца являются его новизна,
оригинальность, и промышленная применимость. Патент на промышленный
образец выдается на срок до 10 лет и может быть продлен еще на срок до 5
лет;
- Полезная модель - конструктивное выполнение из составных
частей. Отличительные признаки полезной модели - новизна и промышленная
применимость;
- Товарный знак и знак обслуживания - обозначения, позволяющие
различать соответственно однородные товары и услуги разных юридических
или физических лиц;
- Наименование места происхождения товара - название географического
объекта, используемого для обозначения товара, особые свойства которого
исключительно или главным образом определяются характерными и (или)
людскими факторами.
Отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и
использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований
мест происхождения товаров регулирует Закон РФ от 23 сентября 1992 г.
№ 3520-1 “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест
происхождения товаров”.
Право на товарный знак охраняется законом.
Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и
распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование
другими лицами. Необходимым условием охраны товарного знака является его
государственная регистрация.
Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического лица, а
также физического лица, осуществляющего предпринимательскую
деятельность.
На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство на
товарный знак.
Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное
право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в
свидетельстве.
Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации
товарный знак без разрешения его владельца.
Необходимо отметить, что закон охраняет как использование товарного
знака в целом, так и какого-либо элемента в составе товарного знака.
Несанкционированное использование охраняемого элемента товарного знака
без элемента, не подлежащего правовой охране, является нарушением прав на
товарный знак.
- Фирменное наименование - индивидуальное название юридического
лица. Оно регистрируется при государственной регистрации юридического
лица и действует во время его существования.
Правовой формой использования фирменного наименования является
лицензионный договор;
- Ноу-хау - информация технического, организационного, служебного
или коммерческого характера, имеющая коммерческую ценность в связи с
неизвестностью ее третьим лицам. К этой информации нет свободного
доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к
охране ее конфиденциальности.
В отличие от других объектов промышленной собственности ноу-хау не
подлежит регистрации, а охраняется путем запрета на ее разглашение для
лиц, имеющих доступ к этой информации. По договору о передаче ноу-хау
передается само ноу-хау, а не право пользования им. Обязательными
элементами договора о передаче ноу-хау являются описание всех
признаков передаваемого объекта, меры по охране конфиденциальности и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|