Правительства Республики Беларусь, 1997 г., N 22, ст.786; Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 23, 1/182; N 50,
1/451).
22. Восстановление бухгалтерского учета проводится путем получения
налогоплательщиком надлежаще заверенных копий первичных документов у других
субъектов предпринимательской деятельности, с которыми производились
хозяйственные операции, у обслуживающего банка и других учреждений и
организаций, с последующей их систематизацией и отражением в регистрах
аналитического и синтетического учета.
23. В случае невыполнения плательщиком предложений налогового органа о
восстановлении бухгалтерского учета проверка правильности исчисления,
полноты и своевременности уплаты налогов после истечения установленного
срока возобновляется и осуществляется с применением расчетного метода
определения объектов налогообложения, с использованием следующих вариантов
контрольных действий по установлению объектов налогообложения:
23.1. Вариант 1. Методом восстановления учета в ходе проверки:
- выручка от реализации продукции и затраты (издержки обращения)
определяются на основании сведений банка о движении денежных средств по
расчетным и другим счетам (валютным, депозитным, трастовым, ссудным и
другим) плательщика, а также сведений, полученных от таможенных органов об
отгрузке продукции за пределы республики и о стоимости приобретенного за
пределами республики товара, других документов (в случае, если в результате
принятых мер не представилось возможным обнаружить указанный товар или его
остатки в местах хранения);
- данные по внереализационным доходам и расходам принимаются в суммах,
отраженных в выписках банка по счетам субъекта предпринимательской
деятельности и иным имеющимся документам;
- фонд оплаты труда определяется на основании выписок банка или чеков
банка, выписанных на получение наличных денежных средств, либо на основании
опроса лиц, получавших заработную плату;
- при утрате субъектом предпринимательской деятельности документов,
подтверждающих прием наличных денег при помощи кассового аппарата, отрывных
талонов или приходных кассовых ордеров, исчисление выручки осуществляется
по кассовой книге субъекта предпринимательской деятельности и снятым
показаниям контрольного счетчика кассового аппарата, а также по другим
документам, свидетельствующим о реализации продукции, движении товарно -
материальных ценностей;
- объектами налогообложения являются:
выручка, определенная по суммам, поступившим на счета плательщика, а
также по стоимости продукции (товаров, услуг), отпущенной за пределы
республики и/или ввезенной из-за пределов республики;
фонд оплаты труда;
добавленная стоимость, определенная путем уменьшения выручки на
документально подтвержденные плательщиком или проведенные встречными
проверками материальные затраты, уплаченные налоги (сборы);
прибыль (доход), определенная как разница между выручкой и
документально подтвержденными плательщиком или проведенными встречными
проверками расходами, связанными с осуществлением плательщиком коммерческой
деятельности, суммами налогов, исчисляемыми от выручки и относимыми на
себестоимость, суммой налога на добавленную стоимость, с увеличением
(уменьшением) на сальдо по внереализационным операциям.
23.2. Вариант 2. Методом расчета чистой выручки плательщика на
основании материалов встречных проверок:
- проведением встречных проверок заказчиков (клиентов) проверяемого
налогоплательщика, перечислявших денежные средства на его счета,
устанавливается сумма вознаграждения, причитавшегося плательщику за
выполнение работ (оказание услуг);
- на основании полученных от клиентов сведений рассчитывается удельный
вес (в процентах) причитавшегося вознаграждения к общей сумме,
перечисленной заказчиком (клиентом) на счет проверяемого плательщика;
- полученный удельный вес чистой выручки (определенный в среднем по
материалам нескольких встречных проверок) применяется к общей сумме
средств, зачислявшихся на счета плательщика по периодам, установленным для
представления налоговых расчетов по НДС и налогу на прибыль;
- данные по внереализационным доходам и расходам принимаются в суммах,
отраженных в выписках банка по счетам субъекта предпринимательской
деятельности и иным имеющимся документам;
- фонд оплаты труда определяется на основании выписок банка или чеков
банка, выписанных на получение наличных денежных средств, либо на основании
опроса лиц, получавших заработную плату;
- объектами налогообложения являются:
выручка, определенная по удельному весу вознаграждения, причитавшегося
плательщику к суммам, поступившим на счета плательщика, а также по
стоимости продукции (товаров, услуг), отпущенной за пределы республики
и/или ввезенной из-за пределов республики;
фонд оплаты труда;
добавленная стоимость, определенная путем уменьшения выручки на
документально подтвержденные плательщиком или проведенные встречными
проверками материальные затраты, а также уплаченные налоги (сборы);
прибыль (доход), определенная как разница между выручкой и
документально подтвержденными плательщиком или проведенными встречными
проверками расходами, связанными с осуществлением плательщиком коммерческой
деятельности, суммами налогов, исчисляемыми от выручки и относимыми на
себестоимость, суммой налога на добавленную стоимость, с увеличением
(уменьшением) на сальдо по внереализационным операциям.
23.3. Вариант 3. Определение выручки согласно нормам, выведенным на
основании сведений плательщиков, занимающихся аналогичными видами
деятельности:
- на территории района (города, области) определяется плательщик,
занимающийся аналогичным видом деятельности, у которого не истек годичный
срок с даты завершения последней налоговой проверки;
- по налоговым расчетам данного плательщика определяется удельный вес
добавленной стоимости и прибыли к полученной выручке, что фиксируется
расчетом, заверяемым подписями проверяющих и представителей
налогоплательщика;
- по выведенным нормам определяются добавленная стоимость и прибыль,
подлежащая налогообложению;
- фонд оплаты труда определяется на основании чеков банка, выписанных
на получение наличных денежных средств, либо на основании опроса лиц,
получавших заработную плату;
- объектами налогообложения являются:
выручка, определенная по суммам, поступившим на счета плательщика, а
также по стоимости продукции (товаров, услуг), отпущенной за пределы
республики и/или ввезенной из-за пределов республики;
фонд оплаты труда;
добавленная стоимость, определенная согласно выведенным нормам;
прибыль (доход), определенная как разница между выручкой и
документально подтвержденными плательщиком или проведенными встречными
проверками расходами, связанными с осуществлением плательщиком коммерческой
деятельности, суммами налогов, исчисляемыми от выручки и относимыми на
себестоимость, суммой налога на добавленную стоимость, с увеличением
(уменьшением) на сальдо по внереализационным операциям.
24. Вариант применения расчетного метода определения объектов
налогообложения определяется проверяющим.
Если плательщиком в период проведения проверки представлены документы,
подтверждающие факт приобретения товаров (на основании копий накладных),
проверяющим устанавливается достоверность представленных документов путем
проведения встречных проверок и принимаются расходы с учетом полученных
результатов.
Исчисленные проверяющими выручка, себестоимость реализованной продукции
(товаров, работ и услуг), прибыль (доход), а также другие объекты
налогообложения сравниваются с данными, отраженными в расчетах,
представлявшихся налогоплательщиком в налоговые органы.
Пресекательный (ограничительный) срок для представления
налогоплательщиком восстановленных документов бухгалтерского учета либо
дополнительных документов законодательством не установлен. У инспекций ГНК
и их должностных лиц отсутствуют основания для отказа в приеме таких
документов. Достоверность дополнительно представленных документов
производится проверяющим в порядке, установленном настоящим Положением.
Изменения в акт предыдущей проверки производятся либо путем составления
нового акта проверки с отменой решений инспекции ГНК по предыдущему акту
проверки, либо путем составления заключения к акту проверки, уточняющему
результаты проверки с учетом дополнительно представленных документов.
Возврат излишне взысканных сумм по результатам проверки производится в
порядке, определенном пунктом 3 статьи 10 Закона Республики Беларусь "О
налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь".
Порядок привлечения к проверке специалистов и
использования их заключений при подведении результатов
проверки
25. Для проведения контрольного обмера объемов выполненных работ,
взвешивания и обмера сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий,
контрольного запуска сырья и материалов в производство, контрольного
анализа сырья, материалов и готовой продукции (в целях установления
действительных расходов сырья и материалов, правильности списания на
производство сырья и материалов, а также установления норм их расходов,
сопоставления фактических и заправочных данных) проверяющие вправе
привлекать специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками и не
заинтересованного в результатах проверки.
Налоговые органы имеют право привлекать специалистов и экспертов для
оказания содействия в проведении налоговых проверок при:
- выявлении отклонений в процессе сопоставления записей, документов и
фактических данных по одним операциям с записями, документами и
фактическими данными по связанным с ними другим операциям;
- выявлении отклонений экономических показателей проверяемого
предприятия с предприятиями аналогичных отраслей;
- отсутствии на проверяемом предприятии разработанных в законодательном
порядке норм расхода сырья и материалов.
26. Налоговый орган, проводящий проверку, направляет письмо в
компетентный орган с просьбой о направлении необходимого специалиста для
участия в проверке или же о проведении экспертизы количества и качества
сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, оказанных услуг и
выполненных работ, для проверки фактических затрат сырья и материалов,
состояния зданий и сооружений, для контрольных обмеров объемов ремонтно -
строительных работ и определения их качества.
Экспертиза проводится на основании договора между инспекцией ГНК и
органом, выполняющим экспертизу, в котором должны быть предусмотрены:
- сроки выполнения экспертизы;
- виды и характер проводимой экспертизы;
- стоимость экспертиз и порядок возмещения расходов, связанных с
проведением экспертизы;
- фамилии, имена, отчества специалистов, проводящих экспертизу.
По результатам выполненной экспертизы специалистами, проводившими
экспертизу, составляется заключение. Заключение со всеми материалами
направляется в налоговый орган, проводящий проверку для приобщения к акту
проверки. При установлении экспертами фактов нарушений в акте проверки на
основании экспертного заключения выводится сумма завышенных расходов,
отнесенных на себестоимость продукции (работ, услуг), сумма заниженных
налогов и сборов. К акту проверки прилагаются заключение и все производимые
на основании экспертного заключения расчеты, объяснения виновных
должностных и материально ответственных лиц.
Оплата за проведение экспертизы осуществляется налоговыми органами за
счет средств проверяемого налогоплательщика или за счет средств
государственного бюджета, если вина этого налогоплательщика не установлена.
Контрольный запуск сырья в производство
27. Производственное предприятие, занимающееся выпуском продукции
(запасных частей, деталей, продукции производственного характера, бытового
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|