|Страны |Стандартна|Сниженная |Страны |Стандартна|Сниженная |
| |я ставка |ставка (%)| |я ставка |ставка (%) |
| |(%) | | |(%) | |
|Австрия |20 |10 |Италия |19 |4; 9; 13 |
|Бельгия |20.5 |1; 6; 12 |Люксембург |15 |3; 6; 12 |
|Дания |25 | |Нидерланды |17.5 |6 |
|Финлянди|22 |6; 12 |Португалия |17 |5 |
|я | | | | | |
|Франция |18.6 |2.1; 5.5 |Испания |16 |4; 7 |
|Германия|15 |7 |Швеция |25 |12; 21 |
|Греция |18 |4; 8 |Великобритания|17.5 |8 |
|Ирландия|21 |2.5; 12.5 | | | |
Третий вид льгот - нулевая ставка - полностью освобождает производителя
от НДС. Одновременно производитель получает право на возмещение НДС,
уплаченного им при закупке сырья и материалов.
Таблица 3 показывает широкое распространение в странах ЕС льгот в виде
сниженной ставки. Нулевая ставка используется в таких странах ЕС, как
Великобритания, Италия, Бельгия, Швеция, Финляндия, Ирландия.
В целом данные таблицы свидетельствуют о наличии достаточно высоких
ставок НДС в странах ЕС. В некоторых из них (например, в Швеции, Финляндии,
Дании) эти ставки превышают максимальные ставки, рекомендуемые руководящими
органами ЕС (14-20% по основным группам товаров, при разрешении
использовать более низкие ставки для некоторых социально-значимых групп).
Это свидетельствует о незавершенности процесса унификации налогообложения в
странах ЕС даже в сфере косвенного обложения (по прямому налогообложению
межстрановые различия еще больше).
Что касается западноевропейских стран, не входящих в ЕС, то ставки НДС
в них весьма различны (в Норвегии до 1 января 1955 г. 22%, в последующий
период - 23%; в Швейцарии - 6.5%. Высокий уровень ставок НДС в странах ЕС
виден из сопоставлений со странами, ограничивающими использование косвенных
налогов вообще и НДС в частности. Так, например, в США, где НДС не
используется, ставка налога на продажи колеблется по штатам от 3 до 8.25%;
в Канаде ставка НДС составляет 7.5-8%, в Японии - 3%.
Фискальную роль современных налогов на потребление (с решающей долей
НДС) можно выявить на базе оценки доли этих налогов в общих налоговых
поступлениях. В целом по развитым странам налоги на потребление составляют
около 28% всех налоговых поступлений. Однако существуют большие
межстрановые колебания этого показателя (ниже 10% в США и Японии и около
15% в Канаде и Швейцарии, 40-50% в Португалии, Греции, Исландии, Ирландии).
Мы видим, что налоги на потребление играют незначительную фискальную роль в
США, Японии, Канаде и Швейцарии (группе стран с мощным общественным мнением
против косвенного налогообложения). В остальных странах эта роль достаточно
весома, по сути приближаясь к роли индивидуального подоходного налога
(кроме Франции и Греции).
Рассмотрим структуру поступлений и место налога на добавленную
стоимость в налоговых поступлениях в Государственный бюджет Украины.
Как видно из приведенной таблицы, часть налоговых поступлений из всех
доходов Государственного бюджета не имеет стабильного значения, но в
среднем колеблется вокруг 50%. В текущем году часть налоговых поступлений
составляет 54,4%.
Таблица 1.2
Структуру поступлений и место налога на добавленную стоимость в налоговых
поступлениях в Государственный бюджет Украины.
[pic] В то же время часть налога на добавленную стоимость в налоговых
поступлениях тоже находится в границах 50%. В текущем году она составляет
41,5%.
Исходя из приведенных данных можно сделать вывод, что налог на
добавленную стоимость есть одним из ведущих и наиболее прибыльных для
государства налогом. Так как налоговые поступления составляют
приблизительно половину доходов Государственного бюджета, а налог на
добавленную стоимость - половину налоговых поступлений, (рис 1 ) то
выходит, что налог на добавленную стоимость составляет приблизительно 25%
всех доходов Государственного бюджета Украины. (рис 2) Так своевременное и
в полном объеме взыскание налога на добавленную стоимость значительным
образом влияет вообще на доход бюджета.
[pic]
Рис. 1.1 Удельный вес НДС во всех налоговых поступлений в госбюджет
Украины
[pic]Рис. 1.2 Удельный вес НДС во всей доходной части госбюджета Украины за
2000 г.
Как видно из данных выполнения Государственного бюджета Украины из
поступлений налога на добавленную стоимость, ни в одном году план не был
выполненный. Фактические поступления за 10 месяцев 2000 года составили
4069114,93 тысячи гривен. Это означает что в конце 2000 года бюджет не
досчитался значительной суммы средств от поступлений налога на добавленную
стоимость.
[pic]
Рис.1.3 Динамика изменения доли НДС в налоговых поступленнях
госбюджета Украины по годам
1.3 Механизм начисления и уплаты НДС
Поясним механизм уплаты НДС и порядок взаимоотношений плательщиков и
бюджета на упрощенном примере (см. Приложение А). Выделим условную
технологическую цепочку, включающую производство сырья, деталей и
комплектующих, готовой продукции, а также движение этой продукции по
товаропроводящей сети, состоящей из предприятий оптовой и розничной
торговли и заканчивающейся конечным потребителем.
Конечный потребитель по закону не является плательщиком НДС, но в цене
товара, приобретенного им, содержится некая сумма налога на добавленную
стоимость НДС кн.
Каждое предприятие получает НДС от покупателя и в то же время уплачивает
НДС поставщику. В бюджет предприятие перечисляет разницу (?) между
полученными и уплаченными налогами.
На каждом этапе цепочки к стоимости приобретенного товара добавляется
новая стоимость, которая является объектом налогообложения, и величину ?i
можно рассматривать как налог на созданную на данном этапе добавленную
стоимость. Так, ?3 — это налог на добавленную стоимость, созданную на
предприятии, производящем готовую продукцию.
Стоящее в начале цепочки предприятие не имеет поставщика( или допустим,
что уплаченный НДС равен нулю), а потому полностью перечисляет в бюджет
полученный НДС.
Если просуммировать платежи в бюджет всех предприятий-плательщиков:
НДСбюд = S ?1 = (НДС1 - 0) + (НДС2 – НДС1) + (НДС3 – НДС2) + (НДС4 –
НДС3) + +(НДСкп – НДС4) = НДСкп, то получим, что в бюджет поступила сумма,
равная НДСкп , т. е. налог в рассматриваемой цепочке полностью оплачен
конечным потребителем, а суммы налога, перечисленные предприятиями-
плателыциками, — это только соответственным образом распределенная между
ними величина НДСкп.
Итак, НДС как одна из форм косвенных налогов попадает в бюджет от
граждан — физических лиц, но сами граждане его не вносят. Однако приобретая
товары, в цену которых уже включен этот налог, они являются его носителями,
хотя перечисляют НДС в бюджет не они, а продавцы соответствующих товаров.
НДС, как и вообще косвенные налоги, реально платят те, кто тратит свои
доходы. Косвенных налогов больше платят те, кто приобретает товаров на
большую сумму. Косвенные налоги — это налоги на расходы. Кто больше
расходует, тот больше и платит. [8]
1.4 Плательщики, объекты, база и ставки налога
Налог на добавленную стоимость представляет собой часть
новообразованной стоимости и является косвенным налогом, уплачиваемым в
Государственный бюджет на каждом этапе производства товаров, выполнения
работ, предоставления услуг.
Особенностью Закона о НДС является то, что его положения "вобрали" в
себя все операции воедино, в отличие от предыдущих периодов, в которых
почти каждая операция оговаривалась отдельным документом. Новый Закон
определяет плательщиков налога на добавленную стоимость, объекты, базу и
ставки налогообложения, перечень необлагаемых налогом и освобожденных от
налогообложения операций, особенности обложения налогом экспортных и
импортных операций, понятие налогового учета, налоговой накладной, порядок
учета, отчетности и внесения налога в бюджет.[1]
Плательщики налога. В отличие от предыдущих законодательных актов в
Законе появляется понятие "регистрация лиц в качестве плательщиков налога
на добавленную стоимость". Иными словами, если предприятие является
плательщиком налога на добавленную стоимость, то оно должно
зарегистрироваться в налоговом органе как плательщик НДС.
После регистрации лицам — плательщикам НДС выдается "Свидетельство о
регистрации" с присвоением индивидуального номера плательщика НДС.
Свидетельство о регистрации действует до даты его аннулирования, которое
происходит в случаях если:
• вновь созданный субъект предпринимательской деятельности по итогам
деятельности снимается с учета как плательщик НДС;
• зарегистрированное в качестве плательщика налога лицо прекращает
деятельность согласно решению о ликвидации такого плательщика налога.
Согласно статьи 2 Закона [1] которой плательщиком налога является:
• лицо, объем облагаемых налогом операций по продаже товаров (работ,
услуг) которого в течение какого-либо периода из последних двенадцати
календарных месяцев превышал 600 необлагаемых налогом минимумов доходов
граждан. На момент вступления в силу Закона не облагаемый налогом минимум
доходов граждан составлял 17 гривен, следовательно, объем, на основании
которого определяется принадлежность к плательщикам НДС, составляет 10200
гривен;
• лицо, ввозящее товары на таможенную территорию Украины или получающее
от нерезидента работы (услуги) для их использования или приобретения на
таможенной территории Украины. ,Имеется в виду "импортный" НДС,
уплачиваемый при ввозе (растамаживании) в Украину товаров. Этот "вид" НДС
начал свое существование в 1994 году. Рождению "импортного" НДС мы обязаны
статье 28 Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 1994 год".
Из года в год действие положений статьи 28 продлевалось. И только с вводом
в действие "нового" Закона о налоге на добавленную стоимость этот "вид"
налога занял свое законное место в законодательном акте, "перекочевав" из
бюджетного Закона. Что касается работ или услуг, выполненных или
предоставленных нерезидентом Украины, то стоимость таковых также включается
в объект налогообложения;
• лицо, осуществляющее деятельность по торговле за наличные средства,
независимо от объемов продаж. Это не касается физических лиц,
осуществляющих торговлю на условиях уплаты рыночного сбора. Объектами
налогообложения являются операции, связанные:
• с продажей товаров (работ, услуг) на таможенной территории Украины.
Под продажей товаров следует понимать любые операции, осуществляемые
согласно договорам купли-продажи, мены, поставки и другим гражданско-
правовым договорам, предусматривающим передачу прав собственности на такие
товары за компенсацию, а также операции по бесплатному предоставлению
товаров. К продаже не относятся операции по передаче товаров на условиях
комиссии (консигнации), поручения, хранения, аренды, других гражданско-
правовых договоров, не предусматривающих передачу права собственности на
такие товары другому лицу.
Под продажей услуг (работ) следует понимать любые операции гражданско-
правового характера по предоставлению услуг, работ, права на пользование
или распоряжение товарами или нематериальными активами, а также по
предоставлению любых иных, нежели товары, объектов собственности за
компенсацию, а также операции по бесплатному предоставлению работ (услуг).
В частности, к продаже услуг (работ) можно отнести предоставление права на
пользование или распоряжение товарами в рамках договоров аренды (лизинга),
продажу, лицензирование или другие способы передачи права на патент,
авторское право, торговый знак, другие объекты права интеллектуальной
собственности;
• с ввозом на территорию Украины товаров, получением работ (услуг),
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|