Транспортно-заготовительные расходы – это: все расходы на приобретение
материалов, кроме их договорной стоимости. Транспортно-заготовительные
расходы учитываются по видам материалов на тех же счетах и субсчетах, что и
материалы. Ежемесячно бухгалтерия рассчитывает суммы и % транспортно-
заготовительных расходов ко всему объему материальных ценностей данной
группы. Это необходимо для расчета сумм транспортно-заготовительных
расходов, подлежащих к списанию на израсходованные в отчетном месяце
материалы. Суммы транспортно-заготовительных расходов на выбывшие
израсходованные материальные ценности списываются на те же счета, что и
материалы по договорным ценам.
IX. Инвентаризация материалов.
По положению в «бухгалтерском учете и отчетности» предприятия обязаны
проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей. Она должна быть
проведена в следующих случаях:
1) не менее одного раза в год по состоянию на 1 октября отчетного года
- с целью объективного отражения состояния этих средств в годовой
отчетности;
2) при смене материально ответственных лиц и при стихийных бедствиях;
3) в случае расхождения между данными бухгалтерского и складского
учета.
Инвентаризация может быть сплошная и выборочная, а также плановая и
внезапная. Организует инвентаризацию руководитель предприятия или его
заместитель, или главный бухгалтер. Создается комиссия приказом
руководителя предприятия . бухгалтер составляет инвентаризационную опись
товарно-материальных ценностей по складам. Расхождения оформляются
сличительными ведомостями и оцениваются по фактической себестоимости.
Излишки приходуются, недостача списывается на счет №84 «Недостачи и потери
от порчи ценностей» с уменьшением стоимости и количества их по счетам
материальных ценностей. Недостача в нормах естественной убыли относится на
издержки производства в дебет 25, 26 счетов и кредит 84 счета. Потери от
стихийных бедствий относятся на результат хозяйственной деятельности
предприятия (дебет счета №80, кредит счета №10).
Тема V. Учет основных средств.
План.
I. Экономическая характеристика основных средств. Задачи их учета и
понятие долгосрочных инвестиций.
II. Классификация и оценка основных средств.
III. Документальное оформление и аналитический учет поступления и выбытия
основных средств.
IV. Учет износа основных средств.
V. Учет затрат на ремонт основных средств.
VI. Учет арендованных основных средств.
VII. Учет перевода основных средств в МБП.
VIII. Инвентаризация и форма отчетности по основным средствам.
I. Экономическая характеристика основных средств.
Отличительная особенность основных средств – участвуя в ряде
производственных циклов, они не входят вещественно в содержание продукта
труда и сохраняют свою стоимость, натуральную форму и потребительские
свойства. в результате этого, основные средства участвуют в
производственном процессе многократно, а свою стоимость переносят на
готовую продукцию частями по мере изнашивания в форме амортизационных
отчислений.
Этот особый характер участия основных средств в производственном
процессе оказывает влияние на процесс их воспроизводства, которое носит
длительный и постепенный характер. При этом простое воспроизводство
основных средств осуществляется из выручки от реализации продукции, работ и
услуг, то есть вместе с выручкой производителю возвращаются сделанные им
амортизационные отчисления, которые вошли в себестоимость продукции.
Расширенное воспроизводство основных средств осуществляется либо
непосредственно из прибыли, либо из специальных фондов, формируемых из
прибыли, либо за счет целевого финансирования: (для бюджетных организаций).
В случае недостачи собственных средств, то есть прибыли предприятия, можно
воспользоваться кредитами или займами, которые в конечном итоге будут
погашены из прибыли. Эта специфика воспроизводства основных средств
обуславливает формирование особого хозяйственного процесса, который
называется капитальные вложения.
Важнейшим нормативным документом, носящим методологический характер
является «положение о бухгалтерском учете долгосрочных инвестиций», которое
введено с 1.01.94. Введено оно взамен ранее существовавших основных
положений по учету капитальных вложений от 12.12.86. В связи с расширением
возможности вложения капитала, в условиях перехода к рыночной экономике
традиционный термин отечественной экономики «капитальные вложения» меняется
на новый – «долгосрочные инвестиции», который охватывает более широкий
спектр вложений во внеоборотные активы. В новом положении приводятся
определения нового объекта бухгалтерского учета долгосрочных инвестиций».
Долгосрочные инвестиции – затраты на создание, увеличение размеров, а
также приобретения внеоборотных активов длительного пользования (свыше
одного года), не предназначенных для продажи, за исключением: долгосрочных
финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги других
предприятий и в уставный капитал других предприятий.
Долгосрочные инвестиции связаны с:
1) осуществлением капитального строительства в форме нового
строительства, реконструкции, расширения и технического
перевооружения действующих предприятий;
2) приобретением объектов основных средств;
3) приобретением земельных участков;
4) приобретением и созданием нематериальных активов.
Все указанные затраты нельзя относить к издержкам текущего периода.
Бухгалтерский учет этих затрат ведется на синтетическом счете 08
«Капитальные вложения» и в зависимости от вида затрат на этом счете
открываются отдельные субсчета.
Основные средства являются одним из элементов внеоборотных активов и
представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей,
используемых в качестве средств труда и действующих в натуральной форме в
течение длительного периода.
Основные средства определяют производственную мощность предприятия.
Под воздействием внешних условий и с течением времени основные средства
изнашиваются и постепенно, по мере изнашивания переносят свою стоимость на
конечный результат. В течение нормального срока службы по установленным
нормам на основные средства начисляются амортизационные отчисления. В
соответствии с положением «о бухгалтерском учете и отчетности» каждое
предприятие имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться основными
средствами, а именно:
- безвозмездно передать их другому предприятию;
- обменивать;
- сдавать в аренду;
- продать юридическим или физическим лицам;
- списывать с баланса пришедшие в негодность или морально устаревшие
основные средства.
Задачами учета основных средств являются:
1) контроль за сохранностью и наличием основных средств;
2) правильное документальное оформление и своевременное отражение в
учете их поступления и выбытия;
3) правильное исчисление износа для включения в себестоимость
продукции, работ и услуг;
4) контроль за показателями эффективного использования основных
средств;
5) определение финансового результата от списания и выбытия основных
средств.
II. Классификация и оценка основных средств.
Все основные средства по их видам подразделяются на следующие группы:
1) здания;
2) сооружения;
3) передаточные устройства;
4) машины и оборудование:
- силовые машины и оборудование;
- рабочие машины и оборудование;
- измерительные и регулирующие предметы, устройства и
лабораторное оборудование;
- вычислительная техника;
- прочие.
5) транспортные средства;
6) инструмент;
7) производственный инвентарь и принадлежности;
8) хозяйственный инвентарь;
9) рабочий и продуктивный скот;
10) многолетние насаждения;
11) капитальные затраты на улучшение ....;
12) прочие основные фонды.
В зависимости от назначения в производственно – хозяйственной деятельности
основные средства подразделяются на:
1. Производственные.
2. Непроизводственные, которые не участвуют в процессе производства, а
используются для культурно-бытовых нужд работников (клубы,
профилактории, д/сады).
Для обеспечения основных средств отраслям предусмотрена классификация всех
отраслей:
По степени использования в производственно-хозяйственной деятельности
основные средства подразделяются:
1) основные средства, находящиеся в запасе;
2) находящиеся на консервации;
3) находящиеся в эксплуатации;
4) находящиеся в аренде.
Это деление необходимо для разного начисления износа. На средства,
находящиеся в запасе и эксплуатации начисляется амортизация на полное
восстановление. На средства, находящиеся на консервации, а также в аренде –
износ не начисляется.
По принадлежности основные средства разделяются на:
1) собственные (числятся на балансе предприятия);
2) арендованные (числятся на забалансовом счете).
Оценка основных средств.
Основные средства подлежат стоимостной оценке и отражению в
бухгалтерском учете:
1) по первоначальной стоимости;
2) по восстановительной стоимости;
3) по остаточной стоимости.
В зависимости от источников поступления основных средств под их
первоначальной стоимостью понимается:
1) Стоимость внесенная учредителями основных средств в счет вклада в
уставный капитал – определяется по согласованию сторон;
2) Стоимость изготовленных на самом предприятии, а также купленных им
у других предприятий или имущественных лиц основных средств –
определяется в сумме фактических затрат.
3) Стоимость безвозмездно полученных основных средств – определяется
экспертным путем или по данным документов приемки-продажи.
4) Сооруженные основные средства подрядным способом, определяется по
сметной стоимости работ.
Восстановительная стоимость основных средств – отражает воспроизводство
основных средств, то есть приобретение или строительство аналогичных
объектов в реальных условиях в связи с изменением уровня цен. Изменения
первоначальной стоимости на восстановительную допускается лишь в случае
переоценки в соответствии с решениями правительства. Первоначальная или
восстановительная стоимость основных средств принимается на баланс.
Остаточная стоимость основных средств – разница между первоначальной
стоимостью и начисленным износом на определенную дату.
III. Документальное оформление и аналитический учет поступления и
выбытия основных средств.
Учет основных средств на всех предприятиях организуется по
классификационной группе в разрезе инвентарных объектов.
Инвентарным объектом - считается отдельный, конструктивно обособленный
объект или комплекс объектов, выполняющих определенную функцию. Каждому
инвентарному объекту присваивается свой номер, который указывается в
маркировочном жетоне или наносится краской. Первая цифра в этом номере
должна соответствовать порядковому номеру классификации. Далее идет
порядковый номер инвентарного объекта на данном предприятии. Этот номер
присваивается раз и навсегда и другому объекту он не присваивается.
Методология учета основных средств рассматривает три группы вопросов:
1) по поступлению основных средств;
2) по использованию основных средств и начислению на них износа;
3) по выбытию основных средств.
Поступление основных средств оформляется актом приемки-передачи основных
средств (ОС-1), который выписывается на основании накладной. Акт
составляется на каждый объект. К нему прилагается техническая документация,
которая после открытия бухгалтерией инвентарной карточки передается в
службы технической эксплуатации.
Акт приемки-передачи оформляется передающей и принимающей стороной.
Реквизитами акта являются:
- наименование объекта;
- дата выпуска;
- дата начала эксплуатации;
- первоначальная стоимость;
- восстановительная стоимость в случае переоценки основных средств;
- сумма начисления износа.
Инвентарная карта составляется по форме ОС-6. Она обеспечивает
аналитический учет основных средств. Синтетический учет поступления
основных средств ведется по дебету счета №01 «Основные средства». Если это
малое предприятие и на нем имеется небольшое количество основных средств,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|