Результаты проверки, отраженные в текстовой части акта по финансовым и
другим показателям, вносятся в соответствующие таблицы - приложения к акту,
для сопоставления данных, представлявшихся плательщиком по этим
показателям, с данными, установленными в ходе проверки и выведения
отклонений. В отдельных таблицах - приложениях к акту приводится расчет
экономических санкций в случаях выявления сокрытия (занижения) объектов
налогообложения.
50.4. Обязательным при составлении акта проверки является описание в
нем:
- установленных фактов нарушения плательщиком конкретных предписаний
актов законодательства о налогах и предпринимательстве и предусматривающих
экономическую ответственность за данный вид нарушения;
- вины индивидуального предпринимателя, должностных лиц или иных
работников юридического лица в деяниях, повлекших экономическую
ответственность этого индивидуального предпринимателя или юридического
лица;
- определение объектов налогообложения в соответствии с методикой,
определенной законодательством и нормативными правовыми актами (нарастающим
итогом; помесячно; от даты совершения операции и т.д.).
При этом определение и указание в акте проверки формы вины (по умыслу
или по неосторожности) не входит в компетенцию налоговых органов.
Налогоплательщики, совершившие экономические правонарушения, несут
ответственность на основании актов законодательства, действующих во время и
по месту совершения правонарушения. Экономические санкции применяются к
плательщикам за правонарушения, совершенные по истечении 10 дней после
вступления в силу соответствующих актов законодательства.
50.5. В актах следует излагать только факты нарушений с указанием
пункта и статьи законодательных нормативных правовых актов, которые были
нарушены. В случаях, когда в ходе проверки возникают вопросы, подлежащие
методологическому разъяснению со стороны уполномоченных на это министерств
и иных органов государственного управления, то эти вопросы отражаются в
актах проверки, но по ним экономические санкции не применяются. В акте
проверки делается запись об обращении в министерства и ведомства за
соответствующими разъяснениями.
После получения письменного разъяснения по возникшему вопросу субъекту
предпринимательской деятельности направляется письмо с предложением о
внесении соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность,
представлении в инспекцию уточненных расчетов по налогам, устанавливается
срок для уплаты причитающихся платежей в бюджет и представления информации
об устранении допущенных нарушений либо с сообщением, что отраженный в акте
спорный вопрос не расценивается как нарушение согласно поступившему
методологическому разъяснению.
По истечении срока уплаты налогов, установленного инспекцией ГНК,
проводится проверка выполнения предложений налогового органа.
В случае невыполнения плательщиком предложений инспекции ГНК о внесении
в установленный ею срок соответствующих изменений в бухгалтерский учет и
отчетность и непредставлении налогоплательщиком уточненных расчетов по
налогам и неналоговым платежам к нему применяются экономические санкции в
установленном законодательством порядке.
50.6. В случаях, когда выявленное нарушение может быть сокрыто или по
выявленным фактам необходимо принять срочные меры к их устранению и
привлечению к ответственности виновных должностных лиц, индивидуального
предпринимателя, не ожидая окончания проверки, составляется отдельный
(промежуточный) акт по выявленным нарушениям. Промежуточный акт
подписывается проверяющим, налогоплательщиком или его представителями, а
также лицами, причастными к выявленным нарушениям, от которых в
обязательном порядке истребуются письменные объяснения.
Один экземпляр акта передается налогоплательщику. Факты, изложенные в
промежуточном акте, включаются в общий (итоговый) акт проверки.
50.7. Согласно пункту 8 статьи 8 Закона Республики Беларусь "О
государственной налоговой инспекции Республики Беларусь" должностные лица
налоговой инспекции имеют право требовать от налогоплательщика или его
представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и
предпринимательстве, а также контролировать выполнение таких требований.
Все требования излагаются в предложениях, прилагаемых к акту проверки,
с указанием сумм экономических санкций, пени и налогов, подлежащих
зачислению в бюджет, номеров счетов, куда подлежат перечислению указанные
суммы.
При необходимости вносятся и другие предложения, направленные на
недопущение в дальнейшем налоговых нарушений. Предложения подписываются
проверяющими с ознакомлением под роспись налогоплательщика или его
представителей.
Вручение акта выездной налоговой проверки
налогоплательщику или его представителям
51. Акты подписываются проверяющими и налогоплательщиком (его
представителями). Подписание акта проверки производится, как правило, в
помещении налогового органа, должностные лица которого производили
проверку.
В случае отказа от подписания акта проверки в нем делается
соответствующая запись. При наличии возражений по акту проверки
налогоплательщик вправе не позднее 5 дней со дня подписания (отказа от
подписи) представить в налоговый орган письменные возражения по содержанию
акта.
Проверяющие вправе потребовать также письменные объяснения должностных
лиц юридического лица (индивидуального предпринимателя) и лиц,
непосредственно виновных в установленных проверкой нарушениях. Данные
объяснения и замечания прилагаются к акту выездной налоговой проверки.
52. В случае неявки представителя налогоплательщика или индивидуального
предпринимателя в налоговый орган для подписания акта проверки должны быть
приняты меры для вручения акта проверки в офисе плательщика. При этом
вручение акта производится не менее чем двумя должностными лицами
налогового органа. При отсутствии у плательщика офиса вручение акта
проверки производится по месту жительства руководителя или бухгалтера
предприятия (индивидуального предпринимателя) непосредственно работниками
налогового органа или заказным почтовым отправлением с уведомлением о
вручении.
53. Днем составления акта проверки считается день подписания акта
проверяющими и налогоплательщиком при условии, что налогоплательщик или его
представители не уклонялись от подписания акта проверки, либо день вручения
(направления заказной почтой с уведомлением) акта проверки
налогоплательщику (его представителям) для ознакомления и подписания, о чем
делается соответствующая запись на первом экземпляре акта.
Порядок изъятия документов
54. В случае принятия решения об изъятии документов, свидетельствующих
о занижении (сокрытии) плательщиком объектов налогообложения, составляется
акт - опись изъятия документов, подтверждающих факты нарушения налогового
законодательства, по форме согласно приложению 14 к настоящему Положению.
В акте подлежит отражению, кем, когда и по каким основаниям произведено
изъятие документов, наименование изъятых документов (при необходимости
дается более полная характеристика изымаемого документа - дата составления,
номер, кем выдан, количество листов и другие данные по усмотрению
должностного лица, производящего изъятие документов, которые позволили бы в
дальнейшем точно идентифицировать изъятый документ и его принадлежность к
финансово - хозяйственным операциям, совершавшимся налогоплательщиком).
В обязательном порядке налоговый орган, должностные лица которого
произвели изъятие документов, обязан предоставить возможность плательщику
для снятия ксерокопий изымаемых документов, которые должны быть помещены в
дела вместо изъятых оригиналов документов, о чем делается отметка в акте -
описи изъятия документов.
Акт - опись изъятия документов составляется в трех экземплярах и
подписывается лицом, производившим изъятие, и налогоплательщиком или его
представителями. В случае отказа налогоплательщика или его представителей
от подписания акта - описи изъятия документов в нем делается
соответствующая запись.
Первый экземпляр акта приобщается к акту проверки, второй экземпляр
передается плательщику, третий - приобщается к акту - описи изъятия
документов на списание бланков строгой отчетности и хранится в налоговом
органе.
IV. РЕЙДОВАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА
Общие требования по подготовке и проведению рейдовых
проверок
55. Рейдовая проверка является одним из методов осуществления контроля
налоговых органов за субъектами предпринимательской деятельности и
физическими лицами в части хозяйственной деятельности, непосредственно
связанной с приемом наличных денежных средств при реализации товаров,
продукции, оказании услуг и выполнением работ. Путем рейдовой проверки
осуществляется контроль за соблюдением законодательства о налогах и
предпринимательстве в данный момент и в данном месте.
56. Основными задачами, решаемыми налоговыми органами в ходе рейдовой
проверки, являются:
56.1. контроль за соблюдением субъектами предпринимательской
деятельности и физическими лицами требований законодательства о налогах и
предпринимательстве;
56.2. соблюдение установленного порядка приема наличных денежных
средств, кассовой дисциплины, а также хранения товаров в пунктах
реализации;
56.3. соблюдение установленного порядка хранения (как вида
деятельности), перевозки и реализации алкогольных и табачных изделий;
56.4. контроль за соблюдением установленного порядка проведения
дилинговых операций;
56.5. полнота уплаты фиксированных сумм налога на прибыль и твердых
сумм подоходного налога;
56.6. выявление физических лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без государственной регистрации и/ или постановки на налоговый
учет;
56.7. контроль за движением сырья (материалов), продукции и товаров как
на производстве, так и складах, а также в местах реализации продукции
(товаров, работ, услуг) путем проведения полной или частичной
инвентаризации в целях получения информации, необходимой для проведения
выездных налоговых проверок;
56.8. обеспечение полноты отражения в учете получаемых субъектами
предпринимательской деятельности доходов при реализации продукции (товаров,
работ, услуг);
56.9. другие вопросы в пределах компетенции налоговых органов.
57. Рейдовые проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые
рейдовые проверки проводятся по ежемесячно составляемым графикам.
Рейдовые проверки, проводимые вне заранее составленных графиков и в
целях проверки сведений о совершаемых нарушениях законодательства о налогах
и предпринимательстве, являются внеплановыми.
Независимо от характера проводимой рейдовой проверки с должностными
лицами налоговых органов, привлеченных к проведению проверки, проводится
инструктаж, определяются число и состав групп, их маршрут, объекты
проверки, время начала проверки, назначаются старшие групп, в необходимых
случаях согласовывается участие в рейде работников территориальных
подразделений МВД, ГАИ, ГКФР. В случае проведения внеплановой рейдовой
проверки об объекте проверки и маршруте группы ставится в известность
только старший группы с проведением комплекса контрольных мероприятий по
специальному плану рейдовой проверки, утвержденному Государственным
налоговым комитетом.
При этом начальник отдела, осуществляющий инструктаж, а также
назначенные старшие групп обязаны убедиться в обеспеченности лиц,
направляемых для проведения проверки, бланками актов проверок, протоколами,
инвентаризационными описями, памятками для проверяющих, а также другими
документами, необходимыми для качественного проведения рейдовых проверок,
автотранспортом и мобильными средствами связи.
Рейдовая проверка может осуществляться как в пределах одного субъекта
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|